Вероисповедание и проблема модернизации (на примере М. Вебера и С. Булгакова)
Забаев Иван Владимирович ziv@gorod.org.ru
Опубликовано в электронном журнале «Экономическая социология» Том 2, N 4, 2001
Москва, 2001 год
Содержание. Содержание. 3 Введение. 4 Об этой работе. 4 О понятии вероисповедания. 4 Понятие и проблема модернизации. 5 Цель исследования. 7 Часть 1. Маркс. 9 Сущность человека по Марксу. 10 Переход к современному обществу. 11 Критика религии. 12 Часть 2. Вебер. 15 Человек. 15 Человек сознательный, действующий. 15 Человек рациональный. 16 Современное капиталистическое общество. 17 О понятии капитализма. 17 Понятие капитализма в «Протестантской этике…». Дух капитализма. 18 Вероисповедание и проблема модернизации. 18 Часть 3. Булгаков. 26 Описание ситуации. 26 Булгаков и современность. 27 Сущность человека (Булгаков и Маркс). 28 Вероисповедание и проблема модернизации. Религия и хозяйство. 30 Вероисповедание и проблема модернизации. Булгаков как социолог. 32 Заключение. Хозяйственный потенциал православия (Булгаков и Вебер). 34 Приложение. 37 Литература. 40 Введение. Об этой работе. Со времени написания М. Вебером «Протестантской этики и духа капитализма», постановка проблемы о связи религиозной этики и типа хозяйства принята научным сообществом. Различные варианты ответа на вопрос о связи вероисповедания и хозяйственной этики существуют и в России. Из работ, опубликованных в последние несколько лет можно указать статьи Т.Коваль, например «Православная этика труда»[31], работы Н. Зарубиной, в частности, книгу «Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации»[26], а также сборник «Преодоление времени (по материалам международной научной конференции, посвященной творческому наследию С. Н. Булгакова)». В этом контексте нам показалась плодотворной постановка вопроса о связи «православной этики» и «духа социализма». Однако, для ответа на подобный вопрос наших знаний оказалось недостаточно. В связи с этим возникла необходимость сузить тему исследования. Так возникла идея работы «Вероисповедание и проблема модернизации». В этой работе предполагалось рассмотреть взгляды М. Вебера, предложившего метод исследования того, каким образом вероисповедание могло повлиять на становление нового типа хозяйства (и новой социокультурной системы). С другой стороны, было полезно сопоставить веберовский вариант постановки вопроса с тем, как данная тема разрабатывалась, в то же время, в России. Для этой цели были выбраны классические работы С. Булгакова. Однако, в ходе исследования выяснилось, что «сопоставление» взглядов Вебера и Булгакова окажется более плодотворным, если сравнивать их не непосредственно между собой. К. Маркс был тем, с кем в своих работах (иногда явно, иногда нет) полемизировали и Вебер, и Булгаков. Исходя из этого и была выбрана логика построения работы.
О понятии вероисповедания. Под вероисповеданием в данной работе мы будем понимать вероисповедание религиозное, а точнее вероисповедание христианское1 или исповедание веры в Бога. Что под этим понимается? Под этим понимается «выраженный определенным образом в понятиях и словах образ Богопознания и Богопочтения» [50;335]. Вероисповедание – это свидетельство словом и делом о личной встрече с Богом, - я видел и знал его таким, а потому и веду себя так, «на том стою и не могу иначе». Вероисповедание – это внешний след от «веры как внутреннего опыта» [48;5]. Если вера – это «уверенность в невидимом» (Евр 11,1), то вероисповедание – это видимая часть невидимого2. Важно понимать, что вероисповедание, будучи внешним, есть часть внутреннего,3 есть сочленение внутреннего и внешнего. Вероисповедание есть соединеине внутреннего – веры и внешнего – исповедания, проистекание исповедания из веры. Таким образом для нас в этой работе будут важны внешние проявления внутренних движений сердца, которые как раз и свидетельствуют, по меньшей мере, о наличии этих внутренних движений. |