В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10»




Скачать 36.93 Kb.
НазваниеВ. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10»
Дата03.02.2016
Размер36.93 Kb.
ТипПрограмма курса
В.В. Костюченко учитель ИЗО, МХК

г. Барнаул, МБОУ «СОШ№10»


КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИСТОРИИ

МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


Пояснительная записка


Одной из тенденций развития современной науки является интеграция различных областей знания в единую, научную картину мира. В связи с этим нельзя недооценивать возможности интеграции школьных курсов истории, культуры и изобразительного искусства для формирования целостного пред­ставления об окружающей действительности. Знания и идеи, сообщаемые от­дельными предметами, переносятся в другие области, строятся в единый взгляд на мир. Кроме того, необходимость разработки комплексного подхода к курсу предметов истории, мировой художественной культуры и изобразительного искусства вызвана по­требностями практики преподавания этих предметов и теми возможностями, которые открывает использование межпредметных связей в обучении.

Программа курса Истории уделяет большое внимание вопросам культуры и ис­кусства, изучение которых строится по следующему плану:

1. Знания об окружающем мире;

2. Религия;

3. Искусство.

Однако изучение культуры стран и народов, требует не только знания их истории, но и специальной теоретиче­ской подготовки: знания закономерностей и этапов развития культуры, владе­ние особым понятийным аппаратом, а также некоторыми навыками творческой деятельности. Всё это требует дополнительного времени, особой подготовки учителя и вряд ли может быть реализовано в полной мере в курсе Истории. По­мочь здесь может факультативный курс мировой художественной культуры (МХК), где этим вопросам уделяется особое внимание. А практическая дея­тельность на уроках изобразительного искусства позволяет ещё больше акти­визировать процесс обучения. Учитель истории не тратит время на объяснение художественных и культурологических понятий, он может обратиться к уча­щимся с вопросами:

Что такое культура, как вы понимаете?

Что такое религия?

Какие виды искусства вам известны?

Дальнейшая работа строится с опорой на уже сформированные культурологические понятия, которые наполняются конкретным историческим содержанием.

Одним из принципов построения курса МХК является исторический хро­нологический подход, при котором мировая художественная культура изучается во временной последовательности, как история развития культуры, как часть истории вообще. Этот принцип позволяет проследить за­рождение и развитие человеческих знаний об окружающем мире, появление ре­лигии, искусства и их развитие на протяжении веков. Изучение культуры даёт возможность расширить содержание изучаемых понятий, выделить общее и особенное в культуре различных стран и народов и таким образом выйти на новый уровень теоретического обобщения. Реализовать это в полной мере можно лишь при параллельном изучении истории и культуры. Интеграция МХК и истории позволяет использовать весь арсенал исторического знания для углубленного изучения мировой культуры и искусства.

Например, изучая культуру отдельной страны, учащиеся активизируют уже имею­щиеся знания учащихся по истории, учитель может спросить:

Где находится данная страна?

Каковы были основные занятия людей?

Когда возникло государство?

Дальнейшее изучение религии, искусства, зарождения научных знаний будет более понятным, а обучение активным, так как эти знания будут связаны с уже имеющимися представлениями во времени и пространстве.

Кроме того, подобный подход позволяет начинать изучение предмета МХК в любом классе, и по любому учебнику истории, опираясь на блок тем, включающих быт и нравы народов мира, культуру, искусство, религию.

Целью преподавания изобразительного искусства является формирова­ние художественной культуры учащихся.

Основные задачи:

-раскрытие общих понятий истории, культуры, жизни в анализах художественных произведений;

-показ духовной красоты человека;

-раскрытие духовной природы сил, формирующих жанровое развитее в произведениях;

-раскрытие красоты эпохальные стилей и течений;

-восстановление истинной картины истории, взаимосвязь двух ветвей культуры – церковной и светской;

-развитие творческой активности;

- предоставление возможности детям почувствовать сущностное содержание искусства.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, приоритетным для данных предметов является:

-осознание своей культурной и национальной принадлежности;

-установление реальных связей и зависимостей;

-умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

- умение оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

- овладение основными формами публичных выступлений;

- использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Постепенно учащиеся осознают, что искусство результат и воплощение образа жизни, религии, мировоззрения целых цивилизаций.

Зная каноны разных народов, школьники легко отличают египетские, китайские или греческие изображения. Художественная деятельность на уроках МХК и уроках ИЗО чередуется по формам (лекция, беседа, комбинированный урок, практика, повторение).

После каждой большой темы проводятся уроки игры, конкуры и обязательные выставки детских работ, украшающие и дополняющие интерьер школы.

Учебный план «Интегрированного курса истории, МХК, ИЗО» представлен в содержательном единстве и тематической цельности. Теория на уроках МХК и практика на ИЗО ритмично чередуются. Уроки органично дополняют друг друга. Благодаря урокам МХК время на практическую деятельность на уроках ИЗО увеличивается. На одну тему можно больше использовать времени, тщательно прорабатывать детали. Знания, умения, навыки становятся прочнее и глубже.

Во внеурочное время ученикам предоставляется возможность пополнить свои знания самостоятельно, подготовить доклад, рассказ, принести интересный материал для урока.

Одним из больших преимуществ комплексного подхода являет­ся вовлечение учащихся в творческую деятельность непосредственно на уроке (рисование, лепка). Одним из путей активизации этого процесса является при­влечение уже имеющихся знаний из курса МХК и известных образов из исто­рии.

Изучение изобразительного искусства должно быть основано на класси­ческих примерах, при этом повторяется тот материал, который ранее уже изу­чался на уроках истории и МХК:

- пещерные и наскальные рисунки - зарождение графики;

- скульптура Древней Греции - пропорции фигуры человека;

- эпоха Возрождения - расцвет живописи и т.д.

Комплексный учебный план предметов истории, МХК, изобразительного искусства позволяет избе­жать перегрузки учащихся и в то же время:

- увеличить количество времени на изучение материала, повторение и закрепле­ние (исключив дублирование содержания);

- расширить содержательную сторону каждого предмета (за счёт привле­чения дополнительного, краеведческого материала);

- рассмотреть его на более высоком уровне сложности (за счёт привлече­ния теоретического материала);

- применить деятельный подход и активные формы обучения (подготовка докладов, рефератов, творческих работ).

Предлагаемый курс строится из расчёта:

История - 2 часа в неделю;

Мировая художественная культура и изобразительное искусство - по 1 часу;

История Алтая (в рамках национально-регионального компонента) в со­ответствии с базисным планом - в данном проекте 5 часов в год

При этом предмет история играет междисциплинарную интегрирующую роль, свя­зывая все предметы в единый комплекс, и отправной точкой данного учебного плана.

Тематическая целостность трёх предметов помогает значительно эффективнее приобщить школьников к художественной культуре человечества.

Данный учебный план составлен на основе программ Министерства общего и профильного образования РФ «Программы для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев»:

История – под редакцией С, В. Колпакова, М. В. Пономарёва, А,А. Данилова;

Мировая художественная культура- под редакцией Л.М. Предтеченской;

Изобразительное искусство – под редакцией Б.М. Неменского.


Предлагаем один из вариантов построения подобного курса для V - VII класса средней общеобразовательной школы.

В проекте использованы следующие учебники:

V класс

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.

История древнего мира, 5 класс, издательство «Просвещение», 2003г,переиздан в 2010г.

С. А. Ан

История культуры Алтая: 7 класс, издательство «Пикет», 1999г.

(материалы учебника используются в 5 классе)



История

История Алтая

МХК

ИЗО




ВВЕДЕНИЕ

1. Что изучает история древнего мира




1. Предмет МХК

1. Как создается произведение искусства




ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ

2. Древнейшие люди

1-2. Алтай в эпоху

2. Возникновение искусства и религии

2. Анималистический жанр.


3. Родовые общины охотников и собирателей

каменного века


3.Изобразительное искусство первобытного человека


3-4. Композиция «Охота

4. Возникновение земледелия и скотоводства






первобытного человека»

5. Появление неравенства и знати










6. Счет лет в истории










7. Повторительно-обобщающий урок по теме













ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

8. Государство на берегах Нила

3. Религия

4. Искусство Древнего

5. Композиция «Египетские боги»

9. Как жили земледельцы и ремесленники в

населения Алтая в

Египта (архитектура)

6 Композиция «Иероглифы»

Египте

эпоху неолита и

5. Искусство Древнего




10. Жизнь египетского вельможи

энеолита

Египта (скульптура и




11. Военные походы фараонов




живопись)




12. Религия древних египтян




6. Письменность и знания




13. Повторительно-обобщающий урок по




Древних египтян




теме













ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ




14. Древнее Двуречье

4. Алтай в эпоху

7. Культура Древнего

7. Пропорции фигуры человека

15. Вавилонский царь Хаммурапи и его

бронзового века

Двуречья (Шмеры и Аккад,

8-10. Иллюстрация «Ветхий завет»

законы




Вавилонсое царство)

(по гравюрам Г. Доре), «Райский сад», «Ноев ковчег»

16. Финикийские мореплаватели




8. Культура стран




17. Библейские сказания




Восточного




18. Царство Давида и Соломона




Средиземноморья (Финикия




19. Ассирийская держава




и Палестина)




20. Персидская держава «царя царей»




9. Культура стран Передней




21. Повторительно-обобщающий урок по




Азии




теме




(Ассирийская держава, Нововавилонское царство) 10 Культура стран Передней Азии (Персидская держава)







ИНДИЯ И КИТАЙ В ДРЕВНОСТИ




22. Природа и люди Древней Индии

5.Религия

11. Культура Древней Индии

11. Скульптура (статуэтка)

23. Индийские касты

населения Алтая в

12. Культура Древнего Китая

12-13. Пейзаж (живопись на шелке)

24. Чему учил китайский мудрец Конфуций

эпоху бронзового

13.Повторительно-




25. Первый властелин единого Китая

века

обобщающий урок




26. Повторительно-обобщающий урок по




«Культура стран Древнего




теме «Древний восток»




Востока»







ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ




27. Греки и критяне




14. Крито-микенская

14. Фигура человека в движении

28. Микены и Троя




культура

15-17 Иллюстрация к мифам

29. Поэма Гомера «Илиада»




15. Мифы Древней Греции

Древней Греции

30. Поэма Гомера «Одиссея»




(Космогония, боги)




32. Религия древних греков




16. Мифы Древней Греции (Героический цикл)

17. Мифы Древней Греции (Троянский цикл)




ПОЛИСЫ ГРЕЦИИ И ИХ БОРЬБА С ПЕРСИДСКИМ НАШЕСТВИЕМ

33. Земледельцы Аттики теряют свободу

6. Алтай в эпоху

18. Культура Классической

18. Архитектура акрополя

34. Зарождение демократии в Афинах

раннего железного

Греции (архитектура)

19. Скульптура, портрет

35. Древняя Спарта

века (скифо-сакский

19. Культура Классической

20. Вазопись. Декоративное

36. Основание греческих колоний

период)

Греции (скульптура)

искусство

37. Олимпийские игры в древности




20. Культура Классической




38. Победа греков над персами в




Греции




Марафонской битве










39. Нашествие персидских войск на Элладу










40. Повторительно-обобщающий урок













ВОЗВЫШЕНИЕ АФИН В V в. до н.э.

41. В гаванях Афинского порта Пирей

7. Скифо-сибирский

21. Древнегреческий театр

21-22. Композиция «В театре»

42. В городе богини Афины

стиль в

22. Литература Древней




43. Афинская демократия при Перикле

изобразительном искусстве

Греции






МАКЕДОНСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В ГУ в. до н.э.

44. Города Эллады подчиняются Македонии




23. Культура Эллинизма

23-25. Композиция по выбору:

45. Поход Александра Македонского на




24. Научные знания в

«Жизнь и быт древнего грека»,

Восток




Древней Греции

«Олимпийские игры»,

46. В древней Александрии Египетской




25. Повторительно-

«Греческие воины»

47. Повторительно-обобщающий урок по




обобщающий урок

(обобщающие уроки)

теме «Древняя Греция




«Культура Древней Греции»




РИМ ОТ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДО УСТАНОВЛЕНИЯ ГОСПОДСТВА НАД ИТАЛИЕЙ

48. Древнейший Рим




26. Легенды и мифы

26. Пропорции лица человека

49. Завоевание Римом Италии




Древнего Рима

27. Костюм римлянина

50. Устройство Римской республики




27. Религия Древних римлян




РИМ - СИЛЬНЕЙШАЯ ДЕРЖАВА СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ

51. Войны Рима с Карфагеном




28. Культура Древнего Рима

28-30. Архитектурный пейзаж:

52. Установление господства Рима во всем




(Архитектура)

«Улицы города»,

Средиземноморье







«Мост»,

53. Рабство в Древнем Риме







Арка»

54. Повторительно-обобщающий урок










ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ В РИМЕ

55. Земельный закон братьев Гракхов




29. Культура Древнего Рима




56 Восстание Спартака




(скульптура и живопись)




57. Единовластие Цезаря в Риме










58. Установление империи в Рим










МОГУЩЕСТВО РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

59. Соседи Римской империи в первые века

8. Алтай в эпоху

30. Литература Древнего




нашей эры

раннего железного

Рима




60. В Риме при императоре Нероне

века (хунно-







61. Первые христиане и их учение

сарматский период)







62. Расцвет Римской империи










63. «Вечный город и его жители»










РАЗГРОМ РИМА ГЕРМАНЦАМИ И ПАДЕНИЕ ИМПЕРИИ НА ЗАПАДЕ

64. Римская империя при Константине




31-32. Новый завет

31-33. Иллюстрация к Новому

65. Взятие Рима готами




33. Повторительно-

завету:

66. Восточная Римская империя при




обобщающий урок

«Благовещение»

Юстиниане




«Культура Древнего Рима»

«Рождество»

67. Повторительно-обобщающий урок по







«Воскресение»

теме «Древний Рим»










ЗАКЛЮЧЕНИЕ

68. Значение древнего мира в истории человечества

34. Значение культуры

34. Изобразительное искусство




древнего мира в истории

древнего мира




человечества




Похожие:

В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» iconПрограмма элективного курса Образовательная область, учебный предмет: физическая культура фио автора: Серышева Людмила Александровна, учитель физической культуры мбоу «сош №40»
Фио автора: Серышева Людмила Александровна, учитель физической культуры мбоу «сош №40», 665732, г. Братск, ул. Гагарина 21А
В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» iconКонкурса заявка
Автор Мокроусова О. А. заместитель директора по увр, учитель изо искусства и черчения моу сош №1 г. Мичуринск
В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» iconМетодические рекомендации Мысковский г о. 2012г. Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
Автор-составитель Кротов Роман Михайлович, учитель истории и обществознания мбоу «сош №2»
В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» iconАнализ учебно-методической работы мбоу увельской сош №2 за 2011 2012 учебный год
Мбоу увельской сош №2. В основу системы обучения и воспитания заложен принцип успешности: «Успешный ученик, родитель успешного ученика,...
В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» iconСамоанализ муниципального общеобразовательного учреждения
В начальной школе сложился стабильный педагогический коллектив: в нём работают 12 учителей начальных классов, 1 учитель музыки, 1...
В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» iconАвтореферат. Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика
Автор: Аверьянова Надежда Петровна,учитель географии мбоу игринская сош №5,Удмуртская Республика
В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» iconЗакладка своими руками как стимулятор к чтению
Андреева Светлана Геннадиевна, учитель технологии, Шубина Наталья Григорьевна, учитель обж и изо
В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» iconАвторы: Калагина Марина Викторовна мбоу «сош №4». Учитель истории и обществознания

В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» iconПояснительная записка к курсу мхк в 10 классе
Рабочая программа курса мхк в 10 классе составлена на основе действующей программы по мхк л. А. Рапацкой
В. В. Костюченко учитель изо, мхк > г. Барнаул, мбоу «сош№10» iconКрылова Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Амурска

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница