Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010




Скачать 13.87 Kb.
НазваниеКлючи обл. Олимпиады в 10 классе 2010
Дата03.02.2016
Размер13.87 Kb.
ТипДокументы
Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010

  1. Разговорным вариантом какого сочетания является форма чой-то в названии спектакля театра «Школа современной пьесы» «А чой-то ты во фраке?» по рассказу А. Чехова «Предложение».

Обоснуйте свой выбор. Укажите, какое нетипичное для русского языка сочетание звуков устраняется в таком произношении? Каким способом то же самое сочетание устраняется, например, в просторечном произношении слов океан и какао?

Форма чой-то является редуцированным вариантом сочетания чего это. Данная форма не могла быть образована от сочетания что это, так как в современном русском литературном языке слово что произносится как [што] Устраняется нетипичное для русского языка зияние ( сочетание нескольких гласных звуков подряд). То же самое сочетание устраняется, в просторечном произношении слов океан и какао путём вставки согласного: океян, какаво.



  1. Чем объясняется разница в написании следующих слов, заимствованных из

английского языка, где все они пишутся с двойными согласными? блогер (blogger), спамер (spammer), рэпер (rapper), триммер (trimmer), диггер (digger), стоппер (stopper – "опорный полузащитник", футб.), глиссер (glisser), пропеллер, бестселлер, сеттер.

Почему в слове программер/програмер (programmer) возможно колебание и написание этого слова до сих пор не кодифицировано? Написание слова рэпер кодифицировано совсем недавно ( в Русском орфографическом словаре под ред. В. В. Лопатина).. Традиционно в русском языке не только после мягких, но и после твердых согласных в заимствованных словах пишется буква е (каре, пюре, ретро, рейх). На основании какой закономерности в слове рэпер принято написание э, если известно, что оно встречается ещё в словах сэр, мэр, мэтр?

Это связано с тем, что в словах блогер, спамер, рэппер выделяются корень (блог, спам, рэп) и суффикс и можно представить себе, что они образованы по модели русского языка ( без удвоения согласного), а остальные слова нечленимы и просто транслитерируются. 9

В слове программер/програмер возможно колебание, поскольку оно хоть и членимо в СРЯ, но исходный корень содержит двойной согласный. Написание э после твердых согласных в заимствованниях используется для разграничения тех слов, которые иначе стали бы омографами: сэр/сер, мэр/мер, мэтр/метр, соответственно – рэп/реп).


  1. В словаре В. И. Даля мы находим следующую рекомендацию: Не пинай свиньи: свороб выступит. Что означает свороб? Как вы понимаете смысл данной пословицы?

1. Свороб того же корня, что и глагол свербить ‘чесаться, зудеть’. Слово свороб, соответственно, представляет собой отглагольное существительное с чередованием в корне е/о, что может означать как процесс, так и результат глагольного действия. Стало быть, свороб — это или чесотка как процесс, либо нечто, что могло бы быть её результатом — т.е. рана, раздражение и т.д. Именно последнее значение предполагается семантикой управляющего глагола выступит. 2. Таким образом, общий смысл пословицы — предостерегающий: не

связывайся с дурным, одно лишь общение с ним может изрядно навредить.


  1. Переведите слова древнерусского языка и предположите, какие значения раньше

могло иметь местоимение самъ: самосул, самохотный, самоцарь, самоукий, самослух,

самовеликий, самоборец.

Самосул – ‘тот, кто обманывает себя’ (ср. сулить). Здесь местоимение сам означает ‘сам, без помощи, своими силами’.

Самоцарь – ‘единоличный правитель’. Здесь местоимение сам имеет значение ‘один, единый’.

Самоукий – ‘приобретенный своей наукой’. Здесь местоимение сам означает ‘сам, без помощи, своими силами’.

Самослух – ‘кто слышит сам, лично, своими ушами’. Здесь местоимение сам означает ‘сам, без помощи, своими силами’.

Самовеликий – ‘очень большой, чрезвычайный’. Здесь местоимение сам имеет усилительное значение, указывает на максимальное проявление признака (= очень).

Самоборец – ‘участник единоборства’. Здесь местоимение сам имеет значение ‘один, единый’.

Таким образом, местоимение сам в древнерусском языке означало:

- сам, без помощи, своими силами;

- один, единый;

- имело усилительное значение, указывая на максимальное проявление признака (= очень).


  1. Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: молчать, примкнуть, намёк, помещик, мокрица.

Современное членение /Историческое членение

молч-а-ть мол-ч-а-ть; ср. молва

примк-ну-ть при-мк-ну-ть; ср. отомкнуть, замкнуть, отмычка

намёк- ш на-мёк- ш; ср. с-мек-ать, с-мек-алка, ку-мек-ать.

помещик- ш по-мещ-ик- ш; ср. поместье, место, помещать – поместить.

мокр-иц-а мок-р-иц-а; суфф. -р- тот же, что и в словах добр, бодр, хитр.


  1. Сравните выделенные формы глагола и определите их грамматическое значение в данных предложениях:

1. Позабудь и думать об этом.

2. Барин твой приказал мне отнести его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то живет. 3. Ну, ударь теперь мороз – озими все пропадут. (Л.Н.Толстой)

4. И будь не я, коплел бы ты в Твери. (А.С. Грибоедов)

5. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь. (Н.В.Гоголь)

1. Значение повелительного наклонения [2 балла].

2. Употребление формы повелительного наклонения в значении изъявительного наклонения ( позабудь=позабыл); глагол обозначает реальное действие в прошлом. Допустим и такой ответ: позабудь здесь грамматический омоним глагола позабудь из 1 примера со значением изъявительного наклонения [2 балла].

3-5. Употребление формы повелительного наклонения в значении условного наклонения; глаголы выражают условные отношения [по 2 балла].


  1. Одинакова или различна синтаксическая характеристика данных предложений? Каким членом предложения является слово видно в каждом из них? Свой ответ мотивируйте.

1) Из Москвы видно всё наше государство.

2) С этой высоты видно вокруг километров на двадцать.

3) Из Москвы, как с большой горы, всё видно.

Первое предложение – двусоставное, подлежащее – государство, сказуемое (составное именное) – видно (выражено кратким прилагательным, согласующимся с существительным страна в среднем роде, единственном числе). Указывается определенный предмет, доступный зрительному восприятию.

Второе предложение – односоставное (безличное). Главный член (сказуемое) выражен безлично-предикативным словом, при котором прямым объектом может быть любой предмет, но он не указывается, так как важно не то, что видно, а самая возможность такого зрительного восприятия. Синтаксическая природа третьего предложения двойственна. Оно может

рассматриваться и как двусоставное, и как односоставное. Это обусловлено тем, что

падеж местоимения всё, а следовательно, и его синтаксическая функция очень неопределенны. Оно может быть определено и как подлежащее, выраженное именительным падежом местоимения, и как прямое дополнение, выраженное винительным падежом местоимения. По значению оно ближе к односоставным, так как акцент здесь на возможность зрительного восприятия, местоимение всё подчеркивает 12отсутствие конкретного предмета или конкретных предметов, которые характеризуются тем, что они видны.

  1. Из какого словаря взяты следующие пары слов? Каковы принципы их выбора и расположения? Для чего предназначены такие словари? Известны ли вам подобные словари?

1) ИНДЕЙСКИЙ. Относящийся к индейцам, принадлежащий им. Индейский: ~ий костюм, лук; ~ая лодка; ~ие племена; ~ая община. Гарт сидел в сухом саду и мастерил индейские луки для жадных и неспокойных ребят. К. Паустовский. Чёрное море.

ИНДИЙСКИЙ. Относящийся к Индии, к индийцам, принадлежащий им. Индийский: ~ий танец; ~ая музыка, архитектура; ~ие обычаи, языки, города; ~ий порт; ~ая ткань. Руки у него были такие белые и красивые, и утирал он их таким богатым золотисто-пёстрым индийским фуляром! И. Тургенев. Вешние воды.

Сравните: индейский костюм - костюм индейца; индийский костюм - костюм индийца.

2) ИНЖЕНЕРНЫЙ. Технический; связанный с деятельностью инженеров. Инженерный: ~ый факультет; ~ая профессия; ~ое дело; ~ые задачи.

ИНЖЕНЕРСКИЙ. Относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему. Инженерский: ~ий диплом, дом, сын; ~ий труд, глаз; ~ие обязанности, традиции, слова.

Сравните: инженерная мысль - техническая мысль; инженерская мысль - мысль инженера.

1. Эти слова взяты из словаря паронимов русского языка. [1 балл]; это примеры

паронимических пар. [1 балл].

2. В состав каждой пары включены весьма похожие по написанию и звучанию слова, но при этом обычно довольно близкие по значению слова [ 2 балла]; расположение как пар слов, так и слов внутри каждой пар соответствует алфавитному порядку [1 балл]; пары слов, произведенные параллельно от пары паронимов образуют словообразовательные гнезда, напр.: индеец, индейский, а исторически и индейка (из Америки); индиец, индийский ( из Индии); но слово индианка равно применимо к индийской и индейской женщине [2 балла]. 13

3. Эти словари помогают уточнять разницу между близкими по написанию и звучанию и различными по значению парами слов, подобрать то из них, которое подходит в данном контексте [1 балл].

4. Известны словари паронимов русского языка ( О.В. Вишнякова; Н.П. Колесников; Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева; В.И. Красных и др.) [1 балл]; имеются школьные словари паронимов (Л.А. Введенская; Г.П. Снетова, О.Б Власова и др.) [1 балл].


  1. Укажите, какие ошибки допущены в приведенных примерах, опишите их и предложите вариант их исправления.

(1) В нашем магазине снижены цены на ноги и головы.

(2) В вашем доме до устранения ремонтных работ будет отключена горячая вода

(3) Сумка упала под рельсы проезжающего поезда

(4) Просьба при входе в кафедру одевать сменную обувь

(5) Прибывшая бригада « скорой помощи» с переломами и тяжелой травмой головы госпитализировала пострадавшего мотоциклиста.

В предложении (1) имеет место семантическая недостаточность. Слова «ноги» и «головы» в отсутствии распространителей ассоциируются прежде всего с частями человеческого тела. Это вызывает комический эффект. Для его снятия следует добавить, например, «на свиные ноги и головы». В предложении (2) комический эффект вызван сочетанием « устранение

ремонтных работ». Слово «устранение» требует после себя контекст, обозначающий

негативное отклонение от нормального положения дел, например, «устранение поломки, аварии». В данном случае вместо этого слова уместно было «окончание». В предложении (3) неверно потреблен пространственный предлог. Здесь произошло наложение форм «на рельсы» и «под поезд». Следовало именно так «на рельсы под проезжающий поезд». В предложении (4) две ошибки. Во-первых, слово « кафедра» относится к словам, употребляемым с предлогом НА, а не В, так как представляет собой метонимию (в первом значении ‘возвышение, с которого читаются лекции, делаются доклады и иные выступления перед аудиторией’), причем при переносе значения грамматические признаки сохранились. Во-вторых, неверно потреблено слово

«одевать». В данном случае правильно «надевать». В предложении (5) нарушен порядок слов. Следует « госпитализировала пострадавшего мотоциклиста с переломами и тяжелой травмой головы».


  1. Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему.

Выведоша новгородьци изъ Пльскова. Ярослава Ярославiча i посадиша

его на столэ. а Василья выгнаша вонъ. i то слышавъ Олександръ отьць

Васильевъ. поiде ратью к Новyгородy. iдyщю Олександрy съ многыми полкы. i с

новоторжьци. срэте и ратишка с перевэтомь: постyпаи княже. братъ твоi

Ярославъ побэглъ.

1. Сопоставьте три формы дательного падежа - Новугороду, iдущю Олександру. В чем различие их употреблений?

2. В каком значении употреблено слово столъ? Как бы Вы объяснили появление этого значения?

3. К какой части речи относится форма срэте? Как она связана с названием праздника Сретение?

Вызвали новгородцы из Пскова Ярослава Ярославича и посадили его на (новгородский) княжеский престол, а Василия прогнали вон. Услышав об этом, Александр, отец Василия, пошел войной к Новгороду. Когда Александр шел с многочисленными войсками и с новоторжцами, его встретил солдатик с изменническим доносом: «Иди вперед, князь, твой брат Ярослав уже убежал».

1. В сочетании к Новугороду Дат. пад. имеет значение направления движения, он оформляет обстоятельство места. Iдущю Олександру съ многыми полкы - так называемый оборот «Дательный самостоятельный», в котором Олександру выполняет роль логического подлежащего, iдущю – логического сказуемого.

2. В значении ‘престол, княжеский стол’. Это производное от глагола стлати,обозначало сиденье, трон.

3. Это глагол в форме 3-го лица, ед. ч. прошедшего времени (аориста). Значение ‘встретить’. Сретение - производное от этого глагола имя существительное, обозначает встречу.

Похожие:

Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010 iconКлючи к заданиям для муниципальн ого этапа олимпиады школьников по русскому языку
Система оценивания отдельных заданий и олимпиадной работы в целом на муниципальном этапе Всероссийской школьной олимпиады по русскому...
Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010 iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по физике в 2010/2011 учебном году
Олимпиады должны выявлять (напишем аккуратно) толковых детей, а не учеников умудренных опытом преподавателей
Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010 iconАнализ воспитательной работы в 1-а классе за 2010-2011 учебный год
Классный коллектив сформирован 01. 09. 2010 года. В классе 26 учеников: 13 мальчиков и 13 девочек. На первое сентября 13-ти ребятам...
Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010 iconЗадания теоретического тура для районной (городской) олимпиады по техническому труду для учащихся 8-х классов в 2010-2011 учебном году
Заместитель председателя оргкомитета III (областного) этапа республиканской олимпиады, заместитель начальника управления образования...
Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010 iconКонтрольная работа 9 класс 1
Максимальная доля лиц пенсионного возраста в : 1 Магаданской обл. 2 Дагестане 3 Тульской обл. 4 Приморском крае
Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010 iconНоминация «социальная работа» Орел 2010 сборник социальных проектов
Проблемы образования века как предмет междисциплинарных научных исследований: сб социальных проектов VII межвузовской олимпиады 8-9...
Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010 iconСправка по итогам муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2010-2011 учебном году
В период с 15 ноября по 13 декабря 2010 года обучающиеся мсош №34. Приняли участие в олимпиаде 100 учеников
Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010 iconУчастники муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по математике в 2012-2013 учебном году
...
Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010 iconОсновы медицинской реабилитации
Актуальные проблемы спортивной медицины и реабилитации : материалы конф., посвящ. 60-летию гу "Обл диспансер спортив медицины", г....
Ключи обл. Олимпиады в 10 классе 2010 iconГорода магнитогорска челябинской области управление образования приказ
Положением об организации проведения школьного, муниципального этапов всероссийской олимпиады, областной олимпиады, муниципальной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница