Программа история России. 7 класс




Скачать 22,53 Kb.
НазваниеПрограмма история России. 7 класс
Дата04.02.2016
Размер22,53 Kb.
ТипПрограмма



ПРОГРАММА

История России. 7 класс


Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение) и адаптирована к учебнику: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 2010.

Задачи изучения истории России в 7 классе:

– продолжение формирования ориентиров для этнонациональной и культурной са­моидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимание ими места и роли Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

– воспитание учащихся в духе уважения к истории России XVII-XVIII вв. и гордости за героические свершения предков;

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии России в 7 классе относятся следующие убеждения и ка­чества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Русского царства и Российской империи;

– осмысление социально-нравственного опыта России XVII-XVIII вв.;

– уважение к культуре допетровской и послепетровской России.

Результаты изучения истории России в 7 классе выражаются в следующих качествах:

– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулиро­вать и обосновывать выводы), использовать современ­ные источники информации;

– способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат).

Предметные результаты изучения истории России в 7 классе включают:

– овладение целостным представлением об историчес­ком пути России, соседних народов и государств в XVII-XVIII вв.;

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: Смутное время; формирование абсолютизма; закрепощение крестьян; реформы Петра Великого; дворцовые перевороты; просвещенный абсолютизм Екатерины II.

– умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Смутное время; первые Романовы; эпоха Петра Великого; период дворцовых переворотов; период правления Екатерины II и Павла I);

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, К. Минина и Дм. Пожарского, Алексея Михайловича, Никона и Аввакума, Степана Разина и Емельяна Пугачева, царевны Софьи, Петра Великого, А.С. Меншикова, Анны Иоанновны и Бирона, Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, М.В. Ломоносова, выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII в. и др.;

– готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников истории России XVII-XVIII вв.

Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

  • попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;

  • присоединение Украины к России (причины и последствия);

  • фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;

  • причины, последствия и цена петровских преобразований;

  • сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.


Основное содержание


РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII вв. СМУТНОЕ ВРЕМЯ


Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутри­политическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович и Борис Годунов. Указ о «заповедных летах». Учреж­дение патриаршества. Внешняя политика. Династический кризис, пресечение династии Рюриковичей. Избра­ние на царство Бориса Годунова. Голод 1601—1603 гг. Обострение социальных противоречий. Появление Лжедмитрия I.


Смута. Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I, его внутренняя и внешняя политика. Бо­ярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Болотникова. Лжедмитрий II и Тушинский лагерь. Вторжение войск Поль­ши и Швеции. Начало патриотического подъема.

Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Патриотический подъем наро­да. Первое и второе ополчения. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало царствования династии Романовых.


РОССИЯ В XVII в.

Новые явления в экономике. Экономические последствия Смуты и их преодоление. Развитие сельского хозяйства и ремесла, появление мелкотоварного производ­ства. Возникновение мануфактур. Рост товарно-денежных отношений, ярмарки. Начало формирования всероссий­ского рынка. Рост городов.

Основные сословия российского общества. Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. и окончательное закрепощение крестьян. Основные категории город­ского населения. Духовенство. Казачество.

Политическое развитие страны. Первые Романовы: усиление самодер­жавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской думы. Приказная система. Местное управление. Соборное уложение 1649 г. и становление абсолютизма.

Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон и его реформы. Усиление разногласий между церковной и светской властью. Церков­ный собор 1666—1667 гг. и его решения. Протопоп Аввакум.

Народные движения. Причины и особенности народных волне­ний. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина. Выступления старообрядцев.

Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Русско-турецкие отноше­ния. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы. Освоение Сибири.

Образование и культура в XVII в. Тради­ции и новые веяния, усиление светского характера культуры. Образование и просвещение. Научные знания. Русские первопро­ходцы. Литература. Церковное и гражданское зодчество. Живопись. Театр.

Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.


РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ I

Предпосылки петровских преобразо­ваний. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. Преобразовательные планы В.В. Голицына. Юрий Крижанич.

Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие и царевна Софья. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство 1697 — 1698 гг.


Северная война. Причины и начало войны. Реорганизация армии. Первые успехи России, основание Санкт-Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир. Провозглашение России империей.

Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губерн­ская реформа. Изменение системы городского управления. Церковная реформа. Аристократичес­кая оппозиция реформам Петра I. Значение петровских преобразований, окончательное утверждение абсолютизма.

Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики к началу XVIII в. Экономическая политика Петра I. Мануфактуры, ремесленное производство, торговля. Политика протекционизма и мерканти­лизма. Денежная реформа. Налоговая реформа. Итоги экономического развития.

Народные движения первой четверти XVIII века. Причины народных восстаний в петров­скую эпоху. Астраханское восстание. Восстание под руководством К.А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение и последствия народных вы­ступлений.

Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. Образование и наука. Расшире­ние сети школ и специальных учебных заведений. Открытие Академии наук. Раз­витие техники (А. Нартов). Создание Кунсткамеры, Военно-морского и Артиллерийского музе­ев. Открытие первой научной библиотеки.

Архитектура. Петропавловская крепость, Дворец двенадцати коллегий в Петербурге. Начало сооружения дворцового ансамбля в Петергофе. Изобразительное искусство. Изменения в быту. Новый порядок летосчисления. Внедрение европейской одежды и кухни. Ассамблеи. «Юности честное зерца­ло». Значение культурного наследия Петровской эпохи.


РОССИЯ В 1725—1762 гг.

Дворцовые перевороты. Причины и сущность дворцовых переворотов. Фа­воритизм. Екатерина I и Петр II. Попытка ограничения власти монарха Верховным тайным советом в 1730 г. и ее неудача.

Анна Иоанновна и Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III и его свержение.

Внутренняя политика. Изменения в системе центрального уп­равления. Расширение привилегий дворян­ства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Экономическая политика. Рост мануфак­турного производства.


Внешняя политика. Основные направления внешней поли­тики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне 1756—1762 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.


РОССИЯ В 1762—1801 гг.

Внутренняя политика Екатерины II. Особен­ности внутренней политики. Политика «просвещенного абсолютиз­ма»: задачи и значение. Уложенная комиссия. Золо­той век российского дворянства. Расширение помещичьего землевла­дения. Усиление крепостничества. Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение внутренней политики в 1770—1790-е гг.: при­чины и последствия. Губернская реформа.

Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугаче­ва. Причины войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Особенности войны. Значение и последствия войны.

Экономическое развитие. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Сельское хозяйство. Рост мануфактур и промыслов. Предпринимательство. Торговля. Финансы. Итоги экономического развития.

Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней полити­ки. Русско-турецкие войны. Русское военное искусство. А. В. Суво­ров, Ф. Ф. Ушаков. Присоединение Крыма, Северного Причер­номорья. Г. А. Потемкин. Греческий проект Екатерины II. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Правобережной Украины, Белоруссии, Литвы, час­ти Латвии. Русско-шведская война 1787—1791 гг. Политика «вооруженного нейтралитета». Борьба с революционной Францией. Результаты внешней политики Екатерины II.

Россия при Павле I. Личность Павла I. Внутренняя политика. Изменение порядка престолонаследия. Полити­ка в отношении крестьян. Репрессии. Внешняя политика Павла I. Заговор и убийство Павла I.

Наука и образование. Становление отечественной науки. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные и гуманитарные науки. Академические экспедиции. В. Беринг. С. П. Крашенинни­ков. Освоение Русской Америки. Развитие техники. Русские изобретатели И.И. Ползу­нов, И.П. Кулибин. Развитие образо­вания. Зарождение общеобразовательной школы. Открытие Москов­ского университета.

Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература: основные направления, течения, жанры и писатели (В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин. Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин). Русские просветители и их взаимоотношения с самодержавием.


Элективный курс «Решение олимпиадных задач по истории» (34 ч.)


Пояснительная записка


Программа элективного курса «Решение олимпиадных задач по истории» согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса истории. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. В программе учтены тенденции новых образовательных стандартов, связанных с личностно – ориентированными, деятельными и компетентностными подходами к определению целей, содержания и методов обучения истории.


Целями элективного курса «Решение олимпиадных задач по истории» являются:

  • вооружить учащихся знанием о прошлом, которое должно помочь им лучше понять особенности современного общества, в котором они живут, и чувствовать возможные перспективы его развития;

  • развивать такие умения как чувство времени, понимание причинно-следственных связей, сути явлений, знание хронологии;

  • научить анализировать информацию, понимать социально- экономические и политические процессы в их историческом развитии;

  • помочь учащимся осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать эти различия;

  • формирование самостоятельности мышления;

  • умение творчески применять исторические знания

  • умение аргументировать свои высказывания, приводить интересные и обоснованные факты.

  • дополнительное углубленное изучение предмета;

  • пропаганда исторических знаний и предмета «история»

Задачи:

  • активизировать творческие и познавательные способности учащихся;

  • удовлетворить любопытство учащихся;

  • выявить одаренных, ориентированных на изучение истории детей;

При изучении данного курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями:

  • широкое и глубокое понимание исторических фактов и явлений;

  • умение интерпретировать историческую информацию;

  • поиск дополнительной информации и ее критический отбор;

  • знание хронологии;

Тематический план:



п/п

Тема

Кол-во

часов

Примечание,

ЦОР

1,2

Древнерусское государство (формирование основ государственности).

2 ч.

DVD «История государства Российского» просмотр, обсуждение информации

3,4

Становление Московского государства.

2 ч.

Выполнение заданий к тематической олимпиаде «Московское царство в XVI – XVII вв.»

5,6

Российское государство в XVI в.

2 ч.

Исторические исследования («Русская история в пословицах», «Иван IV глазами современников и потомков»)

7,8

Россия в эпоху Смуты (начало XVII в.)

2 ч.

Лабораторная работа

9

Правление царя Михаила Федоровича.

1 ч.

Составление исторического портрета

10

Царь Алексей Михайлович

1 ч.

Семинар

11,12

Россия в XVII веке

2 ч.

Тест (СИнТеЗ)

13

Присоединение Украины к России

1 ч.

Выполнение олимпиадных заданий

14

Раскол в Русской Православной Церкви

1 ч.

Практическая работа

15

Народные волнения в 1660 – 1670 гг.

1 ч.

Самостоятельная работа с историческими документами

16

Сибирь в XVII веке.

1 ч.

Выполнение олимпиадных заданий.

17,18

Культура XVII в.

2 ч.

Подготовка и демонстрация слайд-шоу

19,20

Наследники Алексея Михайловича

2 ч.

Работа с историческими документами. Выполнение олимпиадных заданий

21

Петр I. Россия на рубеже веков.

1 ч.

Составить толковый словарь изучаемой темы

22

Северная война 1700 - 1721 гг.

1 ч.

Составить календарь событий

23

Государственные преобразования Петра I.

1 ч.

Составление сравнительно-обобщающей таблицы.

24

Экономика при Петре I.

1 ч.

Тест «СИнТеЗ)

25

Народные движения.

1 ч.

Работа с историческими документами

26

Преобразования в области культуры.

1 ч.

диспут

27

Дворцовые перевороты.

1 ч.

Защита рефератов

28

Внутренняя политика в 1725 – 1762 гг.

1ч.

Выполнение заданий к тематической олимпиаде «Твой восемнадцатый век»

29

Внешняя политика России в 1725 – 1762 гг.

1 ч.

Тест «СИнТеЗ»

30

Внутренняя политика Екатерины II

1 ч.

Выполнение заданий к тематической олимпиаде «Твой восемнадцатый век»

31

Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева.

1 ч.

Выполнение заданий к тематической олимпиаде «Твой восемнадцатый век»

32

Внешняя политика Екатерины II

1 ч.

Тест «СИнТеЗ»

33

Россия при Павле I.

1 ч.

Написание эссе «Значение XVIII века в русской истории»

34

Культура XVIII в.

1 ч.

Защита проектов (слайд-презентация)



Учебно-методический комплект:

Примерная программа по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение)

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.: Просвещение, 2010.

DVD «История государства Российского», 2009.

Интернет-ресурсы

Хрестоматия по истории России: В 4 т. М.: МИРОС, 1994 г.

Хрестоматия по истории России : учеб. пособие /А.С.Орлов и др. М. : Проспект, 2004.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре XVIII – XIX гг.

Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 1999.

Чулков Г.Ю. Императоры: психологические портреты. М., 1999.

Уткина Э.В. Школьные олимпиады (история) 5 – 9 кл. М., Айрис-пресс, 2007.






Похожие:

Программа история России. 7 класс iconКалендарно-тематическое планирование курса «история россии» Пояснительная записка Класс
Учебник – А. А. Данилов, Л. Г. Косулина «История России с древнейших времён до конца ХVI в. 6 класс» – Просвещение – 2008
Программа история России. 7 класс iconРабочая программа по учебному курсу «История» («История России», «Всеобщая история») 9 «Ж» класс Составила: Кравцова В. А

Программа история России. 7 класс iconРабочая учебная программа по истории для 5-9 классов
Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая), «История средних веков» (Автор В. А. Ведюшкин), «Новая история» ( Авторы: А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина),...
Программа история России. 7 класс iconРабочая программа учебного предмета «история России»
С. И. Козленко, «Программы общеобразовательных учреждений. История. Академический школьный учебник. 5-11 классы», Москва: «Просвещение»,...
Программа история России. 7 класс iconРабочая программа по истории россии, 7 класс
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...
Программа история России. 7 класс iconРабочая программа по Истории России XVII xviii в в. (7 класс)
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...
Программа история России. 7 класс iconТематическое планирование по курсу «всемирная история. История россии и мира с древнейших времён до конца 19 века» Профильный уровень. 10 Класс
России (профильный уровень), 2004 год и программы Загладина Н. В., Козленко С. И загладиной Х. Т. «Всемирная история. История России...
Программа история России. 7 класс iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40»
Рабочая программа по учебному курсу «История России с древнейших времён до конца XIX века» «Всеобщая история» 10 «Д» класс (базовый...
Программа история России. 7 класс iconКалендарно-тематическое планирование (11 класс). Всеобщая история. История России

Программа история России. 7 класс iconИстория России XX век Часть 1 / История России XX век Часть 2
Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс / Всеобщая история. История древнего мира 6 класс
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница