Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование




Скачать 16,44 Kb.
НазваниеПрограмма производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
страница1/2
Дата04.02.2016
Размер16,44 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»


Факультет психологии и дефектологии


ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование.

Профиль подготовки: Образование детей с задержкой психического развития.

Уровень ООП: бакалавриат.

Форма обучения: очная.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (приказ № 49 от 18.01.2010 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (протокол №_____ от __________________).


Разработчик: к.п.н., доцент кафедры коррекционной педагогики и специальных методик Е. В. Золоткова.


Программа одобрена на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальных методик (протокол №_____ от __________________).


Саранск 2011

1. Цель производственной практики

Целью педагогической практики в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития является теоретическая и практическая подготовка студентов к работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Педагогическая практика имеет важное значение для обеспечения единства теоретической и практической подготовки будущих бакалавров-дефектологов, комплексного формирования системы дефектологических знаний и организаци­онных умений, что может обеспечить становление профессиональ­ных компетенций будущего педагога-дефектолога.


2. Задачи производственной практики

Задачами педагогической практики в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития бакалавров по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование с профилем подготовки «Образование детей с задержкой психического развития» являются:

  • расширение, конкретизация теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки, формирование практических навы­ков работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития;

  • ознакомить с особенностями коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной, коррекционно-воспитательной, психокоррекционной деятельности в дошкольных учреждениях, где воспитываются дети с ЗПР, с формами и методами взаимодействия специалистов разных профилей: педагог-дефектолог – дефектолог – врач – психолог – педагог-воспитатель;

  • сформировать навыки самостоятельного планирования и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с дошкольниками с ЗПР;

  • сформировать у студентов умения и навыки разработки индивидуальных коррекционно-образовательных программ и проведения занятий с детьми дошкольного возраста, имеющими задержку психического развития;

  • ознакомить студентов с общими требованиями к оформлению кабинета, с дидактическими пособиями, необходимыми для работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития;

  • сформировать навыки проведения социально-коррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с ЗПР;

  • воспитать личностные качества (эмпатия, сопереживание и др.), позволяющие работать как с детьми, так и с их родителями, сформировать интерес к профессии.

Данные задачи производственной (педагогической) практики соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности:

  • коррекционно-педагогическая;

  • диагностико-консультативная;

  • исследовательская;

  • культурно-просветительская.

и задачами профессиональной деятельности:

в области коррекционно-педагогической деятельности:

  • компенсация и коррекция нарушений в развитии в условиях личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей дошкольного возраста с ЗПР;

  • изучение, образование, развитие, абилитация, реабилитация и социальная адаптация детей дошкольного возраста с ЗПР как в дошкольных группах коррекционно-развивающего обучения, так и в образовательных учреждениях, реализующих программы совместного (интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся детей;

  • построение и корректировка индивидуальной программы развития, образования и коррекционной работы на основе психолого-педагогической диагностики детей дошкольного возраста с ЗПР.

в области диагностико-консультативной деятельности

  • психолого-педагогическое изучение особенностей психофизического развития и образовательных возможностей детей дошкольного возраста с ЗПР;

  • оказание консультативной помощи членам семей детей дошкольного возраста с ЗПР по вопросам семейного воспитания.

в области исследовательской деятельности:

  • планирование коррекционно-развивающей работы с учетом специфики образовательной программы и варианта задержки психического развития.

в области культурно-просветительской деятельности:

  • формирование общей культуры детей дошкольного возраста с ЗПР;

  • пропаганда толерантного отношения к детям дошкольного возраста с ЗПР среди широкой общественности.


3. Место производственной практики в структуре ООП ВПО

Педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование.

Педагогической практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО: «Психолого-педагогическая диагностика и консультирование», «Психолого-педагогическая диагностика детей с интеллектуальными нарушениями», «Образование детей с задержкой психического развития», «Психология детей с задержкой психического развития», «Воспитание и обучение дошкольников с задержкой психического развития», «Психокоррекционная и развивающая работа с детьми с задержкой психического развития».

Педагогическая практика проводится на 3 курсе в 5 семестре.

Прохождение педагогической практики является необходимой основой для последующего изучения ряда дисциплин вариативной части и курсов по выбору, подготовки выпускной квалификационной работы.


  1. Формы проведения производственной (педагогической) практики

Педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития проводится в форме педагогической практики, предполагающей работу студента в качестве дефектолога с детьми дошкольного возраста с ЗПР.

Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.


  1. Место и время проведения производственной практики

Педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития бакалавров по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование с профилем подготовки «Образование детей с задержкой психического развития» проводится на базе дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида.

При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • укомплектованность образовательных учреждений педагогическими кадрами, обладающими высоким профессиональным уровнем;

  • уровень оснащенности учебной литературой;

  • наличие технической инфраструктуры (технических средств обучения, компьютерной техники и средств телекоммуникации);

  • наличие оборудования для проведения лабораторно-практических занятий.

Педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития проводится в течение 12 недель на 3 курсе в 5 семестре.

Группы формируются в составе не более 15 человек на одного руководителя.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения производственной практики

Общекультурные компетенции:

    • способен к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

    • способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-3);

    • способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7).

Общепрофессиональные компетенции:

    • способен осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

    • способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

    • способен использовать в своей профессиональной деятельности современные компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии (ОП-3).

Профессиональные компетенции в области коррекционно-педагогической деятельности:

    • способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

    • готовностью к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);

    • способностью к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования (ПК-3);

    • готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4).

Профессиональные компетенции в области диагностико-консультативной деятельности:

    • способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

    • способностью к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

    • способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

    • готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8).

Профессиональные компетенции в области исследовательской деятельности:

  • готов к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

  • способен к планированию, организации и совершенствованию собственной коррекционно-педагогической деятельности (ПК-10);

  • способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12).

Профессиональные компетенции в области культурно-просветительской деятельности:

  • готовностью к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);

  • способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).

Специальные компетенции:

  • готовность к осуществлению диагностики задержки психического развития у детей, ее отграничению от других видов психофизического дизонтогенеза, а также дифференциальной диагностики вариантов ЗПР (СК-1);

  • способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование детей с ЗПР, анализировать его результаты с целью определения степени готовности к школьному обучению, прогнозирования риска возникновения трудностей в обучении (СК-2);

  • готовность осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в различных образовательных условиях, в том числе в условиях инклюзивного обучения (СК-3);

  • готовность к проведению коррекционно-развивающего учебно-воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода с применением специальных методик обучения детей с ЗПР (СК-4).

В результате прохождения производственной (педагогической) практики обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

1) Знать:

  • педагогические системы воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР;

  • знать содержание коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР;

  • систему образовательных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации детей дошкольного возраста с ЗПР;

  • особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с ЗПР;

  • содержание и организацию коррекционно-педагогической работы в условиях специальных образовательных учреждений, а также учреждений здравоохранения и социальной защиты;

  • медико-психолого-педагогические методы изучения детей с опорой на детские виды деятельности;

  • педагогические принципы и методы воспитания и обучения детей разных возрастных групп;

  • разнообразные наглядно-дидактические и технические средства для детей, учитывающие их сенсо-моторные, компенсаторные и возрастные возможности;

2) Уметь

  • осуществлять коррекционно-педагогическую работу с детьми дошкольного возраста с ЗПР в учреждениях различного вида (дошкольных учреждениях компенсирующего и общеразвивающего вида);

  • анализировать программно-методическую литературу;

  • анализировать занятия и другие формы воспитания и обучения детей;

  • осуществлять планирование фронтальной и индивидуальной коррекционно-педагогической работы;

  • применять дифференцированно методы психолого-педагогического изучения детей дошкольного возраста с ЗПР;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка;

  • учитывать индивидуальные и типологические особенности психофизического развития детей дошкольного возраста с ЗПР;

  • подбирать к занятиям специальный наглядно-дидактический материал, технические средства и приспособления;

  • уметь планировать и осуществлять работу с родителями.

3) Владеть навыками:

  • осуществления сенсорного, умственного, речевого, нравственного, эстетического, трудового воспитания с целью эффективной социальной адаптации детей дошкольного возраста с ЗПР;

  • организации учебно-воспитательной работы педагогического коллектива образовательного учреждения комбинированного вида;

  • осуществлять коррекцию психофизических недостатков детей в учебно-воспитательном процессе;

  • планировать мероприятия, осуществлять разработку содержания, методов, приемов и средств воспитания в зависимости от цели мероприятия с учетом индивидуального и дифференцированного подходов.

  1   2

Похожие:

Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование iconПрограмма производственной практики логопедическая практика в дошкольных общеобразовательных учреждениях направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование
Гоу впо «мордовский государственный педагогический институт имени м. Е. Евсевьева»
Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование iconРабочая программа производственной (педагогической) практики 2010-2011 учебный год Направление подготовки: «Специальное (дефектологическое) образование»
«Образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями психофизического развития»
Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование iconРабочая программа дисциплины комплекснон психолого-педагогическое обследование детей с тяжелыми нарушениями речи направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование»
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование iconРабочая программа дисциплины Основы нейропсихологии Направление подготовки 050700 «Специальное дефектологическое образование»
Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен...
Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование «Образование детей дошкольного возраста с нарушениями в психофизическом развитии»
Основная образовательная программа высшего профессионального образования магистратуры по направлению подготовки 050700. 68 Специальное...
Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование iconПрограмма вступительных испытаний для лиц, имеющих высшее профессиональное образование, поступающих на направление подготовки 050700. 68 Специальное (дефектологическое) образование магистерскую программу «Логопедия»

Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование iconПояснительная записка Цель вступительных испытаний определение готовности абитуриента освоить программу подготовки магистра по направлению подготовки 050700 «Специальное (дефектологическое) образование»
Цель вступительных испытаний – определение готовности абитуриента освоить программу подготовки магистра по направлению подготовки...
Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование iconРазвитие связной речи детей с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же...
Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование iconКурсовые работы для студентов, обучающихся по направлению 050700. 62 «специальное (дефектологическое) образование (Профиль «олигофренопедагогика»)
Курсовые работы для студентов, обучающихся по направлению 050700. 62 Специальное (дефектологическое) образование
Программа производственной практики педагогическая практика в дошкольных учреждениях для детей с задержкой психического развития направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 050700 специальное (дефектологическое) образование утверждено приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г.
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница