Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня




Скачать 34,82 Kb.
НазваниеСистема работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня
Дата04.02.2016
Размер34,82 Kb.
ТипДокументы

МО «Город Воркута»

Департамент социально-культурных и

Дошкольно-образовательных учреждений




Мастер - класс для педагогов дошкольных учреждений


Тема: Система работы по развитию лексико – грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня


Автор: учитель-логопед

I квалификационной категории

Загоруйко Елена Юрьевна


г. Воркута

2011

Введение

Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматический строй речи, связная речь). Общее недоразвитие речи может наблюдаться при алалии, афазии (всегда), ринолалии, дизартрии, заикании. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением, обобщением. Наблюдается отставание в двигательной сфере [2].

Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление слов в речи сильно затруднено. Отмечается задержка в формировании семантических полей.

При общем недоразвитии речи формирование грамматического строя происходит с большими трудностями: медленный темп усвоения законов грамматики, дисгармония развития морфологической и синтаксической систем языка.

Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.

При пересказе текстов дети с общим недоразвитием речи ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Рассказ-описание малодоступен для них. Отмечаются значительные трудности при описании игрушки или предмета по плану, данному логопедом. Обычно дети подменяют рассказ перечислением отдельных признаков или частей объекта, при этом нарушают всякую связность: не завершают начатое, возвращаются к ранее сказанному.

Творческое рассказывание детям с общим недоразвитием речи дается с большим трудом. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла выполнение творческого задания подменяется пересказом знакомого текста. Экспрессивная речь детей может служить средством общения, если со стороны взрослых оказывается помощь в виде вопросов, подсказок, суждений.

В редких случаях дети бывают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игровые ситуации не сопровождают рассказом. Все это тормозит процесс развития связной речи и требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы [3].

Предложенная система работы по развитию лексико – грамматического строя речи и совершенствованию связной речи направлена на максимальную коррекцию речевых расстройств и успешную подготовку детей к школе.

Цель: познакомить педагогов с системой работы по развитию лексико– грамматического строя и связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи разного уровня.

Задачи:

  1. Привлечь внимание педагогов к развитию лексико – грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста как необходимому условию успешной предшкольной подготовки.

  2. Познакомить педагогов с приемами работы над графической записью предложения как одной из форм профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

  3. Продемонстрировать преимущества использования авторских пособий и игр в системе работы по развитию лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи разного уровня.

  4. Познакомить педагогов с приемами работы по составлению рассказов по восприятию и совершенствованию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Принципы организации мастер – класса:

  1. Научная и методическая обоснованность идеи, цели, задач и содержания;

  2. Демонстрация авторских методов;

  3. Соблюдение этапности в проведении мастер – класса (изложении содержания);

  4. Разнообразие способов передачи информации;

  5. Использование интерактивных и дидактических средств для полного освоения слушателями представленного материала;

  6. Вовлеченность всех участников мастер – класса в процесс продуктивной деятельности;

  7. Организация обратной связи;

  8. Рефлективность всех участников мастер – класса.

Оборудование: графические схемы предложения – 4 комплекта, сюжетная картинка «Стройка», авторские пособия сенсомоторной зоны логопедического кабинета: «Домик Карлсона», «Детская площадка», авторские игры по формированию лексико-грамматического строя речи: «Чудо-зверь», «Волшебные часы»; серии сюжетных картинок: «Нашли ежа», «Пожар», «Как звери ежа спасли»; сюжетная картинка «На даче»,;предметная картинка «Дятел»; предметные картинки для группировки участников: кирпичи – 3 штуки, кисть и мастерок – 3 штуки, интерьер комнаты – 3 штуки.

Участники мастер-класса: педагоги дошкольных образовательных учреждений – 9 человек.


Содержание

Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня я хочу продемонстрировать вам собственную систему работы по развитию лексико – грамматического строя речи и совершенствованию связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи разного уровня. Основу предлагаемой системы составляют формы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий.


В результате проведённой диагностики 77% детей подготовительной группы на конец учебного года имели высокий уровень развития лексико-грамматического строя речи (гистограмма 1), 15% - уровень выше среднего и 8% - средний уровень речевого развития. 69% детей выпускной группы имели высокий уровень развития лексико-грамматического строя речи (гистограмма 2), 23% - уровень выше среднего и 8% - средний уровень.


Результаты диагностики лексико-грамматического строя речи

Гистограмма 1.




Результаты диагностики связной речи детей

Гистограмма 2.

В ходе мастер - класса я собираюсь продемонстрировать три вида работы:

  1. Работа с графической схемой предложения.

  2. Развитие лексико-грамматического строя речи при помощи пособий сенсомоторной зоны и авторских игр, работа с алгоритмом построения дидактической игры по формированию лексико-грамматического строя речи.

  3. Составление рассказов по восприятию и работа над ними.

Уважаемые участники, я предлагаю вам взять любые картинки с этого подноса (кирпичи – 3 штуки, кисть и мастерок – 3 штуки, интерьер комнаты – 3 штуки), они помогут создать команды.

Итак, начнём.

Строительная компания «Воркутинка», которая является ведущей в России, специализирующаяся на возведении дошкольных учреждений, детских садов, школ и спортивных объектов сегодня начнёт строительство нового объекта – «Детский сад Доброты».

У компании имеются все необходимые лицензии, а также членство в одной из ведущих саморегулируемых организаций строителей в центральном регионе Коми «Добрострой».

Специалисты компании «Воркутинка» могут выполнить любые работы любой сложности – инженерные, предпроектные и проектные, согласование в соответствующих инстанциях, возведение сооружения, сдача госкомиссии.

С компанией «Воркутинка» мы можем быть уверены, что наши дети получат качественные инфраструктурные объекты, не уступающие лучшим мировым образцам и отвечающие самым жестким стандартам.

1. Работа с графической схемой предложения.

Возведение объекта «Детский сад Доброты» мы начнём со строительства здания. И первыми для работы приглашаются те, чья профессия скрывается в отгадке загадки:

Знает каждый в доме житель -
Этот дом возвёл ...
(Строитель.)

Я попрошу всех, у кого предметная картинка «кирпичи» пройти «на работу».

(Участники с предметной картинкой «кирпичи» садятся за стол)

Давайте поприветствуем наших первых работников компании «Воркутинка» - строителей! Начнём строить «Детский сад Доброты»!

Гипотеза: коррекционно-развивающая работа над предложением через его графическую запись значительно сокращает появление ошибок языкового анализа и синтеза, способствует преодолению несформированности структуры предложения, предупреждает развитие дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Перед Вами «кирпичи» - прямоугольники, треугольники, прямоугольники с выступом слева и маленький кружок – это составляющие

схемы предложения. Сегодня Вы будете работать с таким необычным материалом. Уважаемые участники, что такое «предложение»? (Предложение - это слово или сочетание слов, с помощью которого человек оформляет свои мысли и передает их другим. Ребёнку можно предложить следующее пояснение: у тебя в голове есть мысль, и чтобы мы её услышали, ты говоришь нам предложение.)

Помните, что предложение может состоять из одного слова или из нескольких слов. Ребёнку мы можем сказать, что предложение – это слово или группа слов, выражающих законченную мысль.

Составьте, пожалуйста, предложение по этой сюжетной картинке.



Да, именно так видят стройку наши дети!

(Участники составляют предложение)

Определите, пожалуйста, сколько слов в Вашем предложении? (Участники считают каждое слово предложения, педагог-мастер объясняет, что предлоги и союзы – это тоже слова, их необходимо тоже считать).

А теперь посмотрите на «кирпичики» - это прямоугольники, которые обозначают слова. Одно слово – один прямоугольник. Как вы думаете, почему есть прямоугольники с выступом слева? (Участники высказывают

своё мнение). Да, выступ на прямоугольнике слева обозначает заглавную букву. Всем нам известно, когда пишется заглавная буква. Детям мы объясним, что с большой (заглавной) буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, а на схеме предложения эти слова обозначаются прямоугольником с выступом.

А как же графически мы будем обозначать предлоги и союзы, и нужен ли вообще для них отдельный знак? (Участники высказывают своё мнение)

Да, Вы правы, выделять союзы и предлоги отдельным знаком обязательно: дети будут воспринимать их как отдельные слова, а, значит, не будут писать их слитно с другими словами. Выкладывая предложение графически, предлоги и союзы мы будем обозначать треугольником.

А что обозначает маленький кружок? (Участники высказывают своё мнение). Это точка, которая ставится в конце предложения и графической записи предложения.

Итак, предложение Вы составили, давайте запишем его графически.

(Участники выкладывают схему предложения. Педагог – мастер поясняет, что прямоугольники, треугольники (слова) важно выкладывать на расстоянии друг от друга, что бы ребёнок видел раздельность написания отдельных слов).

Затем, проводится работа над предложением.

Сосчитайте, пожалуйста, сколько слов в Вашем предложении? Назовите первое слово? Второе?... Назовите слово, которое третье по счёту, второе... Назовите предлог слова. Какой он по счёту? Какое слово справа от предлога? Слева? Есть ли точка в вашем предложении? Сколько слов с заглавной буквы? Назовите эти слова? Вы правильно всё сделали?

А теперь мы будем распространять наше предложение. Кирпичей для строительства объекта, связанного с добротой, много не бывает. Давайте получать кирпичи, за каждый правильный ответ. Мы скажем, какой один или

несколько из Ваших предметов (подбор признаков) и что он или они делают (подбор действий). (Участники распространяют составленное предложение путём подбора признаков и действий, за каждое сказанное слово получают «кирпичики»). Такая работа расширяет словарный запас детей, активизирует речевое развитие, развивает ассоциации.

Выложите Ваше новое предложение графически. Оно стало длиннее или короче? А почему? Сколько слов теперь в Вашем предложении? На сколько слов увеличилось Ваше предложение? Назовите слова, за счёт которых предложение стало длиннее. Изменится ли смысл Вашего предложения, если мы поставим предлог на первое место? Давайте попробуем теперь составить предложение. Изменилось ли количество слов? Почему?

Молодцы! Вы замечательно работали! Посмотрите, какое чудесное здание Вы построили!



Уважаемые участники, можем ли мы подтвердить нашу гипотезу, что

коррекционно-развивающая работа над предложением через его графическую запись значительно сокращает появление ошибок языкового анализа и синтеза, способствует преодолению несформированности структуры предложения, предупреждает развитие дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Проголосуйте, пожалуйста. Если Вы считаете, что мы подтвердили гипотезу, проголосуйте «Солнышком», если Вы считаете, что доказательств недостаточно, подымите «Тучу», если Вам

ничего не понравилось и Вы против этой гипотезы проголосуйте «Грозой». (Гости и участники голосуют)

Спасибо большое!

    1. Развитие лексико-грамматического строя речи при помощи пособий сенсомоторной зоны и авторских игр, работа с алгоритмом построения дидактической игры по формированию лексико-грамматического строя речи.

Строители добросовестно потрудились, здание построили, но для дальнейшей работы над «Детским садом Доброты» требуются следующие работники. Трудиться приглашаются те, чья профессия скрывается в отгадке загадки:

Не художник он, но краской,
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам!

Кто же это? [4]
( Штукатур - маляр)

Я попрошу всех, у кого предметные картинки «кисть и мастерок» пройти за стол! Давайте поприветствуем наших новых работников!

Гипотеза: формирование лексико-грамматического строя речи через авторские дидактические игры и предметно-развивающую среду способствует развитию речевой активности, обогащает словарный запас детей, устраняет ошибки грамматического характера.

Ну что, уважаемые штукатуры-маляры, вам предстоит выровнять и покрасить все поверхности здания, устранить имеющиеся изъяны. А сделать

Вам это помогут дидактические игры и предметно-развивающая среда. Ведь именно в игре дошкольники успешно усваивают новый материал и закрепляют изученный, формируют и развивают грамматический строй речи, расширяют словарный запас.

Предлагаю ознакомиться и поработать с пособиями «Детская площадка», «Домик Карлсона».

«Детская площадка».

Цель: обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи правильно употреблять предлоги в речи, предложно – падежные конструкции. Материал: детская игровая площадка, состоящая из карусели, качелей, лошадок, песочницы, брёвнышка, горки и пупсиков. Детская площадка располагается на траве (фанера, покрытая зелёной самоклеющейся плёнкой)

Описание пособия.

Пособие предназначено для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми младшего и старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Педагог-мастер, знакомит участников с предлогом «НА». Производит манипуляции на детской площадке с пупсиками и предметами, комментирует свои действия: «Пупсик качается НА качелях. Пупсик катается НА каруселях. Пупсик сидит НА брёвнышке. Пупсик лежит НА травке». Педагог-мастер уточняет значение предлога «НА», участники выполняют действия с предметами по речевой инструкции педагога, а затем сами комментирует свои действия.

На детскую площадку могут приходить, прилетать, приезжать сказочные персонажи со своими игрушками на своём транспорте. Таким образом, дети в игровой форме с большим удовольствием изучают, запоминают и активно употребляют в речи простые и сложные предлоги.

Домик Карлсона».

Цель: упражнение детей в дифференциации названий предметных картинок по двум признакам.

Материал: многоэтажный домик. На каждом этаже дома по два окна. На крыше – игрушка Карлсон.

Описание пособия.

Пособие предназначено для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми разновозрастных групп.

Участники мастер-класса в игровой форме активно принимают участие в дифференциации названий предметных картинок по двум признакам. В одном подъезде располагают картинки одной группы, в другом подъезде – другой группы. Например: единственное и множественное число существительных (цветок – цветы), существительные с уменьшительно – ласкательным значением (стакан – стаканчик), единственное и множественное число глаголов (поёт – поют), согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже в единственном и множественном числе (синее ведро – синие вёдра), дифференциация предлогов - распределение сюжетных картинок с предлогами под соответствующими схемами предлогов; схемы предлогов располагаются на окнах верхнего этажа домика (в – на, на – под, от – к, из – с, над – под, из – под - из, из – за - из), дифференциация овощей и фруктов, домашних и диких животных, одежды и обуви, домашних и диких птиц, перелётных и зимующих птиц, признаков ранней и поздней осени, ранней и поздней весны.

Домик можно использовать и как панно для работы с предметными и сюжетными картинками. Например, при пересказе текста размещать в нём предметные и сюжетные картинки.

Знакомство участников с некоторыми авторскими дидактическими играми.

Дидактическая игра «Чудо - зверь».

Цели:

  1. обучение детей образовывать притяжательные прилагательные;

  2. упражнение воспитанников в согласовании притяжательных прилагательных с существительными;

  3. развитие внимания, мышления, воображения, речи;

  4. совершенствование тонкой моторики пальцев рук.

Оборудование: картинки животных на фланелеграф, разрезанные на три части (кошка, корова, волк, лиса, собака, медведь).

Ход игры.

Педагог мастер рассказывает участникам историю: «Жили – были в одной сказочной стране звери: кошка, корова, волк, лиса, собака и медведь. Жили они дружно, вместе веселились, песни пели, играли – не скучали. Но, вдруг, надоело кошке мяукать. «Не хочу мяукать!»- говорит кошка, - «Я хочу, как лиса, тявкать!». Стала кошка тявкать! Чей у кошки голосок стал?» (Лисий). Аналогично, все звери меняются голосами. Участники упражняются в образовании притяжательных прилагательных. «Голосами животные поменялись, и стали они превращаться в чудо-зверей». Каждому участнику предлагается собрать чудо-зверя (например, хвост лисы, голова собаки, туловище и ноги коровы) и рассказать о нём. Например, у моего чудо-зверя собачья голова, коровье туловище и коровьи ноги, лисий хвост. Предлагается ответить, что же может делать это животное? Например, мой чудо-зверь может лаять, давать молоко и лихо махать хвостом. «Трудно было существовать таким животным, не привыкли они чужую работу делать! Пошли они к волшебнику и попросили его превратить их в обычных животных, какими они были раньше. Вспомните всех зверей. Соберите животных правильно». Участники называют животных, конструируют их из частей. «Чья морда у лисы?». Участники отвечают, что у лисы лисья морда. Аналогичные вопросы педагог-мастер задаёт ко всем частям животных. Участники отвечают, упражняются в согласовании притяжательных прилагательных с существительными. «Почему животные превратились в

чудо-зверей? Уютно ли им было в новой роли? Почему они попросили волшебника превратить их в обычных животных?»

Затем, педагог-мастер просит определить, кто из животных домашнее животное, а кто дикое; где чьё жилище; назвать членов семьи; кто как голос подаёт; чем питается; рассказать о повадках и о пользе для людей.

Дидактическая игра «Волшебные часы».

Цели:

  1. упражнение детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

  2. развитие зрительно – предметного гнозиса, памяти, внимания, воображения, речи.

Материал: «часы» с двумя стрелками (большой и маленькой), на циферблате часов вместо цифр – круги из фланелевой ткани (для крепления картинок).

Оборудование: часы с двумя стрелками, вместо цифр на часах - круги из фланели, картинки на фланелеграф: жёлтая майка, жёлтое яблоко, красный флаг, красное кресло, синяя сумка, синее полотенце, зелёный виноград, зелёный огурец, белое яйцо, белый холодильник, чёрные ноты, черные галоши.

Ход игры.

Педагог мастер: «В одном небольшом городе жил мальчик Андрюша. Не любил он просыпаться рано утром в детский сад. «Спать хочу!» - кричал он маме, - «Ещё чуть – чуть, ещё минутку!» Что же делать мамочке? Часто наблюдали такую печальную историю детские настенные часы, Андрюшины вещи и игрушки. Решили часики, игрушки и разные предметы проучить Андрея, чтобы он вовремя просыпался. Часы стали волшебными, а предметы уменьшились до такого маленького размера, что с лёгкостью помещались на циферблате часов вместо цифр». Педагог-мастер размещает на круги циферблата часов картинки с разными предметами, цвета предметов парные.

Например: жёлтая майка и жёлтое яблоко, красный флаг и красное кресло и т. д. «Утро. Заходит мама в комнату сына и … «Андрей! Что это?!» - закричала она. Мальчик открыл глаза, и увидел, что игрушек, мебели и разных вещей не стало! Андрей посмотрел на настенные часы и удивился. Все предметы, только очень маленького размера, располагались на

циферблате часов. Часы сказали мальчику, что всё вернётся на свои места лишь в том случае, если он будет вовремя просыпаться и сыграет с волшебными часами в интересную игру». Педагог-мастер указывает большой стрелкой часов предметную картинку с заданным цветом, например, красный

(флаг). Участник называет цвет и предмет, указанный педагогом (красный флаг) и находит на циферблате часов соответствующую по цвету картинку, называет её (красное кресло). Важно, не только правильно назвал цвет предмета, зрительно соотнёся его с другим цветом, но и согласовать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже. «Правильно ли вёл себя мальчик утром? Почему произошло волшебное превращение? Чему учит нас эта история? Придумайте любые предметы, про которые мы могли бы сказать КРАСНЫЙ… КРАСНОЕ… КРАСНАЯ… КРАСНЫЕ…»

Затем, педагог-мастер просит запомнить картинки, располагающиеся на циферблате часов (цвет и сам предмет). Проводятся игры «Что изменилось?» (картинки меняют местами, участник исправляет), «Чего не стало?» (развитие памяти, внимания, умения правильно согласовывать прилагательное с существительным в родительном падеже).

Моих авторских игр по формированию и развитию лексико-грамматического строя – множество. Каждая из них интересна и оригинальна по - своему. Хочу Вам рассказать о простой цепочке построения любой дидактической игры по формированию и развитию лексико-грамматического строя речи.

  1. Определяемся с целью (например – упражнение детей в образовании и правильном употреблении относительных прилагательных).

  2. Выбираем объект с которым мы будем работать и материал(ы) (например, объект – стол, материалы (в данном случае то, из чего может быть сделан стол): дерево, железо, пластмасса, алюминий, олово, лёд, сталь).

  3. Создаем ситуацию (Например, «Школьники на уроке труда мастерили столы…», или «У Катюши была волшебная палочка, которая превращала разные материалы в чудесные столы…»

  4. Решение. (Школьники на уроке труда мастерили столы, Иван делал стол из дерева. Значит стол КАКОЙ?.... Деревянный. Павел работал с железом, его стол КАКОЙ?.... Железный и так далее. У Катюши была волшебная палочка, которая превращала разные материалы в чудесные столы. Дотронется Катя до железа, получается чудесный стол из железа. Стол из железа КАКОЙ?... Железный и так далее)

Эта цепочка действий предполагает своё включение в интересный сюжет, чтобы игра доставляла детям удовольствие, увлекала их, выполняя все действия для достижения поставленной цели. Добросовестные штукатуры-маляры, Вы очень хорошо потрудились, спасибо Вам большое! Теперь наш детский сад стал ярким и чистым.

Уважаемые участники, можем ли мы подтвердить нашу гипотезу, что

формирование лексико-грамматического строя речи через авторские дидактические игры и предметно-развивающую среду способствует развитию речевой активности, обогащает словарный запас детей, устраняет ошибки грамматического характера. Проголосуйте, пожалуйста. Если Вы считаете, что мы подтвердили гипотезу, проголосуйте «Солнышком», если Вы считаете, что доказательств недостаточно, подымите «Тучу», если Вам ничего не понравилось и Вы против этой гипотезы проголосуйте «Грозой». (Гости и участники голосуют)

Большое спасибо!

    1. Составление рассказов по восприятию.

Строители здание построили, штукатуры-маляры ремонтные работы завершили. Теперь, работать приглашаются те, чья профессия скрывается в отгадке загадки:

Мы любим интерьер придумать

И необычным сделать дом!

Творцы уюта и сюрпризов,

Зовите нас и мы придём!

(Дизайнеры)

Я попрошу участников, с предметными картинками интерьера комнаты, пройти за стол. Поприветствуем дизайнеров! Уважаемые дизайнеры, Вам предстоит выполнить самую творческую работу. Наш «Детский сад Доброты» должен быть уютным и гармоничным.

Гипотеза: составление рассказов по восприятию через коррекционно-развивающие занятия способствуют развитию связной речи, обогащают словарный запас детей, развивают мыслительные процессы.

Уважаемые дизайнеры! Сегодня мы будем составлять рассказы во восприятию. Вы – люди творческие, воспринимаете объекты и делаете из них шедевры! Вот и сегодня, благодаря непосредственному зрительному восприятию опоры мы попробуем составлять рассказы. Перед Вами виды рассказов по восприятию, давайте назовём их и расположим по видам сложности: от наиболее простого до самого сложного. (Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок; повествовательные рассказы по сюжетной картинке; описательные рассказы по предметным картинкам или предметам; описательные рассказы по пейзажным картинкам. Участники рассуждают, выстраивают последовательность, аргументируют свои действия.)

  1. Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок.

  1. Педагог-мастер предлагает участникам составить рассказ по серии сюжетных картинок «Нашли ежа», применяя первый способ работы с

сюжетными картинками - расстановка картинок в логической и временной последовательности.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Пожар», используя второй способ работы - восстановление специально пропущенного звена.

  2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как звери ежа спасли», работая с третьим вариантом – придумывание дополнительной картинки в начале или в конце серии.

  1. Повествовательные рассказы по сюжетной картинке.

Педагог – мастер: «Большая роль перед составлением рассказов должна отводиться лексико-грамматическим упражнениям. Они предупреждают возможные грамматические ошибки, развивают грамматический строй речи, логическое мышление, воображение, обогащают словарный запас детей, формируют позитивное отношение к занятию. Составляя повествовательный рассказ по сюжетной картинке, можно придумать предшествующую или завершающую картинку. При необходимости, возможно дополнительное рассматривание сюжетной картинки предметными картинками или символами [1].»

Участники мастер – класса упражняются в составлении повествовательного рассказа по сюжетной картинки «На даче». Проводится работа над развитием лексико-грамматического строя речи: подбираются признаки и действия к предметам, обращается внимание на правильное произношение окончаний слов при согласовании, выделяются предлоги.

  1. Описательные рассказы по предметным картинкам или предметам.

Педагог – мастер: «Описательные рассказы по предметным картинкам или предметам опираются на наглядность: большое внимание уделяется рассматриванию, выделению качеств, признаков, деталей, особенностей строения».

Педагог - мастер и участники рассматривают предметную картинку «Дятел». Проводится работа над развитием лексико-грамматического

строя речи: «Назовите признаки дятла» (лесной, пёстрый, чёрный, умный, зимующий, трудолюбивый…), «Назовите действия дятла» (летит, бегает по стволу вверх, собирает и шелушит шишки, долбит ствол, стучит клювом…), «Скажите иначе» - подбор синонимов: умный дятел – сообразительный, мудрый, изобретательный; трудолюбивый – старательный, работящий, неутомимый; придумал – сообразил, додумался, изобрёл.

Рассматривание дятла на картинке. Обращается внимание участников на внешний вид дятла: размер, строение (туловище, крылья, короткий сильный хвост, особенности строения лапок, сильный крепкий клюв, хохолок на голове), оперение, окрас (головы, крыльев, спины, хвоста).

Составление плана описания дятла:

-Где живёт дятел?

-Как зимует?

-Чем питается?

-Как добывает себе корм.

- Повадки дятла, особенности его поведения.

-Внешний вид: размер, строение, окрас оперения.

-Какую пользу приносит людям.

Составление описания дятла по плану коллективно с использованием помощи педагога – мастера в форме начала фраз или значимых слов.

Повторение составленного рассказа по цепочке 2 раза. [1]

IV. Описательные рассказы по пейзажным картинкам.

Такой вид рассказывания лучше использовать на завершающем этапе формирования монологической речи, работая по несложным пейзажным картинам.

Уважаемые дизайнеры, Вы замечательно потрудились! Ваши красивые рассказы сделали наш «Детский сад Доброты» очень уютным и комфортным!

Уважаемые участники, можем ли мы подтвердить нашу гипотезу, что составление рассказов по восприятию через коррекционно-развивающие занятия способствуют развитию связной речи, обогащают словарный запас детей, развивают мыслительные процессы. Проголосуйте, пожалуйста. Если Вы считаете, что мы подтвердили гипотезу, проголосуйте «Солнышком», если Вы считаете, что доказательств недостаточно, подымите «Тучу», если Вам ничего не понравилось и Вы против этой гипотезы проголосуйте «Грозой». (Гости и участники голосуют)

Большое спасибо!

Уважаемые гости, работники компании «Воркутинка», поздравляю Вас с открытием нового «Детского сада Доброты»!!! Учитывая, что в последние годы наметилась положительная тенденция увеличения рождаемости, а определить малыша в дошкольное образовательное учреждение очень сложно, открытие нашего нового детского сада станет настоящим праздником не только для родителей и педагогов, но и для всего города! И завершить наш праздник мне хочется стихотворением:

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…[5]

Спасибо всем!


Заключение

Уважаемые коллеги, в ходе сегодняшнего мастер – класса мы вместе с Вами подтвердили правильность предложенных трёх гипотез:

  1. Коррекционно-развивающая работа над предложением через его графическую запись значительно сокращает появление ошибок языкового анализа и синтеза, способствует преодолению несформированности структуры предложения, предупреждает развитие дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

  2. Формирование лексико-грамматического строя речи через авторские дидактические игры и предметно-развивающую среду способствует развитию речевой активности, обогащает словарный запас детей, устраняет ошибки грамматического характера.

  3. Составление рассказов по восприятию через коррекционно-развивающие занятия способствуют развитию связной речи, обогащают словарный запас детей, развивают мыслительные процессы.

Таким образом, работа над предложением, составлением рассказов, использование авторских дидактических игры и предметно-развивающей среды являются самыми существенными в развитии лексико – грамматического строя и связной речи.

Литература

  1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приёмы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2003.

  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской.- 3 – е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Издат. Цантр ВЛАДОС, 2003.

  3. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  4. www.Littehuman.ru (загадки)

  5. www.ejka.ru (пословицы, поговорки, стихи о добре)

Похожие:

Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня iconГлавная задача этого периода – развитие самостоятельной связной речи детей. Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи
Использование информационно-коммуникационных технологий при формировании связной описательной речи старших дошкольников с общим недоразвитием...
Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня iconИсследование состояния связной описательной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с общим речевым недоразвитием
Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня iconСказка» Бондаренко С. В. Исследование на тему: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи»
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи
Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня iconФормирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Развивающаяся речь выступает в начале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей,...
Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня iconБезлюдова А. В. канд пед наук учитель-логопед гдоу д/с №99 Выб р-на г. Спб
Особенности развития связной речи у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи в условиях доу
Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня iconТема: «Состояние работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста режимных моментах»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагога в работе с детьми по развитию связной речи, вооружить практическими навыками...
Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня iconЦель нашей работы – изучение места и значения моделирования в процессе развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Гипотезой
В массовом детском саду дети овладевают описательно-повествовательной, разговорной речью и другими формами речевого высказывания
Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня iconГ. Хабаровск мбдоу детский сад компенсирующего вида №85 учитель-логопед савченко Светлана Геннадьевна
Мастер-класс «Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники»
Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня iconИспользование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя
«Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического...
Система работы по развитию лексико грамматического строя и связной речи у детей в старшем дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи разного уровня iconДиплом на тему
На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница