Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения




Скачать 26,46 Kb.
НазваниеМетодическая разработка классного часа на тему культура делового общения
Дата04.02.2016
Размер26,46 Kb.
ТипМетодическая разработка
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 с. Вольное




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа на тему

КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ


ВЫПОЛНИЛА:

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 9 Сотникова О.Н.





Пособие предназначено для классных руководителей общеобразовательных учреждений, средних специальных заведений . В нем представлен сценарий классного часа на тему «Культура делового общения», способствующий формированию системы знаний о нормах культурного поведения

Предлагаемое методическое пособие знакомит читателя с традициями и обычаями делового общения и деловой этики, представителей разных культур.

ВВЕДЕНИЕ


Предпринимательская этика - одна из сложных проблем формирования культуры цивилизованного предпринимательства, так как этика вообще - это учение и практика поведения индивидуумов в соответствии с идеями о должном, о добре и зле, в виде идеалов, моральных принципов и норм поведения. Это система моральных и нравственных норм, включая общеобязательные правила поведения людей.

Предприниматель должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность абсолютно необходимы не только для «умения вести себя в обществе», но и для обыкновенной жизненной позиции. Нельзя забывать о культуре общения, чувства меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Необходимо иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от своей деятельности.

Целью методического материала является воспитание национально - интернационально - правовой культуры личности. В наше время культура делового общения играет большую роль.

Трудности в общении возникают больше всего тогда, когда мы, стремясь к своей цели, хотим заставить и других включиться в наше дело, не обращая внимания на индивидуальные особенности, не интересуясь их состоянием, желаниями и направлением их усилий в создавшихся обстоятельствах. Именно эти стороны делового этикета мы и стараемся освежить в данном материале, раскрыть особенности национальной культуры общения в профессиональных отношениях.


Тема: Культура делового общения

Цели:

  1. Формирование системы знаний о нормах культурного поведения;

  2. Применение полученных знаний в процессе обучения с окружающими, развитие духовных потребностей;

  3. Формирование социально - зрелой личности;

  4. Воспитание гармонии в отношениях с себе подобными.



Форма проведения: Конференция

Место проведения: Аудитория

Время проведения: внеурочное

Участники мероприятия: учащиеся 11 класса, учителя


Оформление и оборудование: красочное объявление о кураторском часе, плакаты с изречениями:


  1. «Умение общаться с людьми - это товар, и я заплачу за него больше, чем за что-либо другое на свете»

Джон Д. Рокфеллер.


2. «Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим»

Белинский В.Г.

Обоснование выбора темы: В нашей неустроенной, сложной жизни из сферы человеческих отношений вытесняется самая элементарная культура общения. Повсеместно распространяется несдержанность, невежливость, грубость, а то и хамство. Жертвами таких отношений является все большее количество людей.

Самый простой путь возрождения духовной и нравственной культуры - это почаще вспоминать о культуре внешней, т.е. об элементарных правилах поведения, которые некогда назывались этикетом. Ведь в жизни все взаимосвязано, и став вежливым по необходимости, человек невольно воспитывает себя, облагораживает свою душу.

Подготовительный этап

Проведению классного часа по данной тематике предшествовала подготовительная работа, она протекала по следующим направлениям:

- наблюдение учащихся класса в различных ситуациях: во время посещения музея, похода в лес, при проведении различных мероприятий в классе и т.п. Это позволило увидеть степень овладения каждым норм культурного поведения;

- группе учеников дано задание - составить анкету «Знаешь ли ты правила этикета?» и провести письменное анкетирование во время проведения конференции;

- составлен план конференции, определены вопросы;

- дано задание, всем найти материал в соответствии с темой классного часа;

- после сбора и обработки материала определены выступающие, чья подготовка контролировалась классным руководителем


СЦЕНАРИЙ


Классный руководитель:


- Добрый день! Классный час сегодня, мы посвящаем нестареющей и актуальной проблеме - культуре поведения.

Учитывать традиции и обычаи делового общения и деловой этике, существующие у каждого народа и в каждой стране, очень важно при встрече представителей разных культур. При сотрудничестве, национальные различия могут не оказывать слишком большого воздействия на ведение дел, но в конфликтной ситуации очень влияют на деловые отношения. Интересно, что представители различных стран не только ведут переговоры и деловые встречи по-разному, но также и воспринимают друг друга различным образом. Представители деловых кругов должны не только хорошо знать правила этикета, но и неукоснительно соблюдать их в своей практической деятельности.


Ведущий 1: Рукопожатие

Культуры (образ жизни) различных народов могут так сильно отличаться друг от друга больше, чем сами страны, где живут эти народы. Простой вопрос о том, какую дистанцию следует соблюдать встречающимся или говорящим между собой людям, может поставить в тупик. У некоторых народов, например, считается оскорблением близко стоять друг к другу. У других легкое прикосновение может обидеть. Вот почему разговор о рукопожатии постоянно возникает на заседаниях секции международного общения, работающей в рамках нашего семинара по деловому этикету. Особенно часто спрашивают женщины о том, стоит ли им в зарубежных странах протягивать руку для рукопожатия коллегам.

Ответ зависит от обычаев и нравов народа конкретной страны. В Европе, например, рукопожатие достаточно широко распространено и является обычным приветствием между людьми, которые встречаются в первый раз. Рукопожатием также обычно обмениваются между собой сослуживцы.


Примечание. В европейских странах все еще принято, чтобы женщина первая протянула руку для рукопожатия.

На Востоке, однако, другие порядки. Когда-то на Востоке женщинам по традиции нельзя было прикасаться к руке мужчины - араба, если он сам не протянет руку для рукопожатия. Так как многие из этих обычаев находятся в процессе трансформации, такой обычай мог и изменится.


Ведущий 2: Предостережение

Чтобы задать тон в общении с деловыми людьми различного происхождения и разных культур, воспользуйтесь несколькими основными правилами.

Начните говорить медленно. Помните, что ваши иностранные коллеги должны не только понимать то, что вы говорите, но они также должны привыкнуть к вашему произношению. Это подразумевает дикцию, акцент, скорость речи и т. п. Например, если человек не точно отвечает на ваш вопрос, то это еще не обязательно означает, что он (она) не знает правильного ответа. Скорее всего, ваш вопрос просто не поняли.

Всегда, когда удобно и прилично, пользуйтесь указкой. На встречах и практических занятиях с использованием классной доски, карт, диаграмм и т.п. этот предмет поможет вашей интернациональной аудитории сосредоточится на обсуждаемых концепциях.

Не увлекайтесь шутками. Будьте осторожны, используя их с целью расслабить аудиторию. Это относится и к другим жанра юмора. Удачно пошутить во время деловой презентации - это большое искусство. Пытаться шутить во время международных встреч - это из-за различий в культурах большой риск.

Следуйте золотому правилу, не соблюдать его просто глупо. Выступайте перед как можно большим числом людей. Используйте, возможно, большее количество диаграмм, схем, чертежей для того, чтобы подтвердить ваши идеи.

И наконец предупреждение от фирмы «Эт Из». Несмотря на всю важность простоты изложения материала и утилитарность подхода в преподавании, в работе с иностранными коллегами - профессионалами в области бизнеса, мы должны тонко чувствовать их реакцию и внимательно следить за тем, чтобы не переходить на снисходительный тон в разговоре и делах. Уважение к знаниям и опыту своих гостей, к их профессионализму и образу жизни, умение не разговаривать с ними с высока - вот лучшая линия вашего поведения. Если вы хотите значительно сократить расстояние в обществе с вашими иностранными коллегами, научитесь универсальному языку - улыбке.

Во взаимоотношениях между людьми это простое выражение лица может преодолевать большие расстояния, даже обойти вокруг земного шара.


Ведущий 3:

Значительное влияние на стиль ведения переговоров во всем мире оказали американцы, что связано с ростом влияния сил в экономической, политической и деловой сферах, несмотря на то, что американская культура очень молода по сравнению с европейской и азиатской. Американцы ценят в людях честность и откровенность, не теряют время на формальности, а сразу переходят к сути дела. В обращении друг с другом они просты и неофициальны, при этом их не смущает разница в общественном положении ил возрасте. Американцы не любят зависеть от других людей, дружба у американцев редко бывает продолжительной, хотя они могут быть верными и преданными друзьями, но по-своему. Американцы в разговоре не терпят пауз и любят задавать много вопросов: как правило, эти вопросы прямолинейны и могут носить личный характер. Американцы пунктуальны и живут по расписанию, которое составляют на каждый день, поэтому на деловые встречи никогда не опаздывают. Время для переговоров строго ограничено. Вся система образования и воспитания, существующая в США, учит тому, что деловые отношения между партнерами должны быть энергичны и результативны; напористость, жесткое отстаивание своих интересов, умение добиваться своей цели воспитываются со школьной скамьи. Обращаются по имени независимо от возраста, статуса, стремясь к неформальной атмосфере. Профессионализм и компетентность - стиль делового общения американцев.


Ведущий 1:

У французов деловые переговоры, как правило, начинаются в 11 часов утра. Через полтора часа всем участникам переговоров может быть предложен традиционный французский завтрак. Крепкие напитки пьют редко, в любых ситуациях предполагают вино. Пространные тосты не приняты, поднимая бокалы, говорят: «За ваше здоровье». Во время делового приема о делах говорят только после того, как подается кофе; до этого момента французы предпочитают разговаривать о культуре и искусстве. К интересующему вопросу подходят постепенно, после долгого разговора на нейтральные темы. Французы не отличаются строгой пунктуальностей, на приемах часто следуют правилу: чем выше статус гостя, тем позднее он приходит. Быть приглашенным на ужин деловым партнером считается во Франции исключительной честью. На ужин следует прибыть на 15 минут позднее назначенного времени, принеся в качестве подарка цветы, коробку конфет или шампанское.

В ходе первой встречи не принято вручать деловому партнеру подарку. В качестве сувениров уместными считаются художественные альбомы, пластинки с классической музыкой и т.д. Если в Англии искусство разговора сводится к умению молчать, сдержанности и корректности, то во Франции, где любят и умеют блеснуть словом, молчаливый человек не котируется. Если в Англии тщательно избегают всяких намеков, касающихся личной жизни, то во Франции наоборот.

Разговор французов носит непринужденный характер и идет с исключительной быстротой. Скорость речи у них одна из самых больших в мире. Большое влияние на французский стиль делового общения оказывает система образования, которая ориентирована на воспитание независимых и критически настроенных граждан. Они искусно, даже с изяществом отстаивают тот или иной принцип или свою позицию, но не склонны торгу.


Ведущий 2:

У англичан независимость, граничащая с отчужденностью, является основой человеческих отношений. Английская натура склонна к выжиданию. Постоянный поиск примиряющего, осуществимого, удобного мышления, позволяющая при необходимости пренебрегать принципам, логикой и одновременно придерживаться двух противоположных мнений, создали в Англии репутацию «коварного Альбиона». У англичан высоко развито чувство справедливости, поэтому при ведении дел они используют веру в чистую игру, не терпят хитрости и коварства.

Английские традиции предписывают сдержанность в суждениях как знак уважения к собеседнику. Отсюда склонность избегать категорических утверждений или отрицаний. Англичане старательно избегают в разговорной речи любы личностных моментов, т.е. всего того, что может показаться вторжением в чужую частную жизнь. Умение терпеливо выслушивать собеседника, не возражая ему, далеко не всегда свидетельствует о согласии. Просто англичане считают самообладание главным достоинством человеческого характера. В общении с английскими партнерами никогда не нужно бояться молчать; напротив, грубым поведением считается, если человек слишком много говорит, т.е. по мнению англичан, силой навязывает себя другим. Не следует начинать переговоры с английскими фирмами без тщательной подготовки и согласия. Пунктуальность в Великобритании - жестокое правило. Обмен рукопожатиями принят только при первой встрече, в дальнейшем англичане довольствуются простым устным приветствием.


Ведущий 3:

Деловые связи с немецкими фирмами можно установить путем обмена письмами с предложениями о сотрудничестве. Время предстоящей встречи обязательно согласовывается. Это можно сделать по телефону. Разговор по телефону начинается с представления.

Церемония личного представления и знакомства соответствует международным правилам: рукопожатия и обмен визитными карточками. Переговоры ведутся с участием одного или нескольких партнеров. Обычно участники тщательно прорабатывают свою позицию. В ходе переговоров они любят обсуждать вопросы последовательно, один за другим. Немцы представляют очень хорошие условия для переговоров: помещение, необходимое оборудование. Обращаться следует по фамилии (а если есть титул, то с указанием титула), а не по имени, как принято у американцев.

Немецкие служащие достаточно строго относятся к выбору одежды. Основной вид одежды - строгий деловой костюм.

Немцы отличаются трудолюбием, прилежанием, пунктуальностью, бережливостью, рациональностью, организованностью, скептическим восприятием, серьезностью, расчетливостью, стремлением к упорядоченности. В Германии очень редко приглашают деловых партнеров домой. Если же такое приглашение последует, не забудьте принести букет цветов хозяйке. В перерыве переговоров вас могут пригласить в ресторан, при этом счета в ресторане часто оплачиваются раздельно приглашающими и приглашенными), бокалы поднимают после традиционных приветствий со стороны хозяев. Следует избегать разговоров политического характера.


Ведущий 1:

В течение многих веков Россия находилась на перекрестке торговых путей, с севера на юг и с запада на восток. В результате, русская культура – культура универсальная и терпимая к культурам других народов. На формирование отечественного стиля оказали влияние два фактора: с одной стороны – советские нормы, правила делового общения, ценностные ориентации, сформированные в это время, с другой – черты русского национального характера.

Многими отмечается, что эмоциональная сторона является важной составной частью российского стиля ведения переговоров, а также, с одной стороны, способность достаточно легко вести дела с представителями различных стран и национальностей, умение чувствовать партнера, быть открытым к его переговорному стилю, с другой – быстрая смена настроений и установок в отношении партнера: то крайне дружеское расположение, то вдруг проявление официальности, исключающее любые личные симпатии. Обсуждая вопросы, отечественные участники переговоров обращают внимание скорее на общие цели и относительно мало уделяют внимание тому, как их реализовать. Недостаток опыта делового общения многих российских предпринимателей, отсутствие «переговорной культуры» и некомпетентность в этой области приводят к стремлению даже в условиях сотрудничества видеть скорее конфликт интересов, нежели их совпадение. Мы также значительно уступаем иностранным партнерам в умении «торговаться». Русские за границей часто переплачивают за все именно в силу своей склонности платить, не только не торгуясь, но даже и не выяснив реальный уровень цен на мировом рынке. Иностранцы уже отлично знают и пользуются этой особенностью российских деловых партнеров. По мере развития переговорной практики в нашей стране подобное поведение на переговорах, будет надеяться, станет исключением, останется то, что прочно связано с российской культурой, русским национальным характером.


Ведущий 2:


Готовясь к данному классному часу, мы провели анкетирование юношей и девушек с целью выяснить, насколько они осведомлены о нормах культурного поведения. Было опрошено по анкете (приложение 1) 34 учащихся МБОУ СОШ № 9. И вот результаты:

На 1-ый вопрос:

29 учащихся ответили правильно (мужчина);

4 учащихся решили, что женщина;

1 учащийся решил, что нужно здороваться одновременно.

На 2-ой вопрос:

22 учащихся ответили правильно «да»;

12 учащихся считают, что мужчина.

На 3-ий вопрос:

25 учащихся ответили – «да» (правильно);

5 учащихся предпочли остаться в том же положении;

4 учащихся затруднились с ответом.

На 4-ый вопрос:

14 учащихся ответили правильно – «Впереди женщины»

12 учащихся – «Рядом с ней»;

8 учащихся – неправильно – «сзади женщины».

На 5-ый вопрос:

30 учащихся ответили правильно – «лицом к сидящим»;

4 учащихся ответили неправильно.

На 6-ой вопрос:

28 учащихся ответили правильно – «нет»;

6 учащихся не прочь похлопать в ладоши.

На 7-ой вопрос:

32 учащихся ответили правильно («тот, кто входит»);

2 учащихся нарушили это правило по незнанию.

На 8-ой вопрос:

30 учащихся ответили правильно («тот, кто ближе к выходу»);

2 учащихся пропустят женщину;

2 учащихся затруднились с ответом.

На 9-ый вопрос:

29 учащихся ответили правильно («мужчина»);

5 учащихся – неправильно.

На 10-ый вопрос:

25 учащихся ответили правильно («с левой»);

9 учащихся – неправильно.

На 11-ый вопрос:

30 учащихся ответили правильно («старшему младшему»);

4 учащихся решили сделать наоборот.

На 12-ый вопрос:

Все опрошенные ответили правильно («друга представляете родителям»).

На 13-ый вопрос:

9 учащихся решили, что женщина;

6 учащихся ответили, что мужчина;

19 учащихся – ответили правильно («тот, кто позвонил»).

На 14-ый вопрос:

2 учащихся ответили, что нет;

6 учащихся затруднились с ответом;

26 учащихся знают, что можно, нужно лишь объяснить по чьей рекомендации.

На 15-ый вопрос:

19 учащихся ответили, что это неэтично.

15 учащихся считают такое обращение приемлемым.

На 16-ый вопрос:

27 учащихся ответили правильно «нет»;

7 учащихся считают это допустимым.

На 17-ый вопрос:

20 учащихся ответили правильно – «следует подарок развернуть и поблагодарить»;

14 учащихся считают, что следует «отложить и просмотреть после ухода гостей».


Классный руководитель:

Результаты анкетирования говорят о том, что подавляющее большинство студентов группы знакомы с правилами хорошего тона. Осталось только этим правилам следовать и постоянно упражняться в хорошем. Необходимо, чтобы правила этикета превратились у вас в хорошие привычки.

Само по себе знание правил этикета еще не достаточно для того, чтобы читаться культурным, воспитанным человеком.

Культурным никто не рождается, над культурой поведения можно работать всю жизнь. И здесь большую роль играет самовоспитание - самооценка, контроль за своими поступками и манерами, стремление преодолеть дурные привычки. Усвоение культуры не должно быть книжным, знания должны быть реализованы в поведении.

В заключение хочется напомнить слова А.М.Горького:

«Мы должны научиться относиться друг к другу внимательно, должны понять, что самое чудесное, самое высокое создание в мире – человек!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данном материале была сделана попытка систематизировать коммуникативные способности личности, направить учащихся на осознание своих коммуникативных способностей, осознать понятие «культура делового общения». Классный час помог систематизировать и формировать нравственную культуру личности. В будущем наши выпускники обязательно столкнутся с бизнесом, предпринимательством, коммерцией и в связи с этим возникнут проблемы культуры деловых отношений. В результате проведения классного часа мы получила рефлексию учащихся на осознание норм, правил этикета, в том числе международного и как часть его – культуру делового общения. Учащиеся показали большую заинтересованность в этом вопросе, у них появилось стойкое желание совершенствовать культуру речи, так как многие из них не владеют даже ее основами.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Голицына Н. С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами [Текст] / Н. С. Голицына. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2006. - 80с.

  2. Голицына Н. С. Система методической работы с кадрами в ДОУ [Текст] / Н. С. Голицына. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2004. – 80с.

  3. Ильющенко Н.С.Книга: Discovering Britain. (Практикум по культуре речевого общения. Великобритания)/ Н.С. Ильющенко. – М.: Университетская книга, 2011.- 52 с.

  4. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. О. Н. Рудакова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 151 с.

  5. Кузин Ф. А. Культура делового общения. Практическое пособие. 7-е издание /Ф.А. Кузин. – М.: Ось – 89, 2011. – 320 с.

  6. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей [Текст] / Е. Ф. Черенкова. – М.: ООО Издательство ДОМ. ХХI век, 2006. – 188 с.



Приложение 1

АНКЕТА «ПРАВИЛА ЭТИКЕТА»


1. Кто первым здоровается: мужчина или женщина?

А. мужчина. Б. Женщина. В. Одновременно.


2. Должна ли женщина первой подать руку, здороваясь с мужчиной?

А. Да. Б. Нет.


3. Должен ли вставать мужчина, приветствуя женщину?

А. Да Б. Нет В. В некоторых случаях


4. Спускаясь по лестнице, мужчина идет:

А. Впереди женщины Б. Сзади женщины В. Рядом с ней.


5. Вы в театре. Ваши места не с краю. Как вы идете между рядами?

А. Лицом к сцене Б. Лицом к сидящим.


6. Спектакль задерживается, надо ли рукоплескать?

А. Да Б. Нет


7. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

А. Тот, кто входит Б. Тот, кто выходит.


8 .Кто первым выходит из лифта?

А. Мужчина Б. Женщина В. Тот, кто ближе к выходу.


9. Кто первым выходит из автобуса?

А. Мужчина Б. Женщина


10. С какой стороны обходят прохожих?

А. С правой Б. С левой


11. Кому кого представляют?

А. Младшему старшего Б. Старшему младшего


12. Если вы пришли домой с другом:

А. Представляете его родителям Б. Родителей другу


13. Кто должен первым закончить телефонный разговор?

А. Женщина Б. Мужчина В. Тот, кто звонил


14. Можно ли звонить незнакомым?

А. Нет Б. Можно, но нужно объяснить, кто из общих знакомых пореко-

мендовал.


15. Приемлема ли форма обращения: мужчина, женщина, дедуля, бабуля?

А. Да Б. Нет


16. Допустима ли форма обращения на «ты» к подчиненным?

А. Да Б. Нет


17. Как следует принимать подарок?

А. Сразу же развернуть и поблагодарить

Б.Поблагодарить и отложить подарок в сторону, рассмотреть после ухода гостей.


Ответы


1. А 9. А

2. А 10. Б

3. А 11. Б

4. А 12. А

5. Б 13. В

6. Б 14. Б

7. А 15. Б

8. В 16. Б

17. А






Похожие:

Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения iconО проведении дня делового общения в форме дебатов
Положение о проведении муниципального дня делового общения «Нужна ли нам культура речи?» (далее – День делового общения) определяет...
Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения iconМетодическая разработка по теме: «Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения»
Методическая разработка по дисциплине: пм. 04 «Теория и практика сестринского дела»
Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения iconКлассный час может проводиться в форме классного собрания, часа общения, воспитательного часа (час классного руководителя), это может быть экскурсия или тематическая лекция.
Целевой. Целевые установки связаны, прежде всего, с развитием индивидуальности, субъективности и креативности ребенка, с проектирование...
Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения iconКонтрольная работа по дисциплине «Этика делового общения»
Выполнение контрольной работы по этике делового общения является для студента вариантом самостоятельного научного исследования, который...
Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения iconУчебно-методический комплекс дисциплины этика делового общения
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения iconМетодическая разработка на тему: Формирование экологической культуры студента на занятиях физики
Разработка урока-конференции по теме «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»
Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения iconТрадиции делового и неформального общения в современном Китае Щеблыкина Е. А. Оренбургский государственный университет, город Оренбург
Во-первых, нужно знать особенности приветствия. Во-вторых, правила делового этикета и китайские традиции общения в неформальной обстановке....
Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения iconКонспект проведения открытого классного часа в 6а классе на тему: «Мы за здоровый образ жизни»
Гбоу нефтекамская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида
Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения iconРазработка тематического классного часа в 9 а классе по профилактике подростковой наркомании "Я выбираю жизнь!"
Провести предварительное анкетирование старшеклассников с целью выявления их потребностей в новых ощущениях
Методическая разработка классного часа на тему культура делового общения iconРешает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса
Форму проведения классного часа выбирает классный коллектив под руководством классного руководителя
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница