Скачать 4.2 Kb.
|
Пояснительная записка Сборник творческих заданий по дисциплине «Биология» подготовлен для студентов 1 курса ФГОУ СПО «АПЭК», изучающих дисциплину на базе основного образования. Сборник содержит задачи творческого характера по темам раздела «Основы экологии», а также из истории науки, которые можно активно использовать в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности. При преподавании биологии и экологии можно использовать сборник задач с разными целями. Например, с такими: - подобрать интересные примеры и решать задачи из жизни растений, животных, чтобы оживить урок; - проводить занятия со сквозными темами; - совместно со студентами искать новые решения задач, создавать свои задачи; - выявлять закономерности при решении задач, например, выявить, какой общий прием применен при решении задач; - многие задачи можно формулировать по-разному в виде исследовательской или изобретательской задачи Учитывая степень подготовленности учащихся, преподаватель может дать задачи для самостоятельной работы, либо помочь в составлении плана решения и проверить способность учащегося самостоятельно реализовывать его, либо решить задачу вместе с ним. Творческие задания в сборнике учитывают интересы и специфику мышления студентов групп гуманитарного профиля и привлекают сведения из области истории, литературы, экономики, а также студентов технического направления, которым полезны задания из области технических дисциплин, связанные с профессиональной деятельностью. 1 Исследовательские и творческие задачи по теме «Основы экологии» 1 Морщины у слона Поверхность тела слонов чрезвычайно морщиниста, причем у африканских слонов морщин много больше, чем у индийских. Чем это обусловлено? Рассмотрите: есть ли разница в среде жизнеобитания слонов, в разнице параметров окружающей среды: климатические условия, температура, влажность. Как эти различия могут повлиять на наличие или отсутствие морщин? Американские ученые изготовили из латекса (млечного сока растений) слепки различных участков поверхности кожи слонов, а затем эти модели кожного покрова опрыскивали водой. Оказалось, что такие слепки могут удерживать в 5-10 раз больше воды, чем изготовленные из того же материала гладкие образцы. Кожный покров африканского слона в этом отношении в 1,5 раза эффективнее, чем у индийского. Все это позволяет выживать слонам, как виду. Ведь поверхность их тела относительно невелика в сравнении с массой, отсюда трудности с охлаждением организма, путем теплоотдачи. Слоны поэтому любят при любой возможности обливаться водой, валяться в жидкой грязи, обсыпают себя песком, чтобы создать водозадерживающую оболочку. Это позволяет слону эффективно охлаждаться, используя небольшое количество воды. Журнал "Природа", 1988 г., N 2, с. 114 2 Шипы иглобрюха. Рыба иглобрюх обитает на небольших глубинах Индийского океана. Тело ее усеяно многочисленными шипами видоизмененной чешуей. Обычно иглы прижаты к телу, чтобы не мешать передвижению. Но в момент опасности рыба расставляет шипы в разные стороны. Как? Ведь мышцы иглобрюха для этого не приспособлены. Противоречие: Шипы должны быть прижаты к телу, чтобы не мешать движению рыбы, и должны быть расставлены в стороны, чтобы защититься от хищника. За счет использования ресурсов, шипы расставляются в разные стороны. При возникновении опасности иглобрюх устремляется к поверхности воды и, заглатывая воздух в кишечник, превращается в раздутый шар. Шипы при этом приподнимаются и торчат в разные стороны. Рыба держится у поверхности, вверх брюшком, причем часть тела выступает над водой. В таком положении иглобрюх защищен от хищников как снизу, так и сверху. Когда минует опасность, иглобрюх выпускает воздух и тело его принимает обычную форму 3 Контрабанда коз Лучшие в мире ангорские козы выращивались до недавних пор только в Южно-Африканской Республике и вывоз их запрещен без специального разрешения. Но в 1986 году австралийцам удалось развести стадо таких коз у себя. Как им удалось вывезти коз из ЮАР? |
![]() | 8класс. Курс «Человек и его здоровье». Пояснительная записка «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных... | ![]() | Сборник тестов по дисциплине: «Литература» Сборник тестовых заданий соответствует государственному образовательному стандарту дисциплины «Литература» |
![]() | Пояснительная записка Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. М.:... | ![]() | Пояснительная записка: рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология /Сост. Э. Д. Днепров, at. Аркадьев. М.:... |
![]() | Пояснительная записка Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах в общеобразовательном учреждении и рассчитана на 2 часа... | ![]() | Сборник тестовых заданий по дисциплине «Гражданское процессуальное право» Печатается по решению кафедры гражданского права Юридического института ноу «Сибирский институт права, экономики и управления» |
![]() | Рабочая программа по обществознанию (8 класс) пояснительная записка «Обществознание, 6-9 классы. (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.)» (Сборник программ общеобразовательных учреждений... | ![]() | Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по истории разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования // Сборник нормативных документов. История /Сост. Э. Д. Днепров,... |
![]() | Пояснительная записка Важной общеобразовательной задачей современной школы является развитие интеллектуального потенциала учащихся. Тематика занятий с системой соответствующих заданий позволяет учителю дифференцировать процесс обучения, осуществлять личностно ориентированное,... | ![]() | Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения Тема: Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках литературного чтения |