Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело»




Скачать 16.54 Kb.
НазваниеПрограмма разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело»
страница1/2
Дата03.02.2016
Размер16.54 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
Краснодарский край, Каневской район, ст. Каневская _

(территориальный округ, район, поселок)

муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

(полное наименование ОУ)


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета
протокол №___
от «__»_________2010г.
председатель педсовета
___________ ()


Рабочая программа

(2 вид)


По_________________ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ___________
(название кружка)


Ступень обучения (класс) 6


Количество часов 108 (3ч./нед.)


Учитель Игнатенко Татьяна Алексеевна


Программа разработана на основе

учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» учителя русского языка и литературы
Н. Н. Никонова и учителя информатики С. В. Тарасова
,
г. Кудымкар, 2006г., размещённой на сайте www. metod-kopilka.ru


(указать примерную или авторскую программу, издательство, год издания при наличии)

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Для современного человека очень важно быть в курсе событий и процессов, происходящих в мире, стране, городе, уметь проанализировать и оценить эти события, компетентно и плодотворно обсуждать общественно значимые проблемы, аргументированно отстаивать свою точку зрения, гра­мотно ее высказывать, формировать собственную активную жизненную позицию. Благодатным материалом для выполнения этих задач являются журналистские тексты. Программа курса «Издательское дело» предлагает обратиться к такому важному в современной жизни пласту литературы, как публицистика. В рамках курса ребята смогут попробовать себя в профессии журналиста, редактора, дизайнера, верстальщика и корректора. Также учащиеся получат теоретические знания и приобретут практические навыки в создании печатной продукции.

Цели обучения: знакомство учащихся с публицистическим стилем, его особенностями, языком прессы; теоретическое и практическое освоение публицистических жанров; подготовка учащихся к аналитическому чтению материалов текущей периодики; совершенствование связной устной и письменной речи; развитие творческого потенциала; воспитание уважения к профессии журналиста.

Задачи обучения:

  • Знакомство с основными публицистическими жанрами и особенностями текстов публицистического стиля;

  • формирование умения работать с публицистическими текстами, навыка анализа публицистических текстов;

  • ознакомление с основными требованиями к написанию текстов публицистического стиля и формирование навыков создания публицистических текстов разных жанров, развитие творческого потенциала учащихся;

  • развитие умения ориентироваться в потоке поступающей информации;

  • формирование профессионально-ориентированных умений, которые помогут в выборе профессии.

Формы занятий: деловые игры, практические занятия, семинары-дискуссии, круглые столы, групповое проектирование, встречи, пресс-конференции, мастер-классы.

Обязанности в  команде по созданию газеты:

Главный редактор - определяет жанровый и тематический состав номера,  отвечает за его общую направленность, концепцию, содержание.
Редактор отдела новостей - ответственный за работу репортеров и за секцию новостей в газете.
Репортер – человек, собирающий материалы для газеты и доступно их преподносящий.
Фотограф – готовит иллюстрации и фотографии к статьям газеты.
Дизайнер – разрабатывает общий облик и элементы оформления газеты, также он отвечает за версту газеты – размещение готовых материалов на макетах страниц.

Данная рабочая программа составлена, во-первых, в связи с тем, что авторская программа Н. Н. Никонова и С. В. Тарасова - это проект совместной деятельности учителя информатики и  учителя-филолога, мы же строим курс исключительно на преподавании основ журналистики учителем русского языка и литературы; во-вторых, преподавание по базисному плану рассчитано на 108 часов (36 недель по 3 часа), а авторская программа – на 68 часов (34 недели по 2 часа).

Учитывая то, что учащиеся 6 классов не просто должны познакомиться с публицистическим текстом, суметь проанализировать его с точки зрения языка и композиции, но и должны научиться созданию собственных текстов, попытаться сформировать свой индивидуальный стиль, нами были добавлены дополнительные часы на практические занятия, на занятия по развитию речи, а также развернуты все разделы.


(Курсивом выделены темы, выходящие за рамки авторской программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» Н. Н. Никонова и С. В. Тарасова).


Разработчик рабочей программы__________________Т. А. Игнатенко


ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

(теория журналистики + компьютерный практикум)

Рабочая программа

(теория журналистики)

68

108



Журналистика как вид деятельности

8+5

15



Содержание и форма журналистских произведений

9+11

37,5



Роды, виды и жанры журналистики

9+9

39



Речевая культура журналиста

8+8

13,5



Подведение итогов работы

1

3




Итого




108




  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


1.ЖУРНАЛИСТИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (15 ЧАСОВ).


Знакомство с членами кружка: распределение ролей. Целеполагание совместной деятельности.

Что такое журналистика? Предмет, цели, задачи журналистики. Виды средств массовой информации. Знакомство с основными понятиями журналистики. Социальные функции СМИ.

Журналист. Виды деятельности журналиста. Принципы творческой деятельности журналиста. Кодекс чести журналиста. Специфические черты журналистики. Журналист и цензура.

История появления газеты. Газета как средство массовой информации. Газета – периодическое издание. Структура газеты. Школьная пресса: тематика и жанровое наполнение. История школьной газеты. Сущность и задачи школьного издательства. Анализ районных школьных газет. Анализ российских школьных и студенческих газет (печатных и электронных). Создаем макет школьной газеты. Мастер-класс (встреча с практикующим журналистом).


Практические занятия:

мастерская творческого письма №1 «Детство»,
мастерская творческого письма №2 «Счастье»



  1. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
    (37,5 ЧАСОВ).



Тема. Идея. Интонация. Сравнение публицистических текстов единой тематики разных авторов. Их анализ. Точка зрения журналиста. Угол зрения, под которым рассматривается тема. Стиль журналиста. Текст как смысловое и структурное единство. Вопросы, на которые должен отвечать журналист в каждой статье. Техника письма: с чего начинать создание статьи. Техника письма: с чего нельзя начинать создание статьи. Заголовок текста. Название газеты. Первое обращение к читателю. Ориентация на активного читателя. Заключительная часть  текста. Основные композиционные приемы. Признаки публицистического стиля. Этапы работы над журналистским произведением. Речевые, грамматические, фактологические ошибки и способы их исправления. Анализ местной прессы с точки зрения тематики, проблематики, наиболее активных и редких жанровых форм. Выявление ошибок и недочетов в связи с влиянием местного говора. Редактирование материала. Понятия о средствах художественной изобразительности; их роль в тексте. Эпитеты в публицистике. Оформление и подача материала. Газетные полосы. Верстка. Обзор компьютерных программ для верстки. Мастер-класс (встреча с практикующими журналистами).


Зачет:
Составление макета школьной газеты с использованием компьютерных программ для верстки.



Практические занятия:

мастерская творческого письма №3 «Будущее»,

мастерская творческого письма №4 «Школа»


  1. РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ (39 ЧАСОВ).


Роды журналистики. Виды журналистики. Опреративно-новостные (заметка), оперативно – исследовательские (интервью, репортаж), исследовательско-новостные (рецензия, комментарий), исследовательские (статья, письмо, обозрение), исследовательско-образные (очерк, эссе, фельетон, памфлет) жанры. Разнообразие лидов. Специфика жанров и требования к их сообщениям: релевантность,  оперативность, краткость, лаконичность, точность. Поиск и работа с проблемной ситуацией. Сенсация. Актуальность материала. Объявление. Реклама.


Зачет:
Подбор материала из сети Интернет и его представление в различных жанрах.


Практические занятия:
Мастерская творческого письма №5 «Солнце».




  1. РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА (13,5 ЧАСОВ).


Культура устной речи. Культура письменной речи. Речь как инструмент деятельности журналиста. Требования к речи журналиста. Специфика газетных, радио- и телетекстов. Устные выступления. Дикция. Редактирование текста. Анализ структуры и ошибок. Практикум по речевым нормам.


Зачет:
Публичное выступление по теме «Мои иллюстрации в газете».


Практические занятия:
Пресс – конференция. Анализ пресс-конференции с точки зрения глубины, верного речевого оформления, уместности, логичности вопросов.



  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ (3 ЧАСА).


Критерии оценок школьных печатных изданий. Подведение итогов работы за учебный год. Рекомендации на каникулы. Формулирование планов на следующий учебный год.

3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



  1. Выпуск школьной газеты «СобYESедник» №1 (октябрь 2010г.).

  2. Подготовка страницы «Хит-класс» для районной газеты «Каневские зори»
    (октябрь, 2010г.).

  3. Выпуск школьной газеты «СобYESедник» №2 (ноябрь 2010г.).

  4. Выпуск школьной газеты «СобYESедник» №3 (декабрь 2010г.)

  5. Выпуск школьной газеты «СобYESедник» №4 (январь 2010г.).

  6. Выпуск школьной газеты «СобYESедник» №5 (февраль 2010г.).

  7. Выпуск школьной газеты «СобYESедник» №6 (март 2010г.).

  8. Выпуск школьной газеты «СобYESедник» №7 (апрель 2010г.).

  9. Выпуск школьной газеты «СобYESедник» №8 (май 2010г.).

  10. Написание публицистических работ разных жанров в районные печатные СМИ
    (в течение года).


4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ



  • Предметные знания в области журналистики;

  • предметные умения и навыки: поиск информации; интервьюирование; создание заметки, репортажа, интервью, статьи; анализ  текста; редактирование; первичные  навыки создания печатной продукции.

  • понимание важной роли СМИ в современной жизни, грамотное ориентирование в огромной массе периодических изданий, умение отличать качественный журналистский текст от непрофессионального;

  • уметь оценивать актуальность темы, высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать;

  • знать основные жанры журналистских текстов и их особенности, уметь определять жанр публицистического произведения;

  • уметь анализировать журналистские тексты;

  • характеризовать композицию и сюжет публицистического произведения;

  • уметь анализировать речевые средства, использованные в публицистическом произведении;

  • уметь выполнять разного вида исследовательские работы;

  • уметь выполнять творческие работы разных жанров.



5. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

-

  1. Бессарабова Н. Д. Оценка языка СМИ с точки зрения этических норм // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №4.

  2. Виноградов С. И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

  3. Засорина Т., Федосова Н. Профессия — журналист. - Ростов н/Д., 1999.

  4. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб., 2001.

  5. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. Некоторые особенности языка современной стилистики. - М., 1971.

  6. Костомаров В. Г. Стилистические смешения в языке газеты // Вопросы культуры речи. - 1967.

  7. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. - СПб., 1998.

  8. Основы творческой деятельности журналиста / под ред. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. Рахманова Л. К., Суздальцева В. Н. Современный русский язык. М., 2003. С. 464.

  9. Рыдова Е.В. Основы журналистики.// Литература. – 2006. - №12.

  10. Сковородников А. П. Фигуры речи в современной российской прессе// Филологические науки. - 2001. - №3.

  11. Сковородников А. П., Копнина Г.А. Выразительные средства языка газетной публицистики // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 1.

  12. Славкин В. В. Заголовок в современном газетном тексте // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - № 1.

  13. Сметанина С. И. Литературное редактирование. - СПб., 2003.

  14. Солганик Г. Я. Язык современных СМИ // Журналистика и культура русской речи. - 2004. - № 1.

  15. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М., 2002.

  16. ШкапенкоТ.М., Хюбнер Ф. Русский «тусовочный» как иностранный. - Калининград, 2003. Язык СМИ: от первой российской газеты до электронных медиа // Журналистика и культура русской речи. - 2002. - №4.


Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 20___ года


Муниципальное общеобразовательное учреждение

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.К. Нестеренко

(наименование образовательного учреждения)


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по ИЗДАТЕЛЬСКОМУ ДЕЛУ

(указать предмет, курс, модуль)
Класс 6


Учитель Игнатенко Татьяна Алексеевна


Количество часов: всего 108 часа; в неделю 3 часа;
  1   2

Похожие:

Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» iconПрограмма курса для студентов II курса специальности «Издательское дело и редактирование»
Программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ по следующим...
Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» iconРабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы»
Рабочая программа элективного курса «История в лицах. Реформы и реформаторы» разработана на основе программы элективных курсов по...
Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» iconПрограмма учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» iconРешение педсовета протокол №1
Программа разработана на основе программы элективного курса Е. В. Балуебой «Модуль» и Г. Г. Черменёвой «Уравнения и неравенства,...
Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» iconРабочая программа составлена на основе программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности»
А разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной...
Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» iconРабочая программа составлена на основе программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности»
А разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной...
Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» iconРабочая программа 2 вида «Политология»
Рабочая программа 2 вида «Политология» разработана на основе программы элективного курса: «Политология 10-11 классы». Учебное пособие...
Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» iconРабочая программа 2 вида «Геополитика»
Рабочая программа 2 вида «Геополитика» разработана на основе программы элективного курса: «Локальные конфликты в XX веке: геополитика,...
Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» iconПрограмма учебной дисциплины
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по профессии...
Программа разработана на основе учебной программы элективного интегрированного курса «Издательское дело» iconРабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.
Рабочая учебная программа по музыке для 4-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница