Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью




Скачать 10,38 Kb.
НазваниеМетодические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Дата04.02.2016
Размер10,38 Kb.
ТипУрок
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РУЧНОГО ТРУДА У ДЕТЕЙ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Манылова Елена Александровна

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VIII вида) № 565

Кировского района Санкт-Петербурга (ГБСКОУ школа 565)


Цель коррекционно - воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми - их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает, что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Задача учителя по труду - показать, что знания, полученные на его уроках, обогащают, дополняют знания по другим учебным предметам, и тогда учащиеся получат не разобщенные знания, а систему знаний, которая может быть широко использована.

Усвоение программного материала зависит от правильного выбора метода обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии характерных для той или иной категории детей с интеллектуальными нарушениями. Обучение должно строиться таким образом, чтобы формировалась стойкая заинтересованность в получении знаний. Для этого необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Учителю необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры, если их периодически и правильно использует учитель.

Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия на ребенка. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации с определенными предметами или без них, приобретая, таким образом, собственный действенный и чувственный опыт. Ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуются многократные повторения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на уроке с использованием разных материалов при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Что позволяет с успехом использовать ее на уроках ручного труда для достижения общеобразовательных, коррекционных и воспитательных задач.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью игра развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания. Без специального обучения они не обнаруживают потребности в игре, будучи включенными в нее, длительное время не проявляют интереса к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Подчиняясь требованию взрослого, они действуют безразлично, пассивно, не получая удовольствия от выполняемых действий. Интерес к игрушкам является недифференцированным, неустойчивым, случайные раздражители быстро отвлекают их внимание. Умственно отсталые дети склонны к использованию игрушек, являющихся копией реальных предметов окружающей действительности, так называемых предметов-заместителей. Таким образом, успешность процесса обучения игре детей с интеллектуальным недоразвитием будет определяться поэтапностью перехода от предметных игр к конструктивным и сюжетно-ролевым. Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности. Успешность обучения умственно отсталых детей игре зависит от комплексного подхода, который включает следующие компоненты:

-ознакомление детей с окружающим миром;

-обучающие предметные игры;

-организация предметно-игровой среды;

-общение взрослого с детьми во время игры.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем разностороннее развивается ребенок, тем успешнее реализуются его потенциальные возможности. Вот почему так важно создать необходимые условия для сенсомоторного развития ребенка. Для школьников с интеллектуальными нарушениями характерно слабое развитие кисти и пальцев, они плохо запоминают цвет, размер, форму и т.д. Поэтому вопрос о сенсомоторном развитии детей с интеллектуальными нарушениями не теряет актуальности на уроках труда.

Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств и руки. Таким образом, ощущения и восприятие – непосредственное, чувственное познание действительности. Поэтому, чтобы развить интеллектуальные, творческие, художественные способности, на уроках ручного труда, я использую упражнения для тренировки отдельных пальцев с приговариванием различных потешек: захват и удержание предметов, складывание предметов в коробку, переливание из одной емкости в другую, нанизывание колец, бусин, откручивание и закручивание крышечки, открывание и закрывание банок, нажимание на кнопки, сжимание пальцами прищепок, сжимание и разглаживание бумаги и т.д. Дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже большое достижение для них. Давно доказано, что игры, направленные на сенсомоторное развитие, идеальны для развития речи. Для этого я использую самодельные развивающие пособия и игрушки, наполненные горохом, крупами, которые отвечают естественной потребности детей разминать, сжимать, гладить. Для прикрепления игрушек сделаны панно в соответствии с сюжетом игры. Эти дидактические пособия способствуют накоплению сенсорного опыта через развитие зрительного и тактильного восприятия и являются незаменимым способом развития мелкой моторики и координации движений у детей с интеллектуальными нарушениями. Мои дети с удовольствием «одевают» дерево в зависимости от времен года – листьями, цветами, плодами, снежинками, а потом это дерево прикрепляют на панно с небом и землей.

Для развития тонких движений кистей и пальцев рук в начале урока использую пальчиковые игры. Благотворное воздействие движений кистей и пальцев рук на развитие детей было отмечено давно. Еще в древнем Китае было известно, что упражнения с участием кистей и пальцев рук гармонизируют тело и разум.

Разучив и отработав простые упражнения, можно постепенно усложнять предлагаемый материал. Например, после упражнений, в которых используются одинаковые симметричные движения кистями и пальцами, можно использовать похожие упражнения, но с одновременными разнотипными движениями.

Истории, «рассказанные» руками, создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать речь, повышают речевую активность детей. Упражнения для кистей и пальцев развивают у детей внимание, зрительную, слуховую и кинестетическую память, зрительно-пространственное восприятие, воображение и фантазию. Например, перед лепкой из пластилина рассказываю историю про бабушку, которая готовит на завтрак пирожки:

Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

Бабушка очень просит помочь ей сделать пирожки, а то она не успевает к завтраку накормить детишек.

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем.

Пироги мы испечем.

Энергично сжимаем руки в кулачки и разжимаем одновременно и поочередно. Совершаем движения, как при лепке снежков.

Пирожки мы будем печь

С мясом и капустою.

Испекли мы пирожок.

Ну-ка съешь его дружок!

Прижать ладошки друг к другу, протягивая руки вперед.

Так с помощью таких игровых упражнений мы готовим кисти рук для занятия с пластилином.

Игра, умело и тонко введенная в учебный процесс, позволяет школьнику на уроке увидеть результат своего труда и испытать радость преодоления интеллектуальных трудностей. Использование при обучении игровых методов создает благоприятные условия для формирования у детей таких важных для становления учебной деятельности качеств и состояний, как общее положительное отношение к школе и учебному предмету, желание постоянно расширять свои возможности и способности, и в том числе различных способов самоконтроля и самооценки.


Литература

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: НОУ«Союз», 2005. – 103 с.

  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.: ил.

  3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

  4. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет. сада.  – М.: Просвещение, 1983. – 144 с., ил.

  5. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 94 с.

  6. Гуровец Г.В. Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике // Дефектология. – 1996. - №2. – С. 77-83.

  7. Ивочкина Н.В. Коррекционные возможности народной игры //Нач. школа. – 1998. - № 11/12. – С. 25-32.

  8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособия для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.: ил.

  9. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.

Похожие:

Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью iconЛакизо Ирина Леонидовна г. Новосибирск
Логопедическая работа по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью iconМетодические особенности организации уроков устного развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями
Научно-методические основы организации уроков устного развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности...
Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью iconПрограмма специльной (корррекционной)
Трудовое обучение детей с умеренной умственной отсталостью является важнейшим звеном в общей системе учебной и коррекционно- воспитательной...
Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью icon«Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»
Раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных...
Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью iconАбилитация воспитанников с тяжелой умственной отсталостью в условиях школы-интерната
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского городского психолого-педагогического университета
Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью iconКамышинская средняя общеобразовательная школа
Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья....
Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью iconМетоды и приемы формирования умственной акти вности детей дошкольного возраста
Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать...
Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью iconМатериалы по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью iconИсаева Т. Н., Багаева Г. Н. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей c тотальным недоразвитием психических функций
Методические приемы для формирования интереса к урокам ручного труда у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью iconПедагогические условия формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста на основе сюжетно-ролевой игры
Теоретические основы проблемы формирования интереса к своей семье у детей старшего дошкольного возраста
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница