Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В




Скачать 37,09 Kb.
НазваниеПрограмма коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В
Дата04.02.2016
Размер37,09 Kb.
ТипПрограмма


МОУ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД «ЛОМОНОСОВ»


ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА ОБЩЕГО ТИПА


УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ГОРБЕНКО Н.В.


ЖУКОВСКИЙ 2010


ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.


Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Правильно организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада требуют всестороннего обследования их речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения.

При изучении детей дошкольного возраста должны быть учтены следующие принципы: онтогенетический, этиопатогенетический (учет симптоматики речевой аномалии), деятельностный (учет ведущей возрастной деятельности), взаимосвязь речевого и общего психического развития.

В процессе изучения логопед должен выявить объем речевых навыков у ребенка с речевой аномалией, сопоставить его с возрастными нормативами, а также с уровнем психического развития, определить соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой активности и других видов психической деятельности.

При выявлении речевых дефектов необходимо проанализировать взаимодействие между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. Не менее важно также определить соотношение развития экспрессивной и импрессивной речи ребенка, выявить компенсаторную роль сохранных звеньев речевой функции, сопоставить уровень развития языковых средств с их активным использованием в речевом общении. В связи с этим выделяются несколько этапов обследования ребенка.

  1. Ориентировочный этап, на котором проводится целенаправленный опрос родителей, изучение специальной документации и беседы с ребенком. На основании полученных данных предварительно определяется речевой дефект.

  2. Дифференцированный этап, включающий обследование интеллекта и слуха с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, где ведущим является нарушение слуха и интеллекта.

  3. Этап обследования неречевых процессов, тесно связанных с речевым развитием.

  4. Тщательное обследование компонентов языковой системы, в итоге которого обосновывается логопедическое заключение.

  5. Заключительный, уточняющий этап включает в себя динамическое наблюдение за ребенком в условиях специального обучения и воспитания.


МЕТОДИКА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ


Преодоление ОНР у детей осуществляется в специальном детском саду для детей с речевыми нарушениями или в специализированных логопедических группах в детских садах общего типа путем использования поэтапной системы формирования речи. Коррекционная система обучения и воспитания детей с ОНР 5-7 лет разработана в лаборатории НИИ дефектологии и на кафедре логопедии МГЗПИ. В основу ее положены следующие принципы:

- раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных нарушений;

- развития речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме). При этом предполагается анализ объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребенка, выявление ведущего речевого дефекта и обусловленных им недостатков психического развития;

- взаимосвязного формирования фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и их взаимоподготовка). Коррекция нарушений произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической системы словообразования и словоизменения;

- дифференцированного подхода в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;

- связи речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психологических процессов. Выявление этих связей лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей с ОНР, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции их речевой деятельности.

Коррекционная работа, рассчитанная на 2 года, обеспечивает овладение детьми самостоятельной связной, грамматически правильной речью, фонетической системой родного языка, а также элементами грамоты, что формирует готовность к обучению детей в общеобразовательной школе.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры, фонематического слуха и восприятия);

- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

- развитие навыков связной речи.


СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

(первый год обучения)


В первые две недели пребывания ребенка в группе проводится логопедическое обследование.

Основная его цель состоит в следующем:

- изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье и в дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов;

- выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисование, конструирование, элементы труда) и оценить соответствие с возрастными нормативами (совместно с воспитателем);

- выявить характерные особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребенка;

- оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического ее оформления;

- определить степень овладения компонентами языковой системы.

Непосредственному обследованию самого ребенка предшествует беседа с родителями.

Одним из обязательных условий формирования правильной и внятной речи является воспитание активного произвольного внимания к речи. Важно с первых занятий приучить детей вслушиваться в обращенную речь, различать и воспроизводить отдельные ее компоненты, доступные для детей, удерживать в памяти принятый на слух материал, уметь слышать ошибки в чужой и собственной речи.

На индивидуальных занятиях ведется работа по формированию правильного звукопроизношения, где в том числе проводится серия специальных упражнений по преодолению затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры.

Весь звуко-слоговой материал подбирается только с учетом правильно произносимых звуков. Это обусловлено тем, что выдерживается методическое требование: усложнение новой слоговой структуры осуществляется только на базе четко отработанных звуков.

Постепенно по мере усвоения детьми звуков включается лексический материал с использованием знакомого словаря и грамматических конструкций.

Дети составляют простые предложения (по картине, по демонстрации действий, по вопросам), а затем их объединяют в короткий рассказ. Например: Дети дома. Они помогают маме. Таня подметает комнату, Соня моет окно.

Одновременно на логопедических занятиях проводятся упражнения по развитию фонематического восприятия: детей учат слышать звук в ряду других звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов, определять наличие звука в слове. Все это подготавливает детей к умению выделять ударный гласный в начале слова (Аня, утка), запоминать и воспроизводить сочетания из 2-3 гласных звуков (ауи), определять количество произнесенных звуков и их последовательность в слове (какой по порядку: первый, второй, третий?). Далее задания усложняются: выделить первый согласный звук в слове, отобрать картинки с заданным звуком, придумать слова на заданный звук и т.д. В процессе занятий логопед пользуется терминами «звук-слово».

На занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка необходимо создать достаточный запас словарных образов, сложившихся на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Основная цель этих занятий – обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.

Формирование грамматической правильности речи происходит на основе предварительно усвоенного материала по лексике и фонетике. Оно начинается с упражнений по различению и сопоставлению форм слов. Детей необходимо научить вслушиваться в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и то же слова. Опыт показывает, что сравнение начальной и косвенной формы подготавливает детей к правильному использованию этих форм в речи.

На занятиях отрабатываются падежные формы, наиболее употребительные в разговорной речи. Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основой для формирования разных типов предложений.

На этапе совершенствования лексических и грамматических средств языка следует придерживаться следующего методического правила: новая лексика употребляется в усвоенных грамматических формах, новые грамматические формы изучаются на базе отработанной лексики.

Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями.

Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картины и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в связный рассказ.

Методика работы над связным высказыванием качественно отличается от обычной работы детского сада общего типа. Это, прежде всего: поэтапность преподавания речевого материала; активизация словаря, отбор из всего пройденного материала именно той лексики, которая более всего соответствует избранной тематике; ориентировка на выражение главной мысли и установление межфразовой связи. Последовательность и дробность в работе над рассказом обуславливает необходимость детального оречевления действий, их демонстрации по сюжетной картине.


ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (СПИСОК ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ) ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь)


  1. Лексические темы: «Детский сад», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Сад-огород», «Лес. Грибы, ягоды, деревья», «Перелетные птицы», «Одежда», «Обувь. Одежда. Головные уборы».

  2. Формирование словаря и грамматического строя:

- развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, понимание обобщающего значения слов, подготовка к овладению диалогической, фразовой речью;

- практическое усвоение простых способов словообразования: использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с разными приставками;

- усвоение некоторых форм словоизменения: согласование имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже, согласование количественных числительных с именами существительными, именительный, родительный и винительный падежи имен существительных в единственном и множественном числе, глаголы 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени, глаголы прошедшего времени единственного числа мужского и женского рода;

- усвоение притяжательных местоимений «мой, моя, мое, мои»;

- усвоение понятий «предмет», «действие», «живые и неживые предметы», «слово», «предложение»;

-практическое усвоение и употребление предлогов «в, на, у».

3. Развитие связной речи.

Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке (кто? что? что делает? кого? чего?). Усвоение навыка составления короткого рассказа по следам демонстрации действий, беседе по картинке. Пересказ по демонстрируемым действиям, с опорой на символы, с использованием предметных и сюжетных картин. Описательный рассказ с опорой на схему.


II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (декабрь, январь, февраль)


  1. Лексические темы: «Ателье», «Зима. Зимние забавы», «Мебель. Части мебели», «Семья», «Новогодний праздник», Зимующие птицы», «Дикие животные зимой», «Наше тело и уход за ним», Транспорт», «Комнатные растения», «Наша армия».

  2. Формирование словаря и грамматического строя:

- уточнение представлений детей об основных цветах и их оттенках;

- усвоение употребления количественных числительных «два», «две», «пять»;

- практическое усвоение и употребление предлогов «с, со», «без», «под», «по», «за», дифференциация предлогов «на – с», «на – в», «на – под»;

- согласование имен существительных с глаголами в роде и числе, имен существительных с именами прилагательными в роде, числе, падеже, антонимы и синонимы имен прилагательных, образование приставочных глаголов, глаголов прош. вр., употребление имен существительных в форме косвенных падежей;

- работа с однокоренными словами;

- образование качественных имен прилагательных от существительных;

- введение условных обозначений слов в предложение для схематического анализа структуры предложения (слова-предметы , слова-действия, , слова-признаки , «маленькие словечки» , слова-дополнения );

- употребление родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных;

- употребление предложно-падежных конструкций с предлогами «в, на, с,со, под, без, по, за»;

- усвоение рода имен существительных;

-употребление уменьшительно-ласкательной формы имен существительных;

- образование притяжательных прилагательных;

- понятие «признак», усвоение качественных прилагательных, различение и выделение признаков по назначению и вопросам: какой? какая? какое? какие?

3. Развитие связной речи.

Совершенствование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задать вопрос.

Сравнение предметов с выделением различных и сходных качеств.

Составление простого описания предмета. Закрепление навыка составления простого распространенного предложения. Распространение предложений путем введения определения, однородных членов предложения.

Первоначальное усвоение наиболее конструктивно доступных сложных предложений.

Составление простых предложений, коротких рассказов по картинке, серии картин, рассказов – описаний, пересказов, заучивание простых стихотворений.

Пересказ с использованием предметных картинок, с элементами драматизации. Составление описательных рассказов с использованием схемы.


III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (март, апрель, май)


  1. Лексические темы: «Весна», «Праздник 8 Марта», «Профессии», «Продукты питания», «Инструменты», «Посуда», «Мой дом», «Домашние животные и их детеныши», «Цветы», «Рыбы», «Насекомые», «Лето».

  2. Формирование словаря и грамматического строя:

- образование приставочных глаголов;

- отработка падежных окончаний имен существительных ед. и мн. ч.;

- преобразование имен сущ. муж. р. в имена сущ. ж. р.;

- образование относительных и качественных прилагательных, согласование с именем существительным в роде, числе, падеже;

- практическое усвоение и употребление предлогов «из, к, от», дифференциация предлогов «к – от»;

- образование притяжательных прилагательных с суффиксом –ин-;

- употребление дательного и творительного падежей единственного и множественного числа имен существительных;

- подбор антонимов к именам прилагательным и глаголам;

- образование сложных слов;

- построение предложений с союзным словом «чтобы»;

-практическое употребление в речи предлогов «на, под, из, в, по, к, от, за, с, под, без, у»;

- образование притяжательных прилагательных с суффиксом –й- (на –ий, -ье, -ья, -ьи);

- образование сравнительной степени качественных прилагательных.

3. Развитие связной речи.

Совершенствование диалогической формы речи. Распространение предложений, составление предложений по опорным словам, вопросам. Составление рассказа по картинке, серии картинок, составление рассказа-описания по схеме, пересказа, инсценировки. Составление рассказа по теме с придумыванием начала, конца рассказа. Усвоение конструкции сложноподчиненных предложений.


ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

(СПИСОК ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ)

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ


Задачи обучения:

- развитие слухового восприятия;

- формирование правильного произношения звуков и слов;

- подготовка к анализу и синтезу звукового состава речи;

- выработка четкой дикции.


I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь)


  1. Постановка отсутствующих звуков по результатам 2-хнедельного обследования в сентябре [к, т, х, л’, з, б, д, г, с’, з’] и др.

2. Закрепление правильного произношения имеющихся звуков [а, о, у, и, ы, э, п, ф, в, м, н] и др.

3. Дикция.

Угадывание по беззвучной артикуляции гласных звуков [а, у, и]. Четкое произношение сочетаний типа аи, аиу, на-ма, ма-мо (тихо, громко, шепотом); слов, коротких предложений.

4. Слоговая структура.

Преимущественно одно-, двух-, трехсложные слова разного слогового состава с простым звуковым наполнением.

5. Слуховое восприятие.

Развитие слухового восприятия на неречевых и речевых звуках. Удерживание 3 элементов (слогов, слов, конструкций). Различение звуков [а-у, н-м].

6. Звуковой анализ.

Изучение звуков [у, а, п, о, и, н, м], дифференциация [а-у]. Узнавание звука в ряду других гласных и согласных звуков разной степени контрастности, в составе слогов, слов. Договаривание предложений словом на изучаемый звук, воспроизведение слоговых рядов. Определение порядкового номера гласного и согласного звука в звукосочетаниях из 3-х звуков, определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец слова), составление звуковых схем прямых и обратных слогов (типа, АМ, МО).


II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (декабрь, январь, февраль)


Продолжение работы, начатой в I период обучения.

1. Постановка отсутствующих звуков в соответствии с данными обследования.

2. Дикция.

Четкое произнесение слоговых сочетаний, слов, коротких предложений голосом разной силы, с разной интонацией и темпом.

3. Слоговая структура.

Отработка произношения слов со стечением согласных (лифт, стакан, валенки и т.д.). Заучивание предложений и коротких текстов.

4. Слуховое восприятие.

Работа по удержанию в памяти заданий из 4-5 элементов.

5. Звуковой анализ.

Изучение звуков [ т, т’, к, к’, б, б’, э, г, г’, л’, ы], дифференциация [к-к’, г-г’]. Выделение первого и последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах, анализ прямых и обратных слогов.


III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (март, апрель, май)


1. Завершение постановки звуков в соответствии с данными обследования.

2. Слоговая структура.

Закрепление произношения 4-5 сложных слов. Употребление их в предложениях и текстах.

3. Звуковой анализ слов.

Изучение звуков [c, c’, ш, х, х’, в, в’, з, з’, ж, д, д’, ф, ф’], дифференциация [c-ш, х-х’, в-в’, з-ж, д-д’, ф-ф’]. Звуковой анализ односложных слов (мак), односложных слов со стечением согласных (флаг), 2-сложных слов с двумя прямыми слогами (вата), 2-сложных слов с прямым и обратным слогами (фикус).


СОДЕРЖАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

( второй год обучения)


В подготовительных группах для детей с ОНР, как правило, находятся дети, успешно освоившие программу старшей группы, но имеющие еще определенное отставание как в развитии языковых средств, так и в их использовании в повседневном речевом общении.

В начале учебного года проводится повторное обследование речевого развития детей. При этом используются более разнообразные приемы обследования в сопоставлении полученных результатов с предыдущими (в конце учебного года). На втором году обучения обследованию подлежат все стороны речи, но узловым моментом является выявление навыка свободного пользования развернутой связной речью. При этом оценка результатов проводится с учетом программных требований данной возрастной группы для детских садов общего типа.

Особое внимание обращается на умение детей самостоятельно строить свои высказывания: насколько они логичны и последовательны; как переданы временные, целевые, причинно-следственные отношения; как правильно грамматически и фонетически оформлены предложения.

Обследование словарного запаса предполагает выявление как количественных, так и качественных характеристик. Важно проследить, как дети пользуются не только часто встречающимися в обиходе словами, но и более трудными (кнопка, молния, дупло, берлога, раскладушка, кресло, соковыжималка, станция и т.д.). В процессе обследования выясняется, насколько ребенок умеет самостоятельно образовывать и употреблять в речи формы прилагательных от существительных (каменный, кирпичный), глаголы, выражающие оттенки действий (переписать, дописать, выписать), подбирать антонимы, родственные слова, вставлять в предложение недостающее слово, точно соответствующее данному контексту.

Одновременно оценивается устойчивость грамматических навыков, степень сформированности фонетико-фонематических представлений, возможности звукового анализа и синтеза. Важно в этот период выявить навыки владения названными компонентами языка не только на логопедических занятиях, но во время режимных процессов, игровой деятельности и в ходе подготовки к утренникам.

Содержание логопедической работы на втором году обучения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей (диалогической и монологической). Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными формами словоизменения и способами словообразования. На логопедических занятиях предусматривается последовательная работа над словом, предложением и связной речью.

Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференцировок является необходимым условием успешного обучения.

Подбор речевого материала для логопедических занятий, методические приемы определяются общими целями коррекции с учетом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы воспитателя по различным разделам программы детского сада. Особого внимания требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение словообразованием и словоизменением. В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. Намечается объем работы по совершенствованию словарного запаса, воспитанию навыка словообразования, усвоению грамматических категорий самостоятельной речи.

Существует определенная преемственность в прохождении тематического речевого материала в каждом из периодов обучения. При углубленном изучении любой темы дети сравнивают предметы, выделяя их различие и сходство, закрепляя навык употребления существительных и прилагательных с уменьшительным и увеличительным оттенками (воробышек, волчище); глаголов с оттенками действий (подливать, обливать, переливать), прилагательных с различными значениями соотнесенности (фарфоровая чашка, клюквенный морс, сосновый бор), сложных слов (свинопас, хлебороб, снегопад), слов с эмоционально- оттеночным и переносным значением (хитрая лиса, золотая осень, вьюга злится). Практически в каждое логопедическое занятие включаются упражнения по распространению предложений путем введения однородных членов, изменению форм глаголов в зависимости от поставленных вопросов (что делает?, что будет делать?). Во II-III периодах обучения широко используются задания на закрепление в речи сложных предложений со значением противопоставлений (зимой деревья голые, а весной появляются листочки), разделения, а также целевых, временных, причинных конструкций с вопросами: когда? почему? зачем? Особое внимание уделяется закреплению навыка связного, последовательного, выразительного пересказа литературных произведений, умению передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей. Значительное время отводится на упражнения по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, рассказов из собственного опыта.


ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (СПИСОК ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ) ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ


I ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (сентябрь, октябрь, ноябрь)


1. Лексические темы: «Осень», «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Перелетные птицы», «Грибы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Осенняя одежда, обувь, головные уборы».

2. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования. Практическое употребление:

- слов с ласкательными и увеличительными оттенками (яблочко, волчище);

- глаголов с оттенками значений (кроить, перекраивать, выкраивать);

- прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалом, растениями (морковный сок, шерстяная кофта, сосновый бор);

- сложных слов (садовод, листопад), употребление слов с эмоционально-оттеночным значением (хитрая лиса, мягкие лапки); объяснение переносного значения слов (золотая осень, золотой ковер, золотые листья).

3.Закрепление правильного употребления грамматических категорий:

- преобразование существительных единственного числа во множественное число в именительном и родительном падеже;

- согласование в речи прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус с именем существительным в роде, числе и падеже;

- практическое усвоение в речи предлога «над», дифференциация предлогов «над-под»;

- употребление в речи глаголов в различных временных формах, практическое использование в речи существительных и глаголов в единственном и множественном числе;

- образование притяжательных имен прилагательных,

4. Развитие самостоятельной связной речи.

Составление предложений по вопросам, демонстрации действий, картине. Распространение предложений однородными членами. Составление рассказов по картине (в объеме 5-7 предложений). Пересказ с изменением времени действий, умение рассказать от имени другого действующего лица. Составление рассказа-описания овощей, фруктов по заданному плану. Рассказывание сказок-драматизаций. Составление рассказов-описаний животных, птиц, описание их повадок.


II ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (декабрь, январь, февраль)



  1. Лексические темы: «Зима», «Дикие животные зимой», «Мебель», Посуда», «Новый год», «Животные жарких стран», «Семья», «Инструменты», «Морские, речные и аквариумные обитатели», «День защитника Отечества», «Комнатные растения», «Транспорт».

  2. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования:

- закрепление знаний детей о различных свойствах предметов, усвоение простых случаев переносного значения слов (ветер бушует, лес уснул), многозначность слов (человек идет, поезд идет, часы идут);

- образование сложных слов (снегопад), родственных слов (снег, снежинка, снеговик);

- подбор однородных определений (зима снежная, холодная, суровая), сказуемых (снег падает, ложится, кружится);

- развитие семантического поля «снег»;

- усвоение прилагательных с противоположным значением;

- введение в речь слов, обозначающих моральные качества людей, оценку их поступков, оттенки значений (смелый, трусливый, жадный).

3.Закрепление правильного употребления грамматических категорий:

- закрепление употребления в речи предложений с однородными членами, правильность согласования;

- практическое усвоение в речи предлогов «из-за, из-под, через», дифференциация предлогов «из – из-за», из – из-под»;

- практическое употребление в речи глаголов с изменяющейся основой (иду-пошел);

- составление сложносочиненных предложений.

4. Развитие самостоятельной связной речи.

Употребление в речи простых и сложных предложений со значением противопоставления (а,но), разделения (или). Употребление в речи целевых, временных, причинных конструкций в соответствии с вопросами когда? почему? зачем? Использование пересказов с элементами драматизации, составление рассказов по сюжетным картинам с придумыванием предшествующих и последующих событий.


III ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ (март, апрель, май)


  1. Лексические темы: «Весна», «Мамин праздник», «Перелетные птицы весной», «Растения и животные весной», «Наша страна», «Профессии», «Наш дом», «Сад-огород-лес», «Человек», «Домашние животные», «Школа. Школьные принадлежности», «Лето».

  2. Расширение словарного запаса. Воспитание навыка словообразования:

- подбор однородных определений, дополнений, сказуемых; самостоятельная постановка вопросов (какой? какая? какое? какие?), закрепление антонимов прилагательных, образование синонимов прилагательных;

- образование сравнительной степени прилагательных (шире, светлее, чище);

- образование существительных от глаголов (учить-учитель, воспитывать-воспитатель);

- развитие семантического поля слов (жук, ласточка, цветок, бабочка, щенок).

3. Закрепление правильного употребления грамматических категорий:

- практическое усвоение в речи предлога «между»;

- употребление в речи возвратных глаголов;

- согласование притяжательных местоимений с существительными (мой, моя, мое, мои);

- употребление сравнительной степени прилагательных;

- практическое усвоение согласования числительных с существительными (3 утки - 5 уток), числительных и прилагательных с существительными (5 желтых тюльпанов, 4 черных грача);

- повторение и закрепление всех ранее изученных предлогов (на, под, в, за, к, от, по, из, с, над, под, из-под, из-за, между, через).

4. Развитие самостоятельной связной речи.

Закрепление навыка последовательной передачи содержания литературного текста. Использование диалога, выразительной передачи в лицах интонации разных героев. Умение самостоятельно придумывать события, дополнительные эпизоды при составлении рассказа по картинке. Особое внимание уделяется логике развития сюжета, эмоциональной передаче переживаний действующих лиц. Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей. Упражнение в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.


ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА (СПИСОК ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ) НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ


Основные задачи коррекционного обучения по данному разделу следующие:

- сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу фонем;

- научить их произносить слова различной слоговой сложности;

- научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи;

- сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;

- первоначальное обучение чтению и письму.

Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко-речевого анализа и обучением чтению и письму.

В течение всего года максимальное внимание отводится на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно детей учат делить слова на слоги, состоящие из ранее отработанных звуков, используя в качестве наглядной опоры различные схемы.

По звуковому анализу логопедом проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например, длительное произнесение гласных, сонорных, шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками – заменителями звуков. В то же время дети в практическом плане усваивают термины «слог, слово, звук, предложение», дифференцируют согласные звуки по признакам твердости – мягкости, звонкости-глухости. В I периоде обучения дети знакомятся с гласными звуками [У, А, И, О, Ы], согласными [П-П’, К-К’, Т-Т’, Х-Х’, М-М’, Н-Н’, Б-Б’].

Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа и синтеза слоги типа «па, му, ти», а также простые односложные слова типа «суп, мак».

Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с его изучением на фронтальных занятиях. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования.

Во II периоде обучения изучаются гласные буквы «Э, Е, Я», согласные звуки [С-С’, З-З’, В-В’, Д-Д’, Г-Г’, Й, Ш]. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданному слогу придумывать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось 2-3-сложное слово, отобрать картинки, в названиях которых имеется 1,2,3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются детьми в схему слова.

Упражнения в составлении схем слова сначала включаются в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков.

В III периоде обучения расширяется объем изучаемых звуков и букв. На фронтальные занятия выносятся для изучения следующие звуки: [Ж, Л-Л’, Ц, Р-Р’, Ч, Ф-Ф’, Щ], буква «Ю». Усложняется анализ и синтез слов, берутся для анализа 1-сложные слова со стечением согласных (стол, шарф), 2-сложные слова со стечением согласных в середине слова (кошка), в начале слова (стакан), а затем 3-4-сложные слова (капуста, остановка).

Систематически проводятся упражнения по преобразованию слогов в слово: ко-шко-школа.

Начиная со II периода обучения, детей учат членить предложения на слова, определять количество и порядок слов в предложении. Состав предложений постепенно усложняется. Дети используют условные обозначения слов-предметов, слов-действий, слов-признаков, слов-дополнений,

«маленьких словечек» (предлогов).


ЛИТЕРАТУРА


1. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР. 3-й уровень. 1,2,3 период обучения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов и родителей. – М.: МГЗПИ, 1991.

4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М.: МПГУ, 1993.


Похожие:

Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В iconПрограмма коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях
Т. А. Овечкина — канд пед наук, ведущий специалист отдела образовательных учреждений Комитета по образованию
Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В iconБезлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях доу
Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В iconСистема коррекционно-развивающей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у первоклассников
Ти, обусловленной различными нарушениями речи. Именно поэтому основное внимание учитель-логопед должен уделять учащимся первых классов...
Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В iconГ. Хабаровск мбдоу детский сад компенсирующего вида №85 учитель-логопед савченко Светлана Геннадьевна
Мастер-класс «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники»
Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В iconСказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи»
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи
Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В iconРабочая программа по коррекции общего недоразвития речи
Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего...
Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В iconОптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Коротаева Татьяна Васильевна учитель-логопед мбдоу дскв №45 «Искорка»
Оптимизацию процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В iconПримерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н. В. Нищева спб., Ооо «Издательство Детство Пресс»
«Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования как...
Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В icon«Обучение творческому рассказыванию по сюжетной картине детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Теоретические основы формирования творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Программа коррекционно-развивающего обучения детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи в логопедических группах детского сада общего типа учитель логопед горбенко н. В iconГ. И. Ялышева, И. Б. Кочетова. Организация благоприятного предметно развивающего пространства для развития одаренности детей дошкольного возраста в группах
Автор: Ялышева Галина Ивановна, гбоу для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа-детский сад №662 компенсирующего...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница