Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе»




Скачать 23.95 Kb.
НазваниеПрограмма «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе»
страница1/9
Дата03.02.2016
Размер23.95 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Комитет по образованию и науке администрации г.Астрахани

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8»


Утверждена

Педагогическим советом

МОУ «СОШ №8»

Председатель совета

___________________Т.В.Муравьева

28 октября 2008 г.

Протокол №4


Программа

«Сохранение психофизического здоровья первоклассников

в период адаптации к школе»

для детей 6,5-7 лет, срок реализации 1 год.

Тип программы: авторизированная.

___________________________


Авторы:

учителя начальных классов

МОУ «СОШ №8»

Горемыкина Анна Николаевна

Морокова Светлана Викторовна


Астрахань 2009 г.


Пояснительная записка


Введение

Одной из причин перехода к четырехлетнему начальному обучению является неудовлетворительное состояние здоровья школьников. 80-90% детей 6-7 лет, поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20% имеют пограничные (негрубые) нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. Все это резко снижает адаптационные возможности организма, затрудняет процесс и особенности функциональные адаптации детей к школе.

Состояние здоровья младших школьников требует особенного внимания к организации его школьной жизни: режиму учебных занятий, интенсивности учебной нагрузки, методикам обучения, гигиеническим требованиям, эмоциональному климату в классе и др. (Письмо МО России от 25.09.2000 №2021/11-13)

Приходя в школу, первоклассник переживает возрастной кризис – особый этап в жизни ребенка, в процессе которого обостряются многие проблемы развития личности.

По данным Института возрастной физиологии РАО, период психологической адаптации ребенка к школе у 65-70% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. Многие дети уже в первом классе становятся изгоями: с ними не хотят сидеть за партой, дружить, взаимодействовать в игре и труде.

Впервые типичные симптомы этого «кризиса 7 лет» описал основоположник советской психологической школы Л.С.Выготский:

  • поведение перестает быть непосредственным и наивным; ребенок начинает понимать цену действий, диктуемых собственными желаниями;

  • манерничанье, кривлянье – на самом деле это наступление разделения внутренней и внешней стороны личности ребенка- время расставания с эгоцентрической позицией, связанной с одним лишь ЕГО взглядом на окружающие его вещи. Оказывается, существуют и другие точки зрения, отличные от его собственной;

  • симптом «горькой конфеты», попытка скрыть, замаскировать переживаемое им негативное состояние от окружающих людей.

Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает перед собой период младшего школьного возраста. Можно сказать, что если ребенок прошел кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником (Е.Е.Кравцова). Поэтому очень важно, чтобы в этот момент взрослый человек, профессионал поддержал ребенка в его самопознании и самоанализе, помог в формировании рефлексивных качеств. Многие современные исследователи считают, что педагогическое сопровождение (поддержка, помощь, обеспечение и защита) необходимо любому субъекту для успешной адаптации, т.е. выбора оптимальных решений в различных жизненных ситуациях, а педагогическая защита – для обеспечения физической, психологической и нравственной безопасности учащихся.

По мнению отечественных психологов, данный этап в развитии детей может занимать разное время в зависимости от их возраста (от 2 до 6 месяцев) и характеризуется тем, что: он является переходным, а, следовательно, психологическая и физиологическая чувствительность ребенка ко всему, что с ним происходит, чрезвычайно обострена; в это время у детей наиболее интенсивно происходит осмысление своего нового социального положения, и закладываются переживания, на многие годы, определяющие их отношение к учебной работе, общению с учителями и одноклассниками, к самому пребыванию в школе.

В последние годы и на уровне Министерства образования РФ, и на уровне отдельных школ много пишется и говорится об организации в 1-х классах специального адаптационного периода. Однако остаются нерешенными вопросы: организации этапа адаптации, чтобы не причинить телесного и душевного вреда ребенку, укрепить в нем веру в свои силы, симпатию к людям, окружающим его в школе, и интерес к содержанию школьной жизни. Полагаем, что данный курс будет способствовать облегчению прохождения периода адаптации и коррекции дезадаптативного поведения ребенка, для поддержания работоспособности, снятия статического напряжения, утомления детей и восстановления функций организма.

Концептуальные идеи

Адаптация (С.Холл), развитие детской психики (М.Г. Ярошевский, Н. Ланге, Д. Мид и др.), закономерности развития психики ребенка (Л.С. Выготский, Л.Ф. Обухова), теории социального научения (Н. Миллер, Р. Сирс, Дж. Гевирц), культурно-историческая концепция (Л.С. Выготский), здоровье как биологическая, психологическая и социальная категория (В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, И.Н. Гуревич)


Предлагаемый вариант педагогической поддержки первоклассников в школе основан на следующих принципах обучения:

- принцип направленности учебно-воспитательного процесса на сохранение и развитие здоровья детей, который предполагает использование специальных технологий, нацеленных на интеграцию процесса обучения и направленного формирования ряда функций организма ребенка (зрительных, двигательно-координационных, позостатических)

- принцип интегративного характера коррекционно-развивающего образовательного процесса, утверждающего необходимость органичного соединения в образовательном процессе учебных и воспитательных стратегий со стратегиями диагностическими, охранно-оздоровительными, коррекционно-развивающими и социальными

- принцип деятельностного подхода – предметно-практическая деятельность, в процессе которой успешно развиваются высшие психические функции ребенка (восприятие, речь и общение, мышление, память, эмоции, мотивация), является мощным коррекционно-компенсирующим педагогическим средством в работе с детьми группы риска

- принцип направленности на социальную адаптацию детей и интеграцию их в общество подчеркивает необходимость специального педагогического внимания к отношениям, которые складываются у ребенка на основе учебной деятельности в школе и дома, как к главному объекту педагогической работы (отношение к себе как к субъекту деятельности, отношение с одноклассниками, со значимыми взрослыми – учителями, родителями), предполагает необходимость грамотного педагогического внимания на складывающиеся отношения, регулирование и специальное конструирование их с позиций утверждения достоинства личности.

Предлагаемый вариант педагогической поддержки первоклассников заключается в использовании возможностей:

- арт-терапии («арт»– искусство, «терапия» - лечение, забота, уход) – это применение творческой деятельности в качестве лечебного, отвлекающего или гармонизирующего фактора. Арт-терапевтические методики применялись еще в первой половине ХХ века, они имели прямое отношение к педагогике – системе воспитательного влияния на растущую личность, требующую профессиональной помощи.

- занятий по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука)

- курса специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка.


Цель программы:

адаптация ребенка к школьной жизни, которая рассматривается как повышение уверенности в себе, развитие способности управлять своим поведением, расширение опыта сохранения и укрепления здоровья.

Комплексные занятия направлены на решение целого ряда задач:

развивать:

  • представления об окружающем мире (уметь смотреть и видеть, слушать и услышать);

  • эмоционально-положительное отношение к совместной деятельности на уроке;

    • деловые отношения в совместной деятельности;

  • позитивное отношения к себе;

  • умения саморегуляции, самоконтроля и адекватных форм их проявления в поведении;

  • психические процессы (памяти, внимания, мышления, речи);

  • благоприятные условия для самовыражения и самоанализа посредством процесса творчества;


формировать:

  • мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  • навыки толерантного взаимодействия;

  • эмоциональное и физическое состояние учащихся средствами художественной деятельности;

  • представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;

  • сознательное отношение к своему здоровью, стиму­лировать жела­ния совершенство­вать его и вести здоровый образ жизни.


Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

- основные школьные правила,

- позитивные взаимоотношения между людьми (вежливость, терпение, уважение прав другого человека и др.);

- факторы роста (рациональное питание, двигательная активность и др.) и здоровья (гигиена тела, питание, движение и др.);

- формы обращения, слова-комплименты;

- невербальные средства общения (знаки, взгляд, жесты) для регуляции и саморегуляции нормативного поведения;

- некоторые положительные и отрицательные черты характера;

- значение ощущений и восприятия в познании мира;

- правила дружбы, честной игры;

- приемлемые для себя стереотипы поведения и способы разрешения конфликтов;

- приемы мобилизации, концентрации внимания, а также снятия мышечного и эмоционального напряжения.


уметь:

- подчинять свое поведение новым нормам и правилам, ориентироваться на указания учителя;

- общаться со сверстниками и старшими;

- преодолевать негативные эмоциональные состояния;

- применять теоретические знания о здоровом образе жизни, в повседневной деятельности;

- решать проблемы, возникающие в следующих ситуациях: в познании и объяснении действительности, во взаимоотношении людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков, в практической жизни и при необходимости разрешения собственных проблем;

- планировать свое время;

- вести дискуссию, выслушивать различные мнения, доказывать свою точку зрения;

- анализировать собственный жизненный опыт;

- останавливаться и принимать конструктивное решение в трудных и опасных ситуациях.


Новизна программы заключается в том, что впервые в практике начального общего образования разработан материал, который рассчитан на учебный год, для адаптации ребенка к школьной жизни, повышения уверенности в себе, развития способности управлять своим поведением, расширения опыта сохранения и укрепления здоровья.

Программа рассчитана на 71 час.Занятия проводятся в 1 четверти 5 раз в неделю (по 20-25 минут), начиная со 2 четверти и до конца учебного года 1 раз в неделю. Они строятся в доступных и интересных для детей формах:

• ролевые игры

• психогимнастика

• рисование

• групповые обсуждения

• освоение приемов саморегуляции

• направленное воображение

В работе используются группы методов: метод убеждения

(разъяснение и внушение, рассказ и беседа), метод стимулирования, метод самовоспитания, метод психологической саморегуляции, метод игровой терапии.


Примерная структура занятия:

1. Упражнения на расслабление; упражнения на развитие эмоциональных состояний;

2. Игры и упражнения на закрепление знаний об окружающем; пантомимические, театрализованные представления, арт-терапия;

3. Упражнения на развитие дыхания; упражнения на развитие зрительно-двигательной координации и пространственную ориентировку; ритмические упражнения.

Занятия могут быть объединены сюжетной линией.

Они строятся таким образом, чтобы в процессе них можно было использовать различные виды помощи детям при выполнении игровых упражнений, а если потребуется, то и перестроить занятие согласно желаниям детей. Особенно сложно, но и наиболее интересно проводить занятия с детьми, имеющими различные уровни интеллектуального развития.

На занятиях используется музыка, способная уравновесить нервную систему ребенка, успокоить чрезмерно возбужденного и растормошить вялого; способствует развитию умения слушать и слышать, фантазии, воображения.

Для успешного и результативного проведения занятий необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.


Учебно-тематический план






Наименование разделов и тем



Всего

часов



В том числе


Форма


контроля



Теория


Практика


1.


Раздел 1. Введение в школьную жизнь



15



5


10

2

Рисуночная диагности-ка «Я и мои друзья»,

теппинг-тест


2.

Введение знака «Поднятая рука»



2


1



1





3.


Приветствие учителя.



3


1


2





4.



Узнаем друг друга



5


1


4




5.


Выбор приветствия.


2

1

1





6.


Лента школьного времени.



3


1


2




7.

Раздел 2. Изучаем правила общения



13


3


10




8.

Учимся договариваться.



5


1


4




9.

Спор и ссора.


3

1

2




10.

Пойми меня.


1




1




11.

Уважая себя, уважай

других.


3

1

3




12.

Весь мир – театр


1




1




13.

Раздел 3.

Познаем себя и других


18


4


14

Диагности-ка школьной мотивации;

уровня

тревожнос-ти;

рисуноч-ный тест

14.

Все люди разные.


5

1

4




15.

«Если б я был волшебником»

2




2




16.

Я глазами других.


3

1

2




17.

Всё, что с нами происходит

2

1

1




18.

Мальчики и девочки.


3

1

2




19.

Помоги себе сам


1




1




20.

Посвящение в ученики.

2




2




21.

Раздел 4. Мир вокруг меня



7


2


5




22.

Взгляд на мир


5

1

4




23.

Пути-дороги в мир здоровья

2

1

1




24.

Раздел 5. Я и моё здоровье

10

3

7

Диагности-ческое исследова-ние

25.

Я и другие


2




2




26.

Познай себя и

соблюдай правила для всех


2

1

1




27.

В единстве с природой

2

1

1




28.

Движение- жизнь


4

1

3




29.

Раздел 6. Мой внутренний мир

8

2

6

Диагности-ческое исследова-ние

30.

В стране Доброландии и Злосландии

4

1

3




31.

Остров Чунга- Чанга


2

1

1




32.

Учусь владеть собой


1




1




33.

Прощай, первый класс!

1




1







Итого


71

19

52



  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе» iconАдаптации первоклассников к школе
Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации...
Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе» icon«Укрепление и сохранение здоровья школьников» Инициатор проекта
Здоровье детей – забота общая. Последние статистические данные медицинских осмотров в Российских школах свидетельствуют о том, что...
Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе» icon«Трудности адаптации пятиклассника к школе» Зуева Светлана Геннадьевна классный руководитель 5А класса
Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению
Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе» icon«Трудности адаптации первоклассников в школе»
Форма работы: информационно-аналитическая беседа с элементами ситуативного практикума
Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе» iconЗдоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе
Так, в пятом пункте Национальной образовательной программы «Наша новая школа» говорится, что «дети проводят в школе значительную...
Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе» iconПрограмма дополнительного образования «Азбука Здоровья» (модифицированная программа)
Предлагаемый курс «Азбука Здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и...
Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе» icon«Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников к школе
Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и для нас. Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от нашего...
Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе» iconКраткая справка Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и Департамента организации медицинской профилактики
Профсоюза ОАО «Газпром» с представителями ОАО «Белтрансгаз» «Экология и охрана труда для создания безопасных условий труда и сохранение...
Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе» iconИ укреплению здоровья учащихся в рамках реализации инициативы «наша новая школа» Требунских Наталья Юрьевна моу сош №77 г. Воронежа
«Наша новая школа». Одним из основных направлений было объявлено направление по сохранению и укреплению здоровья школьников. «Дети...
Программа «Сохранение психофизического здоровья первоклассников в период адаптации к школе» iconПрограмма по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница