МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра макроэкономики
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Экономическая теория» на тему «Малый бизнес: критерии и роль в рыночной экономике»
Автор курсовой работы: | | Группа: | | Научный руководитель: | |
Казань 2012 Содержание
Введение 3 1. Понятие и сущность малого бизнеса в экономической науке и сфере 5 2. Формирование институциональных условий развития малого бизнеса 6 3. Проблемы функционирования малого бизнеса в РФ 7
Введение
Актуальность. В течение последних 10-15 лет в России начали уделять все большее и большее значение важности сектора малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) для дальнейшего экономического развития государства. Как на национальном, так и на региональных уровнях были начаты масштабные программы поддержки, направленные на формирование и взращивание сектора МСБ, и особенно – малых предприятий и индивидуальных, самозанятых предпринимателей. Очевидно, что на данный момент в России роль малого бизнеса в экономике страны – пока что второстепенна и по вкладу в ВВП, и по количеству занятых в этом секторе, и по инвестиционному потенциалу. Однако именно этот сектор может позволить выйти на необходимую для страны экономическую устойчивость, диверсификацию экономики и ее модернизацию, а также обеспечить России «прорыв» вперед в ряде конкретных современных отраслей и создать мощный устойчивый базис для социальной стабильности в стране. Степень изученности проблемы. Значительный вклад в исследование сущности предпринимательской деятельности и особенностей МП сделали известные зарубежные ученые К. Бодо, П. Друкер [11; 13], Ж.-Б. Сей, Р. Кантильон, Дж. Кейнс, И. Кирцнер, Дж. Кларк, Ф. Найт [17], Л. Мизес, Д. Рикардо, А. Смит, А. Тюрго, Ф. Хайек, И. Шумпетер [22] и др. В российской экономической литературе категория «предпринимательство» и понятия «малый бизнес» и «малый и средний бизнес» рассматривались многими известными исследователями, среди которых Н. Базылев [6], А. Бусыгин, А. Блинов [7], В. Волгин [8], В. Горфинкель [16], Е. Гражданкина [10], В. Камаев, В. Павленков, П. Половинкин [29], И. Толмачев [20], Д. Хамидуллин [32], А. Хачатурян [21] и др. Нехватка комплексности и системности в освещении вопросов становления, развития и поддержки малого бизнеса в РФ обусловливает потребность в дальнейших теоретических исследованиях этой темы, обобщении практических достижений и даже разработке современного методологического обеспечения. Цель работы – обобщить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике. Для достижения поставленной цели был решен ряд задач: - определено понятие, сущность и нормативные критерии определения малого бизнеса в экономической науке и практике хозяйствования; - систематизированы организационные основы формирования институциональных условий развития малого бизнеса; - обобщены основные характеристики нынешнего состояния малого бизнеса России и проблемы функционирования малого бизнеса. Объектом курсового исследования стало такое явление, как малый бизнес в экономической науке и практике его регулирования на уровне страны. Предметом исследования установлены особенности проявления и реализации малого бизнеса в экономической науке и в экономике России как важного компонента национальной экономики. Структурно курсовая работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, раскрывающих сущность темы, выводов по курсовой работе и списка использованных источников литературы. 1. Понятие и сущность малого бизнеса в экономической науке и сфере
Малый бизнес (далее - МБ) является одним из средств устранения диспропорций на отдельных товарных рынках, создания дополнительных рабочих мест и сокращение безработицы, активизации инновационных процессов, развития конкуренции, быстрого насыщения рынка товарами и услугами. А малые предприятия, при определенных условиях и при поддержке со стороны государства - как правило, инновационные, гибки и эффективны с точки зрения затрат. МБ является органическим структурным элементом экономики. В структуре современной рыночной экономики малый бизнес является выходным, наиболее численным, а потому и наиболее распространенным сектором экономики. Значение малого бизнеса в рыночной экономике чрезвычайно велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии.
… Таблица 1. Сравнительный анализ определений малого бизнеса в законодательстве некоторых стран СНГ Определение | Страна | Россия | Украина | Респуб-лика Беларусь | Республика Казахстан | Участие других организаций, компаний, государства | Не более 25% | Не более 25% | 0 | 0 | Предельное количество работников | 100 | 50 | Отраслевая дифференциация | 50 | … 2. Формирование институциональных условий развития малого бизнеса
Проблеме развития малого бизнеса (и предпринимательства вообще) в России со стороны государства до 2007 года не уделялось должного внимания [23]. В то же время в Стратегии-2020, а также в многочисленных выступлениях Д.А. Медведева этому вопросу уделено значительное место. В Перечне первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса [5], меры по поддержке малого и среднего бизнеса представлены под 13-м пунктом, и их основная цель – использовать потенциал малого бизнеса для создания новых рабочих мест. Согласно п.2 ст. 6 ФЗ №209-ФЗ, «основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: … … 3. Проблемы функционирования малого бизнеса в РФ
Малый бизнес, включающий в себя МП и индивидуальных предпринимателей, даёт возможность значительно уменьшить безработицу в стране. Многие из них выпускают важные и нужные населению товары, оказывают необходимые услуги, которые просто невозможно оказывать на уровне крупного бизнеса, на госуровне и часто – на уровне среднего бизнеса. Сначала охарактеризуем кратко состояние малого бизнеса в РФ. Деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2]. По данным Федеральной службы государственной статистики (далее – Росстат) и Федеральной налоговой службы в целом по состоянию на 01.07.2010 г. в РФ работали 5 650 313 субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч.: - 1 374 661 микропредприятий (в соответствии с ч.1 ст. 4 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) – количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. руб. (табл. 1); - 219 607 малых компаний – количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей; - 18 260 средних компаний – количество работников от 101 до 250 человек и годовой оборот до 1 000 млн. рублей; - 4 037 785 индивидуальных предпринимателей [28]. …
 Рис. 2. Количество россиян, работавших в малом бизнесе, включая индивидуальных предпринимателей, в РФ, млн. чел. Источники: [19, С. 320; 12, С. 219]. |