Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)»




Скачать 20.02 Kb.
НазваниеМетодическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)»
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер20.02 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4   5
Департамент образования города Москвы

Южное окружное управление образования


Авторская разработка (методическое пособие)

по теме:

«Новая школа - творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)»

в номинации «Управление образовательным учреждением»


соискателя на Грант Москвы в сфере образования,

директора государственного бюджетного образовательного учреждения

г.Москвы средней общеобразовательной школы

с этнокультурным (русским) компонентом образования № 514,

почетного работника общего образования Российской Федерации

Смирнова Дмитрия Викторовича





Москва - 2012

Автор работы: Смирнов Дмитрий Викторович

Вид работы: методическое пособие

Название работы: «Новая школа - творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)».

Направленность работы: для всех типов и видов образовательных учреждений.

Краткое содержание:

Методическое пособие описывает систему воспитательной работы на основе реализации общешкольных творческих дел, в которой посредством творческого взаимодействия добиваются успеха все участники образовательного процесса. В работе, имеющей практическую направленность, нашли отражение ключевые аспекты концептуальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Автор доказывает, насколько творческим должен быть сам руководитель образовательного учреждения, дабы выстроить гармоничную и логичную систему по раскрытию творческого потенциала и индивидуализации личности учащихся и педагогов. Содержание данного методического пособия является не только результатом научного поиска его автора, но и итогом апробации отраженных в нем методик, создания системы по управлению воспитательной работой в образовательном учреждении, по формированию активной творческой позиции учащихся и педагогов. В работе приводятся также методические рекомендации и практический материал для использования в управленческой практике руководителями образовательных учреждений разного вида и педагогами.


Пояснительная записка

Цели работы:

  1. Анализ опыта реализации технологий управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности учащихся в ГБОУ СОШ №514.

  2. Обобщение опыта по созданию творческой среды в ГБОУ СОШ №514 и его распространение.

Задачи работы:

  1. Изучение методических материалов, используемых в ходе реализации технологий управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности учащихся, и их применение в ГБОУ СОШ №514.

  2. Анализ системы воспитательной работы в ГБОУ СОШ №514 с целью выявления наиболее эффективных технологий управления.

  3. Анализ результатов реализации технологий управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности учащихся в ГБОУ СОШ №514.

Актуальность данной работы заключается в попытке дать ответы на вопросы, стоящие перед современной школой: повышение качества образования, личностно-ориентированный подход в образовании и воспитании, патриотическое воспитание школьников – в контексте педагогики сотрудничества и гуманной педагогики, способствовать профессиональному самоопределению выпускников.

Новизна данной работы заключается в отражении уникального опыта создания системы воспитательной работы по формированию творческой личности ученика и учителя, в использовании сугубо лично-творческих форм и проектов.

Накопленный опыт работы по формированию творческой среды и индивидуализации личности учащихся отражен в концепции воспитательной системы ГБОУ СОШ №514, создаваемой на протяжении 13 лет, которая строится на основе современных принципов воспитания, достижениях педагогической науки и позволяет решать задачи, поставленные в программе «Столичное образование» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», последовательно воспитывать духовно-нравственную личность в быстро изменяющихся социально-экономических условиях и дает возможность создать интеллектуальную и нравственную атмосферу учреждения, воспитывающую эмоционально-волевую личность. Технологии воспитания и образования, заложенные в концепции воспитательной системы учебного учреждения, апробируются в культурной и образовательной среде района «Нагатинский затон», а также в сотрудничестве с учреждением дополнительного образования ЦТР и ГБОУ «Жемчужина».

Отзывы специалистов:

  1. Ш.А. Амонашвили, академик РАО, Президент Международного Центра Гуманной педагогики.

  2. Ю.Н. Никитина, кандидат филологических наук, профессор кафедры лингвистики РАП, член Союза журналистов России, член МАПРЯЛ.

  3. А.В. Лукутин, руководитель лаборатории предметов общественно-гуманитарного цикла Южного окружного методического центра, член Общественной палаты по образованию в городе Москве, Учитель года Москвы и России – 2004 год.

  4. О.Е. Соболева, председатель территориальной профсоюзной организации работников образования.

  5. А.В. Валов, кандидат философских наук, директор Центра международных образовательных программ МИОО, ведущий научный сотрудник.



Прочитать отзывы:

http://sch514.edusite.ru/DswMedia/otzyivyispecialistov.pdf

Отличие от существующих методических материалов заключается в акценте на педагогику сотрудничества, личностно-ориентированный подход в воспитании, гуманизацию процесса обучения и воспитания, театральную педагогику. В работе присутствуют современные подходы к воспитанию творческой личности в условиях глобальной модернизации столичного образования.


Список использованной литературы

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  2. Программа «Развитие образования города Москвы на 2012-2016 гг. «Столичное образование».

  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  4. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга 1.-М.:Амрита, 2010.-288 с.

  5. Амонашвили Ш.А. Учитель, вдохнови меня на творчество.- Донецк: изд-во «Ноулидж», 2011. – 52 с.

  6. Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты. – М.: Амрита: Общероссийская общественная организация «Центр Гуманной педагогики», 2012.-368 с.

  7. Тубельский А.Н. Развитие индивидуальности – цель школы//Новые ценности образования. – 2004. - №2(17)

  8. Ямбург Е.А. Школа для всех.- М., 1996.

  9. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1998.

  10. Оценка качества школьного образования (анализ результатов международных исследований PISA)//Библиотека журнала «Директор школы».-2007.-№4







Гуманность, творчество –

Две высших добродетели,

Они от Бога, от души,

Они лишь вечны в педагогике,

И никакие им реформы не страшны.

(Д.В. Смирнов)

В последнее время словосочетание «менеджмент в образовании» становится все более часто употребляемым. В различных публикациях делаются попытки создать модель «идеального руководителя», «менеджера» ОУ, однако, по моему мнению, руководитель должен быть не просто исполнителем директив, а творческой личностью, способной вдохновить на созидание весь педагогический и ученический коллектив.

В своей работе я хочу поделиться практическим опытом создания системы воспитательной работы по формированию творческой личности учителя и ребенка одновременно.

Одними из основополагающих принципов создания творческой атмосферы, направленной на раскрытие индивидуальности учащихся, являются целенаправленность, непрерывность и последовательность.

Формирование продуктивного опыта учащегося мы рассматриваем и как процесс, и как результат включения обучаемого в творческую и практическую деятельность по освоению окружающей среды.

Как мы знаем из многих научно-методических разработок, процесс формирования продуктивного опыта начинается в начальной школе и проходит четыре этапа:

  1. На начальном этапе развиваются когнитивные и мотивационно-ценностные компоненты (творческие игры, направленные на развитие личностно активного отношения к учению).

  2. На втором этапе усиливается роль практических умений продуктивной деятельности (реализация проектов, коллективные творческие дела).

  3. На третьем этапе акцент делается на развитие рефлексивного компонента продуктивного опыта.

  4. Заключительный этап – самостоятельная продуктивная деятельность (мини-пробы в разных видах творческой деятельности).

Работа по формированию продуктивного опыта продолжается в средней и старшей школе.

Развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив, что является одной из важнейших закономерностей воспитания

Понятие «Коллективное Творческое Дело» (КТД) было введено в педагогику еще И.П. Ивановым как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые. Однако, в современных условиях при смене образовательной парадигмы КТД приобретает новый характер. На первый план выходит сотворчество учителя, ученика и родителей, в результате которого происходит развитие личности всех участников образовательного процесса.

Радость общения с друзьями, с учителями, с окружающим миром позволяет воспитывать в ребенке доброту, искренность, стремление к победе, мотивировать в нем творческий порыв и проявление таланта.

Творчество

(творческое дело)


дети учителя родители

Закончив в свое время ГИТИС, я хорошо усвоил: театр начинается с вешалки, а школа – с доброжелательной атмосферы с первых минут прихода в нее ребенка.

«Доброе утро, успехов!» - каждому учителю и каждому ребенку. Музыкальное радиоприветствие, мелодичные звонки, лучшие классические и современные музыкальные композиции на каждой перемене (много лет), школьный музей русского быта, школьная картинная галереи, фрески, украшающие коридоры школы – все это составляющие культуросообразной творческой среды, формированию которой администрация школы уделяет большое внимание, что отражено в Программе развития школы.

Новый тип руководителя, менеджера… А разве не порядочность, компетентность, гуманность, творческая инициатива – незыблемые и неизменяемые критерии к должности?

Демократизация и гуманизация управленческого процесса позволяет создать уникальную творческую атмосферу в образовательном учреждении. Мы используем личностно-ориентированный подход и идеи гуманной педагогики, автором которой является академик РАО и наш друг, доктор психологических наук, профессор Ш.А. Амонашвили.



Опыт работы школы по развитию личности учителя и ученика был представлен на Международной конференции по гуманной педагогике «Учитель, вдохнови меня на творчество», где вызвал большой интерес участников.

Качество образования во многом зависит от комфортности, от мотивационных факторов, от ориентирования учащихся и педагогов изначально на успех в любом их начинании и творческом деле. Приведенные ниже данные в таблицах свидетельствуют о сложившейся системе управления по отслеживанию изменяемости морального климата и творческого роста, как педагогов, так и учеников.

Факторы, связанные с учителем, и их влияние на школьный климат

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Факторы влияния на школьный климат РФ* Среднее

(% ) по школе № 514

Заниженный уровень ожиданий преподавателей

к учебным достижениям обучающихся 52 24

Плохое отношение между обучающимися и

преподавателями 45 9

Преподаватели не идут навстречу индивидуальным

пожеланиям обучающихся 40 23

Невыход преподавателей на работу 51 2

Сопротивление штата учреждения переменам 38 13

Строгое отношение преподавателей к обучающимся 46 22

Отсутствие поощрения учащихся в реализации

их потенциальных возможностей 42 8

Моральные характеристики педагогов и учащихся

Факторы влияния на школьный климат РФ Среднее

(% ) по школе № 514

Учителя:

Моральные характеристики педагогов в

школе высокие 93 95

Учителя работают с энтузиазмом 87 89

Учителя гордятся работой в школе 97 95

Учителя считают важными (ценят) академические

достижения 98 97


Учащиеся:

Учащиеся любят находиться в школе 98 98

Учащиеся учатся с энтузиазмом 57 67

Учащиеся гордятся своей школой 97 99

Учащиеся считают важными (ценят) академические

достижения 89 87

Учащиеся готовы к сотрудничеству и уважительны 88 86

Учащиеся ценят образование, которое они

могут получить в школе 98 90

Учащиеся прилагают все усилия к получению

образования 65 68

* Данные по Российской Федерации взяты из анализа результатов международных исследований PISA

В течение 4-х лет с 2008 по 2012 учебный год было проведено исследование по становлению творческой личности ребенка.


Диаграмма развития творческой деятельности учащихся

1-4 классов за 2008-2012 уч. г.



Анкета по выявлению заинтересованности детей в коллективной творческой деятельности во внеурочное время

Данная анкета была проведена в 5а и 5б классах. В опросе участвовали 40 человек.

Вопросы:

1. Нравится ли тебе участвовать в традиционных школьных праздниках, конкурсах (да - 38 , нет - 2);

2. Какую роль вы бы хотели сыграть в спектаклях? (разные - 40);

3. Какие способности вы хотели бы развить в себе:

а) артистизм (31)

б) ораторское искусство (36)

в) умение держаться на сцене (36)

г) умение работать в команде при создании сценария (18)

д) участие в создании костюмов, декораций (19)

Проанализировав анкеты, можно сделать выводы, что дети хотят участвовать в Рыцарских турнирах, Фестивалях искусств, традиционных фольклорных праздниках и т. д.

Одним нравится играть различные роли, другим создавать костюмы, декорации, третьим - участвовать в создании сценария – и всем – играть разные роли, которые не встретишь в обычной повседневной жизни.

Принцип демократизации и гуманизации управления подразумевает развитие инициативы всех участников образовательного процесса (руководителей, учителей, учащихся и родителей), привлечение их к открытому обсуждению и коллективной подготовке управленческих решений. Демократизация школьной жизни проявляется в работе администрации школы в тесном контакте с Управляющим Советом, представители которого присутствуют на всех мероприятиях школы, дают оценку деятельности педагогического коллектива; в привлечении старшеклассников к процессу управления школой (День самоуправления); работа школьного парламента, представители которого присутствуют на педагогических советах, участвуют в обсуждении регламента работы школы, входят в Управляющий Совет; «Открытый микрофон» и др.).

Одним из направлений работы школы по воспитанию учащихся является их юридическое и правовое образование. Знание прав и обязанностей помогает учащимся в формировании их мировоззрения и правовой культуры. Неделя права является одной из важных концептуальных составляющих системы воспитательной и внеурочной работы школы. Ориентация учащихся на социальную защиту и профориентацию находит отражение в Неделе права.





Ссылка на презентацию:

http://sch514.edusite.ru/DswMedia/nedelyaprava2012.ppt

Дэниэл Уэбстер писал: «Люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов, рук, сосредоточение их сил может сделать их почти всемогущими».

Использование принципов педагогики сотрудничества позволяет организовывать коллективные творческие дела, объединяющие нас уже много лет в единое целое:

  1. Фестивали искусств, которые развивают творческую личность в процессе сотворчества учителя, ученика и родителей.



Темы фестивалей искусств выбираются в соответствии с определенной системой, что позволяет осуществлять социализацию личности учащихся на основе преемственности поколений. Так, например, темы последних фестивалей были выбраны в соответствии с темой года, утвержденной президентом России: Год ребенка («Детство – это я и ты»), Год учителя («Школа вчера, сегодня, завтра»). В этом году, в год 1150-летия российского государства, мы проводим фестиваль, посвященный героям и знаменитым людям России.

В соответствии с этнокультурным статусом школы для национальной самоидентификации личности были проведены фестивали искусств на следующие темы: «О, Русь, взмахни крылами!», «Моя страна - моя семья» (диалог культур народов России»), «Песню дружбы запевает молодежь» (делегации стран мира в Москве на фестиваль молодежи).

Таким образом, Фестивали искусств, темы которых так разнообразны, всегда вызывают восторг учащихся, поскольку позволяют каждому ребенку не только принять участие, но и проявить себя в качестве режиссера. Совместная работа учителя и ребенка, режиссура постановки, приготовление костюмов, разучивание песен, постановка танцев в полной мере раскрывает творческий потенциал ученика.



  1   2   3   4   5

Похожие:

Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)» iconКомпьютер: угроза для здоровья школьника или друг?
Одной из актуальных задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для учащихся...
Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)» iconДоклад о реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в алтайском крае
Информация о выполнении федерального плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «наша новая...
Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)» iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
В моау «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Соль-Илецка» Соль-Илецкого района Оренбургской области
Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)» iconДоклад Крутинского муниципального района «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012 й год
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012 й год
Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)» iconДоклад на августовском совещании работников образования 27 августа 2010г
Инновационные механизмы управления муниципальной системой образования в условиях реализации инициативы «Наша новая школа»
Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)» iconИ укреплению здоровья учащихся в рамках реализации инициативы «наша новая школа» Требунских Наталья Юрьевна моу сош №77 г. Воронежа
«Наша новая школа». Одним из основных направлений было объявлено направление по сохранению и укреплению здоровья школьников. «Дети...
Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)» iconУрок творческая мастерская по теме «Пространство и время слова»
Моя практическая деятельность показала, что работа в творческой мастерской наилучшим способом развивает творческие способности и...
Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)» icon«Школа – центр компетенции в электронном образовании»
Целью создания Центра является формирование и распространение передового опыта использования инфокоммуникационных технологий в деятельности...
Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)» iconПрограмма «Семья и школа»
Становление личности будущих граждан страны во многом зависит от окружающей его социальной среды. Семье принадлежит основная роль...
Методическое пособие) по теме: «Новая школа творческая школа (из опыта реализации технологии управления по созданию творческой среды и индивидуализации личности школьника)» iconУчебно-методическое пособие. Мн., 2006 Оглавление
Процко Т. А. Психология школьника с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью): Учебно-методическое пособие. Мн.,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница