Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области)




НазваниеМетодические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области)
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер23.7 Kb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4




На правах рукописи


Виноградов Андрей Валерьевич


МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТСКИМ ПОТЕНЦИАЛОМ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕнинградской области)


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика)


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Санкт – Петербург - 2010

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»


Научный руководитель - д. э. н., профессор Ефимова Галина Анатольевна


Официальные оппоненты:

д. э. н., профессор Ким Ольга Леонидовна

д. э. н., профессор Колесников Александр Михайлович


Ведущая организация - Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого.


Защита диссертации состоится « » 2010 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.225.01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» по адресу: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПбГУСЭ


Автореферат разослан « » 2010г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

д. э. н., проф. Шарафанова Е.Е.



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Бурное развитие туризма практически во всех странах мира во второй половине XX - начале XXI века превратило эту специфичную сферу предпринимательства в важную отрасль, оказывающую существенное влияние на социально-экономическое развитие.

К 2020 году, согласно прогнозу ВТО, число прибывающих в Россию туристов должно составить 471 млн. человек. По ключевым показателям, в том числе по эффективности инвестиционных вложений, туриндустрию сравнивают с нефтегазодобывающей промышленностью, автомобилестроением.

Туризм в XXI веке рассматривается как сектор экономики, играющий значительную роль, в создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения, что существенно влияет на экономику многих стран и регионов. Однако в России развитие туризма заметно отстает от реальных возможностей, определяемых природно-географическими условиями, наличием большого количества исторических и культурных памятников. В полной мере это касается и Северо-Западного региона (СЗР) России и, прежде всего, его крупнейшего туристского центра – города Санкт-Петербурга.

Несмотря на фактическое положение «окна», соединяющего Россию с Европой и наличием высочайшего интереса мирового сообщества к многочисленным памятникам истории и культуры, механизм управления туризмом в СЗР не обеспечивает полное использование туристского потенциала. Это обусловлено противоречиями между условиями использования, нечеткостью концептуальных положений о сущности и структуре туристского потенциала, методов оценки и анализа резервов туристского потенциала.

Методологические аспекты управления любой отраслью, в том числе туризмом, в настоящее время базируются на общетеоретических результатах исследования основ управления хозяйством, которые формировались в работах таких выдающихся исследователей как, Давид Юм, Адам Смит, Давид Рикардо, Джон Стюарт Миль, Томас Ман, нобелевские лауреаты Пол Самуэльсон, Василий Леонтьев, Джеймс Мид, Бертил Олин и т.д., которые разрабатывали экономические закономерности, используемые до настоящего времени. В современной науке фундаментальные закономерности развития отраслей экономики применяли к изучению специфики развития туризма такие исследователи, как Блохин Ю.И., Гаврильчак И.Н., Евменов А.Д., Карпова Г.А., Кузнецов Ю.В., Ледовских Е.Ю., Моралева Н.В., Морозов В.А., Никитин С.И., Папирян Г.А., Шарафанова Е.Е., Храбовченко В.В., Черненко В.А., Янченко В.Ф., Ceballos-Lascurain H., Filion F., Healy R., Jonson P., Norris R. Roe D., Steck B., Strasdas W., Valentine P., Western D., Wight P., Ziffer K. и др.

Управление туристским потенциалом исследовано в работах Бердниковой Т.Е., Зимина Н.Е., Ковалева О.Б., Мельника М.В., Райзберга Б.А., Райана Б., Сосненко Л.С. и др.

Однако работы указанных авторов не в полной мере отражают роль оценки ресурсов в управлении туризмом, а также не вскрывают сущность категории «туристский потенциал» и механизм управления им. Поэтому можно констатировать наличие потребности в разработке концепции управления туристским потенциалом, позволяющей максимизировать его использование в регионе, что позволит увеличить доходы бюджетов различных уровней, а также занятость населения.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является разработка концептуальных основ управления туристским потенциалом в регионе.

В соответствии с поставленной целью определена структура исследования, в которой последовательно решены следующие задачи:

  • определены сущность и структура понятия «туристский потенциал» региона;

  • раскрыто содержание туристского потенциала Северо-Западного региона;

  • уточнен механизм управления туристским потенциалом региона;

  • исследованы теоретические основы управления ресурсным потенциалом в туризме;

  • обоснованы предпосылки развития сферы туризма на региональном уровне;

  • разработан оценочный метод управления ресурсным потенциалом с целью совершенствования механизма развития туризма.

Объектом исследования является туристский потенциал Северо – Западного региона.

Предметом исследования являются процессы формирования, управления и использования туристского потенциала на региональном уровне.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды российских и зарубежных ученых и специалистов в области теории и практики развития туриндустрии. Информационный массив исследования составили официальные статистические данные Росстата, Турбарометр Северо-Запада, ВТО, интернет-ресурсы, законодательные акты и нормативно-правовые документы Российской Федерации и международных туристских организаций, регулирующие функционирование отрасли. В работе использованы материалы международных саммитов и конференций, специализированных выставок. В качестве инструментов исследования применялись классические математические методы моделирования и оптимизации процессов, элементы системного подхода, сравнительного анализа.

Научная новизна результатов исследования заключается в разработке научно-методических основ оценочного метода и практических приёмов управления туристским потенциалом региона, а именно:

-раскрыто содержание механизма развития туризма и определена сущность его движущей силы, как выражение взаимосвязи инструментов государственной и частной поддержки сферы туризма. Из этого положения следует, что уровень поддержки связан с уровнем туристского потенциала региона, что предполагает использование его оценки;

- уточнено понятие «туристский потенциал», посредством выделения его четырех составляющих: ресурсной, производственной и экономической;

-обобщены теоретические основы и классифицированы методы управления туристским потенциалом региона путем разделения на региональный, федеральный и муниципальный уровни, посредством чего обоснована целесообразность использования в управлении туристским потенциалом оценочного метода;

- разработан оценочный метод управления туристским потенциалом, основанный на использовании способов сравнения балльных оценок и анкетирования что позволяет воздействовать на экономику региона путем корректировки стандартов качества использования туристских дестинаций с целью повышения эффективности туристской деятельности в регионе;

-обоснованы критерии и показатели оценки качества туристских услуг, определены коэффициенты удовлетворенности туристскими услугами организаций индустрии гостеприимства региона, позволяющие определить направления совершенствования стандартов качества туристских услуг в регионе для полноценного использования туристского потенциала.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что разработанные в диссертации положения и рекомендации могут быть использованы в практике управления и реформирования предприятий туризма.

Достоверность научных и практических результатов.

Данные по деятельности туристских предприятий, получены в туристских фирмах, специализирующихся на отправке туристов по Северо-Западному региону.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на научном международном форуме «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия университетов и работодателей» (Санкт-Петербург, 2009).

Материалы диссертационного исследования использованы при чтении курсов «Бизнес-планирование в сфере сервиса», «Менеджмент в туризме и гостиничном сервисе», «Планирование туристских организаций и гостиничных комплексов» в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики.


Публикации.

По материалам диссертационного исследования опубликовано 8 статей общим объемом научных изданий 2,1 п.л., из них- 2 статьи из перечня научных журналов, рекомендованных ВАК Минобрнауки России.

Структура и объем работы. Цели и задачи диссертационного исследования определили структуру работы, которая построена с учетом соблюдения логической последовательности и взаимосвязи глав, факторов и составляющих исследуемых проблем. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 233 наименования. Основная часть работы изложена на 153 страницах машинописного текста. Работа содержит 17 рисунков и 24 таблицы.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется ее цель и основные задачи, обосновываются научная новизна и практическая значимость.

Первая глава содержит методические основы управления сферой туризма, особенности развития туриндустрии в условиях глобализации, классификацию инструментов управления сферой туризма, механизм управления сферой туризма.

Вторая глава посвящена исследованию организационно-экономического механизма управления сферой туризма в Северо-Западном регионе РФ. В ней предлагаются принципы управления туристским потенциалом. Проводится анализ и оценка туристского потенциала Ленобласти и Санкт-Петербурга.

Третья глава содержит обоснование концептуальных критериев оценочного механизма в туриндустрии, методическое обеспечение оценочного механизма в туризме региона.

В заключении формулируются основные выводы и рекомендации по результатам диссертационного исследования.


2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Автором обоснованы предпосылки развития сферы туризма на региональном уровне путем определения объемов финансирования туризма в регионах. Обоснована необходимость поддержания и развития инвестиционной политики по развитию туризма в регионе и определены мероприятия по привлечению и поддержке инвесторов.


Проблемы развития туристского бизнеса обусловлены неполным использованием ресурсов, недостаточным и нерациональным финансированием, а также отсутствием системного подхода к выбору источников инвестирования.

Санкт-Петербург как туристский центр, финансируется меньше, чем ведущие туристские столицы Европы: Париж ежегодно выделяет на «туристский PR» около 30 млн. евро (1050 млн. руб.), а Москва только по целевой туристской программе (без учета специальной инвестиционной программы) расходует на туризм примерно в 2,5 раза больше средств, чем Петербург. Всего, как следует из данных табл. 1, за пять лет с 2003 по 2008 г.г. объем финансирования целевых туристских программ из бюджета Санкт- Петербурга составил 464 млн. руб., а аналогичный показатель для Москвы – 1369 млн. руб. Так, например, на продвижение Санкт-Петербурга как туристского центра в 2008 году администрацией города выделено 153 млн. руб. (см. табл.1)


Таблица 1

Объем финансирования целевых туристских программ из бюджетов Санкт-Петербурга и Москвы, в млн. руб.

Год

Санкт-Петербург

Москва

2003

35



2004

6

270

2005

0

412

2006

120

348

2007

150

339

2008

153



Источник: «Турбарометр Северо-Запада» (24.02 2009)


Недостаточность финансирования не позволяет наращивать мощность потоков въездного туризма в СЗР (см. табл.2). Согласно имеющимся экспертным оценкам, суммарный въездной поток в Северо-Западный регион в 2007 году составил 10-12 млн. человек, которые распределяются по регионам следующим образом:

Наиболее посещаемыми регионами являются Санкт-Петербург, Ленинградская область, Карелия, Вологодская область, что подтверждено данными табл. 2. На это влияет ряд таких факторов, как количество получаемых дотаций, маркетинговая активность региональных администраций, развитость инфраструктуры.

В настоящее время существует ряд препятствий, которые противодействуют интенсивному развитию туризма в регионах. На основе анализа публикаций в отраслевых изданиях в диссертации осуществлено их структурирование и установлено, что наиболее существенными следует считать:


Таблица 2

Динамика въездного туризма по регионам Северо-Запада
(в тыс. поездок)

Субъекты Северо –

Западного региона

2005

2006

2007

2008

2009

Рост,
09/08

Санкт-Петербург

-

-

4 485

4 610

4 800

+4,5%

Архангельская область

-

-

245

270

290

+8%

Вологодская область

-

1 045

1 100

1 160

1 250

+8%

Калининградская область

-

333

356

430

516

+20%

Республика Карелия

1 550

1 620

1 700

1 700

1800

+6%

Республика Коми

-

-

160

170

180

+6%

Ленинградская область

1 356

1 500

1 700

1 900

2100

+11%

Мурманская область

16.9

20.4

26.7

33.5

42.0

+25,5%

Ненецкий автономный округ

-

-

15

15

20

+34%

Новгородская область

-

218

238

255

270

+6%

Псковская область

202

206

234

240

250

+3,5%

ВСЕГО

-

-

10260

10784

11518

+6,5%

Источник: Официальные документы региональных органов власти

rata.spb.ru (24.02 2009)


- существующую систему налогообложения (высокий уровень общего налогового бремени, запутанность налоговой системы, нестабильность налоговой системы и непредсказуемость ее изменений, неполная защищенность и действия налоговых органов);

- административные ограничения на развитие предпринимательства в сфере туризма (визовые и таможенные ограничения, лицензирование и сертификация объектов туристской инфраструктуры);

- недостатки федеральной и региональной правовых баз развития туристской индустрии, отсутствие правовой основы для координации межведомственного сотрудничества в развитии объектов, используемых при обслуживании туристских потоков.

В диссертации проведен анализ данных по объемам дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов СЗФО в 2008 году.

В диссертации выделены три составляющих дотаций. Первая из них направляется на обеспечение минимального расчетного уровня бюджетной обеспеченности. Вторая соответствует пропорциональному подтягиванию бюджетной обеспеченности до среднероссийского уровня. Третья составляющая является компенсационной (см. табл.3).


Таблица 3

Динамика дотаций из «Фонда финансовой поддержки регионов» регионам Северо-Западного федерального округа, включающая туристскую отрасль в 2007-2008 гг.

Субъекты РФ, входящие в СЗФО


ФФПР

2007

ФФПР – 2008


2008/

2007


Доля

3 части

в общем

объеме

1 и 2

части

3 часть

итого


Республика Карелия

1 269 398

1 574 737

-41 062

1 533 675

21%

3%

Республика Коми

0

388 292

-73 651

314 641

-

-23%

Архангельская область

2 544 774

5 169 773

-464 118

4 705655

85%

10%

Вологодская область

0






0






Калининградская

область

938 125

1 091 709

-16 676

1 075033

15%

2%

Ленинградская область

0






0






Новгородская

область

847 202


808 987


38 215


847 202


0%


5%


Псковская область

2 810 425

3 665 352

-124 846

3 540 506

26%

4%

г.Cанкт-Петербург

-

-

-

-

-

-
  1   2   3   4

Похожие:

Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) iconУчебный курс (2012-2013 учебный год): Правовые основы российского государства специалитет (очная и вечерняя форма), факультет региональной экономик и управления
Ленинградского государственного университета имени А. А. Жданова по специальности «Правоведение», кандидат юридических наук, год...
Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) iconСанкт-петербурга и ленинградской области организации профсоюза работников государственных учреждений
Между комитетом по социальной защите населения ленинградской области и комитетом межрегиональной
Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) iconУправление ресурсным потенциалом спортивного комплекса региона (на примере Удмуртской Республики)
Д. 212. 225. 01 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный...
Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) iconДеловой туризм как перспективное направление развития экономики региона (на примере санкт-петербурга)
Работа выполнена в Санкт-Петербургском государственном университете сервиса и экономики
Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) iconВ рамках реализации полномочий по экономическому обоснованию расходов бюджета Санкт-Петербурга Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли
Петербурга необходимо руководствоваться требованиями Методических указаний по расчету денежных затрат бюджета Санкт-Петербурга на...
Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) iconФормирование направлений эффективного использования агроресурсов территориальной социально-экономической системы региона (на примере ленинградской области)
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика)
Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) iconПоложение о премиях Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники
Премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники (далее премии) учреждаются Правительством...
Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) iconКомитет по культуре санкт-петербурга
«О премиях Правительства Санкт-Петербурга в области литературы, искусства и архитектуры» Комитет по культуре сообщает о приеме творческих...
Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) iconПостановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июля 2008 г. N а56-13987/2007
См также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 сентября 2007 г
Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) iconДокументация об открытом аукционе в электронной форме на право заключения гражданско-правовогодоговора на поставку офисной техники в санкт-петербургское государственное бюджетное учреждение социальной помощи семьям и детям «региональный центр «семья»
Государственный заказ Санкт-Петербурга поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница