Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения




Скачать 35.93 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по организации работы городского методического объединения
Дата03.02.2016
Размер35.93 Kb.
ТипМетодические рекомендации


МОУ ДПО «Учебно-методический центр»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


по организации работы

городского методического объединения


Составитель: заместитель директора МОУ ДПО «Учебно-методический центр»

Климова И.Ю.


Юбилейный,

2009

Оглавление

Общие положения 3

Примерные образцы документов 5

Рекомендации по планированию работы МО 5

Литература для руководителя методического объединения 6

Приложения 7

Анализ работы методического объединения за год 7

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ДОКУМЕНТАЦИИ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ. 9

Банк данных членов МО 10

Программно-методическое обеспечение предметов 10

План работы 11

Самообразование учителей 13

Протокол заседания городского методического объединения 13

Творческая активность учащихся 14

Творческая активность педагогов 14



Общие положения


Городское методическое объединение (далее – ГМО) является структурным подразделением Городского методического совета (далее – ГМС).

Возглавляет работу ГМО руководитель, избранный большинством голосов на заседании ГМО из числа наиболее опытных педагогов и утвержденный приказом начальника управления образования, молодежной политики, культуры и спорта. Работа организуется на основе планирования.

Контроль за деятельностью ГМО осуществляется руководителем ГМС в соответствии с планами работы.

В течение учебного года проводится не менее 4 заседаний методического объединения учителей (один раз в четверть); не менее одного практического семинара с организацией тематических открытых уроков, внеклассных мероприятий. О времени и месте проведения заседания руководитель ГМО обязан поставить в известность руководителя ГМС. Заседания оформляются в виде журнала протоколов. По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые фиксируются в протоколе.

Как должна быть организована работа методического объединения? Работа ГМО должна носить системный характер. Как известно, системой называют целое, состоящее из частей. Элементами данной системы являются кадровый состав и уровень профессиональной подготовки учителей, учебные предметы и особенности структуры и содержания преподавания в данный период, учащиеся и их возможности и потребности, а также многое другое.

Таким образом, основными компонентами организации работы методического объединения являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана работы исходя из задач, стоящих перед учителями МО в данный период, и анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя взаимопомощь.

Характеристика кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией, педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами, индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.

План должен соответствовать потребностям ГМО. Цели, которые ставятся, должны быть реальными и достижимыми. При этом нужно помнить, что цель — это ожидаемый результат образования, а задачи — формулировки того, как мы хотим достичь этих целей и что для этого необходимо сделать. План — это программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий. План должен показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.

План работы составляется руководителем ГМО в соответствии с планами работы ШМО и ГМС и отражает рекомендации Учебно-методического центра, методическую тему, принятую к разработке ГМС, учитывает индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании ГМО, согласовывается руководителем ГМС и утверждается на заседании ГМС.

Планирование работы ГМО необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период.

Планирование работы ГМО необходимо начать с всестороннего анализа деятельности за истекший период.

Анализ работы подразумевает изучение следующих вопросов:

  • во-первых, диагностика уровня обученности и качества знаний по результатам срезовых работ, итогов полугодия и учебного года в сравнении с предыдущим периодом;

  • во-вторых, деятельность учителей по совершенствованию профессионального мастерства — результативность профессиональной деятельности, результативность повышения квалификации и самообразования, участие в опытно-экспериментальной и научно-методической работе;

  • в-третьих, обоснованность выбора того или иного варианта учебно-методического обеспечения преподавания предметов в основной и старшей школе;

  • в-четвертых, состояние воспитательной работы в урочное и внеурочное время.

В плане работы следует выделить основные приоритеты, такие как повышение качества обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребенка.

Строить работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической проблемы, над которой работает коллектив учителей в данный период. В ходе обсуждения общегородской темы на заседании ГМО желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в целом и каждого педагога в отдельности. После определения темы, над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее практического выхода: выступление на семинаре, представление опыта работы с практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической конференции и т. д.

Для обеспечения современного уровня методической работы важно организовать работу по ознакомлению учителей с нормативными документами, новинками методической и специальной литературы, монографиями.

На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового педагогического опыта.

Для того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов, публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ, рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми специалистами.

Рекомендации руководителю городского методического объединения

Направления и формы работы ГМО учителей любого цикла могут быть самыми разнообразными.

На основе нормативных документов сотрудниками УМЦ в помощь педагогическим кадрам разработаны и предлагаются примерные образцы документов для организации работы методического объединения учителей на учебный год.

Материалы могут помочь руководителю ГМО в составлении плана и анализа работы, а также в оформлении документации, которую должен иметь каждый руководитель методического объединения.

Примерные образцы документов




Рекомендации по планированию работы МО



План работы должен иметь следующие разделы.


•  Анализ работы МО за прошедший год (Приложение 1).

•  Цели и задачи деятельности МО на новый учебный год.

•  Методическая тема, над которой работает МО.

•  Банк данных членов МО (Приложение 2).

•  Программно-методическое обеспечение предметов (Приложение 3).

 •  График или текстовой вариант системы повышения квалификации учителей МО.

•  Участие в контроле за качеством обучения и преподавания (графики взаимопосещения уроков, открытых уроков, проведения контрольных/лабораторных работ по предмету и т. д.).

•  Самообразование учителей (Приложение 4).

•  Планирование заседаний ГМО (с указанием тематики).

•  Работа с молодыми или вновь прибывшими специалистами.

•  Внеурочная деятельность по предмету (предметные недели, олимпиады, конкурсы).

 

Примерный план работы ГМО – Приложение № 5


Литература для руководителя методического объединения


•  Ильенко Л.П. Модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2000.

•  Ильенко Л.П. Теория и практика управления методической работой в общеобразовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2003.

•  Кульневич С.В., Гончарова В.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. Выпуск 2: Организация и содержание методической работы. Ростов-на-Дону: Учитель, 2003.

•  Лизинский В.М. О методической работе в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

•  Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.

•  Немова Н.В. Управление методической работой в школе. М.: Сентябрь, 1999.

•  Управление современной школой / Под ред. М.М. Поташника. М., 1992.

•  Сергеева Т.А., Уварова Н.М., Максимченко Т.В. Как создать эффективную методическую службу. М.: Интеллект-Центр, 2003.

•  Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 1995.

•  Федорова Л.А. Вопросы инспектирования в системе образования. М.: АРКТИ, 2004.

•  Создание методического пространства в образовательном учреждении — условие развития профессионального мастерства педагога. М.: издательство МИОО, 2005.


Приложения


Приложение 1

Анализ работы методического объединения за год


- Задачи, которые были поставлены перед методическим объединением.

- Анализ кадрового состава (возрастной состав, уровень реальной подготовки, результаты продвижения в освоении методической проблемы, самообразование);

- Характеристика приоритетных направлений работы ГМО в прошедшем учебном году, их соотнесение с приоритетными направлениями региона, города; результативность работы.

- Анализ результатов работы МО за отчетный период

Объекты анализа:

  • характеристика качества (творческого потенциала) кадрового состава членов МО;

  • статистические данные, характеризующие объем и качество оказания учебно-воспитательных услуг;

  • выявление проблемного поля (формулировка типичных проблем, причин их возникновения и проектирование системы мер по их устранению);

  • состояние внеучебной работы (результаты олимпиад; конкурсов и т.д.)

  • выполнение программ;

  • итоги городских, окружных контрольных работ, тестирований и школьного мониторинга.

  • итоги экзаменов;


- Методические условия (наличие программ, учебников, пособий, разработок, обмен опытом, использование новых технологий, итоги работы по самообразованию).

- Обеспеченность нормативными документами (законы, приказы, распоряжения, положения).

- Материальная обеспеченность (наличие множительной техники, компьютеров, приборов и т. д.).


- Выводы:

Что способствовало получению данных результатов?

Что препятствовало?

Конкретный, личный вклад каждого члена ГМО в решение той или иной задачи.

Какие проблемы возникли? Сформулировать проблемы.

Что необходимо сделать, чтобы разрешить эти проблемы?

Какие задачи выдвигаются на следующий год - постановка целей и задач деятельности на следующий учебный год с указанием предполагаемого результата по каждому направлению работы.


Анализ оформляется и сдается руководителю ГМС. На заседании ГМО председатель делает сообщение, используя подготовленные материалы.


Задачи ГМО на новый учебный год.

Требования к целеполаганию: главное основание для выдвижения цели - данные анализа имеющихся образовательных потребностей и затруднений учителей, их соотнесение с кадровыми и материальными ресурсами; цели должны быть актуальными, адекватными задачам федеральной, региональной и муниципальной образовательной систем; цели должны быть реально достижимыми, конкретными, имеющими комплексный характер, чтобы можно было выделить степень их реализации; цели должны иметь мотивирующий, стимулирующий и побуждающий характер.


Работа по совершенствованию профессиональной компетентности членов МО:

  • Повышение квалификации на региональном и муниципальном уровне (курсы ПК, семинары, конференции).

  • Целевые взаимопосещения внеучебных, методических, профилактических занятий с педагогами, родителями и учащимися.

  • Изучение нормативных документов Министерства образования и науки РФ, других вышестоящих инстанций по вопросам воспитания.

  • Изучение методики организации воспитательной деятельности при взаимодействии с органами культуры и спорта, социальной защиты, медицинских и правоохранительных органов.

  • Организация работы по изучению достижений науки и передового педагогического опыта.

Приложение 2

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ДОКУМЕНТАЦИИ ГОРОДСКОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ.




Для нормальной работы в методическом объединении должны быть следующие документы:



  1. Приказ о назначении на должность председателя методического объединения.

  2. Положение о методическом объединении.

  3. Анализ работы за прошедший учебный год.

  4. Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.

  5. План работы МО на учебный год.

  6. ПРИЛОЖЕНИЕ к плану работы:

    1. План работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами.

    2. График проведения открытых уроков учителями МО.

    3. График проведения совещаний, конференций, семинаров, круглых столов, творческих отчетов, деловых игр и т.д. в МО.

    4. План проведения предметных недель в ОУ.

  7. Протоколы заседаний МО.

  8. Банк данных об учителях МО - количественный и качественный состав (приложение 3):

  9. Сведения о самообразовании учителей МО (приложение 6)

  10. Информация об учебных программах и их учебно-методическом обеспечении по предмету.

  11. Результаты диагностики, анализы проводимых срезов, контрольных работ и т. д.

  12. Результаты предметных олимпиад.

Приложение 3

Банк данных членов МО


№ п/п

Ф.И.О.

Дата рождения

образование (когда и какой вуз окончил, специальность по диплому)

Должность, предмет

Общий стаж

Педагог. стаж

Учебная нагрузка

Квалифик. категория, разряд (год присвоения)

Повышение квалифик. (курсы, год)

Ученая степень

звание («Отличник народного образования», «Почетный работник», Заслуженный учитель РФ)

Награды, поощрения

Печатные работы

Тема самообра-зования

Контактные телефоны (мобильный, домашний)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16



Приложение 4

Программно-методическое обеспечение предметов




класс

предмет

кол-во часов в неделю по учебному плану/по программе

учебная программа (название, автор, год издания)

Учебник или учебное пособие для учащихся

Методические пособия для учителя

Дидактические и справочные материалы

Контрольно-тестовые материалы (мониторинговый инструментарий)




























Приложение 5


Утверждено

Городским методическим советом

«___»___________200__г.

План работы


ГМО учителей _________

на ___________ учебный год.

Руководитель ГМО___________________


  1. Методическая тема:

  2. Цель:

  3. Основные задачи.

1.

2.

  1. Планирование мероприятий по направлениям методической работы.

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки

Ответственный

Выход

1.

 I раздел

Мероприятия по нормативно-правовому обеспечению функционирования ГМО   
















2.

II раздел

Организационная деятельность
















3.

III раздел Методическая деятельность  
















4.

IV раздел

Издательская  деятельность  
















5.

V раздел  Внеурочная деятельность по предмету 


















Примерные вопросы для плана работы


• Вопросы теории и методики преподавания предмета, вопросы педагогики и психологии (выступления специалистов).

•  Опережающее изучение трудных разделов и тем программы. Обзор методической и педагогической литературы.

•  Изучение нормативных документов.

•  Изучение новых программ и учебников.

•  Разработка рекомендаций, памяток, наглядных пособий.

•  Вопросы преемственности и межпредметных связей.

•  Вопросы о едином орфографическом режиме и проверке тетрадей.

•  Работа по изучению и распространению передового педагогического опыта, организация семинаров по изучению опыта работы в сочетании с практическим показом.

•  Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков.

•  Изучение состояния преподавания учителей и качества знаний учащихся.

•  Организация наставничества, стажировок в работе с молодыми специалистами.

•  Подготовка экзаменационного материала.

•  Сообщения учителей, посещающих предметные курсы, семинары, консультации.

•  Подготовка к педагогическим чтениям, предметным конференциям, районным совещаниям, семинарам и т. п.

•  Отчеты учителей по теме самообразования.

•  Организация накопления методических материалов и разработок.

•  Организация выставок конспектов уроков, тематических разработок, дидактических материалов, наглядных пособий, рефератов, творческих работ учащихся, лучших тетрадей.

•  Внеклассная работа по предмету.


Приложение 6

Самообразование учителей


Ф.И.О.

Предмет, класс

Год повышения квалификации

Методическая тема ШМО и ГМО

Тема самообразования

Формы отчета по самообразованию

Какой опыт обобщается

Какие материалы готовятся для МО, педсовета и т.п.

1

2

3




4

5

6

7

(Содержание ячеек № 4, 5, 7 должно быть связано с темой самообразования.)

Приложение 7

Протокол заседания городского методического объединения


учителей ________________(предмет)

от «__» __________ 200__ года


•  Тема заседания.

•  Присутствовали.

•  Обсуждаемые вопросы.

•  ФИО выступавших на заседании МО.

•  Содержание выступлений.

•  Результаты, итоги обсуждения.


Приложение 8

Творческая активность учащихся


•  Итоги предметных олимпиад.

Этапы

Предмет

Количество

учащихся

Победители

(Ф.И.)

Класс

Учитель

Школьный

 

 

 

 

 

Муниципальный

 

 

 

 

 

Областной

 

 

 

 

 

Всероссийский

 

 

 

 

 

Динамика участия в олимпиадах за 3 года

Предмет_____________

Учебные годы

Количество участников

Количество победителей







Школьный этап

Муниципальный этап

Областной

этап

Всероссийский

этап




 

 

 

 

 




 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

 • Итоги интеллектуальных, творческих и др. конкурсов.

Этапы

Название конкурса

Количество

участников

Класс

Ф.И. финалиста,

победителя

Ф.И.О.

учителя

Школьный

 

 

 

 

 

Муниципальный

 

 

 

 

 

Областной

 

 

 

 

 

Всероссийский

 

 

 

 

 

Приложение 9

Творческая активность педагогов


Участие педагогов в конкурсах, проектах

Уровень

Название конкурса, проекта

Ф.И.О. участника

Место

Школьный

 

 

 

Муниципальный

 

 

 

Областной

 

 

 

Всероссийский

 

 

 

Участие педагогов в мероприятиях (семинары, конференции, педагогические чтения)

Уровень

Ф.И.О. участника

Название мероприятие

Форма участия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка методических материалов

Ф.И.О. учителя

Название методического продукта

Цель

Сроки

 

 

 

 

Публикации педагогов, членов МО, отражающие их опыт работы

Ф.И.О. автора

Название публикации

Издательство

Год

 

 

 

 

Награждение педагогов, членов МО грамотами и званиями в текущем году

Статус

Ф.И.О. награжденного

Название награды

За что награжден

Школьный

 

 

 

Муниципальный

 

 

 

Областной

 

 

 

Федеральный












Похожие:

Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения iconМетодические рекомендации 2 Управление документацией Методические рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы «утверждено»
...
Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения iconТема работы методического объединения
Пастухова Светлана Анатольевна – учитель высшей квалификационной категории, руководитель Районного методического объединения учителей...
Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения iconПлан работы методического объединения учителей математики городского округа Семеновский
Методическая тема мо учителей математики городского округа Семеновский на 2012-2013 учебный год
Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения iconПлан работы мо учителей математики и информатики гбоу сош №4 им. В. П. Глушко на 2011 – 2012 учебный год. Тема школьного методического объединения
Тема школьного методического объединения: «егэ: критерии, формы и методы обучения»
Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения iconАнализ работы Методического объединения учителей-дефектологов за 2011-2012 учебный год
В течение 2011-2012 учебного года работа методического объединения учителей-дефектологов строилась в соответствии с планом методической...
Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения iconМетодические рекомендации 2 Управление документацией Методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов «утверждено»
Методические рекомендации для преподавателей по организации самостоятельной работы студентов
Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения iconАнализ работы методического объединения учителей духовных дисциплин и истории за первое полугод
Самоанализ работы методического объединения учителей духовных дисциплин и истории за первое полугодие 2012\2013 года
Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 22
Целью курса является изучение основных институтов и норм римского пра­ва в их историческом развитии и их влияние на нормы современного...
Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения iconИнформация о проведения кустового методического объединения №1 учителей начальных классов мкоу бурковская сош на базе Озёрной школы
Ответствии с планом работы методического объединения учителей начальных классов на 2011- 2012 год 11. 2011 года было проведено первое...
Методические рекомендации по организации работы городского методического объединения iconПлан работы методического объединения учителей математики, информатики и экономики 2012-2013 учебный год
План работы методического объединения учителей математики, информатики и экономики
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница