Исследование стратегии ООО «Теща»




Скачать 23.34 Kb.
НазваниеИсследование стратегии ООО «Теща»
Дата03.02.2016
Размер23.34 Kb.
ТипИсследование
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и управления


Кафедра менеджмента

Специальность «Менеджмент организации»


Формирование стратегии развития предприятия

(на примере ООО «Теща»)

Дипломный проект


___________________

Научный руководитель

к.э.н., доцент

Дубровина Н.А.

_____________________


Самара 2009


Содержание


Введение 3

1 Анализ методологических подходов к формированию стратегии развития предприятия 4

1.1 Понятие стратегии развития предприятия 4

1.2 Стратегический потенциал как фактор конкурентного преимущества и основа стратегического развития предприятия 5

1.3 Этапы формирования стратегии развития предприятия 6

2 Экономическая характеристика ООО «Теща» и оценка влияния управления стратегическим потенциалом на сложившееся положение дел 7

2.1 Характеристика организационно-правовой формы исследуемого предприятия и оценка его конкурентных преимуществ 7

2.2 Анализ внутренних факторов, определяющих стратегическое развитие предприятия 8

2.3 Исследование стратегии ООО «Теща» в области товарной политики 9

3 Рекомендации по формированию стратегии развития ООО «Теща» 10

3.1 Изменение структуры предприятия 10

3.2 Мероприятия по финансовому оздоровлению ООО «Теща» как направление стратегии развития финансового потенциала предприятия 11

3.3 Выбор направления стратегии развития предприятия в области товарной политики 12

Заключение 13

Список литературы 14



Введение



Наблюдаемые в последние годы процессы стабилизации российской экономики, улучшение инвестиционного климата, либерализация внешнеэкономических отношений создают условия для прогнозирования предпринимательскими организациями своей деятельности на достаточно длительный период. В связи с этим возрастает потребность в качественном информационном и методическом обеспечении процедур долгосрочного планирования на макро- и микроуровне [32, с. 21].

В условиях рыночной экономики в России, самостоятельности предприятий в принятии решений по ведению бизнеса, а также ответственности за результаты своей деятельности, возникает необходимость непрерывного стратегического развития предприятия и внедрения системы стратегического управления предприятием, способствующей определению эффективных направлений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, возникающих в сложившейся экономической системе страны. Решение данных вопросов обеспечивает стратегия предприятия [51].

Стратегия является необходимым документом для любой фирмы, нацеленной не только на выживание, но и развитие в современной конкурентной среде. Всесторонне разработанная стратегия обеспечит максимальное достижение заданных целей, устойчивость компании, повысит мотивацию сотрудников [42, с. 21].

Теоретическим и методологическим аспектам стратегического управления было посвящено немало специальных исследований и монографий за рубежом и в России. Огромный вклад в становление и развитие этого раздела науки управления внесли И. Ансофф,  Дж. Куинн,  К. Эндрюс, М. Портер, Г. Хамел,  Г. Минцберг, О. Виханский, В. С. Ефремов [3; 15; 34].

Однако в последнее время весьма актуальными становятся аналитические задачи прогнозного характера, решение которых невозможно без

1 Анализ методологических подходов к формированию стратегии развития предприятия

1.1 Понятие стратегии развития предприятия



Одной из важнейших задач корпоративного управления является эффективное стратегическое развитие организации и контроль ее деятельности с целью повышения благосостояния собственников в долгосрочной перспективе [19].

Термин «стратегия»  теоретиками  менеджмента был заимствован из области  военных искусств (греч. «стратогос» - войско, «эгос» - веду) и само понятие «стратегия» вошло в разговорную практику из военной теории. Словарь Вебстера дает следующее определение:

«Стратегия - это наука о планировании и проведении крупномасштабных военных операций, о маневрировании силами с целью занятия наиболее выгодной позиции до вступления в контакт с врагом».

Один  из ведущих военных теоретиков  К. Клаузевиц так различал стратегию и тактику: « Тактика есть учение об использовании  вооружённых сил в бою, а стратегия – учение  об использовании боёв в целях войны…». К. Клаузевиц  также отмечал, что  тактика и стратегия  «представляют  собой две проникающие  одна в другую  в пространстве и времени, но  в то же время различные по существу деятельности» [42, с. 22].

Одно из первых определений термина «стратегия» дается в работах А. Чандлера [19], где стратегия определяется как «предопределение основных долговременных целей и задач предприятия, выбор курса деятельности и выделение ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

Впрочем, данная трактовка не исключила появления целого ряда других определений, отражающих многообразие взглядов на стратегию и стратегический менеджмент.

Например, Г. Джонсон и К. Скулз [50, с. 17] определяют стратегию как «направление развития организации в долгосрочной перспективе, позволяющее

1.2 Стратегический потенциал как фактор конкурентного преимущества и основа стратегического развития предприятия



Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности обуславливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта [23, с.18].

Конкурентные преимущества организации закладываются уже на стадии постановки целей и разработки стратегии. Вряд ли конкурентные преимущества когда-либо имели такое решающее значение, какое они имеют сейчас, когда рост компаний во всем мире замедлился, а поведение конкурентов на рынке говорит о том, что динамика конкуренции стала гораздо более богатой [45, с.107].

Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько нововведения компании, выработка общей корпоративной культуры или реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности.

При выработке конкурентной стратегии развития необходимо, с одной стороны, по возможности более полно представлять себе сильные и слабые стороны фирмы, ее позицию в отрасли, с другой – структуру. Конкурентное преимущество является ключевым стратегическим фактором успеха, который определяется в процессе планирования деятельности предприятия при анализе его альтернатив.

Таким образом, конкурентное преимущество служит основанием для борьбы предприятия на конкурентном рынке.

Определение конкурентного преимущества является источником формирования и реализации стратегии предприятия. При этом позицию фирмы в отрасли определяют ее конкурентные преимущества, которые укрупнено делятся на два основных вида, представленных на рисунке 6: более низкие цены и дифференциация товаров.

1.3 Этапы формирования стратегии развития предприятия



Внедрение системы стратегического управления предприятием способствует определению эффективных направлений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ориентации в финансовых возможностях и перспективах, возникающих в сложившейся экономической системе страны. Решение данных вопросов обеспечивает стратегия предприятия [51, с. 39].

Систематизация  этого вопроса в доступной форме дана в работе А.М. Столбова и  Т.М. Байбуриной [42] и в исследовании Т.М. Байбуриной [4], где приведена оценка подходов других аналитиков, и изложено своё видение вопроса в виде схемы, представленной на рисунке 9.





Рисунок 9 - Схема формирования стратегии компании


Как видно из рисунка 9 стратегия организации определяется формулировкой цели и основана на типовых (эталонных) стратегиях, которые базируются на функциональных стратегиях (политиках).

2 Экономическая характеристика ООО «Теща» и оценка влияния управления стратегическим потенциалом на сложившееся положение дел

2.1 Характеристика организационно-правовой формы исследуемого предприятия и оценка его конкурентных преимуществ



Общество с ограниченной ответственностью «Теща» учреждено Решением Учредителя № 1 от 02.02. 1999 года и действует на основании Устава с изменениями, зарегистрированными ИМНС России по Ленинскому району г. Самары 25.03.2004 года (ГРН 2046300444287), в связи с изменением состава Учредителей (Приложение Б).

ООО «Теща» учреждено и действует в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ, учредительными документами и другими правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации.

Правоспособность ООО «Теща» возникла с момента его создания и регистрации учредительных документов в установленном порядке. Общество может иметь гражданские права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренные в его учредительных документах, и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Как указано в Уставе ООО «Теща» (Приложение Б) целью создания Общества является осуществление предпринимательской деятельности и на этой основе получение прибыли.

Организационно-правовая форма хозяйствования ООО «Теща» определяет содержание финансовых отношений в процессе формирования уставного (складочного) капитала. Уставный капитал Общества является частью его имущества, используемого для предпринимательской деятельности, и определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов Общества.

2.2 Анализ внутренних факторов, определяющих стратегическое развитие предприятия



Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, стратегией развития, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий [33, с.27].

В рамках структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Анализ организационной структуры показал, что ООО «Теща» присуща линейно-функциональная структура управления, которую необходимо реорганизовать, так как она тормозит развитие организации и мешает эффективному финансовому управлению организацией.

К исполнительным органам Общества с ограниченной ответственностью ООО «Теща» относятся президент и директор. Президент ООО «Теща» осуществляет организацию стратегического развития Общества. Директор осуществляет оперативную деятельность Общества и координирует деятельность всех структурных подразделений. Структура управления организации ООО «Теща» приведена в Приложении Б, рисунок 1.

Анализ организационной структуры показал, что ООО «Теща» присуща линейно-функциональная структура управления, которую необходимо реорганизовать, так как она тормозит развитие организации и мешает эффективному финансовому управлению организацией.

Во всей совокупности стратегических ресурсов предприятия особое место занимают трудовые ресурсы.

2.3 Исследование стратегии ООО «Теща» в области товарной политики



На обычном рынке товар определяет судьбу рыночной и всей хозяйственной политики предприятия-производителя. Уже в силу этого обстоятельства вся совокупность мер, связанных с товаром, т. е. его создание, производство и совершенствование, реализация на рынках, сервисное и предпродажное обслуживание, разработка рекламных мероприятий, а также снятие товара с производства, бесспорно, занимает центральное место во всей деятельности производителя и называется товарной политикой производителя [56, с. 256].

В процессе выбора товарной политики производственного предприятия, следует остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента. Роль руководства должна заключаться в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.

Товарный ассортимент - группа товаров, тесно связанных между собой в силу схожести их функционирования, продаваемых одним и тем же группам клиентов, через одни и те же типы торговых заведений, в рамках одного и того же диапазона цен [56, с. 258].

Ассортиментные группы (стратегические зоны хозяйствования) ООО «Теща» представлены в Приложении Г.

Рентабельность является необходимым условием функционирования любого торгового предприятия. В связи с этим, при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы. Доля рынка по Самарскому региону в различных стратегических зонах хозяйствования (СЗХ) представлена в Приложении Г, рисунок 1.

3 Рекомендации по формированию стратегии развития ООО «Теща»

3.1 Изменение структуры предприятия



Анализ структуры управления показал, что ООО «Теща» присуща линейно-функциональная структура управления, которую необходимо реорганизовать, так как она тормозит развитие организации и мешает эффективному управлению организацией.

В зависимости от целей, которые преследует руководство предприятия, можно выделить две формы реструктуризации:

- стратегическую;

- оперативную.

Под стратегической реструктуризацией понимается процесс структурных изменений, призванный повысить инвестиционную привлекательность предприятия и его рыночную стоимость, а также получить возможность привлечения внешнего финансирования на более выгодных условиях.

Результатом успешного проведения реструктуризации данной формы в долгосрочной перспективе становится повышение конкурентоспособности предприятия, его инвестиционной привлекательности, а, следовательно, и его рыночной стоимости.

Оперативная реструктуризация подразумевает изменение структуры компании в целях ее финансового оздоровления или улучшения платежеспособности.

Источником проведения оперативной реструктуризации в основном является сокращение издержек, выделение или продажа непрофильных активов и вспомогательных бизнесов и т.д., т.е. внутренние источники предприятия.

Результатом проведения оперативной реструктуризации является повышение управляемости и прозрачности предприятия, что дает его владельцам возможность оценить перспективы развития.

Основным отличием оперативной реструктуризации от стратегической является то, что проведение оперативной реструктуризации приводит к

3.2 Мероприятия по финансовому оздоровлению ООО «Теща» как направление стратегии развития финансового потенциала предприятия



Анализ финансового состояния ООО «Теща», показал, что деятельность предприятия характеризуется неустойчивостью.

Однако, положительная динамика коэффициентов, рассчитанных для определения платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса, говорят о том, что предприятие способно выйти из состояния финансового кризиса.

При горизонтальном и вертикальном анализе было обнаружено, что предприятие является запасоемким, поэтому, разрабатывая программы по снижению запасов и затрат и экономии сырья и материалов можно добиться получения прибыли.

Анализ показал, что общей суммы оборотных средств у данного предприятия недостаточно для обеспечения платежеспособности.

Расчеты показали, что в ближайшем будущем ООО «Теща» ждут сложности с выплатами по своим долговым обязательствам. Это подтвердили реалии 2008 года.

Почти все формальные показатели работы ООО «Теща» практически ниже уровня нормативных значений, однако, комплексный индикатор финансовой устойчивости показал необходимость принятия специальных мер к перестройке управления финансами.

Рост платежеспособности ООО «Теща» может быть достигнут либо:

  1. за счет снижения кредиторской задолженности,

  2. за счет улучшением результатов хозяйственной деятельности с одновременным увеличением пассивной статьи «Прибыль» [56, с. 275]:




ВА= 21366,0 - xi

КР = 13869,0

ОА=37101,0 + (х12)

КЗ = 17797,0 – х2

А= 58467,0 – х2






3.3 Выбор направления стратегии развития предприятия в области товарной политики



Стратегия развития в области товарной политики может осуществляться в следующих направлениях:

- расширение товарной номенклатуры за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров;

- увеличение насыщенности товарной номенклатуры в рамках существующих ассортиментных групп;

- углубление товарной номенклатуры за счет увеличения числа вариантов каждого товара;

- изменение гармоничности между товарами в зависимости от целей предприятия.

Предприятие, производящее продукцию средней ценовой категории, может предпринять попытку расширения ассортимента сразу в обе стороны - вверх и вниз, однако это требует привлечения значительных ресурсов и практически неосуществимо для ООО «Теща» вследствие кризисного состояния и неплатежеспособности.

Анализируемому предприятию, возможно повысить конкурентный статус только за счет селективного роста - реинвестировать и уйти с стратегической зоны хозяйствования с низкой привлекательностью, где предприятие не в состоянии добиться надежного конкурентного преимущества.

Инструментами для анализа и представления данных используем анализ динамики объема продаж, анализ структуры продаж, Модель BCG.

Выбор приоритетных стратегических зон хозяйствования осуществим на основе матрицы БКГ, которая позволит определить позиции каждой СЗХ на рынке и распределить стратегические денежные средства между ними в будущем, т.е. определять оптимальную товарную политику предприятия.

Заключение



Развитее стратегии предприятий в условиях кризисного состояния российской экономики актуально. Поэтому в основу дипломного проекта были поставлены задачи исследования механизмов формирования стратегии развития организации и разработать рекомендации по формированию стратегии развития предприятия на основе диагностики его внешней и внутренней среды.

Поставленная цель достигнута.

Анализ литературы, представленный в теоретической части дипломной работы позволил систематизировать основные стратегии развития компании на основе структурирования уровней формирования стратегии: корпоративная стратегия, функциональная стратегия, продуктовая стратегия, ресурсная и т.п.

Исходя из существа и особенностей формирования стратегии действующего предприятия, были выделены основные этапы и методы формирования стратегии, которые возможно использовать в диагностических процедурах на предприятии.

Во второй главе дипломного проекта была дана характеристика организационно-правовой формы ООО «Теща» и ее основного направления деятельности в области производства и реализации замороженных полуфабрикатов.

Диагностика внешней среды предприятия показала, что российский рынок замороженных полуфабрикатов за последние годы значительно вырос и достиг 70 млрд. евро. Было выявлено, что Самарский рынок почти полностью монополизирован двумя наиболее крупными фирмами ООО «Теща» (Самара) и комбинатом питания «У Палыча».

К сожалению, ООО «Теща» в последние два года свои лидирующие позиции потеряла, хотя ранее успешно представляла свою продукцию на выставке «Пельмени» и претендовала на торговую марку общероссийского значения.


Список литературы




1. Адамов Н., Козенкова Т. Финансовая стратегия группы компаний [Текст] // Финансовая газета. 2008. - № 18.

2. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации / Пер. с англ. [Текст] - М.: Прогресс, 1985.

3. Ансофф И. Стратегическое управление [Электронный ресурс]. – М.: Экономика, 1989. – СПС «Гарант». – 2008.

4. Байбурина Т.М. Разработка стратегии управления собственностью государственной организации машиностроительной отрасли // Диссер. на соискание учёной степени кандидата экономических наук. - Владимир, ВлГУ, 2005.

5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент [Текст]. - Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004.

6. Бойко Н.В. BSC как инструмент реализации разработанных планов [Текст] // Управление в кредитной организации. - 2006. - № 4.

7. Большой экономический словарь (2-е изд.) [Текст]/ под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Ин-т новой экономики, 1997. – 1026 с.

8. Бузгалин А.В. Человек, рынок и капитал в экономике XXI века [Текст] / А. Бузгалин, А. Колганов // Вопросы экономики. 2006. - № 3.

9. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник /3-е изд., перераб. и доп. [Текст] – М.: ИНФРА-М, 2004 – 395 с.

10. Гершун М. Идеальный стратегический план и суровая реальность // Материалы Первой международной конференции «Стратегия успешного развития бизнеса», 22 августа 2007, Москва [Электронный ресурс]. – СПС «Гарант», 2008.

11. Горшков В.Г. О некоторых подходах к решению экономических и организационных проблем промышленных предприятий: Монография [Электронный ресурс]. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2004. - 168 с.

Похожие:

Исследование стратегии ООО «Теща» icon1. Стратегический менеджмент как научная
Основные типы стратегии и политики. Генеральные виды стратегии и политики. Производные стратегии и политики. Виды второстепенных...
Исследование стратегии ООО «Теща» iconИсследование лидерских качеств и лидерского поведения персонала ООО «Джурик Софт»
Исследование лидерских качеств и лидерского поведения персонала ООО «Джурик Софт» 7
Исследование стратегии ООО «Теща» iconИсследование проблем научного обеспечения стратегии национальной безопасности России в условиях глобализации
Деятельность Центра исследований глобальных процессов и устойчивого развития за 2012 год
Исследование стратегии ООО «Теща» iconАктуальность Стратегии Развития Страны
Анализ текущего состояния и итогов реализации национальной стратегии сокращения бедности 6
Исследование стратегии ООО «Теща» iconОоо «Центр Исследования Сосудов»
Комплексное исследование: Транскраниальная допплерография и транскраниальная допплерография позвоночных артерий с функциональными...
Исследование стратегии ООО «Теща» icon1. Стратегическое планирование Вопросы, связанные с разработкой стратегии развития предприятия…10 > 1 Определение стратегии
Стратегический менеджмент как средство повышения конкурентоспособности российских предприятий
Исследование стратегии ООО «Теща» iconИнновационные процессы в развитии сферы услуг украины
Поэтому для определения роли сферы услуг в экономической стратегии государства исследование современных закономерностей развития...
Исследование стратегии ООО «Теща» iconКонкурсное производство
Ооо "ГазАгро" ООО "ДонАгроРесурс" Галаджева Ю. А. 18. 04. 06 освобождена, утвержден
Исследование стратегии ООО «Теща» iconОоо «Имид», ООО «Машиностроитель»
Оборудование сертифицировано: сертификат об утверждении типа средств измерений №13747 от 30. 12. 2002 г
Исследование стратегии ООО «Теща» iconЗаявитель Должник Вид деятельности Инфо об арбитр управ
Ооо "ГазАгро" ООО "ДонАгроРесурс" Галаджева Ю. А. 18. 04. 06 освобождена, утвержден
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница