Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии)




Скачать 13,99 Kb.
НазваниеПрограмма по профилактике нарушения чтения (дислексии)
Дата04.02.2016
Размер13,99 Kb.
ТипПрограмма
Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии)

у дошкольников «Азбуковедение»


Пояснительная записка

Данная программа разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №9 общеразвивающего вида «Березка». Программа предназначена для профилактики у детей дислексических ошибок.

В логопедии существуют различные подходы к профилактике нарушений чтения. Авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А.Ковшиков, И.Н.Садовникова, И.Н.Ефеменкова, Е.В.Мазанова, Г.Г.Мисаренко, А.Н.Корнев и др.) указывают на необходимость проведения данной работы с детьми дошкольного возраста. На сегодняшний день возросли требования к уровню подготовки детей в 1 класс, т.к. школьные программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение.

Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Нарушение чтения у детей чаще всего возникает вследствие недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического, а также при недостатках зрительного гнозиса и праксиса. Как показали исследования А.Н. Корнева (1995 г.), при выявлении дислексии в возрасте 5-7 лет и проведении профилактики, чтение может быть доведено до уровня нормы у 82% детей. При выявлении в 1-2-м классах — это происходит в 46% случаев.

Необходимость работы по профилактике дислексических ошибок способствует успешной адаптации ребёнка к новым условиям обучения в школе. От уровня сформированности навыков зрительного восприятия, развития навыков языкового анализа и лексико – грамматической стороны речи зависит успешность освоения программного материала по чтению в школе.

В настоящее время отсутствует образовательная программа по профилактике нарушений чтения, что побудило разработать программу «Профилактика нарушений чтения (дислексии) у дошкольников». В основу данной программы положено обобщение собственного педагогического опыта, а также методические рекомендации следующих авторов:

  • Гризик Т.А., Развитие речи и подготовка к обучению грамоте – М.: «Просвещение», 2009.

  • Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.

  • Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.

  • Корнев А.Н., Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2006.

  • Морозова Н.Г., Известия Академии Педагогических Наук. РСФСР, вып. 7, М.-Л., 1947.

  • Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

  • Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы организации педагогического процесса в дошкольном учреждении:

  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266 – 1 «Об образовании».

  • «Типовое положение о дошкольн6ом образовательном учреждении», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2009 № 666.

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях», СанПиН 2.4.1.2660-10

  • «Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23 – 16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Особенностью программы является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Цель программы: профилактика нарушений чтения различной этиологии у дошкольников.

Задачи:

  • Формировать зрительное восприятие, бувенный гнозис, навык звукобуквенного обозначения.

  • Формировать навык слогослияния.

  • Формировать языковой анализ и синтез слов.

  • Повысить уровень общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.

  • Совершенствовать грамматический строй речи.

  • Развивать связную речь.

  • Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.

  • Развивать психологические процессы.

  • Развивать графомоторные навыки.

  • Формировать навык самоконтроля.

  • Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.


Работа по профилактике дислексии строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения;

учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.

В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.

Методы обучения:

а) методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);

б) методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);

в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).

Основные направления работы.

1. Развитие зрительного восприятия.

2. Развитие фонематического восприятия. Узнавание неречевых звуков, звуков

речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз.

Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

4.Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способом словообразования.

5. Развитие грамматических навыков.

6. Развитие связной речи.

Организация процесса обучения.
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в

период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

Основная форма организации работы с детьми - групповые занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. В соответствии с возраст­ными особенностями, формы организации занятий весьма разнообразны: фронтальная работа с демонстрационным материалом, самостоятельная рабо­та детей с раздаточным материалом и в рабочих тетрадях, выполнение тренировочных упражнений, разрешение проблемных ситуаций, экспериментирование, элементы театрализованной деятельности. В каждое занятие включены задания по развитию психических процессов и высших психических функций. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигатель­ные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины мира. Используются соответствующие возрасту задания на развитие приемов умственных действий и вариативности мышления.

Для стимулирования речевой активности детей, с целью привлечения внимания воспитанников к языковым явлениям широко используются дидактические игры, творческие за­дания, занимательные задачи и вопросы.


  • Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и СанПиН 2.4.1.2660-10

20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет),

25- 30 минут – подготовительная группа (6 – 7 лет).


Учебный план




Форма проведения

Количество занятий в год

Количество занятий в неделю

Обучение чтению

фронтальная

64 занятия

2 занятия

Содержание занятий:

1.Фонема:

- понятие «звук»; органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

2.Графема:

- знакомство с гафемой;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- согласные и гласные буквы;

- соотнесение букв и звуков.

3.Слоги:

- понятие «слог», слоговой анализ слов;

- подбор слов на заданное количество слогов;

- выделение в словах первого и последнего слогов;

- подбор слов на заданный слог;

- составление прямых и обратных слогов.

4.Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

- последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

5.Словосочетание:

-знакомство с понятием «словосочетание»;

-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;

-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.

6.Предложение:

-знакомство с понятием «предложение»;

-дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;

-работа с деформированным предложением;

-интонационная законченность.

7.Текст:

-знакомство с понятием «текст»;

-дифференциация понятий «предложение – текст», «текст – не текст»;

-работа с деформированным текстом;

-пересказ текста.


По окончанию обучения дети должны знать:

  • зрительный образ графемы.

  • определения понятий: звук, буква, слог, слово, предложение, текст, удар­ная гласная, ударный слог;

  • отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков, слогов, слов, словосочетаний, предло­жений и текстов;

  • графическое обозначение слогов, звуков и слов, границ предложения;

  • обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой Мягкий знак;

Дети должны уметь:

  • различать гласные и согласные звуки;

  • дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки и соответствующие им буквы;

  • различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение, набор отдельных предложений и текст;

  • определять ударные гласные, слоги;

  • определять в словах место и последовательность звуков;

  • определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

  • выполнять звукобуквенный анализ слов;

  • производить слоговой анализ и синтез слов, языковой анализ и синтез предложе­ний;

  • графически обозначать звуки, слоги и слова;

  • составлять графическую схему предложения;

Реализация данной программы позволит сформировать у детей

психологические предпосылки к успешному обучению, развить зрительное восприятие, нормализовать фонетико-фонематические и лексико-грамматические средства языка, сформировать навык связной речи, предупредить возникновение специфических ошибок в процессе чтения, развить навыки учебно –практической деятельности.

Отслеживание результатов обучения по данной программе будет осуществляться с использованием:

  • тестовой диагностики развития устной речи (по методике Т.А. Фотековой) ;

  • коррекционных проб: «зашумленные фигуры и буквы»; воспроизведения рисунка по образцу из палочек, кубиков Никитина;

  • коррекционных проб: анализ звукоряда из гласных, анализ обратного слога, анализ прямого слога, анализ односложного слова, анализ двухсложного слова с твердыми согласными, анализ двухсложного слова с мягкими согласными.

Похожие:

Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии) iconКоррекционно-развивающая работа по предупреждению ошибок чтения и письма у детей c нарушением речи
Проблема нарушения чтения и письма – одна из самых актуальных для школьного обучения. Нарушения чтения и письма у детей чаще всего...
Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии) iconПланирование по коррекции нарушения чтения и письма, обусловленного фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ффн) Класс
«Организация логопедической работы в школе» О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская Творческий Центр «Сфера» Москва 2006; «Коррекция акустической...
Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии) iconРамон Гомес де ла Серна, 1983
Кинезиологические упражнения в профилактике и коррекции нарушений чтения и письма
Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии) iconПрограмма по профилактике злоупотребления психоактивными веществами
Одним из приоритетных направлений работы с несовершеннолетними по профилактике употребления психоактивных веществ является первичная...
Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии) iconПрограмма «Я и моя безопасность» Дата: 02. 11. 2009 г. Подпись руководителя проекта: /Степанова Л. Х./ Заявка на участие в конкурсе социальных проектов в республике бурятия «создание (развитие) услуг по профилактике социального сиротства»
Республиканской программой «тоонто-нютаг: традиция жива» по профилактике социального сиротства на 2009-2012 годы
Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии) iconКонспект урока внеклассного чтения в 1 классе
Цель: Формирование навыков правильного плавного чтения у обучающихся доступных их пониманию произведения
Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии) icon1. Питание здоровых и больных детей
Введение. Питание определяет здоровье растущего организма и в условиях дефицита нутриентов способствует развитию недостаточности...
Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии) iconПротоко л заседания Правительственной комиссии по профилактике правонарушений
...
Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии) iconПрограмма по профилактике пав «Твой выбор»
Программа предназначена для студентов фгоу спо «Петуховский техникум мэсх» 1-4 курсы
Программа по профилактике нарушения чтения (дислексии) iconУрок внеклассного чтения в 3 классе «Сказки о путешествиях»
Урок внеклассного чтения в 3 классе «Сказки о путешествиях». Мусина Т. Н, учитель начальных классов. Программа «Школа- 2100». 2010...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница