Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008




НазваниеДоклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008
страница1/17
Дата03.02.2016
Размер21.5 Kb.
ТипДоклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Проект


Российский союз промышленников и предпринимателей


Доклад

о состоянии делового климата в Российской Федерации


Москва – 2008


Доклад о состояния делового климата в Российской Федерации.

Настоящий доклад подготовлен по заказу Российского союза промышленников и предпринимателей при поддержке Общественной палаты Российской Федерации Фондом «Бюро экономического анализа». В докладе рассматривается комплекс вопросов, отражающих наиболее существенные аспекты формирования и поддержания благоприятного делового климата в России. Обзор предназначен для работников органов государственной власти федерального и регионального уровней, работников органов местного самоуправления, предпринимателей, а также всех, кто интересуется актуальными проблемами социально-экономического развития России.


Авторский коллектив


Авдашева С.Б. , Авраамова Е.М., Белянова Е.В. , Габдрашитова М.Т., Глухова М.Н., Григорьев Л.М., Зубаревич Н.В., Крючкова П.В., Николаенко С.А., Плаксин С.М., Шаститко А.Е., Фомичев О.В., Яковлев А.А., Ясин Е.Г.

Редакция

Шаститко А.Е.


Содержание

Краткое содержание 4

Раздел 1. Условия ведения бизнеса 11

1.1. Россия в зеркале международных рейтингов 11

1.2. Условия ведения бизнеса «на языке статистики» 21

1.3. Условия ведения бизнеса глазами самого бизнеса 36

1.4. Что сделано и что не сделано государством для улучшения/ухудшения условий ведения бизнеса 46

1.5 Условия ведения бизнеса: региональный аспект 62

1.6. Наиболее значимые события в российской бизнес-среде 76

Раздел 2. Перспективы развития бизнеса: вызовы и угрозы в ближайшем будущем 94

2.1. Давление глобальной конкуренции - главный внешний вызов 94

2.2. Главные внутренние вызовы: эффективность государства и (не)доверие к бизнесу со стороны общества 105

2.3. Осознание вызовов и поиск практических ответов на них 113

2.4. Возможные пути отражения угроз и снижения рисков 118

Раздел 3. Экономические аспекты изменения имиджа России в мире 121

3.1 Имидж России: история формирования 122

3.2 Состояние экономики России и ее имидж 126

3.3 Выводы 139

Приложение. Деловой климат и имидж страны: общие замечания 141

Повестка дня РСПП на среднесрочную перспективу 144

Об авторах 150



Краткое содержание



1. Доклад РСПП о состоянии делового климата в России готовился на стыке двух политических циклов, через который проходила страна во второй половине 2007 г. За плечами парламентские выборы, впереди выборы Президента России. Вне зависимости от исхода этих выборов политический ландшафт, а вместе с ним и предпринимательский климат, претерпят определенные изменения. Это должно произойти несмотря на слабость конкуренции между политическими партиями. Именно конкуренция между альтернативными вариантами развития политического и предпринимательского климата заставляет задумываться не только о близких, но и более отдаленных перспективах как реализации отдельных групп интересов, так и условий ведения предпринимательской деятельности и экономического развития.

2. В каком направлении будет изменяться предпринимательский климат в среднесрочной перспективе, в чем будут состоять наиболее важные изменения? Каково видение повестки дня российского бизнеса на будущее? Как соотносится она с повесткой дня государства, гражданского общества? Эти и многие другие вопросы волнуют всех, кто интересуется или изучает проблемы формирования экономической политики, оценки ее результативности, перспективы экономического роста и развития российской экономики.

3. Основная задача данного доклада - отразить разные аспекты делового климата не только с точки зрения отдельных сфер предпринимательской деятельности, но и с учетом множества различных «срезов» условий и результатов ведения бизнеса в России. Разносторонне понимание складывающейся ситуации и тенденций – важнейшая предпосылка для выработки реалистичной повестки дня.

4. В первом приближении состояние делового климата можно оценить с помощью международных рейтингов, которые сочетают различные виды информации – статистику, опросы, анализ законодательства. В терминах международных рейтингов представления об экономическом состоянии России существенно улучшаются (хотя и остаются на достаточно низком уровне), причем в наибольшей степени это относится к представлениям об экономическом потенциале России. В то же время оценки уровня экономических свобод остаются по-прежнему на достаточно низком уровне. Оценки качества государственного управления в России относительно других стран близки к среднему уровню, и хотя несколько снижаются в последние годы, они все еще выше уровня конца 1990-х годов. Наибольшие опасения международного экспертного сообщества вызывают проблема коррупции и состояние гражданского общества в России, причем имидж нашей страны в этих сферах в последние годы значительно ухудшился.

5. Условия ведения бизнеса «глазами статистики» представлены тремя группами показателей – отражающих величину спроса, наличие и цену ресурсов и качество инфраструктуры: «спросовыми», «ресурсными» и «инфраструктурными». В терминах официальной статистики бизнес находится в довольно благоприятных условиях с точки зрения состояния спроса, прежде всего спроса со стороны населения и внешнего мира. С точки зрения ресурсной базы растет напряженность с наличием производственных мощностей, с предложением некоторых видов сырья и квалифицированной рабочей силы, что подтверждается результатами социологических опросов предпринимателей и топ-менеджеров. Относительно благоприятно выглядит ситуация лишь с предложением капитала. Качество инфраструктуры бизнеса неоднородно. Сохраняется напряженная обстановка в области развития транспортной инфраструктуры. Кредитно-финансовая сфера находится на довольно низком уровне, по сравнению с зарубежными странами и потребностями российского бизнеса. Чуть лучше обстоят дела в области информатизации и развития коммуникационных структур нового поколения. Тяжеловесность и недостаточная эффективность государственных структур также остается сдерживающим фактором для развития бизнеса.

6. Данные статистики как по ресурсам, так и инфраструктуре не противоречат в целом результатам социологических опросов. В частности, среди компонентов предпринимательской среды, вызывающих наибольшие нарекания со стороны руководителей предприятий, – состояние автомобильных дорог, банковского сектора, направления и методы региональной экономической политики. Среди угроз будущему развитию бизнеса на первом месте стоит нехватка квалифицированных кадров – одно из ключевых ресурсных ограничений.

7. На уровне опросов фиксируется довольно низкая оценка состояния системы защиты и гарантий прав собственности. Откуда исходит угрозы правам представителей бизнеса? Большинство предпринимателей не рассматривают своих «коллег по цеху» в качестве источника слишком высокой угрозы. Напротив, они удовлетворены отношениями внутри предпринимательского сообщества. Угрозы со стороны рейдеров и криминальных группировок являются реальными для сравнительно небольшой группы предприятий.

8. Гораздо хуже обстоят дела в отношениях с представителями власти. Ни на уровне экономической политики, ни на уровне взаимоотношений с отдельными чиновниками действия государства не удовлетворяют предпринимателей. При этом, в отличие от споров с другими участниками рынка, лишь немногие предприниматели рассчитывают отстоять свои права в возможных конфликтах с представителями государства. Не в этом ли объяснение низких оценок защищенности и гарантий прав собственности, так необходимых для обеспечения адекватных стимулов к нововведениям, являющихся ядром экономического развития?

9. Прошедший год не характеризовался какими-либо радикальными изменениями или шагами в государственной экономической политике, что, с одной стороны, можно оценить положительно, поскольку это создает так востребованную бизнес-сообществом стабильность, а, с другой, означает отсутствия решения многих значимых для бизнеса проблем. В то же время хотя роль государства как регулятора существенных изменений не претерпела, но его значение как крупнейшего хозяйственного субъекта в российской экономике значительно усилилось.

10. В последние годы проявилась тенденция усиления присутствия государства в экономике в качестве непосредственного собственника, в том числе в форме создания государственных холдингов и государственных корпораций. Так, были созданы Объединенная авиастроительная корпорация, Объединенная судостроительная корпорация, Государственная корпорация нанотехнологий, государственная корпорация «Олимпстрой», госкорпорации «Ростехнологии» и «Росатом».

11. Создание государственных корпораций стало отчасти реакцией на необходимость консолидации разрозненных предприятий отраслей, представляющих стратегический интерес для страны, а отчасти реакцией на непригодность существующей системы государственного управления для эффективного расходования аккумулированных средств при решении задач, объявленных стратегическими. Продемонстрированная готовность идти до конца при реализации государственных стратегических интересов чрезвычайно остро ставит вопрос о том, что для страны важнее - выгоды от реализации этих интересов или выгоды, связанные с четкой спецификацией и надежными гарантиями прав собственности.

12. Внятной стратегии использования инструмента госкорпораций пока не существует. Есть риск, что инструмент госкорпораций будет использоваться как универсальное средство решения существующих в экономике проблем. Это создает предпосылки «огосударствления» экономики, существенного ограничения конкуренции, еще большего усиления неравенства государственных и негосударственных участников рынка и общего ухудшения условий ведения бизнеса, что в свою очередь неизбежно порождает колоссальные риски искажения стимулов и принятия ошибочных решений

13. К наиболее значимым законодательным и правоприменительным новациям прошедшего года можно отнести принятие и реализацию Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции»; модернизацию нормативно-правовой базы управления земельным фондом, включая принятие изменений в Градостроительный кодекс; принятие поправок в Федеральный закон «О техническом регулировании»; вступление в силу новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации; вступление в силу Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; попытки ввести в действие Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС).

14. Региональная дифференциация условий бизнеса в России – предмет пристального внимания тех, кто ищет работоспособные механизмы повышения экономической активности. Экономические условия для ведения бизнеса в регионах определяются базовыми факторами – агломерационным эффектом, обеспеченностью природными ресурсами, географическим положением. Экономика России концентрируется в крупнейших агломерациях и основных нефтегазодобывающих регионах, ускорился рост приморских регионов запада и юга, в то время как восток страны отстает из-за высоких издержек, обусловленных удаленностью, неблагоприятными природными условиями, плохой инфраструктурой и слабой заселенностью. Сложившаяся география инвестиций усиливает экономическое неравенство регионов и отставание востока страны. Усугубление региональной неравномерности развития в сочетании с низкой мобильностью ресурсов является одной из важнейших угроз для экономического развития России в ближайшем будущем.

15. Важными ограничениями для бизнеса становятся дефицит трудовых ресурсов, особенно в сильно депопулирующих регионах (таких в России более половины), а также растущие различия качества населения. В наиболее развитых регионах растет продолжительность жизни и качество человеческого капитала, а в периферийных и депрессивных регионах усиливается маргинализация населения, не только создающая социальные проблемы, но и ухудшающая перспективы бизнеса. Инфраструктурные ограничения, особенно дефицит электроэнергии, наиболее велики в самых развитых и динамично растущих регионах. Пространственная дифференциация условий повышает значимость точной оценки потенциала регионов и рисков при выборе бизнесом территории для своей деятельности.

16. Федеральные инструменты инвестиционной политики (создание особых экономических зоны, технопарков, привлечения средств федерального Инвестиционного фонда) пока имеют ограниченное распространение. Стандартный пакет льгот для крупных инвесторов предлагается многими регионами, но ценность его относительно невелика и не дает особых преимуществ. К числу недоиспользуемых инвестиционных инструментов относятся льготы, связанные с арендой недвижимости и пользованием землей.

17. В то же время общий тренд инвестиционной политики регионов позитивен. Она постепенно трансформируется в направлении стимулирования инвестиций. Система региональных преференций инвесторам введена в более четкие законодательные рамки, сузились возможности неоправданной раздачи льгот. Однако инвестиционная политика регионов все еще нацелена на привлечение крупных компаний, сохраняется дифференцированный подход к инвесторам. Пока не произошло сдвига к общему улучшению инвестиционного климата для частного бизнеса любого размера, инфраструктурной подготовке территории для привлечения инвесторов, более качественной информационной, имиджевой политике.

18. Если судить по перечню событий, включенных участниками РСПП в ТОР-10, динамика российского делового климата представляется достаточно благоприятной. Качество предпринимательской активности постепенно улучшается: российские компании активно проходят через процедуру IPO, постепенно превращаясь из закрытых, созданных в неспокойное время фирм со сверхконцентрированной собственностью в современные открытые корпорации с цивилизованными отношениями с внешними инвесторами. Российский бизнес становится более эффективным и активно выходит на мировую арену, занимая лидирующее положение в своих отраслях. Растет рынок слияний и поглощений, а, значит, можно ожидать активизации процессов структурной перестройки экономики и прихода более эффективных собственников. Укрепляется банковский сектор, выполняющий значимую роль в финансировании проектов российского бизнеса.

19. Фундаментальный вызов российскому бизнесу в современных условиях – это его способность выстоять и развиваться в глобальной конкуренции. За средними цифрами производительности на уровне Китая и Индии скрываются глубочайшие различия между лучшими и худшими российскими фирмами: разрывы в уровне производительности по добавленной стоимости между 20% лучших и 20% худших фирм в 2006 г. достигали 20-25 раз. Но и относительно успешные предприятия сталкиваются с рядом острых проблем. В их числе: нарастающее давление естественных монополий; дефицит квалифицированных рабочих и управленческих кадров; крайне высокий износ оборудования. И опять: здесь нет противопоставления. Не будем же мы ожидать, что успешно работающие (предприятия или люди) не должны сталкиваться с проблемами?

20. Российское правительство реагирует только на часть проблем, возникающих в бизнесе. На фоне растущего качества менеджмента в частном секторе отмечается стагнация качества государственного управления (включая собственно госаппарат и общественный сектор, что фиксируется и международными рейтингами), что наряду с отмеченным выше скептицизмом предпринимателей на предмет перспектив отстаивания в суде нарушенных государством прав свидетельствует о наличии фундаментальной проблемы улучшения делового климата - состояния государства. Между тем, национальные компании могут успешно конкурировать на глобальном рынке, лишь опираясь на эффективную систему национальных государственных институтов, которые взаимодействуют с этими компаниями и при необходимости поддерживают их. Неэффективность российского государства делает российский бизнес уязвимым в глобальной конкуренции.

21. Причины того, что бизнес не предъявляет внятных претензий к государству, связаны с историей возникновения самого бизнеса – приватизацией собственности. Условия приватизации и ее последствия воспринимаются в России драматичнее и острее, чем в других странах, из-за глубокого социального расслоения, экономического неравенства, относительно низкого уровня адаптации к переменам в экономике и обществе, совершившимся в 90-е годы. В массовом сознании бизнес, особенно крупный, воспринимается как криминально-аморальный. Именно эти обстоятельства позволяют значительной части населения рассматривать 90-е годы. как катастрофический период развития страны.

22. Опираясь на эти настроения в обществе, власть заявляет о моральном праве на контроль (от имени общества) над таким частным бизнесом – вплоть до его национализации, которая и происходит ползучим образом. Формирующиеся в этих условиях риски передела собственности делают вполне логичной для предпринимателей стратегию вывода прибыли и развития за счет заемных средств (с тем, чтобы потенциальным захватчикам остались не активы, а долги). Защита собственности важна для предпринимателей, и чтобы избежать стратегии вывода активов из бизнеса с неизбежными потерями, бизнес готов тесно сотрудничать с властью, чтобы добиться легитимации собственности.

23. Важность решения проблемы изменения отношения к бизнесу со стороны общества все более осознается – в том числе на сугубо практическом уровне. Бизнес начинает понимать, что если он хочет жить и развиваться, он должен помогать развитию той среды, которая его окружает. Однако этого мало. Необходима не только готовность бизнеса работать с обществом, но и готовность взаимодействовать с государством, способствуя повышению его эффективности. Такое взаимодействие сегодня может строиться только на коллективной и публичной основе. Важная характеристика такого взаимодействия - прагматичность – создание дееспособных механизмов решения практических вопросов, затрагивающие интересы большинства компаний, работающих на определенном рынке или в определенной отрасли. В повестку дня переговоров должны входить такие вопросы, как: подготовка специалистов, развитие инфраструктуры, создание условий для конкуренции, и в первую очередь – легитимация прав собственности. Не менее актуальной для снижения рисков ведения бизнеса в России является определенность политики – предполагающая внятное объяснение бизнесу того, что и зачем хочет государство, какие цели и почему оно ставит.

24. Продолжающийся уже более восьми лет экономический подъем привел к значительному изменению положения России в мире, что порождает комплекс проблем, связанных с восприятием России в мире, а также собственного восприятия россиянами своей страны через призму отношений России с внешним миром. Иными словами, постановка вопроса об имидже России именно в данных условиях позволяет более точно поставить вопрос о приоритетных направлениях действий и кооперации бизнеса и государства, бизнеса и гражданского общества в рамках нового политического цикла и на более отдаленную перспективу.

25. За последние годы Россия продемонстрировала впечатляющие успехи в макроэкономической политике (единственным важным исключением является, пожалуй, существенное превышение фактической инфляции по сравнению с прогнозировавшейся в 2007 году). Она стала привлекательной для иностранных портфельных инвесторов, увеличились прямые иностранные инвестиции, российский бизнес начал активную зарубежную экспансию.

26. Между тем в средствах массовой информации, зарубежных аналитических изданиях представление о деловом климате страны (ее экономический имидж) не претерпели существенных изменений и остались где-то на уровне Непала (по значительной части экономических индексов Россия входит в число 10-20% стран с наихудшими значениями показателей). Диссонанс между реальными экономическими показателями и индикаторами, формирующими деловой имидж, становится еще более заметен при переходе к международным сопоставлениям динамики индексов и экономических показателей.

27. Вышесказанное не означает, что деловой климат России идеален, а показатели, оценивающие имидж, тотально и умышленно искажаются в результате происков конкурентов. В первую очередь сам деловой климат нуждается в улучшении, прежде всего, как показывают опросы, в части борьбы с коррупцией и сокращением административных барьеров.

28. Иностранные инвесторы готовы вкладывать средства в экономику, демонстрирующую стабильные темпы роста ВВП и потребительского рынка, не взирая на ее имидж. Однако это не означает, что в условиях благоприятной экономической ситуации можно совсем не обращать внимания на инвестиционный имидж. Кроме того, в этом случае остается открытым вопрос о том, что произойдет с объемами иностранных инвестиций в случае сокращения темпов экономического роста при сохранении активной международной конкуренции за привлечение инвестиций.

29. Любые действия, направленные на улучшение как делового климата, так и экономического имиджа страны, должны осуществляться скоординировано государством и бизнесом. И только в этом случае они будут эффективны. Россия, видимо, должна будет перейти к формированию имиджа страны с благоприятным климатом для обычного и инновационного бизнеса.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008 iconРоссийской Федерации Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации Москва, 2009
Гриб В. В., Гусев П. Н., Давыдов Л. В., Захаров В. М., Каньшин А. Н., Катырин С. Н., Климент, митрополит Калужский и Боровский, Ковальчук...
Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008 iconДоклад утвержден на пленарном заседании Общественной палаты Российской Федерации 25 декабря 2009 г. © Фгу «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации»
Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации подготовлен в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 4...
Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008 iconФедеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва
Значимые результаты защиты конкуренции в 2011 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации 5
Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008 iconФедеральная антимонопольная служба доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации москва
Значимые результаты защиты конкуренции в 2010 году и актуальные задачи защиты конкуренции в Российской Федерации 6
Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008 iconДоклад по реализации Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году»
Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008 iconПубличный доклад «О состоянии и развитии образования и молодежной политики Хабаровского края в 2012 году» Хабаровск
Хабаровского края в соответствии с методическими рекомендациями по формированию аналитических докладов о состоянии и развитии систем...
Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008 iconМинистерство образования и науки российской федерации (Минобрнауки России) прика з
Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. N 294 (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, n 17, ст. 1888),...
Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008 iconДоклад о состоянии и развитии
Публичный доклад – это публичный документ в форме периодического отчета отдела образования и спорта администрации мр «Дзержинский...
Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008 iconРабочая программа по искусству (изо) для 5 класса
России, академика рао б. М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2008 г.; Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных...
Доклад о состоянии делового климата в Российской Федерации Москва 2008 iconDetermination of categories of rooms, buildings and external installations on explosion and fire hazard
Российской Федерации, 2004, n 28, ст. 2882; 2005, n 43, ст. 4376) и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница