Скачать 20.45 Kb.
|
Городской конкурс научно-исследовательских работ учащихся образовательных учреждений города Мончегорска«Умники и умницы»Медведь в России больше чем медведьМурманская область город Мончегорск Автор работы:Попова Алиса Александровна ученица 5 класса А МОУ СОШ № 14 Руководитель Гофман Надежда Петровна учитель начальных классов высшая категория МОУ СОШ №14 СодержаниеВведение 1I. Медведь в фольклоре 2-41.1 Легенды и мифы 21.2 Народные праздники и приметы 2-31.3 Устное народное творчество 3Выводы 4II. Образ медведя в российской геральдике 5-72.1. Три медведя в русских земельных гербах 5-62.2 Гербы городов современной России 6Выводы 7III. Медведь в России – больше чем медведь 8-93.1 Символика 8-93.2. Социологическое исследование 9 Заключение 10Используемая литература 10 Приложение Введение Данная работа посвящена наиболее известному зверю, своеобразному символу русской культуры - хозяину тайги – медведю. Медведь – удивительный зверь. Особенно для нас, русских. Сейчас в мире насчитывается около 200 000 медведей, из них 120.000 – в России. Медведь на Руси – нечто вроде царя зверей, подобно льву в Африке или тигру в Индии, он – хозяин леса. Эта тема заинтересовала меня давно. Дома у меня с раннего детства была любимая игрушка – плюшевый медвежонок. Я ее очень полюбила за красоту и загадочность. С этой игрушкой мы встречались в детском садике, в первых русских народных сказках, услышанных мною, тоже был главный герой - медведь. Когда пошла в школу, то на уроке окружающего мира знакомились с этим зверем, а на уроке изобразительного искусства рисовали медведя. Много раз я задумывалась о его происхождении, местах обитания, о связи медведя с человеком. А при изучении темы «История в символах и знаках» на уроках истории, я заинтересовалась, почему опять медведь - чаще, чем другие животные встречается на гербах российских городов. И я решила глубже узнать об этом чуде – лесном хозяине. Главная цель - выяснить, почему медведь частый герой в устном народном творчестве, российских символах и геральдике. Задачи исследования:
Гипотеза – мы предположили, что популярность медведя связана с тем, что он символизирует силу, выносливость. Объект исследования: произведения устного народного творчества, российская геральдика и символы Предмет исследования: образ медведя в устном народном творчестве, российской геральдике и символах. Методы исследования:
Для подтверждения гипотезы мы прежде всего проанализировали легенды, мифы и предания, связанные с происхождением медведя. Давайте обратимся к истории этого вопроса. I Медведь в фольклоре 1.1 Легенды и мифы И в наше время мифы и легенды продолжают существовать как способы объяснения каких-либо явлений окружающего мира. В народных представлениях о животных происхождение медведя повсеместно связывается с человеком, который, как повествует легенда, был обращен Богом в медведя за провинности. Медведь – зверь оборотень, лесной воевода, рожденный по многим легендам от женщины и лесного зверя «меда». Некоторые уверяют, что медведь – это человек, превращенный злым колдуном в зверя. Поэтому он первым на человека не нападает, разве что будет мстить за нанесенную ему обиду или травму.[3]. Медведь, согласно легендам, прежде был человеком: это доказывается тем, что он умеет ходить на задних лапах, имеет похожие на человеческие глаза, любит мед.[7]. Мы хотим представить несколько легенд, подтверждающих вышесказанное. (Приложение 1) О происхождении медведя из человека повествуют легенды и других славянских народов: в медведя был обращен жених – мельник, обидевший гостя на свадьбе; мельник, который обвешивал людей фальшивой меркой или в вывороченной шубе бросился Христу под ноги. 1.2. Народные приметы и праздникиЧеловеческое происхождение медведя отражено и во многих поверьях. Считают, например, что если снять с медведя шкуру, то он выглядит как человек: самец – как мужчина, а медведица – с грудью, как у женщины. Бытует убеждение, что у медведя человечьи глаза, ступни и пальцы. И особенности поведения у него тоже человеческие: он умеет ходить на двух ногах, умывается, кормит грудью, нянчит своих детей, молится, горюет, как человек, понимает человеческую речь и сам иногда говорит. По народному поверью, медведь даже постится весь Рождественский пост – сосет свою лапу. Доказательство его человеческого происхождения охотники видят в том, что на медведя и на человека собака лает одинаково, не так как на других зверей. [5]. Медвежий праздник и ряд обрядов связаны с охотой на медведя. Некоторые народы Сибири устраивали перед убийством медведя танцы в медвежьих масках. Магическая задача – умилостивить медведя, чтобы он не обижался. У хантов и манси эти танцы выливались в примитивную драму на сюжеты охоты. Народы Нижнего Амура и Сахалина для медвежьего праздника специально выкармливали маленьких медвежат для участия в празднике. Медвежьи ритуальные праздники сохранялись до XX века в ряде сибирских и уральских народов. О значении медведя в жизни некоторых народов свидетельствуют наскальные рисунки, петроглифы (первобытные наскальные изображения) на Урале. В настоящее время такие праздники не носят магического характера, а проводятся как национальные традиционные развлечения. [3]. 1.3 Устное народное творчествоМедведь – один из главных героев животного эпоса, сказок, песен, загадок, пословиц, поговорок. Образ медведя на Руси почитался издревле. Это доказывают народные сказки, которые создавались не только русским народом, но и народами, проживающими на территории русского государства, в основном народы Севера. [1] (Приложение 2) Больше всего в них описывается сила, мощь зверя, но есть эпизоды, где он показывает своё легкомыслие, наивность, простодушие, ограниченность кругозора. [2]. Для примера возьмём цитаты из сказки « Маша и медведь»: -А если уйдёшь,- говорит,- всё равно поймаю и тогда уже съем! Здесь медведь показывает свою силу и мощь. А вот ограниченность кругозора мы можем увидеть, рассмотрев сказку «Мужик, медведь»: -А-а,- заревел,- ты меня обманул, мужик! В этой сказке медведь возможно и не поддался бы обману, если бы знал, как надо использовать такие простые вещи, как репа. В этом- то и видна его ограниченность кругозора. Когда в сказках один зверь сменяет другого, медведь находится в положении самого сильного. Такова сказка о теремке, о зверях в яме и другие сказки. Надо думать, что это положение медведя в звериной иерархии по-своему объясняется связью с теми традиционными досказочными мифологическими преданиями, в которых медведь занимал самое важное место хозяина лесных угодий. Образ медведя можно встретить во многих сказках северных народов. Как главное действующее лицо чаще он встречается в карельских, саамских, эвенских, чукотских сказках. Есть тема приручения животных в карельских сказках. В них медведя запрягают вместо лошади, загубленной этим медведем. С образом медведя мы встречаемся и в малых формах устного народного творчества. (Приложение 3) Вывод: С древних времен медведь являлся тотемным животным у северных народов Руси, ему покланялись, в нем видели человеческие качества. С медведем связаны народные праздники, приметы. Образ животного широко использовался в устном народном творчестве. Во всех сказках, загадках, поговорках медведь наделен человеческими качествами как положительными, так и отрицательными, он обладает силой, его считают хозяином. II. Образ медведя в российской геральдике 1.1. Три медведя в русских земельных гербахЕще до того, как медведь официально появился на гербах российских городов, его изображение украшало главную государственную печать царя Ивана Грозного. Медведь, как мы знаем из русских народных сказок, отличается благородным характером. Этот добродушный великан никогда не врет, не лукавит, защищает слабых, а в минуту опасности становится страшным и неукротимым воином. Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению: почему именно медведь? Известно, что каждый геральдический знак имеет каноническое символическое толкование. Так вот, медведь в средневековой геральдике означал… дикость нравов населения данной местности! Именно эти качества и сделали его одним из самых популярных персонажей русской геральдики. |
| | |
![]() | Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся "первые шаги" Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся | ![]() | Министерство промышленности РФ проводит открытый конкурс №192/09 на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских работ Министерство промышленности РФ проводит открытый конкурс №192/09 на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских... |
![]() | К конкурсу научно-исследовательских работ и проектов среди учащихся образовательных учреждений «Мой след в науке» Тема: Исследование состояния здоровья учащихся. Номинация: Медицина и здравоохранение Исследовательскую «Человек — высший продукт природы. Но для того, чтобы наслаждаться сокровищами природы, человек должен быть здоровым, сильным и... | ![]() | Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ студентов и учащихся "Служение Отечеству: события и имена" Номинация: историческая Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №30 города Ульяновска |
![]() | Конкурс научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных по нескольким междисциплинарным направлениям «эврика-2011» Ство образования и науки РФ проводит на базе Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического... | ![]() | Программа XVIII научно-практической конференции учащихся псковской области «шаг в будущее» На XVIII научно-практическую конференцию учащихся Псковской области «Шаг в будущее» заявлено 200 работ учащихся 3-11 классов, студентов... |
![]() | Исследовательская работа Демченко Елена Сергеевна Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество» | ![]() | Конкурсная документация открытый конкурс №2007-н-005 «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям развития науки и техники с участием... |
![]() | План работы на ноябрь 2009г. № Конкурс проектно-исследовательских работ учащихся 5-7 классов "Открытие" (школьный тур) | ![]() | Конкурс учебно-исследовательских работ учащихся Технология строительства крестьянского дома в деревнях Бычина, Гилева, Палева, Семина |