Применении исследовательского подхода в обучении




Скачать 26.38 Kb.
НазваниеПрименении исследовательского подхода в обучении
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер26.38 Kb.
ТипДокументы
  1   2   3
(1)В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков»   к системно-деятельностной парадигме  образования.


Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. 

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.

(2)В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает включение обучающихся в собственную деятельность, «открытие» учеником нового знания.


Существует множество технологий реализующих системно - деятельностный подход. Одной из приоритетных является технология проблемно-исследовательского метода.


Данная технология является универсальной, так как она может быть применима как во внеурочной деятельности, так и на уроке.

Применение проблемно-исследовательского метода на уроках позволяет поставить ребёнка в активную позицию исследователя, познающего мир.


Дети дошкольного возраста очень наблюдательны и любознательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения.  Задача учителя – поддержать и развить детскую любознательность, помочь сделать первые шаги в науку.


Дети - прирождённые исследователи, неутомимые и старательные. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования.


(3)Как же организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений. Что будет первым шагом для учителя?


(4)Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении.

(5)Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:

1) мыслительных умений и навыков: анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий: конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия;

2) умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

3) умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

4) специальных исследовательских умений и навыков.

(6)Рассмотрим последовательность работы.

I класс

  1. Учим разделять целое на элементарные составные части в несложных практических действиях, в логических играх (типа «Разрежь картинку»). Выделять на слух основные компоненты ритмически организованного текста. Разделять целостное изображение на элементы. Коротко пересказывать основные этапы действия сказки, детского рассказа.

Учим выделять предмет мысли, отвечая на вопрос о ком, о чем говорится в несложном рассказе (сказке). Выделять смысловой центр картинки, основные действующие лица.

2. Учим соотносить два предмета, два живых организма, картинки по форме, величине, целевому назначению. Соотносить кружочки, счетные палочки, слоги и слова; короткие песенки, поступки персонажей сказок. Приводить сравнение на однотипном материале, преимущественно по внешним признакам в одном направлении (отличие или сходство), завершая эмоциональной оценкой детей.

3. Сравнивая и классифицируя картинки, знакомые предметы, учебные принадлежности, делать вывод о принадлежности к общему родовому понятию. То же самое – с изображениями на картинках, аппликациях. Учиться делать элементарный вывод из сравнения двух несложных объектов, несложных практических действий. Отвечать на ряд вопросов по общей теме.

4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений. Для облегчения понимания определений используем наглядность.

5. Расшифровывать родовое понятие («Какие предметы у вас на столе?», «Какие учебные принадлежности?»). Уметь привести примеры, понимать картинный план, отражающий объекты и их порядок.

6. Отвечать на вопросы типа «Почему?» на учебных занятиях, в играх, практических действиях, на экскурсиях, накапливая опыт доказательства. Использовать средства наглядности как образную опору.

(7) . Под руководством педагога учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе поступков действующих лиц сказок, рассказов. Высказывать простое предположение, отвечая на вопросы типа «А как вы думаете?», «Как это можно сделать?» и др. Намечать последовательность действий, проверять результат разрешения простейших противоречий по образцам.

II.

1. Внимательно слушать чтение учителем или товарищем художественных, научно-популярных текстов (соответствующих требованиям программы). Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей. Уметь слушать, а затем пересказывать содержание и давать простейшую оценку.

2. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить произведения, названия учебных текстов в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться заданиями и вопросами к тексту, упражнению, задаче, работать по образцам.

3. Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке, находить нужную книгу, пользуясь открытым доступом к книгам, рекомендательными списками или картотекой, тематическим каталогом.

III.

1. Уметь отвечать на отдельные вопросы и вопросы, объединенные темой, уметь самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову; вести простейший диалог на основе картинки, подробно, выразительно пересказывать содержание учебного текста, сказки, басни, рассказа; передавать содержание иллюстрации к произведению; нарисовать словами картинку к части текста; связно передать содержание фрагмента детской радио- и телепередачи; пересказать условие и ход решения задачи.

2. Осваивать основные виды письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа, стихотворения. Правильно списывать текст с доски и учебника (с постепенным ускорением связного, ритмичного письма); писать под диктовку текст под руководством учителя, писать по вопросам небольшое изложение, составить и записать 2–3 предложения на заданную тему на основе просмотренного диафильма или картинок, правильно оформлять тетради и письменные работы.

(8)II класс


I.

1. Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Учить выделению существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Различать основные действующие лица сказки, рассказа, видеть последовательность действий в диа-, теле-, мультфильме для второклассников. Учиться разделять условие задачи на известное и неизвестное.

Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чем) говорится? Что говорится об этом? Различать смысловой центр картинки, основные действующие лица сказки, рассказа из диа-, теле-, мультфильма. Выделять основное в несложном практическом задании.

2. Сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма, картинки по количеству, форме, величине, цвету, целевому назначению. Сопоставлять отрывки, слова, слоги, числа, геометрические фигуры, поступки, мотивы действия героев сказок. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе находить сходство или отличие. Производить одновременное сравнение на основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность, завершать эмоциональной и простейшей логической оценкой.

3. На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умения элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие. Осваивать картинный план, отражающий объекты обобщения и обобщающее понятие, знакомиться с обобщением в стихотворной форме. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом. Придумывать заголовки, составлять картинный план, проводить практическую систематизацию.

4. Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.

5. Уметь расшифровать данное родовое понятие, привести 2–3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок. Осваивать картинный план, отражающий объекты и порядок конкретизации, формулировать вопрос к картинам.

(9) 6. Отвечать на вопросы типа «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.

7. Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предположение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знаний.

II.

1. Слушать чтение художественных и научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты, последовательность и причинность событий в несложном рассказе, сказке. Слушать рассказ, объяснение учителя, производя элементарный смысловой анализ. Слушать и оценивать ответ товарища (по содержанию и выразительности речи). Слушать детскую радиопередачу, учиться кратко передавать ее содержание, давать оценку прослушанному.

2. Ориентироваться в структуре учебника, самостоятельно знакомиться с содержанием учебных текстов, разбираться в заданиях, вопросах к текстам, упражнениям, задачам; пользоваться простейшими схемами, таблицами; использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.

3. Соблюдать правила пользования библиотекой: уметь различать основные элементы книги: переплет (обложка), корешок, страницы, иллюстрации, уметь самостоятельно знакомиться с детской книгой, находить фамилию автора, название произведения, по иллюстрациям составить представление о примерном содержании книги, учиться производить несложный ремонт книги.

III.

1. Уметь отвечать на вопросы по тексту; отвечать на отдельные и связные вопросы по теме, уметь формулировать вопросы к тексту, ответу ученика, вести простейший диалог по несложной теме на основе картинки; подробно пересказывать содержание прочитанного и выслушанного текста (рассказа, сказки, басни); пересказывать учебные тексты, содержание и ход решении задачи; рассказывать о своих наблюдениях за природой в связи с чтением, связно (по вопросам учителя) пересказывать содержание фрагмента детской радио- и телепередачи.

2. Владеть основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение текста по готовому плану, сочинение рассказа. Совершенствовать технику связного, ритмичного, ускоренного письма, правильно списывать текст с доски и учебника, писать под диктовку текст, писать изложение текста по коллективно составленному или готовому плану, составить под руководством учителя и записать небольшой рассказ о детских играх на основе серии картинок, диафильма, детской теле- и радиопередачи, вести записи в «дневнике наблюдений».

Регулярное использование заданий на уроках помогает подготовить учащихся к дальнейшей успешной исследовательской деятельности.

(10)При организации работы с учащимися используем материалы следующих авторов: А.И. Савенков«Методика организация игр по исследовательской деятельности с младшими школьниками», «Содержание и организация исследовательского обучения школьников», Л.В. Ляхова «Организация исследовательской деятельности учащихся».

(11)С первых дней занятий в школе знакомлю учащихся с методами исследования, т. е. откуда можно получить информацию. (Слайд) Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.

(12)Впоследствии, провожу уроки-тренинги, на которых учу детей собирать всю доступную информацию и обрабатывать её так, как это делают учёные. Например, предлагаем задание: приготовить сообщение о своём любимом животном. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт дело. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок. (слайд 13)

Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители. Они совместно с детьми подбирают литературу, читают статьи по теме. Затем, перед уроком, собранные сведения мы анализируем и обобщаем, после чего ученики на уроке делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение: удачно ли подобран материал, логично ли выстроен рассказ, особо обращаем внимание на то, прочитан материал по книге или рассказ ведётся своими словами. Даём слушателям возможность задать вопросы.

(14)Вопрос - важное умение в исследовательской деятельности. Именно вопросы помогут в процессе подбора материала при написании исследовательской работы в дальнейшем. Вопросы: уточняющие (верно ли…, надо ли…, должен ли…, правда ли…), восполняющие (Где? Когда? Кто? Почему? Как?..) Самое распространённое упражнение: «Задай как можно больше вопросов». На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.

(15)Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяем на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Для этого выполняем следующие упражнения:

продолжи неоконченный рассказ;

составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали снежинкой, животным в лесу, капелькой росы;

определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);

назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).

(16)Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логичных рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.

"Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.

В умении выработать гипотезы используем следующие упражнения:

«Давайте вместе подумаем: почему летом снег в горах не тает?», «Почему весной появляются почки на деревьях?», «Как птицы узнают дорогу на юг?», «Почему не все птицы улетают осенью?» и т.д.

Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д.

Гипотезы, предположения позволяют ставить реальные и мысленные эксперименты.

(17)Эксперимент – это важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты на уроках окружающего мира – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Эксперименты проводим при изучении свойств воды, полезных ископаемых, влияния разных условий на рост и развитие растений и т.д.

Также на уроках окружающего мира учу детей давать определения понятиям, обобщать, классифицировать.

Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения. Так постепенно к четвёртому классу ученики приобретают опыт поисково-исследовательской деятельности.


Некоторые уроки удаётся построить как исследование, на других рассказать, как учёные, принимая и отвергая различные гипотезы, пришли к современным теориям, познакомить с нерешёнными проблемами.

Технология построения урока-исследования, структура урока представлена в пособии «Развитие исследовательских умений младших школьников» разработанном авторским коллективом под руководством Натальи Борисовны Шумаковой. Здесь же представлены примеры разработок предметных уроков.

(18-23)Технология построения урока-исследования - это универсальное средство, обеспечивающее развитие исследовательской мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий в учебном процессе.

Прежде всего, необходимо ясно осознать, что ученик должен узнать на уроке, т.е. какое правило, закономерность должны быть выявлены или обоснованы. Поэтому, при подготовке к уроку я планирую обобщение урока и планируемые результаты.


Далее необходимо определить, какой материал должен быть изучен учениками для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Материал подбирается различный по уровню сложности.


-При подготовке к уроку необходимо сконструировать проблемную ситуацию для учеников, т.е. определить мотивацию. Ведь если вопрос не возник или проблема не сформулирована у детей в той или иной форме, то не может быть подлинного исследования. При этом предполагается, что вопрос должен возникнуть не у одного ученика, а в идеале у всех учеников класса.


Существует несколько приёмов создания проблемной ситуации. Один из них «Приём ключевых слов». Этот приём отличается своей универсальностью. Как я использую этот, приём покажу на раскрытии темы «Кто такие насекомые?» На этапе мотивации я спрашиваю у детей: Что вы знаете о насекомых? Что бы вы хотели о них узнать? Задайте вопросы, используя «ключи к вопросам». Дети формулируют вопросы, я фиксирую их на бумажных вопросительных знаках. Все вопросы размещаются на доске. Затем я говорю: - Вопросов у нас много, все они разные. Давайте попробуем навести среди них порядок, т.е. объединить вопросы по общим признакам. Затем детьми формулируется цель исследования: найти ответы на поставленные вопросы, чтобы ответить на вопрос урока «Кто такие насекомые?»

Другой приём создания мотивации — «Приём загадки» рассмотрим на раскрытии темы «Развитие растений из семени»

Мои вопросы к детям: - Что изображено на первой и последней картинке? (семя подсолнуха), а что спрятано за окошками? Дети высказывают свои предположения. Учитель их фиксирует на доске. Дети догадываются, что эта последовательность развития растения, но какая? Итак, мы не можем точно определить, что спрятано за окошками, какая последовательность. Дети, давайте сформулируем цель исследования. Цель исследования: будем изучать материалы, чтобы узнать, как развивается растение, мы определим последовательность развития растений из семени.


-Далее идёт этап исследования. Я ориентируюсь на работу с детьми индивидуальную, либо в паре, либо в малой группе. В любом случае, необходимо обеспечить включение каждого ребёнка в процесс работы. Для этого я раздаю детям рабочий лист с инструкцией и «Помощник ответа». В рабочем листе я предлагаю детям форму представления работы. Это может быть устный отчёт, либо рисунок, модель, инсценировка. По мере формирования у детей соответствующих универсальных учебных действий, необходимость «Помощника ответа» отпадает.


-На этапе обмен информации дети представляют собранные в ходе исследования материалы.

-На этапе обобщение, организация информации формулируется детьми обобщение урока (напомню, для себя я его сформулировала при подготовке к уроку).


-Последний этап урока — подведение итогов. Рефлексия. Психологический смысл этого этапа - достижение понимания решения, которое и является важнейшим результатом мыслительной деятельности. На этом этапе я возвращаюсь к вопросам, проблеме, которые были сформулированы в начале урока. Выясняем с детьми, на какие вопросы нашли ответ, на какие нет. Подтвердилась ли гипотеза, выдвинутая в начале урока. Если неразрешённые вопросы остались, я даю возможность ответить на них дома. Не исключено, что этот этап может послужить для возникновения и постановки новых вопросов. И это будет этап возникновения новой проблемной ситуации для проведения ещё одного исследования. Например, после изучения темы «Развитие растений из семени» возник вопрос «А всегда ли соблюдается такая последовательность? Могут ли части растения появляться в другой последовательности?»


Конечно, подготовка к такому уроку — трудоёмка. При работе у меня возникает беспокойство о «потере должной дисциплины» и, что урок может пойти в другое «русло». Однако это забывается, когда видишь положительные результаты.

Прежде всего, наблюдается эмоциональное позитивное благополучие ребёнка.

Дети получают удовлетворение в познавательной потребности и потребности в межличностном общении.

Дети самостоятельно формулируют исследовательские вопросы, выдвигают гипотезы.

Находят в тексте факты для подтверждения гипотезы или для ответа на поставленные вопросы.

Устанавливают последовательность событий на основе выделенных в тексте фактов.

Эти умения помогают детям активно применять знания при решении нестандартных задач, осваивать учебный материал.

     (24) Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:

    - самостоятельного мышления;

    - решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;

    - навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук.     

     Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.

  (25) Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя.    


(26)Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения:

– видеть проблему;

– задавать вопросы;

– выдвигать гипотезы;

– давать определения понятиям;

– классифицировать;

– наблюдать;

– проводить эксперимент;

– делать выводы и умозаключения;

– структурировать материал;

- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;

– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.    

   

Но учителю не достаточно знать все этапы методики, ему необходимо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Отличительной чертой является целостность, т.е. связанность всех этапов и их подчинённость одной функции (открытию или доказательству нового знания, идее урока).

(27-45)Особо хочется отметить программу формирования исследовательских навыков учащихся в начальной школе. Которая составлена на основе методических рекомендаций  Савенкова  А. И. « Методика  исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради « Я  –  исследователь »


Цель программы - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования его исследовательских навыков.

  1   2   3

Похожие:

Применении исследовательского подхода в обучении iconПример этноэкологического подхода в обучении
Кулясова А. А. Пример этноэкологического подхода в обучении // о-мега форум: III международный полярный год. Спб: ргтму. 2008. с....
Применении исследовательского подхода в обучении iconРазвитие исследовательского типа мышления при обучении химии путем создания благоприятной образовательной среды

Применении исследовательского подхода в обучении iconПроектная деятельность как результат системно- деятельностного подхода в обучении английскому языку

Применении исследовательского подхода в обучении iconИспользование школьного музея в учебном процессе
В статье рассказывается о применении материалов школьного музея при обучении учащихся средней школы на уроках истории и обществоведческих...
Применении исследовательского подхода в обучении iconПроект по теме «Реализация дифференцированного подхода в обучении младших школьников»
Анализ психолого-педагогической литературы посвященной дифференциации обучения. ( стр. )
Применении исследовательского подхода в обучении iconПрограмма элективного курса для учащихся 9 класса
Согласно новым требованиям стандарта, перед школой стоит задача по формированию у учащихся навыков научной творческой деятельности....
Применении исследовательского подхода в обучении iconИспользование педагогических технологий и личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании
В 2004 году повышала свою квалификацию в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки...
Применении исследовательского подхода в обучении icon«Развитие связной речи учащихся с интеллектуальным недоразвитием на основе дифференцированного подхода в обучении»
Использование форм и методов уровневой дифференциации, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные...
Применении исследовательского подхода в обучении iconМетодические приемы организации деятельностного подхода в обучении на уроках обществознания О. А. Костылева
Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение учиться...
Применении исследовательского подхода в обучении iconИспользование икт как средство повышения эффективности урока в начальной школе
Основными целями использования компьютера на уроке является переход от формирования зунов объяснительно-иллюстрационным методом к...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница