С. А. Суркина Формирование экологической культуры




НазваниеС. А. Суркина Формирование экологической культуры
страница1/10
Дата04.02.2016
Размер9,05 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Балашовский филиал

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского


С. А. Суркина


Формирование экологической культуры
дошкольников

в нерегламентированной деятельности ДОУ


Учебно-методическое пособие


Балашов

2005

УДК 373.2

ББК 74.1я73

С90


Рецензенты:

Кандидат педагогических наук, доцент Балашовского филиала

Саратовского государственного университета

им. Н. Г. Чернышевского

И. Г. Андреева;

Кандидат педагогических наук, директор
гуманитарно-педагогического лицея-интерната

О. Н. Шатух.


Рекомендовано к изданию Балашовским филиалом
Саратовского государственного университета
им. Н. Г. Чернышевского.



Суркина, С. А.

С90 Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности : учебно-методическое пособие / С. А. Суркина. — Балашов : Изд-во «Николаев», 2005. — 68 с.

ISBN 5-94035-214-6


В учебно-методическом пособии рассматриваются теоретические и практические вопросы формирования экологической культуры в нерегламентированной деятельности дошкольников. Пособие построено с учетом современных подходов к дошкольному образовательному процессу. Основное внимание направлено на условия и средства формирования экологической культуры, содержание нерегламентированной деятельности экологической направленности и формы ее реализации, диагностику экологической культуры дошкольников.

Пособие предназначено для практических работников дошкольных образовательных учреждений, студентов педучилищ и факультетов дошкольной педагогики и психологии педагогических вузов.

УДК 373.2

ББК 74.1я73


ISBN 5-94035-214-6 © С. А. Суркина, 2005

О г л а в л е н и е



Введение 5

Глава 1. Формирование экологической культуры —
цель воспитания в современном ДОУ 8

1.1. Экологическое образование в ДОУ 8

1.2. Экологическая культура как базовое основание
личности дошкольника 14

1.3. Условия и средства формирования
экологической культуры дошкольников 19

1.4. Сущность нерегламентированной деятельности дошкольников экологической направленности 26

Глава 2. Организация нерегламентированной деятельности
экологической направленности в ДОУ 32

2.1. Нерегламентированная деятельность экологической
направленности: содержание и формы ее реализации 32

2.2. Диагностика экологической культуры дошкольников 39

2.3. Комплекс игр и досугов по формированию
экологической культуры дошкольников 42

Заключение 67

Список используемой литературы 68



Введение


На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую
эпоху своих взаимоотношений с природой. Вся предшествующая история развития человеческого знания была связана с потребностью познания и преобразования окружающей действительности, что сформировало антропоцентрический характер науки и практики, неприемлемый в современных условиях.

Преодоление экологического кризиса возможно при условии смены прежней установки «господства — подчинения» на осознание природы и общества в их цельности как функционально равных частей единого целого. Решение данной проблемы требует не только изучения экологических закономерностей и их учета в активно-преобразовательной деятельности, рационального, экономного использования природных богатств, заботы о восстановлении и возобновлении функционирования нарушенных производственной деятельностью экосистем, но что наиболее важно, выработки и усвоения новых принципов и норм нравственного отношения человека, общества к природным объектам, природе в целом.

Это отношение человека «определяется характером доминирующих в обществе социально-экономических отношений, ценностно-мировоз-зренческих установок».

В последней четверти нашего века начинается экологизация морали. Этот процесс отражает «все более и более глубокую осознаваемую зависимость самого существования общества от сохранения определенного уровня состояния природы» (15).

Процесс экологизации всех сфер общественной жизнедеятельности начинается с формирования экологического сознания каждого отдельно взятого человека, его экологической культуры, представляющую собой совокупность определенных качественных уровней общественных материально-технических отношений людей к природе и друг к другу по поводу природы. Эти отношения включают в себя организацию и развитие процесса воспроизводства жизни людей. Процесс формирования и развития экологической культуры становится стимулом для духовной практической деятельности. Она, в свою очередь, направлена на преодоление кризиса, а в перспективе — на гармонизацию отношений между обществом и природой.

Молодое поколение олицетворяет ближайшее и отдаленное будущее. Поэтому резко возрастают требования к экологическому воспитанию молодого поколения на всех этапах его развития и, в частности, к начальному этапу. Особая роль в этом процессе принадлежит дошкольным образовательным учреждениям.

Большинство педагогов связывают экологическое воспитание детей дошкольного возраста лишь с привитием им любви и бережного отношения к природе.

Между тем психолого-педагогические исследования последних десятилетий А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Н. Н. Николаевой, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики — связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологи-ческого подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.

Исходным звеном в ее формировании является система конкретных знаний, отражающая ведущие закономерности живой природы. Возможность усвоения таких знаний детьми 6—7 лет доказана педагогическими исследованиями Л. С. Игнаткиной, И. А. Комаровой, Н. Н. Кондратьевой, С. Н. Николаевой, П. Г. Саморуковой, П. Г. Терентьевой и т. д.

Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых Дж. Гилфорда, Л. С. Выготского, А. Маслоу, Ж. Пиаже, Б. Д. Эльконина), особенно благоприятным для становления базовых качеств личности является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. Это обусловлено как высокой восприимчивостью детей этого возраста, так и развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает младшему школьнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий.

Для современного образования характерно обострение противоречия между актуальной потребностью в формировании экологической культуры подрастающего поколения и неразработанностью ее теоретико-методологических основ; между возросшей потребностью современного общества в формировании личности, обладающей высоким уровнем экологической культуры, и недостаточной разработанностью теории развития и реализации концепции становления экологической культуры дошкольников в процессе нерегламентированной деятельности. Данное противоречие трансформируется в актуальную научную проблему и необходимость ее практического разрешения.

Таким образом, актуальность предлагаемого учебно-методического пособия определяется рядом факторов, среди которых:

  • социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего основами экологической культуры как базисным основанием личности;

  • потребность в дальнейшем выявлении психолого-педагогиче-ского комплекса условий и средств формирования экологической культуры дошкольников в системе личностно ориентированного обучения;

  • отсутствие целостной педагогической системы формирования экологической культуры личности дошкольника как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.

В первой части пособия уточнены понятия «экологическая культура дошкольников» и «нерегламентированная деятельность дошкольников», выявлены условия и средства формирования экологической культуры, определена сущность нерегламентированной деятельности экологической направленности.

Во второй части пособия описано содержание нерегламентированной деятельности и дана диагностика экологической культуры дошкольников. Кроме того, предлагается комплекс заданий, досугов и праздников экологического характера.

По мере развития интереса к данной проблеме неминуемо понадобятся дополнительные сведения, которые можно найти в литературе из прилагаемого списка.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

С. А. Суркина Формирование экологической культуры iconПрограмма формирования экологической культуры, здорового
Формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного...
С. А. Суркина Формирование экологической культуры iconЖукова Татьяна Николаевна студентка группы з-402 Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является...
С. А. Суркина Формирование экологической культуры iconКонспект внеклассного мероприятия вечера экологической поэзии
Цель мероприятия: Формирование экологической культуры и мышления уч-ся; умения выявлять экологические проблемы, оперируя конкретными...
С. А. Суркина Формирование экологической культуры iconСтатья «Формирование экологической культуры у детей седьмого года жизни на основе кружковой работы»
В связи с этим особое значение прибретает вопрос формирования экологической культуры. Его социальная значимость определяется стратегией...
С. А. Суркина Формирование экологической культуры iconПримерная программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Реализация Программы должна обеспечивать развитие личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной...
С. А. Суркина Формирование экологической культуры iconФормирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 р п. Татищево», Саратовская область
С. А. Суркина Формирование экологической культуры iconМетодическая разработка на тему: Формирование экологической культуры студента на занятиях физики
Разработка урока-конференции по теме «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
С. А. Суркина Формирование экологической культуры iconАттестационная работа учителя начальных классов гоусош №925 Скрылёвой Ирины Александровны
«Воспитание бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей. Формирование элементов экологической культуры»
С. А. Суркина Формирование экологической культуры iconПояснительная записка Все мы дети “Природы”. Воспитание экологической культуры одно из основных направлений общей стратегии воспитания. Под экологической культурой понимают целостную систему, включающую ряд элементов
Все мы – дети “Природы”. Воспитание экологической культуры – одно из основных направлений общей стратегии воспитания
С. А. Суркина Формирование экологической культуры iconПлан на 2013 2015 годы реализации Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года
Концепции по формированию экологической культуры населения Челябинской области до 2025 года
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница