«Родничок» Выступление из опыта работы




Скачать 24,94 Kb.
Название«Родничок» Выступление из опыта работы
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер24,94 Kb.
ТипДокументы
  1   2


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Малышевский детский сад комбинированного вида № 51

«Родничок»


Выступление из опыта работы


Использование метода сказкотерапии при формировании связной монологической речи

Дошкольника с ОНР


Спирина

Ольга Петровна


воспитатель

компенсирующей группы

высшая квалификационная

категория


р.п. Малышева

Введение


В концепции единого образовательного пространства одной из важных проблем является учет особых образовательных возможностей и потребностей детей с Общим недоразвитием речи (ОНР) в различных организованных формах их воспитания и обучения.

Государственная политика в области образования детей с отклонениями в развитии определяется Законом РФ «Об образовании», в соответствии с которым Гражданам Российской Федерации «гарантируется возможность получения образования не зависимо от состояния здоровья» [9.п.1,ст.5]. Особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение в общеобразовательный процесс форм активной дифференцированной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении учебного материала, в адаптации поведения к школьным и социальным требованиям общества, основанной на принципах комплексного подхода.

Идея комплексного подхода в воспитании в отечественной педагогике впервые рассматривалась в работах Н.К.Крупской, А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, а позже – в исследованиях Ю.К. Бабенского [3].

Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.

Специфика воспитания и развития детей с речевыми нарушениями и реализация принципов комплексного подхода к устранению общего недоразвития речи детей требует обращения к таким основным понятиям как обучение, воспитание и развитие. Говоря о комплексном подходе в области воспитания и обучения, Л.К. Новикова, А.Т. Куракин отмечают, что в ходе управления воспитательно – образовательным процессом этот принцип предполагает соблюдение целостного, системного характера целей, задач методов и приемов [21]. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста. Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией в будущем.

Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Один из древнейших методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее 10 лет, и применяемых в работе с детьми - использование сказки.

Поскольку значительные трудности в овладении навыками связной монологической речи у детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы, сказка считается наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли: Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н.А. Погосова, М. А. Поваляева, Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.

Актуальность темы заключается в том, что сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В последние три года появилось огромное количество теоретических разработок педагогов, психологов и логопедов по вопросам использования сказки в работе с детьми. Однако остро ощущается нехватка доступного практического материала для использования технологии сказкотерапии воспитателями детских садов.

Основное внимание уделяю развитию и коррекции связной монологической речи, способствующей своевременному гармоничному развитию ребенка. Педагогическая деятельность включает в себя следующее направление: комплексный подход к воспитательно-образовательному процессу при апробации и внедрении технологии сказкотерапии.

Выявила противоречия:

- между возросшим интересом к аспектам личностного и речевого развития и отсутствием системной комплексной работы по развитию и коррекции связной монологической речи у детей с ОНР;

- между большим количеством теоретических разработок по использованию сказки в работе с детьми и нехваткой образовательно- развивающего практического материала в данной технологии для детей с отклонениями в развитии;

- между традиционным обучением, которое ориентируется на развитие коммуникативной компетенции дошкольника (совокупность конкретных знаний и умений) вне учета свойств личности и развивающим обучением, цель которого не формировать знания и умения, а развивать личность ребенка.

Определила следующие проблемы:

- как систематизировать работу во время «коррекционного часа», используя принцип концентрического наращивания материала методами сказкотерапии;

- какие приемы и формы работы при использовании сказкотерапии, музыкотерапии и арт - терапии обеспечат развитие диалогической и монологической речи ребенка в организованных и совместных видах деятельности.

Цель работы: определить эффективность использования метода сказкотерапии и музыкотерапии путем интеграции их в воспитательно-образовательный процесс для развития личности ребенка в гармонии и согласованности с успешным овладением связной монологической речью.

Определила задачи, соотнеся их с целью и задачами Образовательной программы детского сада:

- изучить психолого - педагогическую и логопедическую литературу по проблеме влияния сказки на личность ребенка и процесс развития связной монологической речи детей ОНР;

- разработать и апробировать План-программу «Коррекционный час» с использованием сказкотерапевтических приемов;

- ввести активное использование метода сказкотерапии в процесс развития и коррекции связной монологической речи детей;

- модифицировать воспитательно-образовательный процесс методами сказкотерапии, музыкотерапии, арт - терапии для развития творческой активности детей, расширяя личный опыт ребенка через средства языковой выразительности в языке жестов, мимике, позах, движениях.

Наметила предполагаемый результат:

1.Положительная динамика развития связной монологической речи у детей.

2.Внедрение в практику работы Плана-программы «Коррекционный час».

3.Создание практического комплекса для развития связной монологической речи детей посредством влияния сказки:

  • ритуалы вхождения в сказку;

  • приемы использования сказкотерапии и музыкотерапии в

совместных видах деятельности;

  • практикум «Сказочная игротерапия»;

  • структура сказкотерапевтического занятия;

  • конспекты занятий по развитию речи, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений;

  • введение сказкотерапевтических занятий в рабочую программу (раздел «Развитие речи», перспективный план по рисованию «Сказки и краски»).

4.Оформление уголка сказок «Театральная страна».

Практический материал

Работаю воспитателем компенсирующей группы в детском саду № 51 комбинированного вида « Родничок». Педагогический стаж- 38 лет.

В компенсирующую группу направляют детей по решению психолого – медико –педагогической комиссии. Новую группу принимаю на два года (с 5 до 7лет).

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии нормативно – правовыми документами «Конвенция о правах ребенка», закон РФ «Об образовании», «Основная общеобразовательная программа детского сада», на основе личностно – ориентированной модели обучения и воспитания. Создаются условия (общеобразовательные программы, развивающая среда, личный профессионализм), обеспечивающие готовность детей с ОНР к следующей ступени образования, полноценное развитие личности: эмоциональной сферы, творчества, интересов, мотивов, самооценки и самосознания ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Сфера деятельности воспитательно-образовательного процесса, подчинена коррекции речевых навыков; развитию общих качеств и свойств личности; устранению пробелов в знаниях.

Основное направление в работе коррекционно – развивающее –является наиболее значимым, ведущим; образовательное – второе, подчиненное.

Это обусловлено характерологическими особенностями развития детей с ОНР. Наряду с речевыми нарушениями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанная с речевой деятельностью: нарушены внимание и память; пальцевая и артикуляционная моторика; недостаточно сформировано словесно-логическое мышление. Отклонения проявляются у малышей при обучении, в игровой, трудовой и других видах деятельности.

Коррекционные и общеобразовательные задачи решаются в комплексе со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Задачи коррекционно-развивающей работы объединяются в процессе применения социальных технологий, упражнений, инновационных программ и методик: Ю.В. Царевой «Коррекция нарушений у детей», О.В. Мариничевой «Учим детей наблюдать и рассказывать», «Школа 2100», И.Ф. Мулько «Социально – нравственное развитие детей», Д.Т.Зенкевич-Евстигнеева «Развивающая Сказкотерапия», Н.С. Голицина «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Е.А.Алябьева «Коррекционно – развивающие занятия», а также за счет традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности детей.

Образовательный процесс, строится на основе рабочей программы с учетом диагностики. Она носит коррекционно - развивающий характер и предназначена для воспитания и обучения детей 5-7 лет с ОНР.

Исследования особенностей речевого развития детей с ОНР старшего дошкольного возраста свидетельствуют о существенных отклонениях от нормально развивающихся сверстников, как в количественной, так и в качественной характеристиках словарного запаса (Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и др.). Совершенно очевидно, что должны быть собственные приемы и методы воспитания и обучения, необходимость которых определяется особенностями речи и своеобразием связанных с нею процессов. В противном случае эффективность педагогической деятельности будет снижена.

Основная база рабочей программы - парциальная программа Т.Б. Филичивой, Г.В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» и Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Веракса Н.Е. и др. «От рождения до школы». Содержание программы определено с учетом принципов, которые для детей с ОНР, приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала в соответствии с требованиями ФГТ.

Для управления педагогическим процессом отслеживаются социально значимые результаты образования дошкольников.Диагностические мероприятия не имеют цель деления детей на категории, а являются поиском путей организации и поддержки каждому ребенку в его развитии. Обследование проводится в течение года два раза (сентябрь, май). Сопоставление своих результатов обследования с обследованием логопеда помогают определить зону ближайшего развития каждого ребенка, отобрать наиболее эффективные методы коррекционной работы (методы заучивания и воспроизведения; на эмоциональное переживание; на активизацию жизненных позиций). Данные входного и итогового обследования заносятся в групповые и индивидуальные карты развития.

Для успешной подготовки детей к школе, устранения общего недоразвития речи необходимо всестороннее развитие и полноценное формирование личности.

Один из наиболее сложных видов психолого – педагогической помощи детям с недоразвитием речи – коррекция речевых дефектов. Для устранения общего недоразвития речи у детей данного возраста необходим комплексный подход:

  1. координация воспитательных и обучающих действий педагогов;

  2. соответствующая организация обучения;

  3. решение вопросов методического обеспечения;

  4. комплексно -тематические планы;

  5. разработка и систематизация практического и дидактического материала.

Вышеизложенную систему разработала совместно с логопедом. Успех коррекционного обучения детей также во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и воспитателя (Г.В. Чиркина 2002).

Закрепление и коррекцию речевых навыков и умений осуществляю как на фронтальных занятиях, так и в разные режимные моменты с активным использованием метода сказкотерапии. Подготовка к обеду, обед - дают возможность поупражнять детей в использовании в речи словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных (чайная ложка, бумажные салфетки и т.п.). На прогулке дети упражняются в правильном употреблении лексики, грамматических конструкций, связанных с понятием одежда, обувь, растения и др., а также в рассказе о наблюдаемых во время прогулки явлениях природы, событиях окружающей жизни.

Для развития высших психических функций использую в воспитательной работе с детьми «коррекционные минутки», игры в разные режимные моменты. Например, при подготовке к занимательной деятельности по словесной конструкции дети запоминают правильное расположение материала и инструментов (для ФЭМП, рисования) на столе. Дежурство в уголке природы, прогулка способствуют развитию умения внимательно наблюдать за растениями, живыми объектами. за сезонными изменениями в природе, определять существенные признаки предметов и явлений.

Педагогические технологии – основа достижения целей обучения, воспитания и развития личности. В практике работы рассматриваю и выбираю технологии как совокупности личностно – осмысленных педагогических действий и приводящих к определенному результату.

Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка где главная цель - подлинная активность ребенка.

Данная модель педагогического процесса позволяет мне гибко подходить к подбору форм, методов необходимых для коррекции общего недоразвития речи и подготовки детей к следующей ступени образования.

Исходное требование к предметной среде группы - ее развивающий характер и вариативность с учетом всех основных принципов (по В.А. Петровскому): статичность и подвижность предметного окружения; гибкость зонирования; комфортность; открытость-закрытость. В группе имеется игровой материал для познавательного развития детей, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Все оборудование размещено по тематическому принципу для того, чтобы каждый ребенок мог найти себе занятие по душе. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. Это является дополнительным источником развития ребенка. Игровая деятельность реализуется через сюжетно-ролевую игру, театрализованные игры, игры-драматизации, дидактические игры, подвижные игры. В отличие от общеобразовательных групп обучение игре детей с ОНР позиционируется как отдельная задача и решается в процессе совместной деятельности. Исследования показывают, что недостаточная сформированность игровой деятельности обусловлена эмоционально-волевыми проблемами, недостаточным социальным опытом и низким уровнем речевого развития. (Н.Л.Белопольская, 1999; Т.Н. Павалий, 2000.)

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Активное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи. В связи с несформированностью речевых процессов начинают отставать другие психические функции, что отрицательно влияет на качество усвоения программы. Наблюдаются и затруднения и в формировании коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения у детей.

Мысль о многоаспектном проявлении личности в речи и речи в личности стала основной идеей моей работы: коррекция, совместная деятельность и занятия, которые основаны на методике сказкотерапии и вариативном обучении связной речи, а так же придумыванию собственных сказок. Метод работы со сказкой имеет многовековую историю. Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке. Однако до того как появились исследования Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа в сказках видели “одну забаву”, достойную низших слоев общества. В дальнейшем на основании исследований этих великих личностей была построена современная концепция работы со сказкой [10, c. 72].

Сказка, – говорил Э. Фромм, – также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством [24, c. 123].

О влиянии сказки на развитие личности ребенка, на его речевое развитие писали ученые Б. Брун [5], В. П. Аникин [2] и другие. В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки: «сказка – это один из основных жанров устного народно - поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказкой также называют различные виды устной прозы» [27].

Проанализировав литературные источники, посвященные данной теме можно краткими тезисами сформулировать значение сказки в жизни людей:

- Сказку знают все: “от мала до велика”, на ее содержании происходит воспитание подрастающего человека.

- Своим содержанием сказка развивает творческий потенциал, креативность;

- Благодаря сказке совершается процесс познания окружающего мира.

- Происходит развитие эмоциональной сферы через метафорические формы воплощения сказок, историй, притч. Это очень доступно ребенку. При слове “волшебство”, “волшебное” сразу возникает интерес, восторг. Причина такой реакции – особая положительная мотивирующая народного и авторского творчества.

- Сказка представляет собой мощное средство психокоррекции. Человек учится не только находить собственные ошибки в поведении, общении, деятельности, но и моделировать ситуации их изменения, подвергая анализу личную активность через самоанализ в контексте сказочного сюжета.

Таким образом, мы видим, что сказка создает условия для максимальной реализации потенциала человека.

Подобный подход представился мне перспективным, благоприятствующим в становлении ребенка, как личности, представляющей системность положительных качеств. После изучения технологии сказкотерапии определила возможности работы со сказкой с детьми старшего возраста в воспитательно – образовательном процессе:

  1. использование сказки как метафоры (тексты и образы сказок вызывают ассоциации и могут быть обсуждены);

  2. обсуждение поведения и мотивов действий персонажей (система оценок в категории «хорошо -плохо);

  3. проигрывание эпизодов сказки (индивидуально, с подгруппой детей

или всей группой);

  1. использование сказки как притчи-нравоучения;

  2. рисование по мотивам сказок;

  3. творческая работа по мотивам сказок (анализ, рассказывание сказки, сочинение сказки).

Для организации коррекционной деятельности разработала и апробировала план- программу «Коррекционная работа в логопедической группе для детей с ОНР» с использованием метода сказкотерапии. (Приложение 9) План-программа составлена с опорой на программу с Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной, с учетом рекомендаций Н.В.Нищевой «Система коррекционной работы», О.А. Шороховой «Играем в сказку».

Цель: создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации коррекции речевых умений.

В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам лексических тем, изучаемых в течение двух лет.

Разработаны задания и упражнения по 34 темам.

Первый период – 10 тем.

Второй период – 16 тем.

Третий период – 8 тем.


Коррекционная работа проводится в утреннее время (индивидуальные занятия); на фронтальных занятиях (динамические паузы, физкультурные минутки, логопедические пятиминутки, пальчиковые игры); во второй половине дня: коррекционный час – 20-25 минут два раза в неделю, в т. ч. два раза в месяц занятие по сказкотерапии, пятиминутки по самокоррекции –ежедневно.

Разработала алгоритм организации коррекционного часа при работе со сказкой:

1.чтение сказки;

2.упражнения на ритмизацию «Движение героев сказки»;

3.понтомимические этюды;

4.упражнения на активизацию лексики;

5.упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с использованием музыкотерапии);

6.игры и игры-драматизации.

Занятия по сказкотерапии провожу в логопедическом кабинете (в группе всегда есть гиперактивные дети, поэтому необходимо снижение шумового фона, а также отсутствие возможности ситуативного отвлечения). Сказки по содержанию и полноте выбираю короткие по рекомендации О.А. Шороховой и А.Ю. Капской.

Центральный момент сказкотерапии – добровольное участие детей. Поэтому особое внимание обращаю на мотивацию (образный текст, частушки, небылицы, рассматривание иллюстраций и др.), при этом каждый ребенок ощущает внимательное отношение к себе со стороны воспитателя.

В первый период не все дети включались в игру, некоторые наблюдали молча за происходящим, поэтому приходилось дополнительно мотивировать на включение в игру (свеча, музыка, сказочный герой). (Приложение 10). Большое внимание уделяю двигательной активности в том числе и пальчиковой, включая кинезеологические упражнения (Приложение 11) Усталость после выполнения психогимнастических этюдов (пантомимы, игры, упражнения) приводит к непроизвольному расслаблению организма и, следовательно, снятию напряжения. Лишь небольшую часть времени дети располагаются на стульчиках: при рассказывании сказки, фантазировании по музыкальным композициям, роли зрителей в игре-драматизации. Детям всегда нравятся «повторения». Целенаправленно повторяю игры на словесное комментирование эмоционально-эффективных ситуаций, эпизоды- замещения. В них использую большую часть творческой игры с элементами поиска (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание (Приложение 12)). Ко второму периоду дети старшей группы, даже малоактивные, с удовольствием выполняли хорошо знакомые задания. В отдельных случаях временные рамки занятий изменяю: когда игра эмоционально захватывает детей, предоставляю возможность удовлетворить их стремление к активности, дополнительно включаю музыку (в соответствии с темой). И в других случаях, при выраженном утомлении у детей - плавно переключаюсь на другой вид деятельности: вылепить из пластилина фигурки героев, сделать зарисовки к эпизодам сказки, поиграть в кляксы (посмотри, на что из сказки похоже, сделай кляксу - капризу, доброго молодца, Змея Горыныча, ведьму и др.) Разработала практикум «Сказочная игротерапия» (Приложение13).

Регулярность проведения коррекционной работы с использованием данного метода способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. К концу года у детей накопился значительный запас слов, активизировалось воображение, стимулирующее творческое воображение. Дети с удовольствием включались в игры-драматизации, придумывали истории, появилось умение стать на позицию другого

  1   2

Похожие:

«Родничок» Выступление из опыта работы iconМоего опыта работы
Из опыта работы учителя начальных классов Трутановой И. А. по теме «Развитие произвольности внимания и памяти младших школьников...
«Родничок» Выступление из опыта работы iconПедагогического опыта
Целостное описание опыта работы 5
«Родничок» Выступление из опыта работы iconОпыта работы
Сведение об авторе опыта: учитель математики моу «сош №13» Шпаковского района Ставропольского края Бузина Галина Владимировна
«Родничок» Выступление из опыта работы iconМетодические рекомендации преподавателю по обобщению и описанию педагогического опыта
При подготовке пояснений преподаватель может использовать методику обобщения и описания педагогического опыта, применив ее к своей...
«Родничок» Выступление из опыта работы iconСистема работы учителя-логопеда Арнаут Александры Николаевны на логопедическом пункте мбдоу
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад I категории №25 «Родничок»
«Родничок» Выступление из опыта работы iconПрограмма принята на заседании педагогического совета №1 мбдоу детский сад №17 «Родничок»
...
«Родничок» Выступление из опыта работы iconПротокол №1 от
Нр разработана Силютиной Натальей Викторовной, учителем-логопедом высшей квалификационной категории (стаж работы в отрасли образования...
«Родничок» Выступление из опыта работы iconОпыта: «Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников через создание развивающей среды в образовательном процессе»
Бюджетном общеобразовательном учреждении «Сергиевская средняя общеобразовательная школа» 27год. Становление данного опыта происходило...
«Родничок» Выступление из опыта работы iconМодуль обобщения передового педагогического опыта
Условия возникновения и становления опыта: какие мотивы лежат в основе формирования идей данного опыта и определения путей их решения?...
«Родничок» Выступление из опыта работы iconВыступление на мо начальных классов «Методики работы с одаренными детьми»
Цель выступления: Обеспечить психологическую подготовку учителей к учебной и воспитательной работе с одаренными детьми
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница