Потолокова Мария Олеговна




НазваниеПотолокова Мария Олеговна
Дата03.02.2016
Размер8.85 Kb.
ТипДокументы
Потолокова Мария Олеговна

д.э.н., проф.

Кафедра теории коммуникации

5 курс, очная форма

Связи с общественностью


ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ И СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Спецкурс


В современных условиях динамичного развития социально-экономической среды возникла объективная потребность в развитии системных представлений и знаний у специалистов в области экономики и управления. Фундаментальные изменения, происходящие в теории и практике экономики, а особенно в управлении общественным производством, связаны с расширением интеграционных процессов социально-экономического развития. Такая интеграция усиливает вероятность возникновения проблемных ситуаций, которые все больше имеют системный характер. Это объясняется, прежде всего, тем, что результаты принимаемых экономических решений часто не согласованные с состоянием других систем все больше вызывают дестабилизирующей эффект, как для самого мирового сообщества, так и всей окружающей среды Земли. Поэтому изучение фундаментальных основ теории систем и системного анализа становится объективной необходимостью в рамках высшего профессионального образования с учетом синергетических свойств сложных открытых систем. Современные представления о системном подходе в процессах взаимодействия элементов, относящихся к разным организационным образованьям социально-экономического назначения вызвали потребность в формировании и развитии новой науке о системах – системологии. Системология должна быть ориентирована на изучение законов и закономерностей формирования организационно-управляемых оптимальных систем социально-экономического назначения, в которых «человеческий фактор» и «человеческий капитал знаний» играют определяющие роли, в формировании инновационной деятельности не нарушая целостность экологического окружения естественных экономических ресурсов.

Основная цель данного курса - дать представление о системной методологии исследования сложных экономических и информационных объектов, явлений и процессов; раскрыть современные методы системного анализа и методику его применения; рассмотреть конкретные примеры системного анализа реальных объектов.

В рамках курса будут изучены основные, фундаментальные понятия и положения теории систем и системного анализа. Учебный материал позволяет сформировать новое представление о методах принятия социальных и экономических решений, с учетом неоднозначности вариантов последующих внутренних и внешних эффектов в разных системах. Содержание учебного материала рассматривается с позиций современного развития научной и прикладной информатики, в соответствии с требованием информатизации общества.


Авторские публикации по теме спецкурса:

  1. Потолокова М.О. Использование системного подхода в управлении // Правовое поле экономики. 2011. № 1.

  2. Потолокова М.О. Использование метода обобщенного анализа при оценке эффективности рекламы // Вестник ИНЖЭКОНА: научный журнал. Серия: Экономика. Выпуск 6 (41). СПб.: СПбГИЭУ, 2010.


Вопросы к экзамену

  1. Основные понятия и описания систем.

  2. Понятие системы. Системы. Модели систем.

  3. Первые определения системы.

  4. Модель «черного ящика».

  5. Модель состава системы.

  6. Модель структуры системы.

  7. Второе определение системы. Структурная схема системы.

  8. Динамические модели системы.

  9. Функционирование и развитие.

  10. Типы динамических моделей.

  11. Общая математическая модель динамики.

  12. Стационарные системы.

  13. Разработка функциональной модели для решаемой задачи. Общие сведения о методологии IDEFO. (Модель SADT).

  14. Системный анализ как методология решения проблем.

  15. Классификация проблем со степени их структуризации.

  16. Принципы решения хорошо структуризованных проблем.

  17. Принципы решения не струтуризованных проблем.

  18. Принципы решения хорошо структуризованных проблем (схема основных требований к критерию эффективности исследования операций).

  19. Принципы решения неструктуризированных проблем.

  20. Принципы решения слабоструктуризированных проблем.

  21. Классификация и общая характеристика метода экспертных оценок.

  22. Принципы формирования эвристической информации.

  23. Метод парных сравнений.

  24. Метод последовательных сравнений.

  25. Метод взвешивания экспертных оценок.

  26. Метод предпочтений.

  27. Метод ранга.

  28. Метод полного попарного сопоставления.

  29. Ранжирование проектов методом парных сравнений.

  30. Ранжирование критериев по их важности методом Перстоуна.

  31. Поиск наилучшей альтернативы на основе принципа Кондорсе.

  32. Поиск результирующего ранжирования на основе алгоритма Келини-Снема.

  33. Выбор рациональной структуры системы методом экспертных оценок.

  34. Энтропийная оценка согласованности экспертов.

  35. Категория целей в системном анализе.

  36. Структуризация конечной цели в виде дерева целей.

  37. Основные методы научно-технического прогнозирования. Метод паттерн.

  38. Метод прогнозного графа.

  39. Метод-поиск новых технических решений на основе морфологии анализа.

  40. Проектирование систем с исследованием системных принципов.

  41. Организация экспериментов с использованием системных принципов.

  42. Переоценка альтернатив на основе Пайсовского подхода.

  43. Переоценка структуризации проблемы в виде «дерева решений».

  44. Выбор оптимальной стратеги на основе Пайсовской теории решений.

  45. Критерий для оптимизации решений в условиях риска и неопределенности.

  46. Выбор рациональной стратегии с использованием многих критериев.

  47. Основы принятия решений при многих критериях.

  48. Постановка задачи векторной оптимизации и классификация многокритериальных методов.

  49. Принципы согласованного оптимума Паретто. Примеры поиска Паретто — оптимальных решений.

  50. Циклы проектирования и уровни оптимизации эк. систем.

  51. Структурная оптимизация систем как процесс принятия решений.

  52. Метод ФСА.

  53. Метод комплексной оценки структур. Методика многокритериального выбора рациональных структур. Пример.

  54. Принятие решений в процессе системного проектирования.

  55. Схемы информационного взаимодействия при формировании облика системы.

  56. Сущность задач системного проектирования и природа многоканальности.

  57. Методика сравнительной оценки двух структур по степени доминирования. Пример многокритериального выбора.

  58. Методика структурного анализа с использованием функций полезности.

  59. Методика для экспресс анализа структур при многих критериях (оперативного анализа структур).

  60. Современные тенденции в области системного анализа.



Рекомендуемая литература:


  1. Артюхов В. В. Общая теория систем. Самоорганизация, устойчивость, разнообразие, кризисы. М.: Либроком, 2009. 224 с.

  2. Евгенев Г.Б. Системология инженерных знаний: Учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. 376 с.

  3. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник. 6-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 797 с.

  4. Карабутов Н. Н. Структурная идентификация систем. Анализ информационных структур. М.: Либроком, 2009. 176 с.

  5. Каштанов В. А., Медведев А. И. Теория надежности сложных систем. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010. 608 с.

  6. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления. Система управления организаций: уч. пособие в 3-х книгах // М.: Омега, 2003. 464 с.

  7. Олемской А. И., Кацнельсон А. А. Синергетика конденсированной среды. М.: Едиториал, 2010. 336 с.

  8. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.

  9. Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ. Наука и искусство решения проблем. Томск: ТГУ, 2004. 186 с.

  10. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978. 272 с.

  11. Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении. М.: ФиС, 2001. 368 с.

  12. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учебное пособие. СПб.: Изд. дом “Бизнес-пресса”, 2000. 326 с.

  13. Системный анализ и принятие решений / Словарь-справочник под ред. В.Н. Войковой. М.: Высшая школа, 2004. 616 с.

Похожие:

Потолокова Мария Олеговна iconФ. К. Ахунзянова (директор мобу лицей №4), специалист по связям с общественностью центра довузовского образования угнту медведева Дарья Олеговна, аспирант кафедры политологии, социологии и связи с общественностью угнт
Угнту медведева Дарья Олеговна, аспирант кафедры политологии, социологии и связи с общественностью угнту, Л. Н. Забатурина (заместитель...
Потолокова Мария Олеговна iconГлавы Дома Романовых в Челябинскую область Вести: Челябинск посетила Великая Княгиня Мария Владимировна
Императорского дома Великая Княгиня Мария Владимировна Романова во время персональной встречи с губернатором Челябинской области...
Потолокова Мария Олеговна iconПрограмма «академия лидерства»
«Дома детского творчества «Истоки» администрации городского округа г. Волгореченск Костромской области Киреева Светлана Олеговна
Потолокова Мария Олеговна iconКлименко елена олеговна концепт «менеджмент» в американской и русской лингвокультурах диссертация на соискание ученой степени
...
Потолокова Мария Олеговна iconДерновая Мария Александровна
Переведена на должность ведущий художник-дизайнер в отделе Интернет решений ooo “Reclama. Ru”
Потолокова Мария Олеговна iconФедеральное агентство по образованию гоувпо "пермский государственный университет"
Ф. и о авторов Горшков Алексей Сергеевич, Назукина Мария Викторовна, Плотников Дмитрий Сергеевич, Сулимов Константин Андреевич
Потолокова Мария Олеговна iconТеоретико-методологические аспекты исследования социальной мобильности
Буланова Мария Алексеевна – старший преподаватель кафедры менеджмента, государственного и муниципального управления, аспирант гоу...
Потолокова Мария Олеговна iconМ – Иисус и Мария образовали, в картине «Тайная вечеря» – букву имени женщины. Премудрости, Софии. Матери богов. Крылатой изиды
Русских изданий (например, основное: © ООО «Издательство аст», 2004), и зарубежных
Потолокова Мария Олеговна iconОбъединение «Художественная компьютерная графика» Педагог Донюш Мария Михайловна Аттестационное занятие
Шаг Кликаем левой кнопкой мышки два раза на цветовом ползунке, чтобы выбрать необходимые нам цвета (слева направо)
Потолокова Мария Олеговна iconС углубленным изучением отдельных предметов города Губкина Белгородской области
Проведен конкурс сочинений на тему «Под флагом Белогорья» среди 8-11 классов, победителем которого стала ученица 9в класса Сухих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница