Игровые технологии на уроках русского языка и литературы




НазваниеИгровые технологии на уроках русского языка и литературы
Дата03.02.2016
Размер10.1 Kb.
ТипУрок
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы.

В настоящее время  идет  поиск новых  технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать  создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала  каждого ребенка.

      Реформа общеобразовательной  школы нацеливает нас  на стимулирование здорового образа жизни, использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

        Неоспоримую помощь в этом может оказать игра.

        Игра - естественное состояние ребенка. Игра -  это, прежде всего важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга и культуры в целом. Очень важно сделать игру союзником в образовательном процессе учащихся всех возрастов.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс становится более эффективным. Но любая игра требует от педагога творческих усилий и педагогического мастерства, может по этому, учителя  используют это педагогическое средство не столь часто.    Игра обладает повышенным  воспитательным и образовательным потенциалом и по этому очень важно  ввести  игру в учебный процесс.

          Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать  и что доступно их пониманию. Игра это вид развивающей, социальной деятельности, освоение социального опыта. В игре ребенок совершенствует самоуправление поведения. Эмоциональная функция игры: пробуждать интерес. Диагностическая функция: самопроявление. Релаксационная функция: снимает напряжение. Во время урока цель ставиться в форме игровой задачи. При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии; в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде с четко выраженной учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  3. учебный материал используется в качестве игрового средства;

  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.  

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому в данном возрасте детям интересны деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового материала и его закрепления, развитие творческих способностей, формирования учебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы и т. д.).

Игровые формы на уроке русского языка

Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм. Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием « Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов, как разнообразить задания: «Составь текст и озвучь его»; «Пригласи на обед»; «В эфире-новости»; «Конкурс дикторов».

Лексико-фразеологические игры: «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»; «Собери пословицу»; «Кто быстрее?»; «Найди пару»; «Объясни значение»; «Прямое и переносное»; 

Лингвистические «Угадайки». Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных правил: «Найди пару»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»; «По опорным словам»; «Подбери синонимы»; «Поставь ударение»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».

К нестандартным заданиям можно отнести: диктанты на засыпку; предметные (терминологические) диктанты (лингвистический, литературоведческий).

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.

На своих уроках русского языка в 5- 8 классах я активно применяю игровую технологию. Почему?

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело, в игре мы проживаем счастливое состояние.

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры, что придаёт весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности.

В-четвёртых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно.

В-пятых, игра - самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчинённых.


Игровые задания, направленные на отработку

орфографических и пунктуационных норм

Третий лишний

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д.

Например:

лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Загадки-шутки

(при изучении темы «Имя числительное»)

В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет.) В каком 100 букв «й»? (Стой.) В каком 100 букв «ю»? (Стою.) В каком 100 букв «л»


Глагол и существительное

(при изучении темы «Лексика»)


Учитель называет имена существительные. Но в контексте они могут быть и глаголами. Нужно придумать предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.

Например: Мама белила стену. Рабочие используют для покраски белила.

Белила, дали, жгут, надел, пила, запевала, прут, опал, нагоняй, дуло, гладь, припас, припёк, стекло, стих, гнёт, покрывало, печь, вой, лай, покрой, попугай, строй, рой, течь, знать, постой.


Вставь букву

(при изучении темы «Орфография)


В зависимости от буквы, которую вы вставите, глагол приобретает

новое значение. Какое?

Отв(а, о) рить, п (а, и, о) лить, прим (е, и) рить, выраст (е, и)шь, пол(а, о) скать, обессил (е, и)ть, зап(е, и) вать, разв (е, и)|вать, пос(е, и) деть, пр(е, и) клоняться, пр(е, и) дать, пр(и, ы)гнуть, бел (е, и) ть, син (е, и) ть, черн (е, и)ть, кро (е, и) т, буд (е, и) м


Конечно, умелое и своевременное привлечение интересных видов упражнений, когда замечается эмоциональный спад у детей, зависит целиком от условий работы в каждом классе. Для всех возможных случаев единого рецепта дать невозможно.

Разумеется, воспитание требует страсти, души воспитателя. Поэтому, говоря о возможном подходе к тому или иному вопросу, нельзя сказать:

« Только так, а не иначе». Нужно искать всегда свой вариант. Только тогда это будет не холодная штамповка одинаковых болванок по однажды запущенной автоматической технологии, а развитие и воспитание творческих людей. Всегда следует помнить, что за учебно-воспитательным процессом стоит ребёнок, живая личность, которая должна уловить вдохновение, понять человеческие взаимоотношения, ощутить радость преодоления. Только идущее от души учителя способно формировать душу ученика.


Использованная литература:


  1. Ахременкова, Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 5 класс / Л. А. Ахременкова. - М. Просвещение, 2005.

  2. Богданова, Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.

  3. Богданова, Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М:: Просвещение, 2005.

  4. Костяева, Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.



   






Похожие:

Игровые технологии на уроках русского языка и литературы iconАнализ работы мо учителей русского языка и литературы
Одной из важнейших задач изучения русского языка в школе является задача овладения грамотной и выразительной русской речью. На это...
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы iconВ сборнике предложена технология использования метода проекта на уроках русского языка и литературы. Материалы рекомендованы учителям русского языка и
В сборнике предложена технология использования метода проекта на уроках русского языка и литературы. Материалы рекомендованы учителям...
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы на основе информационных технологий»
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы iconТехнологии нейро-лингвистического программирования на уроках литературы
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Курушина Маргарита Викторовна
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы iconИсследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы Понятия «самостоятельность»
Самостоятельная, творческая, учебно-исследовательская работа учащихся на уроках русского языка и литературы
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы iconУроках русского языка в условиях сельской
Автор: Потворова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы моу кокинская сош выгоничского района Брянской области
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы iconЛитература. Тема опыта: «Использование системы творческих заданий в процессе образовательной деятельности на уроках русского языка и литературы с целью развития креативных способностей учащихся»
Автор опыта: Старшова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель...
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы iconДоклад на научно-практической конференции по теме: «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений учащихся»
«Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативных умений...
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы icon«Использование элементов театрализации на уроках литературы»
Сведения об образовании: высшее, Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова, 1990 год, учитель русского...
Игровые технологии на уроках русского языка и литературы iconМуниципальное образовательное учреждение
«Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница