Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года




Скачать 17.02 Kb.
НазваниеУтверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер17.02 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
Государственное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 868 с этнокультурным русским компонентом образования
















"Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной идентичности в образовательном процессе"




Утверждено на Совете Школы
12 февраля 2007 года;


Дополнение к программе утверждено

на Совете Школы 23 мая 2011 года.








"Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада".

И.А. Ильин

Настоящая программа определяет стратегию развития школы и основные направления деятельности по её реализации.

Цель реализации образовательной программы: создание в школе единого образовательного и воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, обладающего сознанием, ориентированным на умение при любых условиях и ситуациях сохранять уважение и взаимопонимание друг к другу; приобщение школьников к традициям и культуре своего народа на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в общероссийской социокультурный контекст, формирование гуманистического мировоззрения при условии понимания себя как части мирового сообщества.

Философия школы - гуманистический и личностно-ориентированный подходы к обучению и воспитанию учащихся.

Миссия школы – школа как институт равных возможностей с достаточно широким для ребенка диапазоном видов учебной и внеурочной деятельности

Принципы построения модели школы: принцип системности, адаптивности, открытости, детерминизма, демократизма, гуманизма, развивающего обучения, целостности, духовности, непрерывности в образовательном процессе.

Методологические подходы: антропологический подход, синергетический подход, компетентностный подход, культурологический подход, личностно-ориентированный подход.

Стратегия развития школы: построение инновационного процесса на основе глубокого, всестороннего изучения личности, гуманизации и гуманитаризации образования, обеспечивающий интеллектуальное и духовно-нравственное становление учащихся.

Приоритетные направления: построение такой образовательной системы, которая способствовала бы формированию этнокультурной идентичности учащихся, оптимальному развитию задатков и способностей каждого ребенка в его интеллектуальной, духовно-нравственной и социально-культурной сфере личности;

- формирование человека, стремящегося к личностному росту, умеющему адаптироваться к изменяющимся условиям жизни;

- воспитание нравственной, гражданской позиции и патриотизма на основе межкультурного взаимодействия и толерантного отношения к миру.

- использование личностно-ориентированных развивающих педагогических технологий, обеспечивающих повышение качества и эффективность образования;

- индивидуализация обучения на старшей ступени образования;

- сохранение государственно-регионального, образовательного, культурного, информационного пространства.

Ожидаемый результат: создать максимально-гибкую модель образовательного учреждения, удовлетворяющую потребность учащихся и их родителей;

  • создание комфортной образовательной среды, позволяющей реализовываться личности школьника и педагога;

  • включенность всех субъектов образовательного процесса в проектирование адаптивной среды воспитания и обучения.


Нормативно-правовая база
для разработки программы развития школы



1. Конституция Российской Федерации.

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

3. Конвенция о правах ребенка.

4. Закон «Об образовании».

5. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».

6. Национальная доктрина образования в РФ, одобренная постановлением Правительства РФ 04.10.2000 г.

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

8. «Столичное образование-4».

9. Среднесрочная городская целевая программа «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия (2005-2007гг.)».

10. Программа столичное «Столичное образование», Национальная инициатива «Наша новая школа», «Федеральными стандартами второго поколения», (дополнение к нормативно-правовой базе).


Концепция развития школы


Социальные реформы последних десятилетий ускорили процесс роста национального самосознания и самоидентификации всех этносов. Это объективный процесс, обусловленный социокультурным развитием общества.

Психологические исследования, посвящённые роли этничности в развитии современного мира говорят о том, что в периоды социальных трансформаций возрастает значение этничности, как реакции на жизненную неопределённость, на разрушение привычных жизненных ценностей. В данном случае этнос выступает в роли наиболее устойчивой и исторически древней общественной структуры.

С точки зрения социологического подхода, возрастание роли этнической идентификации объясняется резким возрастанием информационного потока, в силу чего люди не могут его воспринимать адекватно. Отсюда стремление «самоизолироваться», обратившись к традиционным этническим ценностям.

С другой стороны, процесс глобализации, охвативший все стороны жизни современного человека, стирает культурные различия между народами. Это проявляется не только в изменении внешнего облика людей, но и в изменении традиционного уклада жизни, словарного запаса языка, его интонационного звучания. Заметны эти изменения и в других сферах традиционной культуры.

Данные противоречия социокультурного развития в нашей стране и мире определили актуальность концептуального обоснования программы развития школы № 868 с этнокультурным русским компонентом образования.

Стирание границ между культурами и цивилизациями в наши дни обусловлено целым рядом объективно существующих предпосылок. К их числу в первую очередь следует отнести развитие коммуникационных технологий, качество которых сегодня практически исключает возможность изолированного существования какой-либо культуры. Не менее важным фактором является агрессивность постиндустриальной экономики, требующая комфортных условий для сильного, эффективного бизнеса. Унификация культур и национальной самобытности выглядит при этом неизбежной и оправданной жертвой, принесенной на алтарь «всеобщего счастья» человечества.

Культура, как и природа, не терпит пустоты. Все мы, оставаясь у себя дома, можем оказаться в положении чужаков. Наши язык, культуру, историю заменят языки и культуры других, более энергичных народов. Проблема идентичности является фундаментальной не только для отдельного человека, но и для общества в целом.

Социокультурные преобразования последних лет предъявили новые требования к школе. Среди которых, помимо усиления требований к качеству образования, сохранение и развитие русского и родного языка, сохранение единого социокультурного пространства страны, преодоление этнонациональной напряженности на основе равноправия национальных культур, формирование российского самосознания и самоидентификации.

Уяснить и оценить собственную идентичность, в том числе её этническую составляющую, необходимо для успешной интеграции в мозаично разнообразной реальности современного мира. Ценностные приоритеты, стиль социализации, способы самопознания, специфика методов самоуправления, даже предпочтения в выборе друзей и партнеров – все это в значительной степени относится к области этнической психологии. Поняв себя, проще и легче опираться на знание ценностей, приоритетов и стереотипов ближнего, обусловленных его собственной этнопсихологической идентичностью.

Понимание собственной этнической идентичности и знание этнических особенностей другого народа позволит школьнику наладить межкультурное взаимодействие, особенно в таком многонациональном мегаполисе, как город Москва.

Налаживание межкультурного взаимодействия тесно связано с формированием толерантного отношения к миру. Толерантность как вежливая терпимость к чужеродной культуре неизбежно предполагает её оценку исключительно сквозь призму собственных ценностных представлений. В российской традиции толерантность - не просто терпимость, но, прежде всего, восприимчивость, внутреннее качество души, предполагающее восприятие других людей такими, как они есть, в их самоценности и самобытности, а главное – готовность открыто и добросердечно взаимодействовать с ними. В процессе взаимного общения и познания происходит органичное усвоение всего лучшего, что существует в другом члене социума.

Именно школа как социальный институт, выполняющий заказ общества на образовательные услуги, сможет научить ребенка жить в новых для себя социокультурных условиях, соблюдая нормы и ценности родной культуры, уважая при этом культуру другой нации. При этом наиболее плодотворным может стать путь интеграции, когда сохраняется собственная культурная идентичность с одновременным овладением культуры другого народа.

В этих условиях школа становится важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности.

Анализ социокультурной ситуации, которая складывается в области этнических взаимоотношений в поликультурном мегаполисе, обусловил выбор направления деятельности школы и определил название программы развития школы «Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной идентичности в образовательном процессе».

Цель реализации образовательной программы: создание в школе единого образовательного и воспитательного пространства, главной ценностью которого является:

  • личность каждого ребенка, обладающего сознанием, ориентированным на умение при любых условиях и ситуациях сохранять уважение и взаимопонимание друг к другу;

  • приобщение школьников к традициям и культуре своего народа на основе гармоничного включения богатства национального культурного наследия в общероссийской социокультурный контекст;

  • формирование гуманистического мировоззрения при условии понимания себя как части мирового сообщества;

Для достижения поставленной цели коллективу школы необходимо решить следующие задачи:

  • выявить психолого-педагогические условия, которые будут способствовать использованию этнической культуры для эффективного развития творческой личности ученика во всех сферах её будущей деятельности;

  • провести анализ организационно-педагогических условий школы, необходимых для реализации программы развития;

- определить направления деятельности коллектива школы по реализации программы развития.

Решению данных задач будет способствовать:

  1. Непрерывное повышение качества образовательного процесса.

  2. Составление психолого-педагогической характеристики всех составляющих учебно-воспитательного процесса: учебного пространства школы, класса, направленности процесса обучения и т.д.

  3. Разработка системы мер, способствующих формированию организационной культуры школы и развитию её традиций.

  4. Поиск новых форм взаимодействия с родителями и включения их в образовательный процесс для формирования психологически безопасной среды.

  5. Развитие проектной, рефлексивной, компетентностной культуры участников образовательного процесса.

  6. Совершенствование и внедрение новых образовательных и информационных технологий, создание развитой информационной среды образовательного процесса.

  7. Кадровое усиление реализации инновационных направлений учебного процесса.

  8. Выявление и развитие индивидуальных способностей каждого ученика для создания благоприятных условий процесса обучения, воспитания и развития (использование эффективных технологий в учебном процессе, приемов здоровьесбережения, возможностей дополнительного образования).


Миссия школы


Школа – важный социальный институт, одной из характерных черт развития которого является традиционность и устойчивость базисных педагогических традиций, которые в данном случае можно трактовать как формирование, передачу и функционирование такого феномена, как культура. Данный подход определил миссию Государственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 868 с этнокультурным русским компонентом образования в социокультурном пространстве района «Царицыно»: школа стремится создать институт равных возможностей с достаточно широким для ребенка диапазоном видов учебной и внеурочной деятельности, где:

  • дети с радостью проживают вместе периоды детства,

  • учатся активно и достойно,

  • развивают и реализуют свои способности,

  • формируется такой тип личности, который сочетает в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, эмоциональную устойчивость, готовность к психологическим нагрузкам, способность к саморазвитию и самореализации.

Исполнение данной миссии будет способствовать формированию модели выпускника, который будет:

  • толерантным, способным к сопереживанию и жизни в мире с другими людьми;

  • компетентным в разных областях знания, успешным, конкурентоспособным, готовым к самоисследованию и самосовершенствованию, умеющим перестраиваться в динамично меняющемся мире;

  • имеющим сознательную нравственную позицию;

  • понимающим Россию и русского человека через духовное освоение русской культуры;

  • обладающим активной гражданской позицией.



Структура образования


Цель: школа как институт равных возможностей с достаточно широким для ребенка диапазоном видов учебной и внеурочной деятельности.

Возрастная дифференциация задач урочной, внеурочной и воспитательной деятельности позволила индивидуально строить учебный и воспитательный процесс в школе.


Школа
I
ступени


Психологическое образование

  • Уроки психологии

  • Школьная прикладная психодиагнос-тика

  • Развитие общеучебных умений и навыков, познавательных интересов детей

  • Введение человека в традиции своего народа, освоение им родного языка, культуры, воспитание межкультурного общения

  • Ориентация на развитие способностей учащихся, на обучение ребенка понимать и познавать самого себя

  • Достижение личностных результатов

  • Формирование ИКТ-компетентности







Базовое образование

  • Традиционная система

  • Школа 2000

  • Школа 2100

  • УМК XXI век




Дополнительное образование

  • Система экскурсионной работы

  • Проектная деятельность

  • Фольклорные ансамбли "Сдарьюшка" и

  • Танцевальная студия "Славяночка"

  • Компьютерный клуб "Байт"

  • Студия "Палитра"

  • Ритмика

  • Спортивные секции




Этнокультурное образование

  • Интегрированное включение этнокомпонента в предметы базисного плана

  • Риторика

  • Москвоведение

  • Славянская мифология

  • Народоведение

  • Основы Православной культуры

  • Основы религиозных культур и светской этики

  1   2   3   4   5

Похожие:

Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года iconУглегорского муниципального района сахалинской области рассмотрено и принято «Утверждено» на педагогическом совете приказом по мбоу сош
«средняя общеобразовательная школа» (Свидетельство о государственной аккредитации оп 004334 От 23 мая 2011г по 22 февраля 2013г.)...
Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года iconВведено в действие Утверждено на педагогическом совете школы Приказом № от 28 Протокол №1 от августа 2009г. 28 августа
Руководство методическим кабинетом школы осуществляет (ют) заместитель (и) директора по методической работе
Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года iconВведено в действие Утверждено на педагогическом совете школы Приказом № от 28 Протокол №1 от августа 2009г. 28 августа 2009г. Директор моу антиповской сош
Президента и Правительства рф, решений органов управления образованием различного уровня, Устава школы и настоящего положения
Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года iconПрограмма обсуждена и принята на расширенном заседании Совета школы 28 августа 2007 года. В данной программе обоснованной на законах РФ и рб «Об образовании»
В данной программе обоснованной на законах РФ и рб «Об образовании» и на «Концепции модернизации Российского образования на период...
Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года iconУтверждено утверждено
Учреждения средней общеобразовательной школы №17 муниципального образования кавказский район
Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года iconВведено в действие Рассмотрено на Согласовано с Утверждено на Приказом №02/53 заседании Профсоюзным педагогическом от 05. 09. 2012 г. Управляющего комитетом гбоу совете гбоу директор гбоу совета школы сош №886 сош №886 сош №886 Протокол №1 Протокол №1 Протокол №1
Письмом министерства образования РФ от 10. 09. 1999 г. №22-06-874 «Об обеспечении инспекционно-контрольной деятельности», Уставом...
Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года iconДоклад директора школы за 2011-2012 учебный год
План работы педагогического коллектива школы выполнен в соответствии с целью поставленной в программе развития школы, которая разработана...
Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года iconПрограмма принята Утверждаю: на педагогическом совете школы директор школы
Отношения с другими образовательными учреждениями
Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года iconРоссийская федерация закон челябинской области
Статья Внести в Закон Челябинской области от 30 ноября 2010 года n 19-зо "Об областном бюджете на 2011 год" (Южноуральская панорама,...
Утверждено на Совете Школы 12 февраля 2007 года; Дополнение к программе утверждено на Совете Школы 23 мая 2011 года iconРоссийская федерация закон челябинской области
Статья Внести в Закон Челябинской области от 30 ноября 2010 года n 19-зо "Об областном бюджете на 2011 год" (Южноуральская панорама,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница