Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность




Скачать 20.11 Kb.
НазваниеМбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер20.11 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3   4



Колесникова О. М.,

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ № 21»


Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года


Введение

Актуальность. Отечественная война 1812 года - одна из самых ярких страниц истории России. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением мира и к моменту нападения на Россию был увенчан ореолом всемогущества и непобедимости, поразила воображение современников и доныне волнует их потомков. Около двух веков «гроза 12-го года» неизменно привлекает к себе внимание исследователей. За это время историография проблемы разрослась до огромных размеров. Специально о войне написано более 10 тыс. книг и статей, не считая многочисленной литературы о Наполеоне. Однако, несмотря на обилие трудов, многие аспекты темы изучены пот недостаточно и среди них - участие в войне русского православного духовенства.

Между тем, поскольку в дореволюционной России Церковь играла огромную роль во всех областях жизни общества, во время войны духовное сословие проявило себя всесторонне: участвовало в военных действиях (это прежде всего относится к военному духовенству), внесло определенный материальный вклад в организацию народного ополчения и отчасти личный - в партизанскую войну, проводило антинаполеоновскую церковную проповедь, направленную на поддержание морального духа армии и народа, их религиозно- патриотического настроения. С сильным влиянием Церкви на русское общество связана, на наш взгляд, также духовная жизнь России во время войны, при рассмотрении которой нельзя не заметить, что разный менталитет противников и связанное с этим непонимание ими друг друга, оказали влияние на их взаимную борьбу, определив некоторые характерные особенности войны. Оставляя этот аспект без внимания, невозможно правильно понять, в частности, природу патриотизма русского народа и в целом войну.

Таким образом, актуальность данной работы определяется прежде всего слабой изученностью проблемы. Более того, в настоящее время, когда социальные и нравственные изменения в российском обществе привели к тому, что на государственном уровне остро поставлен вопрос о необходимости возрождения патриотизма как «важнейшего элемента общественного сознания и фундамента общественной и государственной систем», мы считаем особенно важным и полезным еще раз обратиться к изучению православия, являвшегося на протяжении нескольких столетий одним из основных факторов, определявших мировоззрение, государственный и духовный потенциал русского народа.

Степень изученности темы. В отечественной историографии роль Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года еще не была предметом комплексного, монографического исследования.

До 1912 года участие духовенства в Отечественной войне затрагивалось историками лишь в общих трудах по истории войны (А.И. Михайловский-Данилевский, М.И. Богданович). Давая преимущественно внешнее описание военных действий и событий в тылу, авторы этих трудов старались по возможности показать вклад в победу всех сословий России, в том числе и духовенства, однако сам характер работ такого рода не позволял детально рассмотреть все аспекты темы.

В 1912 г., когда столетие Отечественной войны вызвало всплеск интереса исследователей как к теме в целом, так и к отдельным ее аспектам, вышло несколько юбилейных изданий, посвященных участию в л войне духовенства. Это прежде всего труд протоиерея А. Никольского, где в форме очерков изображаются подвиги духовенства Московской епархии, деятельность которого протекала в 1812 году в особенно тяжелых условиях; небольшое по объему научно-популярное произведение К.А. Военского «Русское духовенство и Отечественная война 1812 года», посвященное в основном проповеднической деятельности духовного сословия в дни войны; брошюра протопресвитера Г.И.Шавельского «Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном», рассказывающая о подвигах наиболее отличившихся военных пастырей, и публикация доклада И.М. Студитского «Русское духовенство в Отечественную войну 1812 года», прочитанного им на юбилейном заседании Костромского Церковно-Исторического Общества 26 августа 1912 года.

К юбилею войны в периодических изданиях также вышло много статей (авторами которых были преимущественно священнослужители), повествующих о подвигах того или иного представителя духовного сословия, а также о религиозно-патриотическом настроении русского народа, некоторые из них затем были опубликованы отдельно.

Советские исследователи - авторы монографий о войне 1812 года (Л.Г. Бескровный, П.А.Жилин, Е.В.Тарле и др.) - рассматривали тему, как правило, под специальным военно-историческим углом зрения, с акцентом на таких вопросах, как вооружение сторон, их стратегия и тактика, оперативное искусство, и с меньшим, явно недостаточным вниманием к вопросам идеологии и культуры. Роль Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года историков, стоявших на платформе исторического материализма и атеизма, практически не интересовала. Об этом либо молчали, либо писали негативно. Н.А.Троицкий в своем труде «1812. Великий год России», несмотря на поставленную перед собой задачу «исправить хотя бы наиболее характерные из накопившихся в литературе концепционных несообразностей и оценочных заблуждений», в рассматриваемом вопросе остался на прежних (советских) идеологических позициях. Он явно умаляет заслуги духовенства (критически отмечая, что оно помогало народной войне главным образом божьим словом и патриотическими молитвами во славу русского оружия), основываясь на некоторых единичных случаях измены со стороны священнослужителей, говорит о «сословной корысти» духовенства.

В 1990-е годы, когда наметился постепенный отход от советской идеологии, деятельность духовного сословия начала привлекать внимание исследователей. В периодической печати было опубликовано несколько статей, посвященных военному духовенству, где присутствие в русской армии священнослужителей оценивалось весьма позитивно (статьи А. Смирнова, Ю. Лубченкова, Е. Сергеевой).

Таким образом, и в русской, и в советской историографии участие православного духовенства в основных событиях 1812 года пока еще не получило достаточной разработки и осмысления.

Цель работы заключается в исследовании и объективной оценке роли Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года в идеологическом, военном и культурном отношениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) определить положение Русской Православной Церкви в Российской империи начала XIX века; 2) раскрыть роль духовенства в Отечественной войне 1812 года.

Таким образом, объектом исследования является Отечественная война 1812 года, а его предметом - роль Русской Православной Церкви, степень ее влияния на сущность, ход, результаты и последствия войны.

Методология и методика исследования. Методологическую основу работы определяют цивилизационный и модернизационный подходы, принцип историзма, а также комплекс общенаучных, специально-исторических и междисциплинарных методов. Цивилизационный подход предусматривает изучение России как устойчивой социокультурной общности, имеющей в своем развитии качественную специфику, нацелен на выявление роли данной специфики в процессе исторической эволюции страны. Воспроизводство цивилизационной специфики России, ключевых параметров ее общественной жизни определялось рядом факторов одним из которых был религиозный. Особенности русского православия и государственно-церковных отношений обусловливали сущностные черты российской цивилизации, преемственность форм ее исторической динамики. Реализация принципа историзма требует обращения к историческому контексту и заключается в рассмотрении отдельных явлений и фактов в их взаимосвязи, развитии, конкретно-исторических условиях. Принцип историзма нацелен также на максимальное приближение в историческом повествовании к воспроизведению всех особенностей и сторон изучаемого явления.

Методика нашего исследования основана на применении общенаучных, специально-исторических (историко-сравнительный, историко-системный и др.) и междисциплинарных методов, выбор которых был определен целями, задачами и предметом исследования. Использование междисциплинарных методов определяется, прежде всего, сочетанием исторического и религиоведческого подходов, что, в свою очередь, обусловлено тематикой данного исследования. Если исторический подход дает возможность выявить определенные этапы во взаимоотношениях государства и Церкви, то религиоведческий способствует углубленному изучению церковной деятельности и исследованию специфических особенностей церковной жизни. Кроме того, в работе использовался историко-психологический метод, предполагающий изучение внутреннего мира отдельных исторических субъектов, государственных и церковных деятелей, анализ их индивидуальности.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке к урокам истории, при создании обобщающих работ по истории Отечественной войны 1812 года, специальных исследований по проблеме «Армия и Церковь» и пр.

1. Положение Русской Православной Церкви

в российском обществе начала XIX века

Участие Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года определялось тем положением, которое она занимала в России. Церковь была тесно связана с государственной властью, а православие являлось идеологической и духовной основой империи и одним из важнейших факторов, определявших мировоззрение русского народа. Первенствующее положение православия закреплялось в законодательстве, где оно называлось религией, «господствующей в государстве». Закон также прямо указывал на обязательную принадлежность к православной вере русского императора. Вступая на престол, император проходил обряд коронования и миропомазания по чину Православной Греко-Российской Церкви. В народном сознании он был Помазанником Божиим и сами понятия веры, царя и Отечества были тесно связаны между собой.

Высшим органом церковного управления был Святейший Правительствующий Синод, постановления которого, однако, приобретали силу закона только после утверждения их императором. Император также назначал членов Духовной Коллегии и обер-прокурора Святейшего Синода, который в рассматриваемый период постепенно превращался из наблюдателя за деятельностью Синода и посредника между ним и императором в полномочного представителя Духовной Коллегии перед правительством. Такое положение Русской Православной Церкви способствовало тому, что она официально выполняла в государстве идеологическую роль, заботясь о воспитании и нравственном благосостоянии русского народа. Религиозное воспитание народа осуществлялось путем укрепления у него веры в Бога, преданности царю и любви к Отечеству.

Особенно ярко идеологическая роль Церкви проявлялась в армии, где патриотическое воспитание солдат велось силами военного духовенства. Ведомство военного духовенства было неотъемлемой и очень важной частью российской регулярной армии. Полковые священники и флотские иеромонахи не только удовлетворяли религиозные потребности солдат и матросов через совершение богослужений и исполнение треб (что само по себе было очень важно для моральной поддержки воинов в напряженной военной обстановке), но являлись вдохновителями русского воинства, руководителями его духовно-нравственной жизни. Проповеди и религиозные беседы полковых священников касались самых разных сторон повседневной жизни воинов.

Особенное внимание уделялось объяснению необходимости воинской службы, важности и престижности положения воина, который призван защищать веру, Отечество и Государя. Священнослужители объясняли солдатам священный характер войны в защиту Отечества, которую благословляют Бог, помогающий правому, и Православная Церковь. К противнику они учили относиться по-христиански: поверженному врагу даровать пощаду, к иноверческим храмам неприятеля проявлять уважение, не заниматься грабежом и мародерством, ибо воровство - это преступление, не совместимое с высоким званием воина Русской армии. Отметим, что даже после разграбления и осквернения в 1812 году Великой армией значительного количества православных храмов, перед началом заграничного похода Православная Церковь и император призывали русских солдат на территории неприятеля не уподобляться врагу и победить его «столько же великодушием своим, сколько оружием». Духовно поддерживая солдат, Церковь укрепляла моральный дух Русской армии, являвшийся важным условием ее боеспособности.

Во время Отечественной войны проповеди военного содержания звучали не только в армии и на флоте, но и в приходских храмах. Их смысл заключался в том, чтобы объяснить народу справедливый, освободительный характер войны и призвать к мобилизации моральных и физических сил для решения общей задачи - организации отпора врагу. Важность церковной пропаганды понималась императором, который во время войны неоднократно соответствующими предписаниями стимулировал проповедническую деятельность духовенства. В воззваниях Святейшего Синода по всем правилам правительственной пропаганды, с опорой на понятные народу истины, создавался образ врага. Происходящие события неразрывно связывались с революцией 1789 года, во время которой французский народ казнил законного монарха и осквернил собственные храмы, чем заслужил проклятие Бога, распространившееся также на те страны, которые последовали за Францией. Наполеон представлялся как узурпатор, богоотступник, поработитель человечества, гонитель Христианской Церкви, провозгласивший себя «лжемиссией». Тем самым Православная Церковь преподносила начавшуюся войну не только как политическую борьбу за целостность и благосостояние государства, но и как священный подвиг в защиту православной веры.

В глазах русского народа правильность антинаполеоновской церковной пропаганды подтвердило поведение завоевателей, которые грабили и оскверняли православные храмы, а также истязали духовенство с целью узнать, где спрятаны церковные сокровища. Подобные явления, наиболее сильно проявившиеся на территории коренной России, были вызваны режимом оккупации, развязавшим низменные инстинкты завоевателей, а также непониманием ими менталитета русского народа и неуважением к его национальным ценностям и традициям. Вандализм завоевателей оскорбил религиозные чувства русского народа, вызвал взрыв всеобщего негодования и способствовал расширению движения сопротивления, в котором православное духовенство часто играло направляющую роль и принимало непосредственное участие.

Особенный размах партизанского движения наблюдался в стране после взятия и осквернения врагами Москвы. В значительной степени ему способствовало освещение московских происшествий средствами антинаполеоновской пропаганды, которая не только сообщала об оставленных оккупантами «следах зверства и лютости» (осквернении храмов, поругании могил, грабежах и насилиях над местными жителями), но делала также ряд выводов, касающихся сущности противника и характера предыдущих и последующих взаимоотношений с Францией. Поведение завоевателей объявлялось недостойным не только просвещенного народа, который во время войны заботится как о славе оружия, так и о соблюдении чести и доброго имени своего государства, но даже дикарей, проявляющих в подобной ситуации только жадность к грабежу, а не жадность к разрушению того, чего они взять с собой не могут. Подражание Франции, имевшее место накануне войны, признавалось ошибочным и подтверждался тезис о том, что идущая война представляет собой испытание, посланное Богом на Россию для того, чтобы спасти ее от «повреждения нравов, заразы неверия и злочестия». Говорилось о необходимости порвать с Францией все нравственные связи и возвратиться к чистоте и непорочности наших нравов. Франция и Россия противопоставлялись друг другу как «безбожие» и «благочестие», как «порок» и «добродетель», между которыми война должна вестись до победного конца.

Религиозной настроенностью были проникнуты все правительственные документы (Манифесты, рескрипты, приказы армиям), вышедшие во время войны. Интересно, что в Высочайшем манифесте от 25 декабря 1812 года, сообщавшем о победном завершении войны, в качестве главной причины победы называлась помощь Бога: «Не отнимая достойной славы ни у главнокомандующего над войсками Нашими знаменитого Полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием, ни вообще у всего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих. И так да познаем в великом деле сем промысл Божий» [2]. Следующей по значимости причиной победы Александр I признал единение всех «государственных чинов и состояний» (войска, вельмож, дворянства, духовенства, купечества, народа), которые «не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, толико же пылающую любовью к Отечеству, колико любовью к Богу» [2]. В манифесте от 30 августа 1814 года император назначил каждому сословию определенную награду. Духовенство получило бронзовый крест на Владимирской ленте с надписью: «1812 год». По мнению императора, заслуга духовного сословия во время войны заключалась в том, что оно «теплыми молитвами своими» призывало «пред Алтарем Всевышнего» «благословение Божие на Всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия» ободряло «народ к единодушию и твердости» [3].

Однако проповедническая деятельность духовенства, несомненно, имевшая огромное значение, по мнению Б. Пивоварова, не умаляет его непосредственного участия в основных событиях 1812 года (материального вклада в созыв ополчения, подвигов военных пастырей на полях сражений, участия церковно-и-священно-служителей в партизанском движении). Напротив, многосторонняя деятельность православного духовенства свидетельствует о том, что оно всеми имевшимися в его распоряжении средствами старалось вызвать в народе сознание национального единства и организовать его на борьбу с врагом. В этом заключается несомненная историческая заслуга Церкви и духовного сословия перед Отечеством.

О том, что все сословия в 1812 году объединяла православная вера, через призму которой воспринимались происходящие события, свидетельствует, в частности, совместное решение Святейшего Синода, Государственного Совета и Правительствующего Сената о присвоении императору Александру I титула «Благословенный», а также сооружение храма Христа Спасителя, который стал подлинным памятником православного понимания народом особенностей этой войны (Приложение 3).

На медали, учрежденной в честь победы в Отечественной войне, была выбита надпись: «Не нам, не нам, но имени Твоему». «Для принесения Всемогущему Богу теплых и усердных молитв за избавление Державы Нашей от лютого и сильного врага, и в прославление в роды родов сего совершившегося над Нами промысла и милости Божией» [4] император Александр I постановил проводить ежегодное празднование в день Рождества Христова.

Таким образом, особенности русского православия и государственно-церковных отношений обусловливали сущностные черты российской цивилизации, преемственность форм ее исторической динамики. Церковь была тесно связана с государственной властью, а православие являлось идеологической и духовной основой империи и одним из важнейших факторов, определявших мировоззрение русского народа.

В условиях практически сплошной неграмотности только Православная Церковь и её священнослужители могли максимально быстро и доходчиво объяснить своей многомиллионной пастве катастрофическую опасность нашествия на Святую Русь наполеоновских полчищ, состоящих из «двадесяти языков».

На первое место среди многих задач, решаемых духовенством (священнослужение; учительство и воспитание; нравственное руководство духовной жизнью пасомых), выступало стремление воспитать в русском воине духовно-нравственные силы, сделать его человеком, проникнутым религиозным настроением, исполняющим свои обязанности не из-за страха угроз и наказания, а по совести и глубокому убеждению в святости своего долга. Оно заботилось о воспитании в войсках духа веры, благочестия и воинской дисциплины, терпения, мужества и самопо­жертвования.

  1   2   3   4

Похожие:

Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность iconИсследовательская работа «Владимирское ополчение в Отечественной войне 1812года»
Целью исследования является изучение роли и характера участия жителей региона в Отечественной войне 1812 года и отражение этого события...
Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность iconКомплексный план воспитательной работы на 2012-2013 учебный год по гбоу сош №333
В 2012-2013 учебном году воспитательная работа будет вестись под девизом «Я гражданин России!», «Помнить, чтобы жить!», посвященному...
Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность icon…2 Брянский край в Отечественной войне 1812 года §
Вклад Брянского арсенала
Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность iconМеждународный историко-краеведческий конкурс «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» Номинация: Историческая Тема исследования: «Адмиралы и офицеры флота в Отечественной войне 1812 года»
Ii. Адмиралы и офицеры флота в Отечественную войну 1812 года
Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность iconРусская разведка в отечественной войне 1812 года
Костенко Анатолий Филиппович, руководитель по научной и инновационной деятельности
Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность iconСценарий конференции, посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года
Цель: осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для истории России и мировой истории
Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность icon«Гроза двенадцатого года…» (А. С. Пушкин)
Цель урока: сформировать у учащихся полноценное представление об Отечественной войне 1812 года как «великой эпохи в жизни России»,...
Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность iconЗначение Бородинской битвы в событиях Отечественной войны 1812 года ( если позволяет время лучше отвести на эту тему 2 часа)
В 1801- 1812 годах. Скажите, какое направление этой политики было одним из самых главных? (Западное или европейское). Почему? ( В...
Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность iconПлан: Введение. Произведения о войне 1812 года а. Произведения Державина
Отечественная война в произведениях исторической беллетристики. Три старинных русских романа
Мбоу «сош №21» Православное духовенство в Отечественной войне 1812 года Введение Актуальность icon«Васильчиковы – герои Отечественной войны 1812 года» /исследовательская работа
Исследовать основные моменты автобиографии братьев Иллариона, Дмитрия и Николая Васильчиковых, связанные с военной кампанией 1812...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница