муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция юных техников № 2
Творческая работа на высшую квалификационную категорию
Исследование качества изобразительного материала как условие содержания продукта художественного творчества
Педагог дополнительного образования I категории Золотая В.А. Научный руководитель к.п.н. доцент Дмитриева Ирина Анатольевна
Таганрог 2009 Содержание
Введение. 3 Глава 1. Теория проблемы исследования качества изобразительного материала как условие содержания продукта художественного творчества 8 1.1. Понятия художественное творчество, творческие способности личности. 8 1.2. Чувство «соприкосновения» с материалом в истории искусства. 17 1.3. Психолого-педагогическая характеристика личности младшего школьника. 25 Глава 2. Эмпирическое исследование продукта художественного творчества при изменении качества изобразительного материала как условие его создания. 34 2.1. Выявление изменений художественного образа в условиях планирования изобразительного материала. 34 2.2. Описание опытно-экспериментальной работы. 41 2.3 Внедрение методики в учебно-воспитательный процесс. 49 Заключение. 56 Список используемой литературы. 59
Введение. Встреча с прекрасным в жизни, активная творческая деятельность – всё это обогащает внутренний мир детей. С малых лет окружающий мир будит в них любознательность. Важно, чтобы с возрастом к желанию узнать что-то новое добавлялось стремление творить, вносить красоту в окружающий мир. Динамичному и быстро меняющемуся миру необходимы люди мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения поставленных задач, творить. Одной из актуальных задач является помощь каждому ученику, способствование развитию каждого ребёнка. Творчество – естественный процесс, порождаемый сильной потребностью человека что-то изменить. Каждый ребёнок может проявлять свою успешность в достаточно широком спектре деятельности. Самой природой детям дана любознательность, активность. Они мгновенно впитывают все новое, яркое, действенное - все, что их заинтересовало. Дети поразительно быстро приспосабливают «бросовый» и «подручный» материал для создания какой-нибудь игрушки. Созданный ими целостный образ мгновенно «оживает» и «существует отдельно придуманном мире». Все, без исключения, люди обладают творческим потенциалом, хотя и в разной степени. Творчество может проявляться независимо от возраста человека во всех областях его деятельности, и творческие способности поддаются развитию. В области творчества действует так называемый «механизм переноса», т.е. упражнения в творчестве в одной области на одном материале благотворно сказываются на творческой деятельности в других областях, на другом материале. Но такой перенос возможен лишь тогда, когда развитие творческих способностей становится задачей воспитания. Возникает необходимость раннего включения учащихся в творческую деятельность. Опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако, на самом деле получается наоборот. Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные ребята остаются без внимания. Постепенно они становятся далеко не самыми лучшими учениками. Придя в любое из учреждений дополнительного образования, ребенок сразу же ощущает к себе внимание не как к ученику, а, прежде всего, как интересной загадочной личности, которую надо понять, узнать и помочь. В дополнительном образовании нет таких, часто пугающих ребенка понятий, как: «ты должен», «ты обязан». Отсутствие стереотипной системы школьных оценок, где «двоечник - значит, ни на что не способен», «отличник - значит, может все», дает возможность стать более открытым, свободным в выборе и у каждого появляется шанс реализовать себя. Отсутствие актов принуждения позволяет ребенку самостоятельно осуществить поиск в разных направлениях деятельности, попробовать себя сегодня художником, музыкантом, завтра техником или спортсменом, а грамотные и тактичные педагоги сумеют своевременно заинтересовать и направить ребенка именно в тот вид деятельности, который соответствует его способностям и возможностям. Свобода, общение, не принуждение, творчество, сотрудничество - все это дает возможность для становления его как Человека - личности. Благоприятные возможности дополнительного образования четко проявляются, в частности, в сфере художественного развития. К нам часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие от большинства ребят они мотивированы на овладение художественно-творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения специальных знаний, умений и навыков. Однако и нам необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель. В процессе использования в работе разнообразных материалов заинтересовал такой вопрос как качество материала и его свойства, и может ли это быть условием содержания продукта художественного творчества. Известно, что различный материал по-разному оказывает воздействие на проявление творчества при возникновении замысла. С одним материалом приятно работать, возникающие в представлении образы легко воплощаются в действительность. В другом же случае, работа не двигается, и реализация замысла далека от материализации. Актуальность исследования качества изобразительного материала как условие содержания продукта художественного творчества определяется недостаточной изученностью закономерностей этого процесса и его воздействия на художественное творчество детей. Объект исследования: продукты художественного творчества обучающихся художественно-эстетического объединения. Предмет исследования: качества материала как условие содержания продукта художественного творчества обучающихся художественно-эстетического объединения. Цель исследования: изучить качества материала как условия содержания продукта художественного творчества обучающихся художественно-эстетического объединения. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что происходят изменения в образе планируемого продукта творчества обучающихся при изменении качества изобразительного материала. Такое предположение связано с тем, что качество изобразительного материала является условием и стимулом образного решения творческой идеи. С одной стороны, они накладывают определенные ограничения на воплощение своего образа, а с другой, являются стимулом этого процесса. Процесс исследования будет оптимальным, если: - регулярно будет проводиться диагностика, направленная на выявление творческих способностей детей; - работа по их развитию будет проводиться систематически и последовательно с опорой на современные тенденции личностно-ориентированного образовательно-воспитательного процесса; - будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей; - сами ребята будут активными субъектами исследования. Задачи исследования: обзор психолого-педагогической и методической литературы по созданию условий, по изобразительному материалу, образу; проанализировать и выявить сущность и критерии характеристики творческих способностей детей применительно к художественно-техническому творчеству; адаптация методики исследования качества материала как условие содержания продукта художественного творчества; - определение показателей, позволяющих выявить изменение образа планируемого продукта творчества в условиях изменения изобразительного материала. В ходе исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы; наблюдение; анализ результатов деятельности детей; методы математической обработки полученных данных. Направленность исследования задает ряд требований к методике: 1. Она должна содержать в себе возможность спонтанной постановки задачи на создание художественного образа. 2. Она должна выявлять особенности обращения с материалом при воплощении образов и каким-то образом фиксировать эти особенности, т.е. предоставлять возможность диагностировать влияние качества изобразительного материала как условие содержания продукта художественного творчества. Ее задания должны быть доступны детям младшего школьного возраста, т.е. по возможности должен быть «снят» барьер специальной подготовки, возможность успешного выполнения не должна зависеть от сложных умений и навыков. Задания должны позволять ребёнку пройти весь путь творчества — от замысла до его воплощения в реальном материале. |