Скачать 17.41 Kb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г. Урень Нижегородской области МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ![]() ![]() ![]() ![]() Автор- составитель: педагог дополнительного образования Наталья Александровна Сак 2012г Аннотация Методическая разработка посвящена организации проектной деятельности обучающихся в творческом объединении «Мастерим бумажный мир». Она поможет педагогу ввести проектную деятельность для обучения детей, как один из методов, стимулирующих процесс обучения, вовлечь обучающихся в активную сферу творческой и познавательной деятельности. Пояснительная записка Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства, как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка. На современном этапе развития дополнительного образования детей возникает принципиальная необходимость в проектировании, особом типе работы, при котором учитываются базовые ценности образования и изменения ситуации. В условиях современной действительности только конструирования и исследования образовательных процессов уже недостаточно, поэтому ведущей в педагогике, на мой взгляд, становится проектная деятельность. Проектная деятельность в рамках работы творческого объединения дает возможность обучающемуся активно включаться в процесс поиска необходимой информации, ее критического и творческого осмысления, освоения способов самостоятельных действий при решении образовательной проблемы и актуализации получаемых таким образом знаний. Проектная деятельность в дополнительном образовании является приоритетной так как: -нет жестких рамок классно-урочной системы -учитываются возрастные особенности детей. В основе метода проектов: -развитие познавательных интересов обучающихся; -умение ориентироваться в информационном пространстве; -проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта; -ориентация на творческую деятельность обучающихся. Основные критерии выбора темы проектов: - тема представляла интерес не только на данный момент, но и вписывалась в общую перспективу развития обучающегося; - выбор темы был обоюдно мотивирован интересом к ней и обучающегося и педагога; - тема должна быть реализована в имеющихся условиях. При организации проектной деятельности необходимо учитывать:
Таким образом, работа над проектом тщательно планируется и обсуждается педагогом вместе с обучающимися, что позволяет подготовить сам проект и изделие, выполненное по нему, хорошего качества. При таком подходе проектная деятельность обучаемых – это не только интенсивный практикум по использованию новых информационных технологий, но и развитие коммуникативных навыков, умения находить, систематизировать, анализировать и грамотно представлять информацию. Содержание Тема: Применение проектной деятельности обучающимися при изготовлении работ в технике «Объёмное модульное оригами». Цель: Вовлечь обучающихся в проектную деятельность и помочь им выработать навыки совместной работы. Задачи: - обучить самостоятельно приобретать недостающие знания из разных источников и использовать приобретенную информацию для решения познавательных и практических задач; -развить исследовательские навыки; -обучить разрабатывать программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями; - выработать у обучающихся коммуникативные умения, сотрудничая в различных группах. Дополнительная образовательная программа «Мастерим бумажный мир» способствует организации продуктивной преобразовательной творческой деятельности и расширению круга интересов детей. В этой программе предусмотрен раздел «Проектная деятельность» в блоке «Модульное оригами». Проектная деятельность рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у обучающихся способностей к творческой деятельности. В процессе выполнения проектов совершенствуется мышление и речь обучающихся, развиваются коммуникативные навыки, расширяется опыт социализации. Одни из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение обучающихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов. Изготовление изделий производится в определенной последовательности по схеме: эскиз — конструкция — технология — готовое изделие. Обучающиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями видения готового изделия для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов. Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Разработка и выполнение проект на занятиях в творческом объединении «Мастерим бумажный мир» – это самостоятельная творческая работа, от идеи до её воплощения, выполненная под руководством педагога. С проектом как видом работы обучающиеся знакомятся на занятии, но выполнение его осуществляется и во внеурочное время. Базовая основа для выполнения творческого проекта: достаточные знания и умения (технологические, художественные и другие), которые осваиваются и формируются в первую очередь на занятиях. Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: изделие, информация (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проектная деятельность – это, также, приобретение новых знаний, умений на основе работы обучающегося с учебным содержанием под руководством педагога, исполняющего роль союзника - консультанта, а на стадии презентации – эксперта. Я оцениваю каждую часть проектной работы обучающихся: содержание работы (текст), выступление (презентация), динамику проектно – исследовательских умений, изготовление поделки, работы согласно выполненному проекту. Работая над проектами, обучающиеся знакомятся с разнообразием различных видов техник работы с бумагой, получают информацию об истории их возникновения и дальнейшем развитии, распространении по миру, учатся самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее; формируется ответственность за свою деятельность, уважительное и равноправное взаимодействие с партнерами в группе. В дополнительной образовательной программе «Мастерим бумажный мир» проектная деятельность включена на третьем и четвёртом годах обучения. В проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (вся группа). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества. Учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Передо мной, как перед педагогом дополнительного образования стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда обучающийся с удовольствием идет на занятия и с радостью выполняет поставленную задачу. Идёт совместная работа, обсуждение вопросов, принятие решений. Как педагог я объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, создаю ситуацию успеха, поощряю, стараюсь вселить уверенность, формирую мотивы учения, помогаю закрепить авторитет обучающегося среди товарищей. Идёт процесс коллективного учебного проектирования. Предполагается критическое сопоставление различных позиций, методов, результатов. Соединяются групповая и коллективно-распределительная деятельность обучающихся в виде: «педагог – обучающийся», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся – информационный источник(литература, интернет ресурсы)», «информационный источник(литература, интернет ресурсы) – творческая деятельность» и т.д. Примерную тематику проектных заданий следует разработать по каждому году работы объединения. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей, как обучающихся, так и самого педагога, имеющейся материально- технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные детьми знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа педагога и обучающегося.Проектная деятельность обучающихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного. Организационно-подготовительный этап. Запуск проекта, выявление потребности, постановка задачи, планирование работы. Сбор информации - литературный обзор, использование интернет ресурсов, энциклопедий, журналов. Наиболее трудоёмкий компонент проектной деятельности – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации обучающиеся изучают книги, журналы, энциклопедии, интернет ресурсы, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Исследование – возможно проведение исследования бумаги по её характеристикам или других материалов по необходимости. Дизайн-спецификация - проработка первоначальных идей, выбор изделия. Дизайн анализ – требования к выбранному изделию. Проведение дизайн анализа других типичных изделий и поделок с целью нахождения его характеристики (форма, размер, материал, цвет, техника изготовления, украшение, крепление, составление композиции (если необходимо)). Составление плана работы. План может включать в себя сбор конкретизирующей информации по выбранному изделию, технику безопасности, подбор необходимых материалов и инструментов для работы, эскизную проработку изделия, подбор цветогаммы Технологический этап Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера, т. е., изготовление изделия согласно выбранным схемам и эскизам. Заключительный этап Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. Самооценка - обучающийся оценивает проделанную работу и само изделие, которое он изготовил. Эколого-экономическое обоснование: при выполнении своего творческого проекта, обучающиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможно продажную цену, обосновывают экологическое состояние изделия. Подготовка к защите проекта – реферат, выступление, презентация. Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем объединением. Открытая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, сделать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, а также помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с педагогом «творили» на занятиях. Ведь не только и не столько знания и умения школьника определяет эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения на занятиях – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить. Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно уже само по себе. Любое изделие надо не только сделать своими руками, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои поделки дети вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров. Каждое занятие объединения – это занятия творческого вдохновения и радости, которое будет многократно воспроизведено нашими детьми во взрослой жизни. Это помогает детям стать мастерами своего дела – изготавливать свои авторские работы. Проектная деятельность помогает проявить свое «Я», творчество, активность, самостоятельность, самореализацию. В результате практического внедрения проектного метода на занятиях объединения обучающиеся успешно участвуют в различных районных и областных выставках прикладного и технического творчества и заслуженно завоёвывают призовые места. В 2011-2012 учебном году в творческом объединении «Мастерим бумажный мир» обучающимися были разработаны проекты: «Старинный замок», «Подарок бабушке», «Ваза». Используемая литература и интернет ресурсы.
|
![]() | Методическая разработка внеурочных занятий Отечественная война 1812 г на Калужской земле (с. Трутино, г. Малоярославц, г. Боровск) Автор: Игнатенко Елена Владимировна педагог дополнительного образования моу дод «Дом детского творчества» Отдел образования муниципального образования муниципального района «боровский район» | ![]() | Методическая разработка занятия По учебной программе «Батик» На тему «Декоративный натюрморт» Разработчик: Соринская Евгения Юрьевна педагог дополнительного образования цтр и го «На Васильевском» Василеостровский район |
![]() | Методическая разработка по теме: «Общение в сестринском деле. Типы и каналы общения» Методическая разработка по дисциплине: пм. 04 «Теория и практика сестринского дела» | ![]() | Методическая разработка 2013 Методическая разработка предназначена для логопедов, может быть использована воспитателями детских садов и родителями дошкольников... |
![]() | Методическая разработка «Этапы планирования работы по зкр с детьми дошкольного возраста» Автор: Шевченко Наталья Рудольфовна учитель – логопед гбдоу №22 г. Санкт Петербурга | ![]() | Методическая разработка Тема: «Приемы активного контроля на уроках производственного обучения» Методическая разработка предназначена для мастеров производственного обучения. Представленные формы и методы работы способствуют... |
![]() | Методическая разработка по предмету мдк 01. 02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности «Теории психического развития», входящего в модуль мдк 01. 02 Подготовка педагога дополнительного образования в области деятельности... | ![]() | Методическая разработка урока теоритического обучения по теме: «виды теста, их характеристика» Методическая: Сочетание разнообразных форм и методов деятельности учащихся при повторении основных положений учебного материала |
![]() | Конкурс «Методическая находка» Методическая разработка урока Иммунология на службе здоровья. Работу Волгоградская Государственная Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования | ![]() | Методическая разработка раздела программы по организации работы со старшими вожатыми Составитель Для достижения положительных результатов на практике необходимо объединение усилий всех социальных институтов воспитания |