Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек»




Скачать 22.63 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек»
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер22.63 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Снегурочка» г.Охи


ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Заведующий МДОУ

МДОУ детский сад № 20 детский сад № 20 «Снегурочка»

Протокол № 3 ________ И.А.Макарова

16 марта 2010 г.



ПРОГРАММА

танцевального кружка






НАПРАВЛЕНИЕ: художественно-эстетическое

СТУПЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ: дошкольное

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 года

ВОЗРАСТ: дети дошкольного возраста 5 – 7 лет

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ ПРОГРАММ:

  • «От жеста к танцу» Т.В. Горшкова

  • «Гармония» К.В. Тарасова

СОСТАВИТЕЛЬ: ГОРИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВНА - музыкальный руководитель МДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» г.Охи










Содержание


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  • Цель и задачи кружка

  • Принципы и методика развития у детей старшего дошкольного возраста творчества в танце. Обучение языку движений

  • Принципы обучения в кружке «Аленький цветочек»

  • Формы организации музыкально-ритмической деятельности

  • Методы и приемы для активизации музыкально-ритмической деятельности

  • Критерии оценивания знаний и умений в музыкально-ритмической деятельности

  • Уровень развития ребенка в музыкально-ритмической деятельности

  • Карта развития творческих способностей

  • Требования к уровню подготовленности детей занимающихся в кружке

  • Ожидаемые результаты

  • Модель выпускника



ПЛАНИРОВАНИЕ

  • Музыкально – ритмические разделы 1-го года обучения

  • Перспективное планирование 1-го года обучения

  • Музыкально – ритмические блоки 2 – го года обучения

  • Перспективное планирование 2 – го года обучения

  • Нумерация занятий 1-го года обучения

  • Занятия 1 – го года обучения

  • Занятия 2 –го года обучения



РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

  • Уровень развития музыкально – ритмических способностей детей на начало и конец обучения

  • Графический сравнительный анализ уровня развития музыкально – ритмических способностей детей.




  • Методические рекомендации


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


«У педагога творение особое – человек» - В.А.Сухомлинский


Пояснительная записка

В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ № 20 определено через выбор приоритетного направления – музыкальное воспитание, которое занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.

Именно музыкально-ритмические и танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. Музыкально-ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Базой данного курса являются программы «Гармония» К.В.Тарасовой и «От жеста к танцу» Е.В.Горшковой.

Особый акцент в предлагаемой программе сделан на взаимопроникновение обучающих и творческих моментов в едином процессе, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него – к «композиционному» творчеству в танце.

Принципиальная особенность предлагаемой методики в том, что работа над выразительным исполнением начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.

Главная идея методики – научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного воплощения.

Программа соответствует средним возможностям детей. На занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное – радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве. Такая форма занятий, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребенка, создает разностороннюю творческую личность.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по уровню подготовки воспитанников по музыкальному воспитанию.


Цель и задачи танцевального кружка



ЦЕЛЬ: Развитие творческих способностей дошкольников в процессе

музыкально-ритмической деятельности.






З А Д А Ч И:



ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

ПЛАСТИЧЕСКИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ








1. Развивать музыкальный вкус и кругозор.


2. Дать возможность через образы выразить собственное восприятие музыки.

1. Развивать координацию, выразительность, точность движений, пластичность.

2. Формировать исполнительские умения и навыки, осваивая «язык танца» через пластические упражнения и этюды.

1. Воспитывать интерес к занятиям ритмопластикой.

2. Приобщать к совместному движению с партнером.

3. Формировать готовность подчинять свои интересы интересам коллектива.












Уровень развития творческих способностей в музыкально-ритмической и танцевальной деятельности будет достаточно высоким при соблюдении следующих условий:


  • применение индивидуально - дифференцированного подхода;

  • систематичное, последовательное воздействие на детей;

  • использование в работе с детьми разнообразных форм, методов и приемов воздействия;

  • формирование системных знаний о танцевальном искусстве.






Принципы и методика развития творчества в танце

у детей старшего дошкольного возраста


Танец – это музыкально-пластическое искусство. Как всякий вид искусства, танец отражает окружающую жизнь в художественных образах. С древних времен народ выражал, осмысливал в танце свои представления о природе, жизни, взаимоотношениях между людьми. Рассказывал о предстоящих событиях.

Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни.

Возможность раннего знакомства детей с танцем и их первого активного приобщения к этому виду художественной деятельности предоставляется в детском саду.

В танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах музыкальной деятельности.

Суть методики состоит в обучении детей языку танцевальных и пантомимических движений с целью формирования у них творчества в танце.


Обучение языку движений


Работа над выразительностью исполнения начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее, сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца. Важно, чтобы дети с самого начала стремились к этому. В процессе развития танцевальной выразительности дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце. Освоив этот материал, дети успешнее овладеют приемами перевоплощения в образы сказочных персонажей.

В самом начале обучения целесообразно познакомить детей с простейшими жестами общения, поскольку они наиболее доступны для понимания и выполнения.

Жесты общения – это те жесты, которые прямо адресованы партнеру. Это – инициативные жесты, с помощью которых устанавливается, поддерживается или изменяется контакт с партнером. Жесты общения характеризуются: направленностью взгляда на партнера и обращенностью на него основных (смыслообразующих) движений. Например: чтобы позвать партнера (жест «иди сюда»), надо не только смотреть на него, но и выполнять мах рукой, предварительно вытянув ее в стону партнера; в противном случае тот не поймет, что предложение приблизиться адресовано именно ему.

На примерах жестов общения важно донести до сознания детей саму идею существования языка движений и продемонстрировать возможность «рассказать» о чем-либо с их помощью. Наряду с этим можно познакомить дошкольников с основными положениями корпуса («открытым» и «закрытым») и их значениями. Это позволяет сразу же, с первых занятий активно включить руки и корпус в выразительное движение. Параллельно с этим идет ознакомление детей с танцевальными движениями. Позже они соединяются с некоторыми жестами, движениями корпуса, головы в целостные движения, и на этой основе у детей развивается умение танцевать «всем телом», которое является необходимым условием танцевальной выразительности.

Знакомство детей с каждым жестом или танцевальным движением начинается с того, что детям сообщается его значение. При этом чаще всего сопоставляются два движения, противоположные по значениям. Сравнение контрастных движений помогает детям лучше осознать их смысл и различия в выполнении.

Первоначальное освоение пантомимических движений проходит без инструментального сопровождения. Прежде всего, дети выполняют жест, сопровождая его проговариванием определенных слов, которые раскрывают значение этого слова. Слова произносятся с выразительной интонацией (в заданном характере), и ритм их произнесения соотносится с ритмом движения. Выполнение жеста с одновременным проговариванием слов помогает детям лучше усвоить их значение. Интонация голоса, воспроизводимая ребенком, как бы «изнутри», сообщает его жесту ту пластину, которая соответствует заданному характеру. Вскоре проговаривание слов заменяется их пропеванием (на мелодию того музыкального произведения, которое впоследствии будет использоваться для инструментального сопровождения к упражнению). Наконец, движение исполняется с инструментальным сопровождением и одновременным пропеванием слов сначала вслух, а позже – «про себя».

На следующей стадии обучения дети учатся музыкально отвечать жестом на жест, движением на движение. С этой целью изучаемое движение включается в игровую ситуацию, построенную на взаимодействии партнеров.

Первоначально партнером детей в упражнении может выступить педагог (или кукла в руках педагога). В этих условиях дошкольники, выполнив жест, получают возможность наблюдать, каким образом можно «ответить» на движение. Позже дети учатся взаимодействовать друг с другом: один обращается жестом к своему партнеру, а тот отвечает другим движением.

Работа над танцевальными движениями во многом аналогична, но имеет и свои особенности. Сначала педагог вместе с другими детьми вспоминает простейшее движение, известное или по прошлому обучению, или знакомит их с новым движением. При этом сообщается его значение, которое дети должны попытаться передать в своем исполнении под музыку. Дальнейшее обучение танцевальному движению проводится методом его усложнения, изменения, варьирования. Следует показать детям, как это движение преобразуется, усложняется в результате добавления к нему тех или иных элементов, и как от этого меняется его общий смысл. При этом важно обратить внимание на то, что включение в общее движение корпуса, головы, рук еще больше расширяет диапазон его значений. Словесный анализ движения, выявление зависимости его выразительности от способа выполнения помогает детям осмыслено овладевать языком движений.

Необходимо побуждать дошкольников не только повторять показанные педагогом движения, но и самостоятельно придумывать новые их варианты и сочетания. Этому способствует также включение движения в игровое взаимодействие с партнером: использование движения в качестве средства живого общения активизирует двигательный опыт и фантазию детей.

На этой основе дети учатся импровизировать в плясках. Причем первые попытки могут проводиться в «сотворчестве» с педагогом, а потом как самостоятельные пробы.

Подобные импровизации могут вводиться в сюжетный танец в качестве «свободных», творческих фрагментов, передающих определенное эмоциональное состояние. Здесь они перемежаются с «зафиксированными» эпизодами, которые строятся в основном на музыкальной пантомиме и раскрывают сюжет.

Таким образом, то или иное изучаемое движение – на пути от простейшего упражнения до сюжетного танца – предстает перед глазами детей каждый раз в новом варианте. Это позволяет показать детям то, как движение может использоваться в той или иной композиции, на том или ином музыкальном материале и в зависимости от этого варьироваться, сочетаться с другими движениями, приобретать дополнительные нюансы. Иными словами, создаются условия для наглядно-действенного освоения детьми приемов композиции танца.

Обучение детей приемам образного перевоплощения в основном проходит на материале развернутых танцевальных спектаклей по мотивам русских народных сказок («Репка» и «Колобок»). В качестве подготовки к ним можно предложить детям некоторые этюды по отдельным образам. Эти этюды могут быть двух планов. Одни исполняются на программную музыку, передающую характер того или иного персонажа. В них детям предлагается представить себя в определенном образе и найти для его воплощения соответствующую выразительную пластику (используя, главным образом, изобразительные приемы, пантомимические движения).

В других этюдах дается задание представить и показать, как «звери пляшут». Задача заключается в том, чтобы исполнить танцевальные движения в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжеловесность и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность и т.п. При этом к каждому образу подбирается плясовая народная мелодия соответствующего характера. Здесь педагог побуждает детей не только к образному перевоплощению, но и поиску дополнительных, выразительных средств, «придумыванию» новых плясовых движений.

Методика работы с этими этюдами состоит в следующем: сначала дети слушают музыкальное произведение и определяют, «про кого рассказывает музыка»: называют персонаж, его возможные действия и движения. Затем они пробуют воплотить в пластике то, что они услышали в музыке. Здесь педагог может использовать образные рассказы о том или ином персонаже. Эти рассказы заранее может придумать он сам или их можно составить на занятии из разрозненных предположений детей о содержании музыки.

Групповое исполнение этюда в «сотворчестве» (со сверстниками или педагогом) чередуется с индивидуальными попытками, которые предлагаются особы выразительным исполнителям или тем, кто придумал интересное, новое движение, или просто желающим. «Зрители» высказывают свои впечатления о сольных выступлениях. При этом следует побуждать их обращать внимание на зависимость выразительности от способов выполнения движений, замечать оригинальность исполнителей (если это имеет место), оценивать качество и эмоциональность исполнения в целом.

Работа над танцевальной сказкой также начинается с восприятия всего музыкального произведения. Такое развернутое восприятие музыки можно провести как самостоятельное (дополнительное) занятие. По музыкальным темам, выразительным интонациям детям предлагается догадаться о появлении и действиях персонажей сказки.

Далее идет серия занятий, каждое из которых можно посвятить одному - двум образам. Работа над каждым образом проводится так же, как в этюдах, с той разницей, что здесь не дается образный рассказ (если сюжет сказки известен детям). Образная речь используется при анализе характера персонажа, особенностей его пластики. Это активизирует детскую фантазию и помогает найти яркие выразительные движения. На таких занятиях все дети исполняют один и тот же образ и вместе, в «сотворчестве», пытаются найти способы его музыкально-пластического воплощения.

Наконец, разрозненные эпизоды собираются воедино, и дети исполняют всю сказку целиком, попеременно меняясь ролями. На этой стадии работы над развернутым танцевальным спектаклем важно дать понять детям, что успех всего спектакля зависит от стараний каждого участника, что неточность, невнимание, временный «выход из роли» хотя бы одного из исполнителей непоправимо портит общий танец.

Формирование творчества в танце – очень тонкий, хрупкий процесс. Поэтому, при использовании всех перечисленных методов обучения, необходимыми являются следующие условия.

Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, не следует работать над каждым упражнением или этюдом дольше 2-4 занятий подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.

В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений. В связи с этим нужно отбирать яркий, эстетически – выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо для занятий.

На занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности.

Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек» iconМетодические рекомендации по оформлению дизайн-папки творческого проекта 49 >10. Документы и материалы 55 11. Список литературы и источников для педагога. 56
«Художественное конструирование и оформление одежды» является развитие художественного вкуса, фантазии, трудолюбия, воспитание целеустремлённости,...
Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек» iconМетодические рекомендации Реализация функций социального педагога
Организационно-содержательные аспекты работы социального педагога по программированию деятельности детского объединения
Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек» iconМетодические рекомендации по составлению рабочей программы педагога
«разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин». Следовательно, рабочая программа нормативно-управленческий...
Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек» iconМетодические рекомендации список используемой литературы приложения 3 6 7 9 11 12 14 пояснительная записка программа дополнительного образования «Удивительный микромир»
Управление образования, культуры и спорта администрации городского округа «Поронайский»
Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек» iconМетодические рекомендации учителю по организации проектной деятельности на уроках литературы, посвященных изучению творчества Н. В. Гоголя
В статье даются методические рекомендации для учителей-словесников по организации проектной деятельности на уроках литературы в 9...
Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек» iconМетодические рекомендации по освоению учебного материала 17 список литературы 18 > программа курса «возрастное психологическое консультирование»
В поле зрения психологической практики попадают самые разнообразные проблемы во все возрастные периоды жизни человека – детство,...
Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек» iconМетодические рекомендации применения цор
Урок Искусство слова. Отличие художественной литературы от литературы научной. Художественный образ
Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек» iconКонтрольно – методические материалы
Составлены на основе психолого-педагогической литературы (список литературы прилагается) и Федерального государственного образовательного...
Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек» icon«Слагаемые профессионального имиджа педагога» Педагог дополнительного образования рцртдиЮ
В связи с переходом на новые стандарты образования особое внимание уделяется профессионализму личности педагога, достижение ею высокого...
Методические рекомендации список литературы «У педагога творение особое человек» iconПроект жизнедеятельности младших школьников «Будь здоров»
Человек- высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница