Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики»




Скачать 37,79 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики»
Дата04.02.2016
Размер37,79 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики»

для направления 031900.68 "Международные отношения" подготовки магистра





Правительство Российской Федерации


Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"



Факультет мировой экономики и мировой политики


Программа дисциплины

«Методология исследований международных отношений

и внешней политики»



для направления 031900.68 «Международные отношения»

подготовки магистра

для магистерской программы «Международные отношения: европейские и

азиатские исследования»


Авторы программы:

Бордачев Тимофей Вячеславович, к.п.н., доцент, tbordachev@hse.ru; Зиновьева Елена Сергеевна, к.п.н., elena.zinovjeva@gmail.com Суздальцев Андрей Иванович, к.и.н., доцент, asuzdaltsev@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры мировой политики

«___»____________ 20 г

И.о. зав. кафедрой М.В. Братерский ____________________________


Рекомендована секцией УМС «Мировая экономика и мировая политика» «___»____________ 20 г.

Председатель ________________________________


Утверждена УС факультета мировой экономики и мировой политики «___»_____________20 г.

Ученый секретарь А.И. Суздальцев ________________________


Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины «Методология анализа международных отношений и внешней политики» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1-го курса для направления 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования».

Программа разработана в соответствии с:


  • Стандартом ФГОС ВПО;

  • Образовательной программой 031900.68 «Международные отношения»;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистров, утвержденном в 2011 г.



Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Методология исследования международных отношений и внешней политики» является: обучение магистрантов самостоятельному анализу процессов и явлений международной жизни, а также грамотному оформлению результатов анализа.

Курс позволяет магистрантам овладеть навыками анализа природы современной мировой политики, корректного использования теории международных отношений, а также подготовки текстов (аналитических записок, эссе, научных статей) и устных презентаций в сфере анализа международных отношений и внешней политики отдельных государств.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать основу методологии исследования МО и внешней политики;

  • Уметь использовать методы исследования и анализа в МО и внешней политике;

  • Иметь навыки исследовательской работы в МО и внешней политики отдельных стран мира.


В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Знанием и пониманием логики глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их обусловленности экономикой, историей, правом



ПК-34

Владеет, представляет связи, оценивает, интерпретирует.

Лекции, разбор кейсов

Знанием и пониманием основных теорий международных отношений, отечественных и зарубежных теоретических школ

ПК - 41

Владеет, интерпретирует.

Лекции, анализ источников

Владением основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций

ПК - 42

Владеет, применяет,

использует, демонстрирует.

Ситуационный анализ




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку общих дисциплин направления, обеспечивающих подготовку магистра по направлению 031900.68 « Международные отношения».


Для специализаций «Европейские и азиатские исследования», настоящая дисциплина является базовой, обязательной.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  • Теория международных отношений;

  • История международных отношений.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:


  • Политика и экономика стран Европы, Восточной, южной и Юго-Восточной Азии;

  • Национальная и международная безопасность;

  • Сравнительный анализ интеграционных процессов в мире;

  • Политика и экономика США и Канады;


Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1.

Раздел 1. Теория и система международных отношений
















1.1.

Критическое мышление и основы науки о международных отношениях

18

8







10

1.2

Методология текста

14

4







10

1.3.

Теории международных отношений

14

4







10

1.4.

Анализ источников

14




4




10

1.5.

Системный подход в анализе международных отношений

14

4







10

1.6.

Разбор кейсов

13







4

9

2.

Раздел 2. Структура международных отношений
















2.1.

Акторы и участники международных отношений

23

8







15

2.2.

Системные и случайные факторы

19

4







15

2.3.

Анализ источников

18




4




14

3.

Раздел 3. Анализ внешней политики
















3.1.

Формирование внешней политики

7

2







5

3.2.

Анализ и прогноз внешней политики

8

4







4

3.3.

Методы и правила работы

с информацией

12

2







10

3.4.

Ситуационный анализ

14







4

10

4.

Раздел 4. Обсуждение письменных

работ

14




4




10

5.

Раздел 5. Брифинг – круглый стол

14







4

10




Итого

216

40

12

12

152



Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2







Эссе

*










20 тыс. п.з. Qэ = 0,2

Анализ источников

*

*;*







Qэ = 0,3 (0,1х3)

Ситуационный

анализ




*







Qса=0,2



















Промежу­точный

Экзамен




*







1 вопрос по теории и системе МО;

2 вопрос по структуре МО;

3 вопрос по анализу внешней политики.

Подготовка – 60 мин.

Ответ – до 20 мин.

Qэк = 0,1 х 3=0,3

Итоговый

Суммирующая оценка













Q c = Qэ+Qа+Qса+Qэ



6.1.Критерии оценки знаний, навыков



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Содержание дисциплины



Раздел 1. Теория и система международных отношений


    1. Критическое мышление и основы науки о международных отношениях (Бордачев Т.В.)

    2. Методология текста (Бордачев Т.В.)

    3. Теории международных отношений (Зиновьева Е.С.)




  • Зарождение ТМО. Истоки либеральной и реалистской парадигм.

  • Политический реализм – основные положения, представители, оппоненты. Политический либерализм – основные положения, представители, оппоненты. Марксистский подход к изучению МО.

  • Неореализм – основные положения, представители и оппоненты. Неолиберализм – основные положения, представители и оппоненты. Неомарксизм. Подтверждение и критика

«мир системного» подхода.

  • Постмодернизм. Конструктивизм. Критические теории. Частные теории МО (теория международных режимов, теория демократического мира).

  • Национальные школы МО и их особенности. Современные российские теории МО – основные положения, представители, научные центры.


Литература:


  1. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: 2004. С. 95- 122.


Дополнительная литература:


  1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. С.-Петербург: Университетская книга, 2001.

  2. Кант И. К. Вечному миру. Соч. в 6-ти томах, том 6.

  3. Клаузевиц К. О войне //Антология мировой политической мысли. В 5ти томах. 1 том. Зарубежная политическая мысль. М.: 1997. С. 671-689.

  4. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1990. №3.

  5. Хан­тинг­тон С. Столк­но­ве­ние ци­ви­ли­за­ций? /По­лис. 1994. № 1.

  6. Хрусталев М.А. Две ветви ТМО в России // Международные процессы. 2006. № 2 (11). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/eleventh/010.htm

  7. Цыганков П.А. Теория международных отношений. Хрестоматия. М.: 2004.

  8. Dougherty J., Pfaltzgraff R. (2001), Contending Theories of International Relations. 5th ed. N.Y.: Longman.

  9. Kegley Ch. (2007), World politics: trend and transformation. Cengage Learning. Ch. Theories of world politics. Р. 22-36.

  10. The Oxford handbook of international relations (2008), Ed. by Reus-Smit C., Snidal D. Oxford University Press. Р. 267 – 286, 327-346.




    1. Анализ источников.




    1. Системный подход в анализе международных отношений (Зиновьева Е.С.)




  • Основные категории системного подхода: система, элементы, структура, среда. Система и подсистема. Глобальная и региональные международные системы.

  • Типологии международных систем (акторный, структурный, исторический подходы). Классификация международных систем М. Каплана.

  • Характерные особенности международных систем. Анархичность международной системы. Понятие «стабильность» международной системы. Системный подход в трудах К. Уолца.

  • Возможности и ограничения системного подхода к анализу международных отношений и мировой политики.

  • Дискуссии о структуре международной системы после окончания «холодной войны». Проблемы и противоречия, связанные с перераспределением силы в международной системе


Литература:


  1. Цыганков П.А.Теория международных отношений. М.: 2007. Главы 6, 7. Международная система, среда системы международных отношений. С. 167-228.


Дополнительная литература:


  1. Бузан Б. Уровни анализа в международных отношениях // Международные отношения: социологические подходы. / Цыганков П.А. и др. М.: 1998. С. 130 – 151.

  2. Богатуров А.Д. Современный международный порядок // Современные международные отношения и мировая политика: учебник. / Под общ. ред. А.В. Торкунова. М.: РОССПЭ, 2005.

С. 66-89.

  1. Системная история международных отношений. Том первый. События 1918-1945. / Под ред. А.Д. Богатурова. М.: 2000. Введение. Системное начало и полярность в международных отношениях XX века. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://obraforum.ru/lib/book1/introduction.htm

  2. Waltz K. (1979), Theory of international politics. Addison-Wesley.




    1. Разбор кейсов


Раздел 2.Структура международных отношений



2.1. Акторы и участники международных отношений (Зиновьева Е.С.)


  • Понятие и критерии актора мировой политики. Изучение акторов в теории международных отношений.

  • Государство как ключевой актор современной мировой политики. Вестфальский мир и складывание государственно-центричной политической системы мира. Национальные интересы и внешняя политика государств. Силовая иерархия и иные подходы к типологии государств. Государство в условиях глобализации, проблема размывания суверенитета.

  • Межправительственные организации – история возникновения, роль и функции в современной мировой политике.

  • Неправительственные акторы мировой политики. Бизнес -структуры, НПО, мегаполисы и внутригосударственные регионы. Радикальные, протестные движения, транснациональный терроризм и транснациональная преступность.

  • Растущее разнообразие акторов. Парадокс участия.


Литература:


  1. Лебедева М.М. Политическая система мира и новые участники международных отношений // Современные международные отношения и мировая политика: учебник. / Под общ. ред. А.В. Торкунова. М.: 2004. С. 247-269.


Дополнительная литература:


  1. «Приватизация» мировой политики: локальные действия – глобальные результаты. М.: «Голден Би», 2007. С. 280

  2. Charnovitz S. (2006), Nongovernmental Organizations and International Law. The American Journal of International Law. No. 2 (100), p. 348-372.

  3. Kegley Ch.W., Wittkopf E.R. ( 2001), World Politics: Trends and Transformation. N.Y.р. 264 – 288.

  4. Keohane R. and Nye J. (1977), Power and Interdependence: World Politics in Transitions. Boston, р.273.

  5. Lake D. (2008), The state and international relations. The Oxford handbook of international relations. Ed. by Reus-Smit C., Snidal D. Oxford University Press. Р. 41- 62.

  6. Risse T. (2002), Transnational Actors and World Politics. Handbook of International Relations, Ed. by W. Carlsnaes, T. Risse, B. Simmons. London: Sage. Р. 255–274.


2.2. Системные и случайные факторы (Бордачев Т.В.)


2.3. Анализ источников


Раздел 3. Анализ внешней политики


3.1. Формирование внешней политики


  • Структура внешней политики.

  • Составные части внешнеполитического курса:

- Внешнеполитические интересы.

- Внешнеполитическая идеология. Аспекты внешнеполитической идеологии: селективный, компаративный, релятивный, нормативный.

- Внешнеполитические ресурсы.

- Внешнеполитические цели. Пространственно-временная иерархия.


Литература:


  1. Тюлин И.Г. Новые тенденции в российских исследованиях международных отношений.

Современные международные отношения и мировая политика. М.: 2004. С. 234 – 254.


3.2. Анализ и прогноз внешней политики (Суздальцев А.И)


  • Подготовка к анализу внешней политики, программа анализа, выдвижение гипотез.

  • Ресурсный баланс в качестве основы статусной аранжировки государств.

  • Методы анализа внешней политики:

- Формы прикладных аналитических исследований внешней политики: содержательное, экспертное, модельное, сценарное.

- Содержательное исследование: проблема определения таксономического ряда, сочетание «этапа» и «периода» исследования внешней политики.

- Экспертное исследовании. Фактологические, аналитические, прогностические, операционные задачи.

  • Поисковое и нормативное прогнозирование.

  • Модельное проектирование в анализе внешней политики.

- системный подход в модельном проектировании.

-содержательные и формализованные модели внешней политики.

- концептуальное моделирование.

- специфика структурного моделирования во внешней политике.

-когнитивное моделирование, как одно из основ прогнозирования внешней политики.

  • Сценарное проектирование в анализе внешней политики.

- понятия сценарного проектирования, «политической ситуации» и «политического события».

-прогнозный сценарий, пошаговый сценарий.

-пассивный и активный формат в сценарном прогнозировании.


Литература:


  1. Абаев Л.Ч. Игровое моделирование и анализ кризисов и конфликтов в международных отношениях // Информация, дипломатия, психология. М.: 2002. с. 112 – 156.

  2. Дегтярев А.А. Политический анализ, как прикладная дисциплина: предметное поле и направление разработки. Полис, 2004, № 1.

  3. Ларсен С.У. Теоретический вызов. Теория и методы в социальных науках. М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 234 – 254.

  4. Ожиганов Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов. М.: Издательство Российского университета дружбы народов. 2006.

  5. О терминологическом аппарате прогнозирования. Рабочая книга по прогнозированию. Под ред. Бестужева-Лады И.В. М.: Мысль, 2001.

  6. Hogwood B., Gunn L. (1984), Policy Analysis for the Real Word. Oxford.


3.3.Методы и правила работы с информацией (Суздальцев А.И)


  • Источники информации в сфере внешней политики. Документальные источники. Использование СМИ и иной, несистемной информации.

  • Методика сбора внешнеполитической информации. Первичная и вторичная информация.

  • Комплекс профильной и фоновой информации во внешней политике, связь комплекса с первичной и вторичной (производной) информацией.

  • Наблюдение. Виды наблюдения. Обработка информации. Полученной в результате наблюдения.


Литература:


  1. Боришполец К.П. Методы политических исследований: учебное пособие. М.: МГИМО, 2005. С. 32-98.

  2. Тюлин И.Г. Новые тенденции в российских исследованиях международных отношений.

Современные международные отношения и мировая политика. М.: 2004. С. 234 – 254.


Дополнительная литература:


  1. Stimson J.A. (1998), Public Opinion in America: Moods, Cycles and Swings. Boulder. Р. 410



Раздел 4. Обсуждение письменных работ


Раздел 5. Брифинг – круглый стол.



8 Образовательные технологии


Используются:

- разбор практических задач и кейсов; - ситуационный анализ.

8.1. Методические рекомендации преподавателю


Нет

8.2. Методические указания студентам


Нет

9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1.Тематика заданий текущего контроля



Виды самостоятельной внеаудиторной работы:

  1. Изучение рекомендованной литературы

  2. Самостоятельный поиск информации и литературы

  3. Поиск материалов и подготовка к участию в разборе кейсов

  4. Поиск материалов и подготовка к участию в ситуационном анализе

  5. Написание итоговой письменной работы



9.2.Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Структура внешней политики.

  2. Анализ внешнеполитических ресурсов.

  3. Методы анализа внешней политики

  4. Различия между первичной и вторичной информацией о внешней политике государства.

  5. Использование логико-интуитивного метода в исследовании проблем внешней политики.

  6. Специфика сочетания поискового и нормативного прогнозирования внешней политики

отдельных государств.

  1. Внешнеполитические сценарии: цели и задачи, использование в анализе.

  2. Отличия между профильной и фоновой информацией.

  3. Специфика работы с источниками информации в сфере внешней политики.

  4. Специфика использования формализованных моделей в анализе внешней политики.

  5. Проблемы использования моделей в анализе внешней политики.

  6. Специфика использования субъектно-ориентированного и объективно-ориентированного подхода в когнитивном моделировании сферы внешней политики.



10 Порядок формирования оценок по дисциплине


Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.


Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: [Укажите, каким образом оценивается самостоятельная работа, например, правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях (имеются ввиду домашние работы, которые не включаются в РУП, это не форма текущего контроля "Домашнее задание"), полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии и т.д.]. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.


Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз ;

[Оставьте те формы текущего контроля, которые предусмотрены в РУП. сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ni = 1] Способ округления накопленной оценки текущего контроля: [указывается способ – арифметический, в пользу студента, другое].


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

  1. Если дисциплина преподается один модуль:

Орезульт = k1* Онакопл + k *·Оэкз/зач

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: [указывается способ – арифметический, в пользу студента, другое].


  1. Если дисциплина преподается несколько модулей (например, 3):

Опромежуточная i = m1·Отекущая i этапа + m2·Опромежуточный зачет/экзамен

Где Отекущая i этапа рассчитывается по приведенной выше формуле


Онакопленная Итоговая=промежуточная 1+ Опромежуточная 2+ Онакопленная 3):на число модулей


Где Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2 промежуточные оценки этапов 1 и 2,
а Онакопленная 3 накопленная оценка последнего этапа перед итоговым зачетом/экзаменом

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: [указывается способ – арифметический, в пользу студента, другое].

[Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑mi = 1, при этом, 0,2 ≤ m1 ≤ 0,8 (согласно Положению об организации контроля знаний, утвержденному УС НИУ ВШЭ от 24. 06.2011,протокол №26)]

[Далее, по желанию автора, определите, может ли студент получить возможность пересдать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу]

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.


На зачете студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.


На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл.


[Оставьте те оценки, которые учитываются при выставлении результирующей оценки за промежуточный или итоговый контроль. Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑ki = 1, при этом, 0,2 ≤ k1 ≤ 0,8 После всех формул в обязательном порядке приводится способ округления полученного результата.]


[Только для многомодульных дисциплин, по которым предусмотрен промежуточный контроль, укажите один из предложенных вариантов формирования оценки, которая идет в диплом]

В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: [указывается способ – арифметический, в пользу студента, другое].

ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1. Базовый учебник


1. Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование. М.: Гардарики, 2006.

2. Примаков Е.М. Ситуационные анализы. Методика проведения. Очерки текущей политики. Вып. 1 /Е. М. Примаков, М. А. Хрусталев. М.: НОФМО, 2006.

3. Современные международные отношения и мировая политика. / Под ред. А.В. Торкунова. М.: РОССПЭН, 2004.

4. Хрусталев М.А. Анализ международных ситуаций и политическая экспертиза.

М.: НОФМО, 2008.

5. Цыганков П.А. Теория международных отношений. М.: Гардарики, 2007.


Ридер по курсу:


  1. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. С.Петербург: Университетская книга, 2001. 416 с.

  2. Кант И. К вечному миру. Любое издание, например: Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966. С. 257-309.

  3. Макиавелли Н. Государь. Любое издание.

  4. Моргентау Г. Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир // Теория международных отношений. Хрестоматия. С. 72-88.

  5. Фукидид. История пелопонесской войны. Любое издание. Мелосский диалог.

  6. R. Keohane, J. Nye (1972), Transnational relations and world politics. Harvard University Press.

  7. A. Slaughter (2004), A New World Order. Princeton and Oxford: Princeton University Press.

  8. K. Waltz (1976), Theory of international politics. NY, McGraw-Hill.

  9. A. Wendt (1995), Constructing International Politics // International Security, No.20 (1).

p. 71–81.

11.2. Программные средства


Нет.

11.3. Дистанционная поддержка дисциплины


Система LMS

12 Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для проведения занятий используется проектор и ноутбук.

Похожие:

Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики» iconМария сравнительный анализ деятельности международных организаций в конфликтах в косово и македонии
Работа выполнена на Кафедре истории международных отношений и внешней политики России Московского государственного института международных...
Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики» iconПрограмма дисциплины по выбору Внешняя политика России (ссср) в xxв. ( для студентов 2 курса очной формы обучения по специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Знать основные этапы истории внешней политики России xxв.; факторы смены внешнеполитических установок; основы мировой политики международных...
Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики» iconПрограмма учебного курса “ Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом
Курс дает студентам возможность освоить исходные понятия теории международных отношений (тмо), принципы и направления в изучении...
Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики» iconПрограмма «Глобальная и региональная безопасность и урегулирование конфликтов» Программа «Правовое регулирование международных процессов»
Программа ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов-международников, обладающих знаниями и компетенциями,...
Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики» iconПрограмма учебной дисциплины История и методология международных и региональных исследований History and Methodology of International and Area Studies федерального компонента цикла днм. Ф. 02 по направлению 032300 «Регионоведение»
Рецензенты: к полит наук Елена Борисовна Павлова, к полит наук Татьяна Алексеевна Романова
Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики» iconПрограмма учебной дисциплины Региональные аспекты современных международных отношений. (Regional Aspects of Modern International Relations) Федерального компонента опд. Ф. по направлению «Международные отношения»
Ознакомить студентов факультета международных отношений с наиболее значимыми региональными международными организациями, причинами...
Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики» iconПрограмма итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению «Международные отношения»
Общие требования к бакалавру-выпускнику по направлению «Международные отношения» (кафедры Мировой политики, Теории и истории международных...
Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики» iconРабочая программа дисциплины м б 1 методология научных исследований

Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики» iconРабочая программа дисциплины м в. Дв 2 методология научных исследований

Программа дисциплины «Методология исследований международных отношений и внешней политики» iconРабочая программа дисциплины м в. Дв 2 методология научных исследований

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница