Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства»




НазваниеРабочая программа Дисциплины «история исполнительства»
страница1/3
Дата03.02.2016
Размер16.4 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3


Министерство культуры Челябинской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Челябинской области

«Озерский государственный колледж искусств»

 


УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГКИ ______________ Н.Г.Федотова

«___»___________ 2012г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины

«ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА»

для специальности

070102 «Инструментальное исполнительство. Оркестровые духовые и ударные инструменты»


г. Озерск 2002г

Редакция 2012г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Государственного образовательного стандарта (ГОС) по специальности среднего профессионального образования 070102 Инструментальное исполнительство. Оркестровые духовые и ударные инструменты.


 


Зам. директора ОГКИ

по научно-методической работе М.Н.Вырва


Зам. директора ОГКИ

по учебно-воспитательной работе О.С.Праздникова


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК

«09» 01. 2012г.

Протокол № ____


Председатель ПЦК СО, ОДиУИ Н.Г.Федотова


Автор:

Потапова Л.Г., преподаватель колледжа.




Рецензент:


Коренева С.А, председатель ПЦК, Зав отделением ОНИ ОГКИ


Пояснительная записка



Предмет «История исполнительства» входит в цикл специальных дисциплин образовательной программы специальности 070102 «Инструментальное исполнительство. Духовые и ударные инструменты», является составной частью профессиональной подготовки студентов. Рабочая программа составлена в соответствии с типовой программой «История исполнительства на духовых инструментах», составитель Р.А.Маслов, профессор Российской академии музыки им Гнесиных, 2003 год.


Цели и задачи

Цели и задачи курса «История исполнительства»» состоят в необходимости дать учащимся знания по истории искусства духового и ударного исполнительства, ознакомить учащихся с основными эстетическими, педагогическими и исполнительскими взглядами и принципами мировых национальных школ и отдельных выдающихся музыкантов, показать историческую обусловленность и последовательность развития игры на духовых и ударных инструментах.

Краткие методические рекомендации

В содержание курса включены вопросы, связанные с конструктивно-техническим совершенствованием музыкального инструментария; а также изучение вопросов, раскрывающих историческую последовательность совершенствования выразительных возможностей инструментов в оркестровом, камерном и сольном исполнительстве.

Все проблемы, освещаемые в настоящем курсе, рассматриваются в контексте исторического развития музыкального искусства на основе принципа историзма и хронологической периодизации.

Курс предполагает тесную связь с другими предметами специального и общепрофессионального циклов учебного плана.

Урок должен сопровождаться: иллюстрациями, демонстрацией инструментов, прослушиванием музыкальных произведений с партитурой, просмотром видеоматериалов, мультимедийными презентациями инструментов и различных видов оркестра.

Курс делится на два основных раздела: история зарубежного исполнительства на духовых и ударных инструментах и история отечественного искусства игры на духовых и ударных инструментах.


Требования к знаниям и умениям

По окончанию курса выпускник должен знать:

  • оркестровые духовые и ударные инструменты;

  • сольный репертуар, включающий произведения основных жанров (сонаты, концерты, вариации), виртуозные пьесы, этюды, инструментальные миниатюры;

  • ансамблевый репертуар для различных камерных составов, квартета;

  • оркестровые сложности для данного инструмента;

  • художественно-исполнительские возможности инструмента;

  • основные этапы истории и развития теории исполнительства на данном инструменте;

  • закономерности развития выразительных и технических возможностей инструмента;

  • выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;

  • базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

  • профессиональную терминологию;

уметь:

  • использовать музыковедческую литературу;

  • выполнять сравнительный анализ различных редакций музыкального произведения;

  • ориентироваться в звучности инструментов и инструментальных групп, входящих в большой симфонический оркестр.


Контроль и учет успеваемости

Предмет «История исполнительства» изучается на четвертом курсе. Форма проведения занятий – лекционная. В конце 7 семестра проводится контрольный урок, который состоит из устного ответа и (или) письменного реферата. В конце 8 семестра проводится зачет, выставляется итоговая оценка по предмету.


Содержание программы


Учебно-тематический план




№ п/п 

Название темы

Количество
часов

 Ауд.

Сам.

1 семестр

1.

Духовые и ударные музыкальные инструменты Древнего мира

2

1

2.

Духовые и ударные музыкальные инструменты в эпоху Средневековья.

2

3.

Духовые музыкальные инструменты в эпоху Ренессанса. Новаторство Д.Габриэли.

2

1

4.

Эволюция духовых и ударных музыкальных инструментов в оркестровых и камерно-инструментальных жанрах XVII К.Монтеверди.

2

1

5.

Становление оркестровой культуры в первой половине XVIII в.

2

1

6.

Духовые и ударные музыкальные инструменты в творчестве А.Вивальди, И.С.Баха, Г.Ф.Генделя.

4

1

7.

Оркестровая исполнительская культура в Западной Европе XVIII в.

2

1


1

8.

Духовые музыкальные инструменты в творчестве Й.Гайдна, В.Моцарта, Л.Бетховена.

4

9.

Развитие и совершенствование исполнительства на духовых инструментах в XIX в

2

1

10.

Духовое инструментальное искусство Западной Европы XIX в. Творчество К.Вебера, Ф.Шуберта, Р,Шумана, Д.Россиини, Г.Берлиоза, Р.Вагнера.

4

1

11.

Развитие и совершенствование исполнительства на духовых инструментах в XX в.

2

1

12.

Духовые и ударные инструменты в музыке XXI века, новые течения. Творческий урок

2

1




Контрольный урок

3




 

 Итого за семестр

30 ч

11

2 семестр

13.

Отечественное исполнительство на духовых инструментах. Духовые инструменты в России до XIX века

4

2

14.

Обучение русских музыкантов иностранными капельмейстерами в первой половине XIX в. Духовые музыкальные инструменты в творчестве А.Алябьева, М.Глинки.

4

2

15.

Духовое инструментальное искусство в России второй половины XIX в. Творчество П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова

6

2

16.

 Развитие отечественного исполнительства на духовых инструментах (вторая половина XIX века – 1917 год)

6

2

17.

Становление современной отечественной школы исполнительства на духовых и ударных инструментах.

6

2

18.

Современная отечественная литература для духовых и ударных инструментов.

6

2

19.

Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители на духовых и ударных инструментах ХХ - ХХI вв. Творческий урок

6

3

20

Контрольный урок

3







 Итого за семестр

40 ч

15




Итого за год

70 ч

26



Содержание учебного материала

Первый раздел. История зарубежного исполнительства на ударных инструментах.

  1. Духовые и ударные музыкальные инструменты Древнего мира

Разновидности духовых инструментов: флейтовые, язычковые, мундштучные. Способы звукообразования на них. Разновидности ударных инструментов кастаньеты, цимбалы и тимпаны.

Инструменты эпохи палеолита: Иднофон – первый ударный инструмент, флейты с игровыми отверстиями, флейта Пана, поперечная труба, дудки с двойным язычком, металлическая труба. Предки медных духовых инструментов изогнутой (горны, от слова horn – рог) и прямой (прототипы труб) форм. Постепенное совершенствование духовых и ударных инструментов.

Древневосточные цивилизации. Древний Египет. Эпоха Древнего царства. Преобладание культовой музыки. Систр - древнеегипетская храмовая погремушка Продольная флейта мем и поперечная флейта себи. Язычковые инструменты.

Среднее царство. Танцевальная музыка и ее инструментарий: древние гобой и флейта, рамообразный барабан.

Появление диатонико-хроматического лада в эпоху Нового царства и связанное с ним конструктивное совершенствование духовых инструментов. Появление военных оркестров. Труба как главный инструмент этих оркестров. Роль ударных инструментов в военном оркестре.

Месопотамия. Роль музыки в описываемую историческую эпоху. Инструменты язычковой и флейтовой групп. Их обожествление. Рог и прямая военная труба. Дифферентизация музыкальных жанров.

Палестина и Финикия. Разнохарактерность музыкального искусства этих цивилизаций. Влияние на музыку Палестины и Финикии музыкальных традиций предшествующих эпох. Музыкальный духовой инструментарий: угаб, шофар, хасосра. Инструменты язычковой группы: халиль и замр. Ударные мембранофоны.

Древний Китай. Характер древнекитайского музыкального искусства. Его связь с конфуцианством. Духовой и ударный инструментарий: флейтовая группа – сюань, пайсяо, сяо, чи и др. Язычковая группа: гуань и сона. Инструменты мундштучной группы: да-чун-ку и сяо-чун-ку. Музыкальные учебные заведения и оркестры в Древнем Китае. Ударные инструменты Доевнего Китая

Древняя Индия. Музыкальные жанры. Система шрути. Флейтовая и мундштучная группы духовых инструментов в музыке Древней Индии: ванша, шурали, шанкха, ниасата-ранга.

Эллада и Древний Рим. Духовые инструменты Эллады: авлос, сальпинкс, сиринкс, роги, трубы. Музыкальные жанры с инструментальным сопровождением: гетерофония, авлодия.

Влияние музыкальных традиций Эллады на музыкальное искусство Рима. Духовой инструментарий Древнего Рима: тибия, туба, литуус, корну, букцина. Исполнительский духовой стиль Древнего Рима. Первые конкурсы музыкантов-духовиков.

2 Духовые и ударные музыкальные инструменты в эпоху Средневековья

Общая историческая характеристика эпохи. Характер феодальной культуры Раннего и Среднего Средневековья. Удаление духовых инструментов из церковной музыкальной практики.

Развитие народно-бытовой музыкальной культуры. Искусство жонглеров, шпильманов, мимов и его музыкальный инструментарий.

Средневековый Восток. Духовые инструменты и исполнительство на них.

Духовые и ударные инструменты Востока – предшественники и прототипы европейских средневековых инструментов. Колокола, гремушка и треугольник, кроталы и тимпаны, табореллус и накария. Мюзетт, шнабельфлейта, блокфлейта, швегель и руспфайф. Описание этих инструментов. Продольная флейта и появление в Европе поперечной флейты. Семейства шалмеев, поммеров, басовых поммеров (бомбард). Их техническое устройство и звукоизвлечение.

Круммхорн – гобой XII века. Его устройство, звукоизвлечение, тембр. Блаттершпиль как разновидность круммхорна.

Роги и трубы. Два типа труб – дискантовый и басовый. Цинки, или корнеты.

Вторая половина XI столетия. Трубадуры, труверы, миннезингеры. Характеристика их исполнительского музыкального искусства. Инструментальные ансамбли для сопровождения пения и танцев.

Оседание странствующих музыкантов – шпильманов и жонглеров – в средневековых городах. Особая роль духовых инструментов в городской музыкальной культуре Средневековья. Башенная музыка.

Появление первых городских и межрегиональных музыкальных корпораций (цехов) и их структура.

  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства» iconРабочая программа дисциплины Специальности 080102 «Мировая экономика»
История культуры англоязычных стран [Текст]: рабочая программа дисциплины. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2012. – 17 с
Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства» iconРабочая программа учебной дисциплины «история медицины»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства» iconРабочая программа учебной дисциплины «история медицины»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения...
Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства» iconРабочая программа дисциплины «История и методология науки»
Кореквизитами для дисциплины «История и методология науки» являются дисциплины профессионального цикла: «Дополнительные главы математики»,...
Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства» iconРабочая программа дисциплины история и философия науки (История науки) (ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины»
Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24. 00. 01 «Теория и история культуры» по философским наукам, утвержденной...
Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства» iconРабочая программа учебной дисциплины «История»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части гуманитарного и социально-экономического цикла студентам...
Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства» iconВысшего профессионального образования «оренбургский государственный институт менеджмента» история
И история : рабочая программа учебной дисциплины /сост. Прошина Н. М.– Оренбург : огим, 2011. – 67 с
Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства» iconРабочая программа дисциплины История социологии
Она представляет собой Базовую (профессиональную) часть профессионального цикла б предметное содержание дисциплины тесно взаимосвязано...
Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства» iconКостриков С. П. рабочая программа дисциплины "История" для студентов специальностей «Менеджмент», «Экономика»
Ильюхов А. А., Костриков С. П. Рабочая программа дисциплины "История" для студентов специальностей «Менеджмент», «Экономика». – М.:...
Рабочая программа Дисциплины «история исполнительства» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (отечественная культура) Урюпинск 2009 Федеральное агентство по образованию Российской Федерации гоу впо «Волгоградский государственный университет»
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, направления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница