Скачать 22.87 Kb.
|
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет – Высшая школа экономики
ПРОГРАММА МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Для направления 040200.68 "Социология" (подготовки магистра) Автор программы: профессор, к.ф-м.н. Шмерлинг Дмитрий Семенович
Москва Тематический план учебной дисциплины
Базовый учебник Шмерлинг Д.С., Дубровский С.А., Аржанова Т.Д., Френкел А.А. Экспертные оценки. Методы и применения (Обзор) // Уч. Зап. по Статистике, т.29 Статистические методы анализа экспертных оценок. – М.: Наука, 1977, с.290-382 Формы контроля знаний студентов. Курс предназначен для всех тех, кто хочет грамотно применять экспертные оценки. Программа рассчитана на 15 часов лекций и 14 часов семинарских занятий. В курсе дается минимальный набор теоретических сведений по экспертным оценкам. Особое внимание уделяется реальным постановкам задач экспертного оценивания в практике управления производством, вообще бизнесе в широком смысле этого термина, маркетинговых и социально-экономических исследованиях и т.п. Форма знаний: лекции, семинары, вопросы, обсуждения. Промежуточный итог – домашнее задание, в котором должен быть построен пример, максимально приближенный к «боевой обстановке» и результаты его обработаны и интерпретированы. В качестве основного результата по курсу студенты должны быть способны:
Формы контроля
Итог составляет оценка по следующим критериям:
Посещаемость, вопросы и обсуждения Явка на занятия проверяется по списку. Максимальная оценка 10 дается за посещение почти всех занятий и одно выступление. Далее – экспертная оценка преподавателя по убыванию. Домашнее задание (ДЗ), конспект Самостоятельно придуманная прикладная задача по тематике курса. Объем работы – в пределах 5-7 «от руки» ( во избежание ненужных заимствований) со ссылками на литературу как по источнику данных, так и по методам экспертных оценок. Оценка в диапазоне от 0,00 до10 ставится преподавателем методом экспертных оценок с учетом глубины постановки задачи и продуманности решения, интерпретации и оформления. Зачет Проводится в устной форме. Допускаются лишь те, кто сдал домашнее задание и конспект. Число вопросов - обычно не более 3. Шкала оценок.
Вес этой оценки равен – 0,40 Содержание программы Тема 1. Введение. Роль экспертных оценок (Э.О). Область применения экспертных оценок с 1960-70-х годов к 2006 г. Замена регрессии и подобных ей подходов. Незаменимость экспертных оценок. Опора на модели экспертных оценок, а не на интуитивный подход. Роль четкой постановки задачи и роль неопределенности, риски. Литература
Тема 2. Методы получения экспертный оценок. Основные задачи: Выбор целей, критериев, наилучших вариантов, описание модели, эвристические алгоритмы управления, эргономика, качество продукции, планирование, классификация, прогнозирование и т.п., см. Шмерлинг и др. (1977) Классификация: Шмерлинг и др (1977), с.295. Литература
Тема 3. Методы обработки экспертных оценок Основные этапы: модели, их адекватность, согласованность, коллективное мнение. Примеры из области парных сравнений. Немного о теории измерений. Литература
Тема 3.1 Методы получения экспертных оценок. Парные сравнения. Модели комбинаторно-графовые, типа Терстоуна и Бредли-Терри-Льюса. Транзитивность, циклы в графах и последовательность эксперта. Проверка адекватности модели. Проверка других гипотез. Практика применения моделей. Литература
Тема 4. Ранги и баллы Распределение рангов при нулевой гипотезе – независимость распределения рангов от распределения исходных наблюдений, которые были заменены рангами (ранжированы). Классическая схема ANOVA-2 (случайные блоки) и задача М.Кендалла-Бэбингтона Смита. Связь этой задачи с корреляцией Спирмена и идея усреднения – подбор способа поиска коллективного мнения (агрегирования). Что делать с баллами – специальная теория для каждой схемы эксперимента. Литература
Тема 5. Согласованность экспертов и адекватность моделей. Идея согласованности и деления экспертов на группы (классификация экспертов). Согласованность парных сравнений и ранжировок. Меры близости и их роль в построении мер и статистических критериев согласованности. Полные и неполные данные. Литература
Их же: Двухфакторный непараметрический дисперсионный анализ для неполных данных: Препринт. – М.: ВНИИ системн. иссл., 1986; Akritas M.G., Arnold S.F., Brunner E. Nonparametric Hypotheses and Rank Statistics for Unbalanced Factorial Designs // IASA, 1997, v.92, № 437, p.258-265. Орлов (2002), Холлендер, Вулф (1983), гл7. Тема 6. Задача о лидере Google Подход Wei (1952), Kendall (1955): Собственные векторы и их физический смысл. От алгебры к рейтингам, от Perron-Frobenius к Saaty и Google. Задача о миграции и задачи упорядочения объектов с учетом всей структуры предпочтения, миграция и п.с. Технология Саати: истоки и современные возможности. Литература
Тема 7. Алгебраический подход Кемени-Снелла Меры близости, поиск наилучшего упорядочения по отношению к набору упорядочений. Как проверять согласованность при таком подходе? Дальнейшие продвижения. Сравнение подходов. Литература.
Тема 8. Нормативы: ГОСТы и ….. Проблема построения методик для различных предметных областей. Экспертные оценки и экспертиза. Необходимость разработки Федерального закона «Об экспертной деятельности» - формат, охват и т.п. Литература
Тематика заданий по различным формам текущего контроля В качестве домашнего задания студент должен придумать свою постановку задачи экспертного оценивания, подобрать так называемые «модельные» данные и провести весь цикл по планированию, организации, проведения сбора, систематизации, анализу и интерпретации данных, и интерпретации результатов. Объем задания не менее 6-10 экспертов, не менее 6-8 объектов сравнения, возможны повторные наблюдения (т.е. эксперт несколько раз в разное время наблюдает объекты и дает свои оценки). Общая последовательность действий представлена в ГОСТ 23554.2-81 в прилож.1, с.36-37. В этом же документе см. «жанр примеров». Вопросы для оценки качества освоения дисциплины.
Автор программы: _______________ /Шмерлинг Дмитрий Семенович/ |
![]() | Программа дисциплины [Институциональные методы в социологии и экономике] для направления [040200. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки... | ![]() | Программа методы экспертных оценок для специальности 080504. 65 "Государственное и муниципальное управление" Автор программы: профессор, к ф-м н. Шмерлинг Дмитрий Семенович () |
![]() | Программа дисциплины «Сравнительная социология (Comparative Sociology)» Для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 "Социология"... | ![]() | Программа дисциплины «Методы непараметрической статистики в социологии» для направления 040100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040100.... |
![]() | Программа дисциплины "Анализ социологических данных 1" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавра... | ![]() | Программа дисциплины Английский язык для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200... |
![]() | Программа дисциплины "Культуры потребления" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ![]() | - Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... |
![]() | Программа дисциплины «Сравнительная социология» для направления 04100. 68 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 68 "Социология"... | ![]() | Программа дисциплины «Компьютерные методы обработки текста» например: для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки |