Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва




Скачать 29.53 Kb.
НазваниеМетодическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер29.53 Kb.
ТипМетодическое пособие
  1   2   3   4
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ


Шабага А.В..


Методическое пособие

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для повышения квалификации учителей-предметников


Москва

2012


Шабага, А.В.

Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников [Текст]/А.В. Шабага. – М., 2012. – 000 с.


В данном пособии изложены, даны оценки и рекомендации для учителей-обществоведов по ведению основных видов учебных занятий, включая подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ,

В приложениях размещены материалы по дополнительной профессиональной подготовке учителей, преподающих обществознание (нормативные документы, планы, отчёты).


Введение

Эффективное развитие школьного образования в настоящее время возможно лишь при постоянном совершенствовании профессиональных навыков учителя. Наиболее продуктивными в этом отношении является освоение новых форм ведения занятий, среди которых можно выделить уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-ролевые игры, уроки-исследования и т.п. Задачи таких уроков заключаются в выработке учащимися умений анализировать учебный материал, обобщать полученную информацию, приобретать навыки делать выводы и применять полученные знания на практике.

Образовательные стандарты в сфере обществознания требуют, чтобы учащиеся получили твёрдые навыки «освоения системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования; приобрели умения получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; получили первый опыт применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе».

В методической литературе можно найти разные подходы к реализации целей, поставленных в образовательном стандарте. На основании целого ряда учебных и методических пособий и с учётом собственного опыта мы покажем некоторые методические приёмы проведения уроков обществознания в старших классах средней школы, позволяющие повысить усвоение материала и более эффективно подготовить школьников к единому государственному экзамену по обществознанию.

Для современной системы общего среднего образования характерны постоянные изменения, связанные с внедрением новых педагогических и информационных технологий в процесс обучения. В настоящее время помимо использования возможностей диапроекторов, кодоскопов, аудио и видеотехники добавились возможности интерактивных досок и компьютеров. Всё это вместе взятое существенно расширяет возможности изложения материала как на лекции, так и на семинаре. Усиливая их наглядность и доказательность, что позволяет не только повысить интерес учащихся к темам лекций и семинарских занятий, но и оптимизировать усвояемость материала, не перегружая объёма внимания учеников. В то же время заметим, что применение новых технологий не отменяет главной компоненты успеха занятия по обществознанию - личности учителя. Ибо его профессионализм и увлечённость своим предметом, его владение ораторским искусством, управление аудиторией во время занятия, его способность построить лекцию и семинар так, что бы они нашли отклик на всех уровнях восприятия, является главным условием достижения требуемого результата – полного усвоения учащимся курса обществознания. В последнее время на уроках обществознания учителя всё чаще используют новые способы подачи информации, такие как ролевые и деловые игры или применяя новые технические приборы – компьютеры, интерактивные доски и т.д. Это позволяет существенно расширить возможности преподавания обществознания, как на уровне традиционного обучения, так и на уровне подготовки учеников к сдаче единого государственного экзамена. Ниже мы изложим, дадим оценку и рекомендации для учителей-обществоведов по ведению основных видов учебных занятий, включая подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ,

В приложениях размещены материалы по дополнительной профессиональной подготовке учителей, преподающих обществознание (нормативные документы, планы, отчёты).


Особенности чтения лекции

по обществознанию


Известно, что лекция – одна из наиболее традиционных форм группового обучения. Для лекции характерно однонаправленная передача информации.





С урока-лекции начинается почти каждая новая тема в преподавании обществознания и за ней обычно следуют практические занятия, практикумы решения задач, семинары, зачёты и т.д.  Поэтому от того как проведена лекция зависит результативность следующих этапов обучения.  Различают лекции публичные и научные. В школе должны иметь место как научные (на уроках), так и публичные (на внеклассных, на воспитательных мероприятиях) лекции. Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета  и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные  явления. Хорошая лекция – это произведение ораторского искусства сочетающего научную мысль и эстетику, красоту слова. Лекция содержит последние данные науки, в ней научное знание выступает в виде живого человеческого слова, а поэтому и воспринимается слушателями на эмоциональном уровне. Н.И.Пирогов, который был не только знаменитым хирургом и естествоиспытателем, но и замечательным педагогом, называл лекцию мощным источником популяризации новых идей и передачи научных истин, ещё не вышедших в печатных сочинениях.


К основным дидактическим целям урока-лекции по обществознанию следует отнести следующие:


1. Сообщение ученикам современных, целостных, систематизированных представлений об обществознании, уровень которых определяется целью изучения каждой конкретной темы;

2. Привитие интереса к изучаемому предмету, развитие самостоятельности и творчества в мышлении.


С формальной стороны в лекции-уроке, как специфической форме обучения, можно вычленить четыре основные педагогические функции, которые определяют её возможности и преимущества в учебно-воспитательном процессе:  обучающую, развивающую, воспитательную, организующую. Суть их состоит в следующем:


Обучающая функция подразумевает передаче школьникам основ обществознания научно обоснованных путей решения проблем социо-гуманитарной жизни, а также первичному научению решения научно-практических задач и проблем. Лекция-урок должна давать целостное, систематизированное, аргументированное представление о решении той или иной прикладной проблемы социальной сферы. Именно это, а не запоминание каждого слова или цифры, приведённых учителем, является главным в обучающей функции лекции-урока. Следует помнить, что лекция-урок должна давать самое современное на сегодняшний день представление об изучаемой теме, что принципиально отличает её в этом отношении от учебников и учебных пособий.

Кроме того, учащимся, которые впервые знакомятся со всей системой наук, трудно самостоятельно разобраться в конкурирующих точках зрения, особенностях подходов разных авторов и обоснованно оценить достоинства и недостатки той или иной научной школы. Лекция должна помочь в понимании фундаментальных основ темы, в ориентации в современных проблемах, дать опорные знания для формирования самостоятельных оценок и суждений по теоретическим и прикладным вопросам изучаемой науки.
Познавательное значение возрастает когда по соответствующим разделам социально-гуманитарного знания отсутствуют методические материалы и пособия, когда учащиеся впервые знакомятся с новой сферой научных знаний, когда рассматриваемая на лекции-уроке тема обществознания ещё не нашла отражения в школьных учебниках.


Развивающая функция реализуется тогда, когда лекция ориентирована не на возможности памяти ученика, не даётся как простой или специальный подбор фактов, а учит думать, рассуждать и сопоставлять, проводить анализ поставленной проблемы. Следовательно, развивающая функция лекции находится в зависимости от методики её изложения, от умения лектора заставить учеников мыслить проблемно и в должном контексте. Последовательное, аргументированное изложение материала, способность побуждать учеников совместно искать пути решения проблемы, показывать приёмы такого поиска, чтобы, в результате, вместе придти к обоснованным выводам – именно этом заключается развивающая для ученика функция урока-лекции.

Воспитательная функция лекции заключена в соответствии её содержания принятым этическим нормам, в формировании научного мировоззрения, развитии рефлексивных начал в постижении обществоведческого материала. Следует сказать, что большое влияние на воспитание учащихся оказывает авторитет преподавателя, его манера ведения лекции, проявление уважения к учащемуся с отличающимся от него мнением, если оно не противоречит системе пройденного материала. Кроме того воспитательное значение имеет и атмосфера совместной работы, выстроенной в духе культуры общения и педагогики сотрудничества.


Организующая функция лекции предусматривает управление самостоятельной работой учащихся, как в процессе лекции, так и после неё. Эта функция может быть усилена чтением вводных лекций, а также лекций по которым планируется проведение семинаров и практических занятий. В ходе лекции должно указывать необходимую литературу, обращать внимание на то, что надо изучить и с чем сопоставить. Тем самым организуется дальнейшая самостоятельная научная работа учащихся, умение их получать знания, пользоваться литературой, справочными пособиями и другими источниками знаний.


Разновидности лекций, их характеристика и возможности применения.

Современная дидактика рассматривает лекцию как одну из форм развивающего обучения. Методика чтения лекции должна меняться исходя из целей, учитывающих как специфику обществоведческого материала, так и требуемый уровень усвоения программы. В этой связи представляется, что на основании передового педагогического опыт, позволяющего выделить несколько разновидностей лекций, можно сделать следующее заключение.
Современные учебные лекции целесообразно разделить на вводные, установочные, обзорные, лекции-беседы, лекции с элементами самостоятельной работы учащихся, проблемные и предметные, академические и т.д.


В то же время для всех школьных уроков-лекций остаются в силе традиционные требования:


  1. Строгое соответствие современным научным требованиям.

  2. Направленность на обучение мыслить, а не повторять готовые ответы.

  3. Последовательность и аргументированность изложения.

  4. Исчерпанность в рамках заявленной темы.

  5. Яркость и убедительность.


Что касается видов лекций, то они должны соответствовать следующим критериям:


Вводную урок-лекцию, как это явствует из названия целесообразно проводить в начале изучения какой-либо темы по обществознанию. В ней раскрываются цели и задачи изучения предмета (или соответствующего раздела), его структура и место в системе образования учеников. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе научных знаний.


Основным методом этого вида лекции является популярное изложение, призванное заинтересовывать учащихся в изучении новой науки, ориентировать их на решение предстоящих проблем, познание нового, расширение своего кругозора. В этой лекции целесообразно схематично, блоками отобразить весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы ученики могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они овладеют. Заинтересовать в изучении нового предмета, с тем, чтобы на следующее занятие ученики шли с желанием и интересом – основная цель вводной лекции


Установочная лекция даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов, поставленных проблем. Ознакомиться со статьёй в энциклопедии,  провести небольшое самостоятельное исследование, попытаться найти доказательство отличное от содержащегося в учебнике, изучить некоторые вопросы (темы) самостоятельно, найти публикации по теме в Интернете. Метод объяснения с иллюстрацией (наглядность), репродуктивный метод и метод проблемного изложения материала с тем, чтобы учащиеся поняли суть поставленных вопросов для последующего их решения методом самостоятельной работы – будут основными на установочной лекции.


Лекция-беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью привлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Для этого вида уроков-лекций рекомендуется широкое применение иллюстративного материала для того, чтобы дать ученикам опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов – необходимость на таких лекциях. Процессу диалога предшествует рассказ учителя, постановка проблемы, дача вариативных ориентиров в путях её решения. Такие лекции обычно продуктивны для небольшого количества участников (класс), где каждый имеет возможность высказаться и каждая реплика будет услышана.

Академическую лекцию целесообразно проводить, приглашая специалиста в данном разделе обществознания. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность. Чёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения, иллюстрация излагаемого и приведение в этом качестве примеров характерны для такой лекции. Её цель – дать основные, фундаментальные знания теории и практики.


Метод чтения академической лекции зависит от численности аудитории. Если лекция планируется для параллели классов, то материал чаще всего приходится излагать монологически, применяя репродуктивный или объяснительно- иллюстративный метод, обращаясь реже к проблемному. Используя проблемный метод, специалист или учитель, присутствующий на уроке-лекции, ставит проблему, создаёт проблемную ситуацию и сам показывает пути и способы её решения.


Некоторые методисты полагают, что когда академическая лекция читается в классе, учителем может использоваться метод дискуссии в сочетании с проблемным методом. В этом случае появляется возможность привлечь учащихся к диалогу, учебный материал усваивается не на уровне воспроизведения, а более осознанно, на творческого осознания.


Обзорная лекция (лекция – консультация) проводится, как правило, перед экзаменами, зачётами. На ней освещаются наиболее важные обществоведческие темы или темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении либо воспроизведении учащимися, анализируются типичные ошибки и недочёты, делаются выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем, раздела, курса, предмета) на практических занятиях.


Лекция с элементами самостоятельной работы может быть использована при обучении навыкам и приёмам исследовательской деятельности. Цель такой лекции – дать теоретические основы и сразу же закрепить их особыми тренировочными заданиями.

Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения, либо изучения большого раздела, части изучаемого предмета . Это итоговый урок после изучения большой темы. Её целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, темах, вопросах; дать «видение» изученного не «изнутри», а «сверху», в системе других изучаемых тем, в системе научных знаний, как всего человечества, так и данного конкретного, сидящего в этом классе, здесь и сейчас, ученика. Вместе с тем в ходе лекции учащиеся ориентируются на дальнейшее самостоятельное познание, углубление изученного с целью расширения своего кругозора, овладения более широким научным мировоззрением, эрудицией и профессиональной подготовленностью.


Некоторые педагоги наряду с вышеперечисленными формами лекций используют и иные виды, основу которых составляет акцентуация на тех или иных приёмах обучения:

  • Принцип проблемности. Этот принцип предполагает представление учебного материала в виде проблемных ситуаций и вовлечение слушателей в совместный анализ и поиск решений. Проблемное содержание лекции должно передаваться в проблемной форме.

  • Принцип игровой деятельности. Для активизации слушателей целесообразно использовать игровую деятельность с помощью игровых процедур: разыгрывание ролей, мозговой атаки, блиц-игры и т.д. Применение их в начале лекции способствует снятию эмоционального напряжения, созданию творческой атмосферы и формированию познавательной мотивации. Опыт последних десятилетий подтвердил, что использование игры не должно ограничиваться периодом детства. Сейчас успешно внедряются в практику обучения и управления деловые игры, позволяющие в форме деловой игры решать серьезные профессиональные задачи как учебного, так и исследовательского плана.

  • Принцип диалогического общения. Активизация лекции предполагает использование определенных методических приемов включения слушателей в диалогическое общение, протекающее в виде внешнего и внутреннего диалога.

  • Принцип совместной коллективной деятельности. Проведение небольших дискуссий по ходу лекции при анализе и решении проблемных ситуаций позволяет создать активную, творческую и эмоционально положительную атмосферу. При этом создаются условия возникновения самоорганизации коллективной деятельности обучающихся.

  • Принцип двуплановости. Двуплановость проявляется при внедрении в лекцию игровых элементов. В этом случае осуществляется два плана: первый план – условный, игровой; второй план – реальный, направленный на формирование и развитие умений и навыков по специальности.

Требования к уроку-лекции:

  • ярко выраженная морально-этическая компонента;

  • соответствие современному научному знанию;

  • информативность (но не перегружающая объём внимания);

  • аргументированность;

  • убедительность (как по способу изложения, так и по наличию ярких примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств);

  • эмоциональность формы изложения (желательный критерий, не не строго обязательный);

  • направленность на усиление познавательной активности учеников;

  • четкость структуры и последовательность изложения, согласно хронологическому или проблемному принципу;

  • методическая редукция - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

  • ясность и доступность изложения, разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

  • использование аудиовизуальных дидактических материалов.

Методика чтения уроков-лекций:

  1. Соблюдение внешнего (согласно расписанию урока) и внутреннего регламента занятий (начало, конец, разделы лекции);

  2. Следованию предварительно составленному плану, предусматривающему чёткую структуру лекции и логикт изложения;

  3. Связь с предыдущим и последующим материалом (внутрипредметные), межпредметные связи;

  4. Доступность изложения и разъяснение новых терминов и понятий;

  5. Доказательность и аргументированность;

  6. Выделение главных мыслей и выводов;

  7. Использование приемов закрепления: повторение, подведение итогов в конце вопроса, всей лекции;

  8. Использование наглядных пособий или технических средств обучения;



Дидактические особенности проведения урока-лекции:



  1. Акцентированное изложение материала лекции, выделение смысловых единиц темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации;

  2. Выдерживание пауз для конспектирования;

  3. Записи на доске;

  4. Демонстрации иллюстративного материала;

  5. Использование приемов поддержания внимания (риторические вопросы, шутки, ораторские приемы);

  6. Визуальный контроль усвоения содержания материала;

  7. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции;

  8. Поддержание дисциплины на лекции



Желательные качества учителя, проводящего урок-лекцию:



  1. Соблюдение культуры речи (соответствие норм ударения, произношения, избегание жаргонизмов и пр., стиль изложения, адекватный материалу);

  2. Дикторское мастерство: внятность, четкость артикуляции, слышимость на последних партах;

  3. Экспрессивность речи (эмоциональность, интонационное богатство, увлеченность предметом);

  4. Ораторское искусство (индикатором является формирование интереса у аудитории);

  5. Педагогический такт (уважительное отношение к ученикам);

  6. Соответствующий внешний вид;



Особенности ведения урока-семинара.

Семинар является одним из основных видов занятий по преподаванию обществознания в школе, представляя собой важнейший способ, посредством которого учащийся развивает культуру научного мышления в сфере обществознания. На семинаре происходит двусторонний обмен учебной информацией по обществознанию (учитель – класс):




Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – дать ученикам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям социо-гуманитарного знания. 

Разновидности уроков-семинаров, их характеристика и возможности применения.

Междисциплинарные. На занятия выносится тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, юридическом, нравственном и психологическом. На него также могут быть приглашены специалисты соответствующих профессии и педагоги данных дисциплин. Между учениками распределяются задания для подготовки сообщений по теме. Метод междисциплинарного семинара позволяет расширить кругозор учащихся, приучает к комплексной оценке проблем, видеть межпредметные связи.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне ученики получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время урока-семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного урока-семинара позволяет выявить уровень знаний учащихся в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематические. Этот вид урока-семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания учащихся на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед началом урока-семинара ученикам дается задание - выделить существенные стороны темы, или же учитель может это сделать сам в том случае, когда ученики затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания учащихся, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, ученикам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по по поводу закона г. Москвы «О молодёжи», обсудить возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных уроков-семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы. Например: "Система управления национального хозяйства". Метод системных уроков-семинаров раздвигает границы знаний учащихся, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

Спецсеминары и спецпрактикумы могут проводиться в старших классах в рамках узких обществоведческих тем и предполагают знакомство со специальной областью в социо-гуманитарной сфере.


Структура уроков-семинаров:

  • вступление преподавателя;

  • изложение учениками материала учебника, конспектов;

  • ответы на вопросы преподавателя;

  • заключительное слово преподавателя.

Важнейшей стороной любой формы уроков-семинаров являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, почерпнутой из учебника или на уроке-лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности учеников - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со школьниками, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и ученикам. Следует организовывать уроки-семинары так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого ученика в классе, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы учащихся.


Методика проведения уроков-семинаров

Основные методические требования к проведению уроков-семинаров можно свести к нижеследующему:

  • Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с привлечением обществоведческого материала и чёткой аргументацией;

  • Планирование: выделение главных вопросов, связанных с социо-гуманитарными дисциплинами, наличие новинок в списке литературы;

  • Организация урока-семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя;

  • Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, стимулирующей учеников к проблемному размышлению и активному участию в семинаре;

  • Отношения "учитель-ученики": уважительные, в меру требовательные;

  • Управление классом: быстрый контакт со школьниками, уверенное поведение в классе, разумное и справедливое взаимодействие со всеми учащимися или, наоборот, опора в работе на лидеров;

  • Замечания преподавателя: квалифицированные и обобщающие;



Ролевые игры


Проведение ролевых игр на уроках по обществознанию или использование их элементов является интерактивным методом преподавания, когда процесс обучения ориентирован, как на взаимодействие педагога с учениками, так и учеников между собой.





В этом случае учитель выступает не только как носитель информации и оценщик «правильного знания», но и как посредник в дискуссиях учеников, способный направить её в нужное русло и своевременно снять возникающий конфликт.

Приведём примеры ролевых игр по обществознанию для 11 класса на основе интерактивного метода (по Л.М.Масловой):


  1   2   3   4

Похожие:

Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва iconПрограмма повышения квалификации для учителей географии
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва iconПрограмма повышения квалификации учителей начальной школы разработана в рамках выполнения комплексного проекта «Развитие электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения,
Эор. Одной из задач проекта является организация и проведение широкомасштабного повышения квалификации учителей начальной школы по...
Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва iconУчебно-методическое пособие Ульяновск, 2011
Огбоу дпо ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва iconЗадачи учебной деятельности подразделения: Обеспечение современного уровня повышения квалификации учителей информатики в условиях подготовки к введению единого государственного экзамена
Проектирование новых форм повышения квалификации через внедрение модульного обучения, построение индивидуальных маршрутов
Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва iconОбразовательная программа повышения квалификации педагогических и руководящих работников
Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации учителей русского языка и литературы
Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «педагогика высшей школы»
Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения...
Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва iconПрограмма повышения квалификации профессорско-преподавательского состава «Основы создания электронных учебников и пособий»
Составители учебно-тематического плана программы повышения квалификации – все вышеперечисленные разработчики программы повышения...
Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва iconУчебное пособие предназначено для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Пособие может быть рекомендовано руководителям вузов, преподавателям, аспирантам и студентам

Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва iconКурсы повышения квалификации
Консультации для учителей школы, организуемые членами школьной команды по информатизации в каникулярное время
Методическое пособие по обществознанию для повышения квалификации учителей-предметников Москва iconО методическом предметном объединении
Методическое предметное объединение учителей создается при методическом Совете окружного ресурсного центра в целях повышения профессионального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница