Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук




Скачать 14,67 Kb.
НазваниеСибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук
страница1/7
Дата04.02.2016
Размер14,67 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ


СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК


Психолого-педагогический факультет

Кафедра информационных технологий в образовании


Васильева Ольга Владимировна


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЭИ

«БАБА ЯГА УЧИТСЯ ЧИТАТЬ»

НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ


(курсовая работа)


Научный руководитель:

Зырянова Е.В.

Подпись:


Красноярск 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

Актуальность и проблематика темы 4

ГЛАВА 1. Уроки чтения в современной начальной школе: традиции и перспективы развития 12

Ответ образования на общественную потребность. Новая образовательная парадигма 12

Новый комплекс задач образования. Новая грамотность 15

Учение и информационные и коммуникационные технологии 17

1.1. Обзор существующих методик обучения чтению 20

1.1.1. Методика обучения чтению по программе «Школа 2100» 33

1.2. Анализ учебных электронных изданий для уроков чтения в первом классе 38

ГЛАВА 2. Разработка системы уроков чтения для первого класса с использованием электронного образовательного ресурса 43

Заключение 57

Список литературы 58

Приложение 59



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и проблематика темы


Отличительной чертой жизни современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Впервые в истории человечества поколения вещей и идей сменяются быстрее, чем поколения людей. Динамичные изменения, происходящие в природе и обществе, всей окружающей человека среде, породили различные наименования того общества, в котором протекает жизнь современного человека: «постиндустриальное общество», «постцивилизация», «технотронное общество» и целый ряд других. Однако наибольшую известность получил термин «информационное общество». Превращение информации в важнейший ресурс развития современной цивилизации, осознание информации как товара, как средства управления личностью и обществом, как инструмента власти, как оружия в экономической и политической борьбе, непрерывное возрастание объемов информации на фоне стремительного развития информационной техники и технологии – все эти факторы обусловили широкое распространение термина «информационное общество», отразившего суть изменений, связанных с возрастанием роли информации в жизни человечества.

«Информационное общество» – это новая постиндустриальная социально-экономическая организация социума с высокоразвитыми информационно-телекоммуникационными инфраструктурами, обеспечивающими возможность эффективного использования интеллектуальных ресурсов для обеспечения устойчивого развития цивилизации.

Наряду с концепцией информационного общества, существует концепция обществ знания, продвижение которой составляет позицию ЮНЕСКО. По его мнению, понятия «информационное общество» и «общество знаний» являются взаимодополняющими. Информационное общество является функциональным блоком общества знаний. Концепция информационного общества связана с идеей «технологических инноваций», тогда как понятие «общество знаний» охватывает социальные, культурные, экономические, политические и экономико-правовые аспекты преобразований, а также более плюралистический, связанный с развитием, взгляд на будущее. Таким образом, концепция «общество знаний» предпочтительнее концепции «информационное общество», поскольку она лучше отражает сложность и динамизм происходящих изменений.

Исходя из неразрывной связи сосуществования этих двух типов обществ в один и тот же исторический период, попытаемся назвать основные черты, присущие как информационному обществу, так и обществу знаний:

  • информация и знания – главная преобразующая сила общества, а информационные ресурсы – это стратегические ресурсы общества;

  • глобальная информатизация, стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий - основа новой экономики, экономики знаний;

  • новизна, быстротечность, ускорение - наиболее характерные черты жизни;

  • цикл обновления как производственных, так и социальных технологий составляет шесть-восемь лет, опережая темпы смены поколений;

  • непрерывное образование и способность к переквалификации - неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности;

  • судьба каждого человека зависит от способности своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию.

    Анализ характеристик, присущих информационному обществу, эволюционирующему в общество знаний, позволяет вычленить проблему специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний, неразрывно связанную с кардинальными изменениями, происходящими в системе образования.

Необходимость специальной подготовки человека к жизни в информационном обществе и обществе знаний. Вхождение человеческой цивилизации в информационное общество и общество знаний предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии «новая парадигма образования». Новая образовательная парадигма – это своего рода стратегия «образования для будущего». Суть новой парадигмы образования характеризуется следующими факторами:

  • смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно;

  • освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными, противоречивыми данными, формирование навыков самостоятельного (критичного), а не репродуктивного типа мышления;

  • дополнение традиционного принципа «формировать профессиональные знания, умения и навыки» принципом «формировать профессиональную компетентность».

    Не трудно заметить, что в новой парадигме образования значительное место занимает «информационная составляющая». Действительно, в последние годы во всем мире серьезное внимание стали уделять информационной подготовке личности. При этом в зарубежной практике наибольшее распространение получила концепция информационной грамотности личности, а в России – концепция формирования информационной культуры личности.

    Под информационной грамотностью понимается знание разнообразных источников информации (текстовых, машиночитаемых); знания причин и способов использования разнообразных источников информации; критическая оценка информации. Суть и значение информационной грамотности можно обобщенно выразить в следующем:

  • информационная грамотность имеет отношение ко всем сферам современного общества;

  • чтобы обеспечить доступ к цифровой информации, людям требуется компьютерная грамотность, которая является обязательным предварительным условием для информационной грамотности в информационном обществе;

  • существует необходимость включить информационную грамотность в содержание учебных планов образовательных учреждений всех уровней (начальной, средней и высшей школы), так же как и в содержание подготовки информационных работников, работников образования и здравоохранения.

    Изучение содержания и объема понятия «информационная грамотность», а также анализ существующих определений термина «информационная грамотность» позволяет выявить следующие несоответствия, характеризующие данное понятие и отражающий его термин:

  1. Несоответствие термина «информационная грамотность» объему и содержанию понятия. Это во многом объясняется использованием в качестве базового терминоэлемента слова «грамотность», обозначающего, как известно, самые элементарные навыки – умение читать и писать. Если исходить из приведенного нами выше определения информационной грамотности, то в объем понятия «информационная грамотность», входят, как минимум, три сложных компонента: знание всего спектра современных источников информации, как традиционных (бумажных), так и электронных; знание способов поиска и использования различных информационных ресурсов; знание методов критической оценки и анализа информации. Каждый из них отнюдь не сводим к простым умениям и навыкам, обозначаемым словом «грамотность».

  2. Ассоциативность термина «информационная грамотность» исключительно с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), ориентация на сугубо технократический подход. Анализ потока публикаций, отражающих мировой опыт обучения различных категорий граждан информационной грамотности, свидетельствует о достаточно тревожной тенденции – увлечении обучением компьютерной грамотности, преимущественно навыкам использования ИКТ, в ущерб таким важнейшим составляющим информационной подготовки, как вербализация информационных потребностей, поиск, анализ и синтез информации, ее критическая оценка, способность продуктивной деятельности по информационному самообеспечению. Об этой опасности – гипертрофированной вере в возможности техники (пусть даже самой мощной, самой «интеллектуальной» – компьютерной!) предупреждал Н. Винер, основатель кибернетики как науки: «Вычислительная машина ценна настолько, насколько ценен использующий ее человек. Автомат стали наделять свойством, которым некогда наделяли магию. Он может дать вам то, что вы просите, но не скажет вам, чего попросить».

  3. Неадекватность термина «информационная грамотность» новой парадигме образования. Как уже отмечалось, новая парадигма образования ориентирована на деятельностно-личностный характер обучения, на формирование творческой, креативно мыслящей личности, способной принимать самостоятельные решения в условиях работы с противоречивой, разнородной, динамично меняющейся информацией. На смену идее «обучение – на всю жизнь» пришла идея «обучение в течение всей жизни», т.е. идея непрерывного образования. Концепция непрерывного образования неразрывно связана с идеей ключевых компетенций, введенной в научный обиход в начале 90-х гг. Международной организацией труда. Это понятие трактуется как общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. Компетенция – это сфера отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Связь эта очевидная: без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция.

    В современных динамично меняющихся условиях общества и образования формирование информационной грамотности не является достаточным условием формирования высоко образованной личности, конкурентоспособной, готовой к саморазвитию и самообразованию. Поэтому новой характеристикой целей обучения с использованием ИКТ является термин «информационная культура».

Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Мировоззренческий аспект информационной культуры заключается в формировании информационной картины мира. Расширяется среда научного познания, формируется новый, информационный, подход к изучению окружающей действительности. Учащиеся овладевают современными методами научного познания: формализация, моделирование, компьютерный эксперимент. Раскрывается роль информационных технологий в развитии общества, изменение характера и содержания труда человека в современных условиях и условиях информационного общества.

Образовательный аспект состоит в формировании общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией: грамотное использование источников, оценка достоверности, знания и умения грамотной организации информации и информационных процессов, оценка информационной безопасности.

Профессиональный аспект информационной культуры заключается в освоении средств ИКТ, использовании их в различных видах деятельности. Подготовка к профессиональной деятельности и дальнейшему самообразованию.

Особое место в трактовке понятия «информационная культура» занимает информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем. Информационное мировоззрение включает в себя убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Эта система выражается в ценностях образа жизни личности, социальной группы и общества в целом в век информации. Информационное мировоззрение тесно связана с мотивацией деятельности человека, которая определяет успешность его информационной подготовки.

    Введение понятия информационное мировоззрение позволяет обеспечить целость традиционной книжной (библиотечной) и новой, компьютерной информационной культуры. По нашему мнению, использование понятия «информационная культура» позволяет избежать в информационном обществе конфронтации двух полярных культур – технократической и гуманитарной[1].

Объект исследования: процесс обучения младших школьников чтению в 1-ом классе.

Предмет исследования: методы и средства повышения эффективности нахождения и восприятия информации первоклассниками посредством поиска, производимого в письменных и других источниках, наблюдения, сбора и регистрации.

Цель исследования: повышение эффективности формирования навыка чтения с использованием УЭИ «Баба Яга учится читать» на уроках чтения в первом классе.

Задачи исследования:

  • проанализировать УЭИ для уроков чтения в 1 классе;

  • проанализировать существующие методики обучения чтению;

  • выявить методические возможности УЭИ «Баба-яга учится читать»;

  • разработать систему уроков с использованием УЭИ «Баба-яга учится читать».

Гипотеза. Использование УЭИ «Баба-яга учится читать» на уроках чтения в первом классе позволит повысить эффективность обучения технике чтения, мотивацию в обучении, что позволит осуществлять подготовку учащихся в соответствии с понятием «новая грамотность».
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук icon«Сибирский федеральный университет»
Хакасский технический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального...
Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук icon«Сибирский федеральный университет»
Хакасский технический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального...
Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук icon«Сибирский федеральный университет»
Хакасский технический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального...
Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук iconОсновная образовательная программа подготовки специалитета, реализуемая Хакасским техническим институтом филиалом фгаоу впо «Сибирский федеральный университет»
Хакасский технический институт – филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального...
Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук iconПрограмма VII профориентационной образовательной выставки
Стендовые презентации студентов институтов и факультетов: Институт гуманитарных наук, Институт математики и информатики, Институт...
Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук iconДинамика психофизиологических показателей у больных с невротиче­скими расстройствами дод влиянием космоэнергетических сеансов
Багиров Э. М., доктор естественных наук Российской академии естественных наук (Институт космоэнергетики и спецпсихо­логии)
Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук iconАнализ длительности пожаров в Сибири и антропогенных факторов их возникновения по спутниковым данным
Сибирский Федеральный Университет, Институт Космических и Информационных Технологий, г. Красноярск, рф; Институт леса им. В. Н. Сукачёва...
Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук iconФакультет социального управления кафедра гуманитарных и социальных наук Специальность
Статус дисциплины: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральный компонент
Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук iconРоссийской Федерации Сибирский федеральный университет Э. А. Павельева, М. М. Сашина
Рецензенты: Т. Ю. Сидорова, канд юрид наук, доцент кафедры международного права Юридического института сфу
Сибирский федеральный университет институт естественных и гуманитарных наук iconФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «сибирский федеральный университет» утверждаю
Суковатая И. Е., канд биол наук, зам директора ифбиБТ, доцент кафедры биофизики
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница