Груздева и в. Сурдуковская С. В




НазваниеГруздева и в. Сурдуковская С. В
Дата03.02.2016
Размер9.16 Kb.
ТипАнализ
груздева и.в.

Сурдуковская С.В.


Из опыта функционирования МОУ «Гимназия № 10» в статусе центра инновационного опыта как поставщика образовательной услуги

Участие образовательного учреждения в новой системе повышения квалификации даже при наличии опыта инновационной деятельности требует серьезной подготовительной работы.

Представим содержание этапа подготовки к проведению КПК, обеспечившее создание необходимых кадровых, организационных, методических условий для эффективной деятельности по повышению квалификации работников отрасли «Образование».

1. Анализ инновационного опыта, имеющегося в ОУ, как информационно-методического ресурса новой системы ПК.

Анализ авторских методических материалов, имеющихся в ОУ, в аспекте требований каскадной модели ПК позволил представить образовательные возможности нашего ЦИО, определить спектр перспективных направлений повышения квалификации педагогов, связанных с реализацией компетентностного подхода, обеспечивающих удовлетворение актуальных потребностей работников отрасли «Образование». Продвижение идеи компетентностного подхода в образовательной деятельности как одного из условий повышения качества образования осуществлялось нами в педагогическом сообществе в 2007, 2008 годах в рамках районных и городских семинаров, конференций Университетского округа при Высшей школе экономики, через публикации в сборниках ВШЭ и ИЦРСО. Тематика публикаций в сборниках Исследовательского Центра развития образования г. Перми и ВШЭ отражает реализацию компетентностного подхода в образовательной деятельности гимназии: формирование таких аспектов функциональной грамотности, как естественнонаучная, грамотность чтения, развитие деятельностной грамотности в социокультурном проектировании, информационная компетентность учащихся.

2. Определение категорий потребителей образовательной услуги.

В соответствии с нашими образовательными и кадровыми ресурсами, применив целевой подход, мы выделили следующие целевые группы и тематику услуги: для учителей биологии, химии, физики - разработать программу «Способы формирования естественнонаучной грамотности в учебной и во внеучебной деятельности учащихся»; учителей начальной школы, русского языка и литературы обучить способам и средствам формирования и развития грамотного чтения учащихся; для классных руководителей, воспитателей ГПД, педагогов-организаторов разработать образовательную программу по теме «Социальное проектирование как средство самореализации и социализации учащихся».
3.Определение подходов к отбору содержания образовательной услуги.

При формировании содержания профессиональных образовательных программ учебного содержания программ мы исходили из современных представлений о качестве образовательных услуг в системе ПК. Отбирая учебный материал для курсов ПК, педагоги гимназии руководствовались ведущим принципом развития профессионального образования - практико-ориентированности (технологичности), направленным на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики. Практическая применимость инновационного педагогического опыта выдвигалась на первое место не только как критерий обученности, но и как инструмент обучения.

4.Разработка содержания и формы представления образовательной услуги в соответствии с ее целевым назначением.

На этом этапе подготовки к реализации новой системы ПК реализаторами программ - педагогами-предметниками - были подготовлены комплексы учебно-методических материалов:

1. Аннотация образовательной услуги, содержащая следующую информацию: общие сведения о курсе ПК (его назначение, цели, задачи, содержание по модулям, целевая группа, процедура итоговой аттестации).

2. Образовательная программа ПК, разработанная в соответствии с требованиями к обучающим программам в системе повышения квалификации.

2. Анкета, позволяющая получить необходимые сведения о получателях образовательной услуги (входная анкета-монитор).

3. Тесты для диагностики исходного состояния обученности слушателей – потребителей образовательной услуги.

4. Пакет заданий, направленных на проверку усвоения содержания и его понимания.

5. Творческие задания, ориентированные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков; практические работы для индивидуального или совместного выполнения (в парной или групповой работе).

6. Тесты для измерения успешности самостоятельной деятельности обучающихся и промежуточных результатов их работы.

7. Контрольно-измерительные материалы для проведения итогового контроля.

8. Необходимые справочные материалы по содержанию курса. Дополнительные источники информации. Список литературы по тематике КПК.

Ведущим принципом овладения новыми профессиональными компетенциями в ходе освоения образовательной программы является деятельностный: все модульные программы нашего ЦИО носят практико-ориентированный характер и направлены на создание условий для внесения реальных изменений в практику работы педагога – получателя образовательной услуги. Запланировано время для осуществления личностного подхода посредством организации индивидуальных форм работы со слушателями: консультаций, направленных на передачу индивидуального опыта и формирование актуальных для потребителя компетенций, которыми обладает персонал гимназии № 10 как поставщик образовательной услуги. Групповые формы работы - практико-ориентированный семинар, мастер-класс - направлены на развитие конкретных умений и навыков педагогов. ОП обеспечивает интерактивный режим работы на основе активных методов обучения. Основная задача интерактивных приемов работы – создание «быстрой» мотивации группы слушателей.

Образовательный процесс на состоявшихся в ноябре 2009 года курсах повышения квалификации по темам «Способы и средства формирования и развития грамотного чтения учащихся» и ««Способы формирования естественнонаучной грамотности в учебной и во внеучебной деятельности учащихся» осуществлялся на базовых принципах компетентностного подхода: обучение через активную самостоятельную деятельность; равноценность различных источников информации, включая опыт самих слушателей; продуктивный диалог. Реализация модулей программ повышения квалификации осуществлялась таким образом, чтобы обеспечить каждому обучающемуся наиболее комфортную ситуацию обучения: в процессе обучения сочетался теоретический анализ проблемы (анализ проблемных текстов, дискуссия-обсуждение проблемного вопроса) и практическое «научение» (например, освоение читательских стратегий или техники подготовки тестовых заданий для диагностики сформированности естественнонаучной грамотности), выполнение практических заданий. В ходе реализации программы были проведены лекции (обычные и интерактивные), организована индивидуальная работа с текстом, индивидуальная и групповая работа с проблемными заданиями. Особое значение при реализации образовательных программ придавалось рефлексивности как процесса, так и результата обучения.

5.Создание организационной структуры для оказания образовательной услуги потребителям. Определение функционала членов организационной структуры.

Для организации разработки и реализации программ повышения квалификации работников отрасли «Образование» возникла идея создать творческую мобильную группу, условиями включения в которую стали наличие у педагогов инновационного опыта в области компетентностного подхода, мотивационная готовность к трансляции опыта в условиях реализации новой модели повышения квалификации. В состав группы вошли педагоги, разрабатывающие компетентностно-ориентированные задания, инновационный методический инструментарий к социально-ориентированным технологиям, используемым в образовательной практике гимназии. Деятельность МГ координировалась двумя педагогами - специалистами: координатором исследовательских программ и менеджером. Координатор исследовательских и образовательных программ обеспечивал деятельность педагогов-предметников по разработке программ и методического инструментария для обучения педагогического персонала. Определился и функционал менеджера в составе мобильной группы: обеспечивать информирование педагогического сообщества о мероприятиях ЦИО на сайте образовательного учреждения; принимать заявки на повышение квалификации; составлять мобильную группу из реализаторов программы курса по запрашиваемой тематике; осуществлять регистрацию слушателей в группы обучения; заполнять индивидуальный маршрутный лист педагога (занятия, консультации); организовывать анкетирование слушателей; формировать заявку на итоговые документы слушателя.

Менеджер организует подготовку аудитории для проведения групповых и индивидуальных занятий слушателей, раздаточного материала, технических ресурсов к занятиям.

Эффективность подготовительной работы гимназии в статусе ЦИО была подтверждена многочисленными положительными откликами представителей педагогического сообщества г. Перми и Пермского края – слушателей курсов повышения квалификации в новой системе.








Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница