Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности




Скачать 22,21 Kb.
НазваниеЕ. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности
страница1/5
Дата04.02.2016
Размер22,21 Kb.
ТипУрок
  1   2   3   4   5





Комитет по образованию г. Белокурихи

Муниципальное образовательное учреждение

«Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №1»


Е.А.Зинова


Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л.В.Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности

(самообобщение опыта)


Белокуриха

2007

Перечень модулей

1. Адрес опыта

2. Условия возникновения, становления опыта

3. Актуальность опыта

4. Основная педагогическая идея

5. Теоретические основы опыта

5.1 Понятие интереса

5.2 Сущность интереса

5.3 Виды интересов

5.4 Познавательный интерес, как особый вид интересов

5.5 Роль самостоятельной познавательной деятельности в развитии познавательного интереса

5.6 Приемы активизации познавательной деятельности

5.7 Мастерство учителя в развитии познавательного интереса, стимулировании активной познавательной и развивающей деятельности учащихся

5.8 Требования к учителю

6. Новизна опыта

7. Технология опыта

7.1 Организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся

7.2 Использование основных средств активизации самостоятельной познавательной деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время.

8. Результативность опыта

9. Адресная направленность

10. Трудоемкость

11. Библиографический список

12. Приложение

1. Адрес опыта.

Опыт формировался на базе Белокурихинской муниципальной средней общеобразовательной школы №1, где я работаю учителем начальных классов с 1991 года, сразу после окончания Бийского Государственного педагогического института.

Данный опыт направлен на создание условий для развития у младших школьников познавательного интереса, который является средством активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Одной из главных проблем для меня, как учителя выступает проблема ценностно-смысловых ориентаций (не «что и как делать?», а «зачем и во имя чего?»)

Раньше было все понятно: ЗУНы - это главное, а воспитание и развитие - это дополнительное. Теперь же, массовая начальная школа носит личностно-ориентированный развивающий характер, в результате предполагающая формирование конкурентоспособной личности, умеющей адаптироваться в современных социальных условиях («Я знаю, чего хочу, и могу достичь сам этого социально приемлемыми способами»).

А первые черты этой конкурентоспособности как раз и закладываются в младшем школьном возрасте, потому что выпускник 3-4 класса должен иметь внутреннюю установку «я могу учиться», мотивацию «я хочу учиться», уметь отстаивать свое мнение, считаясь с мнениями окружающих, реализовать в будущем свои возможности. Я считаю, что это главное достижение обучения и необходимое условие для продолжения образования в среднем звене. Именно поэтому я считаю, что развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л.В.Занкова становится средством активизации самостоятельной познавательной деятельности.


2. Условия возникновения, становления опыта.

Важной предпосылкой возникновения данного опыта является противоречивая ситуация, сложившаяся в настоящий момент в обществе. С одной стороны, популяризируются развивающие программы, в которых увеличен объём содержания обучения, обучение идёт на высоком уровне сложности, быстрыми темпами. С другой стороны, обостряющийся экологический кризис и массовое ухудшение состояния здоровья населения, снижение духовно-нравственной культуры, экономические трудности, приоритет материальных ценностей привели к тому, что сейчас в школы приходят соматически ослабленные, педагогически запущенные дети; дети, у которых недостаточно развиты те или иные познавательные процессы. Как следствие - у детей снижается интерес к учению. Это создает большие трудности в обучении. Очевидно, что сложившееся положение заставляет искать пути решения данной проблемы.

Большое влияние на формирование опыта оказал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом в подборе и разработке форм, методов, упражнений на уроке, стремлением придать своей деятельности направленный характер. Широкие возможности для реализации данного опыта открыл переход на развивающее обучение по системе Л.В.Занкова.

В 1998-1999 г.г. взяла в традиционную систему учебники: 3.И.Романовской «Живое слово», А.В.Поляковой «Русский язык», Н.Я.Дмитриевой, И.П.Товпинец «Естествознание», А.Н.Казакова «География», учебник-хрестоматию по истории «Твоя Россия». Результаты превзошли все ожидания. Мои «слабые» дети увлеклись исследовательской деятельностью. Они не довольствовались строками из учебника, а искали материалы в справочниках, журналах, художественной литературе. Стали частыми посетителями библиотеки, писали рефераты, приносили для прочтения в классе новые сообщения о жизни животных, растений, о жизни и деятельности выдающихся людей. Ребята стали лучше учиться, повысился показатель качества знаний.

В 2000 году сделала набор по системе развивающего обучения Л.В.Занкова и начала вместе с первоклассниками «обучаться» по новой программе. Было много раздумий, тревог, ожиданий...

Но вот позади уже первый, скоро будет и второй выпуск. Продвижение у многих детей первоначально шло незаметно. Так хотелось все сделать за ученика, стараться все ему разъяснять. На первых порах это не так уж просто - всегда хотелось вмешаться, если замечала, что что-то не так. Потом я убедилась, не надо навязывать ребенку того, что он не в состоянии понять, и не надо заставлять ребенка понять то, что он знает лучше нас.

Особый педагогический интерес для меня представляют методика преподавания, использование новейших технологий, так как они направлены на развитие и реализацию способностей, дарований ребенка, его личностной природы. Владение этим инструментарием позволяет мне как педагогу расширить представление о том, что педагогический процесс творческий и многогранный, проявлять смелость и неординарность мышления, формировать ярко выраженный мотивационный подход в обучении, развивать познавательный интерес школьников.


Я верю, что каждый ребенок талантлив, способен к развитию самосовершенствованию, поэтому я осознанно выбрала в качестве гуманно-личностной педагогики переход от знаниевой парадигмы в обучении к развивающей.

Предлагаемый опыт решает проблему повышения мотивации, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся через развитие познавательного интереса.


3. Актуальность опыта.

«Есть перспективное эффективное образование – будет и эффективное государство». /Из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на VII съезде Российского союза ректоров. Декабрь 2002г./

Человечество вступило в XXI век. Новое время требует человека, способного решать проблемы, способного к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения, основным из которых является познавательный интерес, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, человека-творца, исследователя, а не исполнителя.

И миссия каждого учителя – помогать ребенку постигать жизнь, раскрывая перед ним ее содержание и восходя со своими учениками на новый уровень развития, социализации.

В процессе социализации индивид становится личностью, приобретает необходимые для жизни знания, умения, навыки. Он усваивает ценности, образцы поведения, присущие обществу.

Необходимость совершенствования образования находит свое отражение в российских нормативно-правовых документах (Закон РФ «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ и др.).

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» выдвинуто на первый план формирование профессионально компетентной, социально активной, творческой личности и повышение качества образования. Обращаясь к базовым документам международного и российского уровня отмечу, что в Конвенции ООН о правах ребенка (ст. 29) цели образования обозначены следующим образом:

«Образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребенка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран».

Согласно Закона РФ «Об образовании» отмечаю, «под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается достижением определенного образовательного уровня».

И, наконец, В Концепции структуры и содержания общего среднего образования зафиксировано:

«В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект все больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращается в важнейший фактор прогресса страны. Школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие личности. Все остальные задачи лишь средства, помогающие достижению этой цели. Следовательно, приоритет свободного развития личности как основной принцип общества в области образования – это и есть основа дифференциации и интеграции образовательного процесса. Следует исходить из посылки: можно и нужно учить всех детей без исключения, вне зависимости от их способностей и индивидуальных различий, ведь именно в этом заключается гуманизм и демократизм школьного образования».

Данные цели достижимы только при смене приоритетов в образовании – с усвоения установленного объема знаний в ходе учебных занятий на самостоятельную познавательную деятельность каждого учащегося.

Как известно понятие «школа» происходит от латинского «скале» - лестница. Школа (скале) есть скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности ступеньки лестницы восхождения души, она «учит ковать порядок из Хаоса…»

А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нем, а не вне его».

Школа трактуется также как дом радости (греч.), но это не опровергает сложность восхождения по скале, ибо истинную радость можно пережить только в процессе преодоления трудностей, в процессе восхождения.

Считаю, что опыт является актуальным, так как отвечает требованиям современности: подготавливая школьников к выполнению требуемых жизнью видов деятельности, создает условия для их психического и физического благополучия, развивает познавательную и самостоятельную умственную активность в процессе обучения.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализации в школе технологий развивающего обучения, стержневой идеей которых является идея об опережающем развитии мышления, способном повести за собой умственное развитие ребенка в целом, обеспечить развитие его творческого потенциала.

От того, как мы будем обучать детей, зависит их судьба, а значит, и наше общее будущее.

В своей работе я искала пути, чтобы подойти к такому обучению. Изучала опыт передовых педагогов страны и вводила элементы их обучения и воспитания в учебный процесс. У Ш.А. Амонашвили - отношения с детьми, видеть в каждом ребенке личность, у А.С.Макаренко уроки по воспитанию и сплочению коллектива. Изучив систему Л.В. Занкова, я поняла - это то, что мне нужно.

Сегодня мы, говоря о модернизации российского образования, считаем, что современное качество образования — не только знания, но и развитие созидательных, познавательных способностей, самостоятельности и инициативности, то развитие личности — это как раз то, что система ставит во главу угла. Эта система провозглашает технологию личностно-ориентированного обучения, полностью отвечает таким задачам:

учить детей без принуждения, развить устойчивый интерес к знаниям и потребность их в самостоятельном поиске.

Предлагаемый опыт работы также обеспечивает решение задач, стоящих перед школой, на базе которой он сформировался, поскольку МОУ «БСОШ №1» работает над темой: «Обеспечение высокого качества обучения».

Более того, предлагаемый опыт создаёт широкие возможности для самореализации учащихся с различным уровнем интеллектуальных и творческих способностей.


4. Основная педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей моего опыта является создание условий для развития познавательного интереса младших школьников, самостоятельного постижения знаний по учебным предметам. Только тогда эти знания будут помогать развитию способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности.


5.Теоретические основы опыта.

5.1 Понятие интерес

Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет

множество трактовок в своих психологических определениях, он

рассматривается как:

- Интерес выступает как избирательная направленность человека, его

внимания, его мыслей (Т. Рибо, Н.Ф. Добрынин, С.П. Рубенштейн)

- Интерес рассматривается как проявление умственной и эмоциональной

активности (Е.Стронг).

- Интерес трактуется как активатор разнообразных чувств и как своеобразная

чувствительность (Ш. Бюлер, Д. Фрейд).

- В интересе видят тенденцию заниматься деятельностью, вещами, процессами

занятий (Английский словарь психологических терминов).

- Интерес – это активное, познавательное, активно-познавательное отношение

человека к миру (Н.Г. Морозова, В.Г. Иванов).

- Интерес – это активная познавательная направленность, связанная с

положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с

радостью познания, преодоления трудностей, с осознанием успеха, с

самовыражением и утверждением развивающейся личности (Метельский Н.В.)

- Интерес – это одна из психических активностей, характеризующаяся как

общая сознательная устремленность личности к объекту, эмоционально

насыщенная и влияющая на повышение продуктивности деятельности (М.Ф.

Беляев)

Таким образом, психолого-педагогическое понятие интерес отображает

множество значимых процессов: от единичных (внимание), до их совокупности,

он выражается в тенденциях, потребностях, отношениях.

Обстоятельно, в контексте своей педагогической теории проблему интереса

рассмотрел К.Д. Ушинский. В своей теории он психологически обосновал

интерес в обучении. Особое место занимает начальное обучение, требующее

побуждения ребёнка к активной мыслительной работе. Занимательность,

связанная с реальными предметами, наглядный материал, близкий опыту

ребёнка, — драгоценнейшие достоинства первоначального обучения. Открывать

перед детьми новые и новые стороны предмета, пробуждать интерес и внимание

— в этом К.Д. Ушинский видел важную задачу обучения. Важно не подменять

занимательность развлекательством, чтобы сам интерес учения зависел от

серьёзной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас — таковы

наставления К.Д. Ушинского.


Г.И. Щукина считает, что в действительности интерес выступает перед

нами:

- и как избирательная направленность психических процессов человека на

объекты и явления окружающего мира;

- и как тенденция стремления, потребность личности заниматься именно данной

областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- и как мощный побудитель активности личности, под влиянием которой все

психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а

деятельность становится увлекательной и продуктивной;

- и, наконец, как особое избирательное отношение к окружающему миру, его

объектам, явлениям, процессам.


5.2 Сущность интереса

Г.И. Щукина считает что интерес – это избирательное отношение

личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной

привлекательности.

По мнению Г.И. Щукиной интересы возникают на основе потребностей, но не

сводятся к ним. Потребность выражает необходимость, интерес выражает личную

приязнь к какой-то деятельности.

Формирование интереса не всегда начинается с осознания потребностей,

призвания или общественного долга. Интерес может появиться стихийно и не

осознано вследствие эмоциональной привлекательности объекта, а уже потом

осознается его жизненное значение, которое может определяться многими

причинами: потребностями, общественными требованиями.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности

человека. Поэтому и счастье жизни человек испытывает тогда, когда у него

есть интересы. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность,

И.П. Павлов рассматривал интерес как- то, что активизирует состояние коры

головного мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и

продуктивно.

5.3 Виды интересов

Интересы людей чрезвычайно разнообразны, как разнообразна

человеческая деятельность. Интересы различают по их содержанию или

направленности.

Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности.

Это, прежде всего познавательные интересы

5.4 Познавательный интерес, как особый вид интересов

Г.И. Щукина, специально занимавшаяся исследованием познавательных

интересов в педагогике, рассматривает познавательный интерес, как один из

важнейших видов интересов, обладающий особыми свойствами, она определяет

этот интерес следующим образом: “…познавательный интерес выступает перед

нами как избирательная направленность личности, обращенная к области

познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения

знаниями”.

Таким образом, особое свойство этого интереса заключается в том, что его

объектом может служить не только содержание предмета, но и процесс

овладения знаниями.

Предметом познавательного интереса является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

В то же время познавательный интерес, будучи включенным в

познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием

многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного мира и отношения к нему, научным истинам — формируется миропонимание,

мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которых

способствует познавательный интерес.

Более того, познавательный интерес, активизируя все психические

процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к

постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения её целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскания иных необходимых способов, привнесения в них творческого начала).

Особенностью познавательного интереса является его способность

обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой

деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой их

них. Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое

складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в

социальных условиях его существования и никоим образом не является

имманентно присущим человеку от рождения.

Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно

переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор

деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и

жизнедеятельности в целом.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда

учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребёнка привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности iconУроках математики в системе развивающего обучения
Развитие креативного мышления младших школьников средством дидактической игры на уроках
Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности iconФедеральное агенство по образованию
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности iconРодителям о технологии ро л. В. Занкова Приступая к изучению проблемы "Обучение и развитие" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В
Приступая к изучению проблемы "Обучение и развитие" и к созданию системы развивающего обучения младших школьников, Л. В. Занков 55...
Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности iconПроблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
...
Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности iconОпыта
Использование компьютерных технологий и ресурсов Интернета как средство активизации познавательной деятельности учащихся и повышения...
Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности icon1 раздел: «Я человек»
Духовно – нравственное воспитание младших школьников на уроках по системе Л. В. Занкова и внеклассных мероприятиях
Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности iconСодержание введение 3
I. теоретические основы активизации познавательной деятельности младших школьников 7
Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности iconПубличный отчет за 2011 год общая характеристика учреждения
Филиал Федерального научно-методического центра им. Л. В. Занкова и Объединения профессионалов, содействующих системе развивающего...
Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности iconЛитература о витаминах
Развитие умений и навыков самостоятельной, творческой деятельности; Развитие познавательного интереса к предметам естественного цикла,...
Е. А. Зинова Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках в системе развивающего обучения Л. В. Занкова как средство активизации самостоятельной познавательной деятельности iconI. Историко-педагогические и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования познавательного интереса у школьников
Воспитание познавательного интереса у школьников к математике в условиях модернизации образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница