Проектирование урока на деятельностной основе




Скачать 23,96 Kb.
НазваниеПроектирование урока на деятельностной основе
Дата04.02.2016
Размер23,96 Kb.
ТипУрок

Чебаркуль. МОУ СОШ №2

Проектирование урока на деятельностной основе


Проект федерального компонента Государственного стандарта общего образования, четко определяет два главных компонента образовательного стандарта:

  1. «Обязательный минимум содержания основных Образовательных программ»

  2. «Требования к уровню подготовки выпускников»

Требования к уровню подготовки выпускников задаются в деятельностной форме:

  1. знать и понимать;

  2. уметь (владеть способами познавательной деятельности);

  3. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Требования направлены на:

  1. формирование обобщенных способов учебной деятельности (общих учебных умений и навыков);

  2. конкретных (специальных) способов учебной деятельности по отдельным предметам;

  3. обобщенных способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

Проект урока - это подробно разработанный механизм, представляющий собой целостную динамическую систему. Конструкция этого механизма может быть блочной, структурной, блочно-структурной или любой другой. Но там должно быть представлено предметное содержание и логика его развертывания на уроке, организация процесса решения учебной задачи в соответствии с закономерностями развертывания коллективно распределенной учебной деятельности и при наличии содержательной мотивации, формы организации совместной деятельности учителя и учащихся по достижению цели урока, коммуникативный процесс.

Особенности проектирования урока и его отличиях от традиционного планирования:

  1. проектирование - совместная многопозиционная деятельность;

  2. проектирование предполагает обсуждение открытой задачи (проблемы), которая не имеет однозначного решения, планирование предполагает, что урок - это элементарно, просто, понятно: надо научить тому-то и тому-то и делается это так-то и так-то;

  3. проектирование должно задавать вариативность и значительный "запас содержания", покрывающий несколько конкретных уроков;

  4. в отличие от плана, который ставит учителю жесткие условия ограничений, проект должен расширять возможности учителя - учитель должен иметь набор признаков, по которым он понимает, что происходит на уроке и куда двигаться дальше;

  5. проект должен быть прогностичным - т.е. в идеале должен предвидеть все возможные сценарии событий;

  6. в центре проекта - деятельность учащихся, в центре плана - деятельность учителя.

Учитель должен уметь:

  1. ставить конкретные предметные и педагогические цели, адекватные деятельностному содержанию обучения;

  2. проектировать урок, исходя из операционального анализа поставленных целей, учитывая особенности предшествующей учебной деятельности в классе и прогнозируя вариативность детских действий;

  3. организовывать совместную деятельность учащихся и управлять этой деятельности с учетом поставленных целей.

При проектировании можно придерживаться следующих последовательных этапов:

I этап. Роль урока в структуре изучения темы.

II этап. Постановка целей.

III этап. Планирование результатов обучения.

IV этап. Выбор метода обучения.

V этап. Отбор подходящей организационной формы урока.

VI этап. Определение формы организации познавательной деятельности.

VII этап. Отбор средств обучения.

VIII этап. Разработка структуры урока.

IX этап. Содержательное наполнение урока.

I этап. Роль урока в структуре изучения темы


Проектирование урока начинается с того, чтобы выяснить, какую роль в структуре изучения темы он играет. Это связано с главной дидактической задачей урока. Можно выделить следующие задачи:

  1. ввести учащихся в проблематику курса, раздела, темы; показать значимость проблем, начать изучение наиболее общих понятий;

  2. обеспечить первичное осмысление нового содержания;

  3. выработать умения применять полученные знания, приобретать опыт творческой деятельности;

  4. повторить главное в теме или разделе; обобщить знания, привести их в систему;

  5. контроль и учет знаний учащихся.

Соответственно задачам выделяются следующие типы уроков:

  1. Вводный урок.

  2. Урок предъявления и изучения нового материала.

  3. Урок применения знаний.

  4. Урок применения знаний.

  5. Урок обобщающего повторения и систематизации знаний.

  6. Урок проверки знаний и умений.

Результатом этого этапа проектирования урока будет определение типа урока.

II этап. Постановка целей


Цель - это образ желаемого результата, при этом необходимо, чтобы эта цель была достижима. Цели урока могут ставиться в двух планах - в рамках предмета (учебные задачи) и на внепредметном уровне (педагогические задачи). При проектировании должны выполняться следующие требования к цели:

  1. цель должна быть конкретна, т.е. не абстрактна. Пример абстрактной цели: сформировать математическое мышление. Пример конкретной цели: открыть способ умножения чисел;

  2. цель должна быть операциональна, т.е. ее можно представить в виде некоторой последовательности действий (операций), приводящих к ее достижению;

  3. цель должна быть измеряема, т.е. в проекте должны быть представлены критерии, по которым можно будет судить о том, достигнута цель урока или нет.

Мы выделяем следующие цели:

  1. обучающая цель – сформировать представления; показать; раскрыть;

  2. развивающая – развивать умения;

  3. воспитательная – воспитать; сформировать ценностные ориентации; подвести к мысли.

III этап. Планирование результатов обучения


Требования к результатам обучения должны быть выражены в личностно – деятельностной форме:

  1. что должны знать учащиеся после изучения темы урока, например:

  1. понятия;

  2. персонажи;

  3. факты;

  4. явления;

  5. процессы;

  6. даты;

  1. что должны уметь, например:

  1. характеризовать;

  2. объяснять;

  3. называть;

  4. определять;

  5. составлять;

  6. проводить;

  7. соблюдать правила;

  8. показывать на карте.

IV этап. Выбор метода обучения


Типология методов обучения

  1. объяснительно иллюстративный;

  2. эвристический;

  3. проблемный метод;

  4. исследовательский, модельный;

  5. программированный.

V этап. Отбор подходящей организационной формы урока


Определение формы урока связано с возможностями учебного материала, источников информации, местом урока в теме, его связью с другими уроками, уровнем образованности учащихся, учебным временем, отводимым на изучение темы. Исходя из этого, определяется форма урока:

  1. Традиционные – с элементами: лабораторной работы, дискуссии, решением проблемных заданий и т.д.

  2. Лекция позволяет дать глубокое, последовательное изложение главного в содержании данного урока, в некоторых случаях – раскрыть ключевые положения блока.

  3. Семинар дает возможность учащимися под руководством учителя обсудит важнейшие вопросы темы на базе ранее полученных знаний, предварительного изучения рекомендованных источников.

  4. Лабораторное занятие – уроки самостоятельной работы с печатными источниками (учебником, документами) – гуманитарные предметы; естественные – с реальными объектами.

  5. Практические занятия – на основе применения теоретических знаний организуется решение познавательных задач и анализ ситуаций, встречающихся в социальной практике, а также рассматриваются результаты выполнения практических заданий, связанных с содержанием курса.

  6. Итоговое (зачетное) собеседование – учащиеся отвечают на вопросы, позволяющие уточнить и обобщить приобретенные знания, выявлять уровень усвоения ведущих понятий и идей темы.

  7. Ученическая конференция, в рамках которой готовятся доклады (сообщения учащихся по индивидуальным темам).

  8. Урок – диспут – публичный спор на общественно – важную тему.

  9. Игровые формы (ролевые, деловые, имитационные игры) – процесс обучения максимально приближен к практической деятельности.

VI этап. Определение формы организации познавательной деятельности


Выделяются следующие виды формы познавательной деятельности:

  1. фронтальная;

  2. групповая;

  3. индивидуальная;

  4. парная.

VII этап. Отбор средств обучения


Отбор средств обучения - т.е. то материально – техническое обеспечение урока, которое может дать максимальный эффект в усвоении учебного материала.

VIII этап. Разработка структуры урока


Прописывается план изучения нового материала. Определяется время каждого этапа урока, деятельность учителя, деятельность учащихся на уроке.

Деятельность учащихся (приемы и средства деятельности ученика):

  1. участие в беседе;

  2. составление планов, таблиц;

  3. чтение текста учебника;

  4. решение проблемы;

  5. решение задач;

  6. работа с картой;

  7. составление структурно – логической схемы;

  8. составление тезисов, конспекта;

  9. выявление причинно – следственных связей;

  10. анализ и обобщение;

  11. соотношение 2-х рядов информации;

  12. установление последовательности событий;

  13. обобщающая характеристика;

  14. оценочное суждение;

  15. группировка фактов по признаку;

  16. выделение существенных признаков;

  17. соотношение фактов и общих явлений;

  18. соотношение термина и определения.

IX этап. Содержательное наполнение урока


Некоторые приемы изложения новой темы:

  1. повествование (рассказ, сюжетное сообщение) – начальная школа до 6 класса;

  2. описание (характеристика, картинное, аналитическое описание);

  3. объяснение;

  4. беседа (вводная, аналитическая, эвристическая).

X этап. Создание измерителей


Создание измерителей - самая трудная и часто невыполняемая часть проекта. Это требование помогает понять первое требование - конкретности. Если поставлена абстрактная цель, измерители к ней подобрать невозможно и в самом процессе поиска таких измерителей становится очевидной абсурдность такой постановки цели. Поэтому не стоит возражать, если учитель ставит цель урока "воспитание творческой личности", просто необходимо в этом случае потребовать от учителя дать измерители "творческой личности", чтобы в конце урока проверить, удалось ли учителю достичь своей цели. В проекте обязательно должны предусматриваться те или иные диагностические процедуры, демонстрирующие уровень достижения поставленных целей.

Приведем пример проектирования урока по информатике и ИКТ в 8 классе по учебнику И. Г. Семакина и др. по теме «Программное обеспечение» (учитель – Пимонова О.Г.).

Проект урока по информатике и ИКТ



тема урока: «Программное обеспечение».

Тип урока: изучение нового материала.

Дидактическая задача: обеспечить первичное осмысление нового содержания материала.

Педагогическая задача раздела «Первое знакомство с компьютером»: привести учащихся к пониманию того факта, что современный компьютер представляет собой двуединую систему, состоящую из аппаратной части (технических устройств) и информационной части (программного обеспечения).




Цели урока:

  1. Образовательная – дать преставление о составе программного обеспечения компьютера:

    • назначение системного ПО, назначение ОС и программ, которые относятся к системному ПО;

    • назначение программ, которые относятся к прикладному ПО;

    • назначение систем программирования.

  1. Развивающая – развить умения определять, к какому программному обеспечению относится любая программа.

  2. Воспитательная – воспитывать культуру оформления изучаемого материала в виде опорного конспекта;

    • воспитание информационной культуры.

После изучения темы учащиеся должны

  • знать:

    • структуру программного обеспечения;

    • понятие и термины: программное обеспечение (ПО), базовое ПО, системное ПО, операционная система, интерфейс, драйвер, утилиты, прикладное ПО, системы программирования;

  • уметь:

    • отделять задачи системного характера от задач прикладного характера;

    • понимать с помощью, каких программных средств, какие информационные задачи можно решать.



Типология методов обучения: объяснительно-иллюстративный.





Форма урока: школьная лекция.





Форма организация познавательной деятельности: фронтальная.





Средства обучения:

    • учебник И.Г. Семакин. Информатика. Базовый курс. 7-9 классы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001; §§ 10,11.

    • компьютеры с установленной операционной системой MS DOS, Windows XP и операционной оболочкой Norton Commander.





План изучения нового материала:

      1. Понятие «программное обеспечение».

      2. Базовое программное обеспечение и его назначение.

      3. Системное программное обеспечение и его назначение.

      4. Назначение программ прикладного программного обеспечения.

      5. Системы программирования.




Прием изложения новой темы: объяснение с элементами описания.






Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Организационный момент

1,5 мин.

  1. Определение темы урока, целей урока.

  2. Требования к оформлению опорного конспекта и записи основных определений.

  1. Мотивация познавательной деятельности.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Изучение нового материала с элементами повторения ранее изученных понятий

34 мин.

  1. Понятие «программное обеспечение»

    • объяснение учителя;

    • повторение понятий: внешняя память компьютера.

Работа с учебником, осмысление понятия.

  1. Базовое программное обеспечение и его назначение

    • объяснение учителя;

    • повторение понятий: ПЗУ, внутренняя память компьютера.

Запись в тетради опорного конспекта, осмысление понятий.

  1. Системное программное обеспечение и его назначение

    • объяснение учителя:

      • понятие системного ПО;

      • понятие операционной системы и ее назначение;

      • типы ОС;

    • демонстрация элементов работы неграфической ОС MS DOS и неграфической оболочки NC, графической ОС Windows XP;

    • объяснение учителя:

      • антивирусные программы и их назначение;

      • программы архиваторы и их назначение;

      • драйвера и их назначение;

      • утилиты и их назначение.



Запись в тетради опорного конспекта.

Работа с учебником.

Анализ алгоритма работы ОС с компьютерной игрой.

Сравнение возможностей неграфической и графической ОС.


Запись определений в тетрадь, осмысление понятий.

  1. Назначение программ прикладного программного обеспечения

    • объяснение учителя:

      • понятие прикладного ПО;

      • текстовые редакторы и процессоры;

      • графические редакторы;

      • СУБД;

      • табличные процессоры;

      • бухгалтерские программы;

      • обучающие программы;

      • тестирующие программы;

      • компьютерные игры, …



Запись в тетради опорного конспекта.

Классификация программ, относящихся к прикладному ПО.

  1. Системы программирования

    • объяснение учителя;

    • организация работы с учебником.



Работа с учебником.

Домашнее задание

1 мин.

  1. Учебник - §§ 10, 11, ответить на вопросы к параграфам.

  2. Дописать опорный конспект (примеры программ прикладного ПО, примеры систем программирования), используя учебник и дополнительную литературу – всем учащимся.

  3. Составить структуру программного обеспечения домашнего ПК – учащимся, которые имеют компьютеры.

Работа с дневником.

Рефлексия





3,5 мин.

  1. Мотивация значимости данной темы в ряду других тем раздела «Первое знакомство с компьютером».

  2. Фронтальный опрос с использованием технологии тестирования

    1. Программное обеспечение компьютера делится на виды:

1) операционное и инструментальное;

2) операционные системы и операционные оболочки;

3) обучающие программы и прикладные программы;

4) системное, системы программирования, прикладное, базовое.

    1. Операционные системы представляют собой программные продукты, входящие в состав:

1) прикладного программного обеспечения;

2) системного программного обеспечения;

3) систем программирования;

4) уникального программного обеспечения.

    1. В прикладное ПО входят:

1) языки программирования;

2) операционные системы;

3) совокупность всех программ, установленных на компьютере;

4) текстовые редакторы.

    1. Операционная система - это:

1) совокупность основных устройств компьютера;

2) система программирования;

3) комплекс программ, управляющих работой компьютера;

4) программа для уничтожения компьютерных вирусов.

Мотивация.


Определение классификации ПО.


Определение вида программного обеспечения.


Выделение программ прикладного характера из программ системного характера и систем программирования.

Определение понятия ОС.




В тетрадях учащихся должен быть записан следующий опорный конспект и определения




Определения:

Программное обеспечение – это вся совокупность программ, хранящихся на всех устройствах внешней памяти компьютера.

Операционная система – это набор программ, управляющих работой компьютера.

Интерфейс – это способ общения программы с пользователем (это набор правил, с помощью которых пользователь управляет работой компьютера; это методы и средства взаимодействия пользователя с аппаратными и программными средствами).

Драйвер – это специальная программа, которая обеспечивает управление работой устройств и согласование информационного обмена с другими устройствами, а также позволяет производить настройку некоторых параметров устройств (это программа, предназначенная для обслуживания работы какого–либо устройства; это конкретные программы, отвечающие за взаимодействие с конкретными устройствами).

Утилиты – это служебные программы, которые используются для расширения или улучшения функций системных программ, основное их назначение состоит в автоматизации работ по проверке, наладке и настройке компьютерной системы (это специальные служебные программы, предназначенные для улучшения и других возможностей операционной системы).

Примеры проектов уроков, разработанные учителями МОУ СОШ №2 г. Чебаркуля


  • 4 класс. Окружающий мир. Тема «Невидимая сила». Учитель Ветчинникова О.П.

  • 10 класс. Информатика и ИКТ. Тема «Компьютерная графика». Учитель Выходец Л.А.

  • 9 класс. «Мой выбор». Тема «Мое здоровье. Мой выбор не курить». Учитель Игонченкова Т.В.

  • 9 класс. «Мой выбор». Тема «Четвертая власть. Роль СМИ в жизни общества». Учитель Игонченкова Т.В.

  • 9 класс. «Мой выбор». Тема «Учимся строить отношения. Что такое конфликт». Учитель Игонченкова Т.В.

  • 9 класс. История России. Тема «Основные фронты Великой Отечественной войны». Учитель Третьякова Т.Н.

  • 9 класс. История России. Тема «Советско-германские отношения накануне войны. Фашистское нашествие». Учитель Третьякова Т.Н.

  • 9 класс. История России. Тема «Южный Урал в годы войны. Южноуральцы – герои войны». Учитель Третьякова Т.Н.







Похожие:

Проектирование урока на деятельностной основе iconТехнология развития критического мышления через чтение и письмо как способ повышения внутренней мотивации обучающихся
В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения сказано: «Соответственно...
Проектирование урока на деятельностной основе iconУрок №31 Тема урока: Пищевая промышленность мира
Цель урока: активизировать познавательный интерес обучающихся на основе использования профессионально значимых знаний о пищевой промышленности...
Проектирование урока на деятельностной основе iconСписок литературы для кафедры 'Архитектурное проектирование'
С-16 Проектирование мостовых и строительных конструкций: учебное пособие умо /П. М. Саламахин. М
Проектирование урока на деятельностной основе iconПлан урока План конкретного урока
Поставленные цели урока должны быть конкретными и наблюдаемыми во время урока. Поставленная цель должна пронизывать весь ход урока...
Проектирование урока на деятельностной основе iconОпределение интегральных оценок технологических маршрутов на основе системы поддержки принятия решений
Сэтс/Социально-экономические и технические системы: исследование, проектирование, организация
Проектирование урока на деятельностной основе iconАнализ стажировки учителей математики в рамках проекта «Школа Росатома»
Проектирование, реализация и анализ современного урока с учетом требований фгос основного общего и среднего (полного) общего образования...
Проектирование урока на деятельностной основе iconРабочая программа методические указания контрольные задания для студентов специальностей 1-39 02 01 «Моделирование и компьютерное проектирование радиоэлектронных средств»
Методичес-кие указания. Контрольные задания для студ спец. 1-39 02 01 «Моделирование и компьютерное проектирование радиоэлектронных...
Проектирование урока на деятельностной основе iconНаучные публикации книги, диссертации, авторефераты диссертаций
Расторгуев Г. И. Оптимальное проектирование стержней и подкрепленных пластин на основе минимизации энергии деформации / Г. И. Расторгуев,...
Проектирование урока на деятельностной основе iconПрименении исследовательского подхода в обучении
В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков»...
Проектирование урока на деятельностной основе iconПроектирование плис с использованием сапр orcad 1 по курсам Применение микросхем и микропроцессоров Курсовое и
Руководство к практическим занятиям «Проектирование плис с использованием сапр orcad 1» по курсам «Применение микросхем и микропроцессоров»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница