Скачать 30.42 Kb.
|
![]() ![]() Из опыта работы Петуховой Нины Михайловны, учителя математики и информатики Шастовской средней общеобразовательной школы Варгашинского района 2007 год Человек может стать умным тремя путями: путём подражания – это самый лёгкий путь, путём опыта – это самый трудный путь, и путём размышления – это самый благородный путь. Китайская пословица. Учить размышлять, видеть путь решения задачи, упорно добиваться результата, развивать любознательность и интерес к основам наук призваны предметные недели в школе. Каждый учитель стремится построить неделю так, чтобы она запомнилась ученикам, чтобы им хотелось продолжения этой недели. Главным положительным моментом недели математики и информатики для меня является то, что во время недели могут раскрыть свои способности ученики, не сумевшие проявить себя в силу разных причин на обычных школьных уроках. Для подготовки и проведения недели я обычно привлекаю ребят своего класса, где я являюсь классным руководителем. Находятся и добровольные помощники из других классов. Но сильно не стараюсь загружать учеников, так как классы в сельской школе небольшие и у школьников много разных поручений помимо основного труда – учёбы. Тем более неделя математики приходится в нашей школе на начало декабря, когда уже начинается подготовка к самому большому школьному празднику – новогодней ёлке. Задолго до недели начинаю думать о том, чему она будет посвящена. Конечно, имея под рукой определённую литературу и копилку опыта, нетрудно составить мероприятия, придав им разные формы. Так я раньше и делала, и недели проходили интересно. Но во время мероприятий приходится сталкиваться с какими-то недостатками, проявляющими сильнее пробелы в знаниях детей, разными их неумениями. В течение года не всегда удаётся их ликвидировать. А вот во время недели делать это очень хорошо. Например, одну из недель математики я решила посвятить истории этой замечательной науки. Мероприятия проводились так, чтобы прозвучало как можно больше имён великих математиков, раскрылась суть их открытий и достижений. После знакомства с учебником «Наглядная геометрия» для 5-6 классов для меня стало ясно, что это тема моей следующей недели. В этом году главным объектом недели были виртуальные лаборатории. И это было интересно всем. Задача – познакомить детей с обучающими программами так, чтобы их можно было применять на уроках, не отвлекаясь от сути задания, не тратя много времени на объяснение технологии работы. Здесь же знакомились с историей развития вычислительной техники. Конечно, трудно заинтересовать абсолютно всех детей, но кто-то ведь всё равно усвоит и запомнит. Объявление о проведении недели математики должно быть ярким, заметным и удобно читаемым. Из него должно быть ясно, где, когда и что проводится, какие материалы кому сдавать, к кому обращаться с вопросами. Одновременно с объявлением мы обычно вывешиваем вопросы викторины. Обычно заранее объявляется, что нужно приготовить для оформления недели. Классам даётся одно из заданий: составить ребусы или кроссворды; написать заметки об известных математиках, о юных математиках, о великих открытиях, о роли математики во всех сферах нашей жизни; найти материал и оформить серию «Очевидное-невероятное»; о развитии вычислительной техники; оформить «Математическую мозаику» или «Математическую смесь», где может быть всё, что угодно (задачи, шутки, головоломки, логические задания, сказки, старинные задачи и т.д.). В прошлом году мы давали задание оформить листья для «Дерева задач». Дети в нашей школе на подвозе, у учителя математики и информатики очень большая недельная нагрузка, поэтому часть мероприятий мы проводим на уроках. Дети такие уроки очень любят. Но основные, крупные мероприятия, где участвуют по два и более классов – во внеурочное время. Мне нравится проводить познавательные игры, в которых ребятам можно узнать много нового. В них блоки сообщения нового чередуются с вопросами и конкурсами. Дети нацелены слушать, чтобы выиграть. Такие игры дают большой эффект. Например, игра «Из глубины веков» (см. приложение). Всем полюбилась математическая игра по типу телевизионной игры «Брэйн-ринг». Вопросы для неё составляем сами, используя различные статьи математического содержания в книгах , таких, как «За страницами учебника математики» и др. Особенно привлекают ребят какие-то интересные факты из жизни учёных, исторические события, происхождение терминов, знаков. Правильные ответы на вопросы подробно разъясняются, что помогает их запоминанию. Хороши вопросы, в которых прослеживается связь с другими науками – физикой, географией, астрономией и даже литературой. В течение недели обязательно проводится один КВН, обычно между классами. Внутри одного класса можно провести КВН, но я чаще провожу соревновательные игры «Порази мишень» и «Математические гонки». Они не требуют большой подготовки. Достаточно иметь ряд интересных вопросов и задач. Мишень рисую на бумаге или на доске. Команды по очереди отвечают на вопросы, а количество баллов за правильный ответ зависит от точности выстрела по мишени игрока команды. Максимальный балл – «десятка», минимальный – «четвёрка» (даже если попал в «молоко», ведь ответ-то был правильный!). В таких играх много эмоций, развивается и мышление, и меткость. В «Математических гонках» на доске вывешивается красочный плакат с таким количеством дорожек, сколько команд участвует. Дорожки размечены на «километры» штрихами. На старте каждой дорожки – картонный автомобиль, прикреплённый магнитом. Вопросы подбираются различной степени трудности, а, значит, правильные ответы поощряются разным количеством «километров». Номера вопросов можно написать на доске и вычёркивать выбранные, а можно заранее спросить команду, какой стоимости вопрос она желает получить. Если команда не отвечает на вопрос, то он задаётся болельщикам, и они могут очками помочь команде, за которую болеют. Важно не переборщить с трудностью вопросов, надо помнить, что есть в командах и не очень сильные в математике ребята. Пусть они почувствуют радость успеха, ответив хотя бы на один вопрос. Мы проводим также «Математическое кафе» с соответствующим оформлением, это довольно популярная игра, не будем на ней поэтому останавливаться, отмечу лишь, что дети к ней неравнодушны. Большое спасибо автору этой формы игры, но, к сожалению, не знаю его имени. Одна из математических недель была посвящена логике. Надо отметить, что логические задачи мы используем во всех мероприятиях, во всех неделях, но в то время мы как раз стали изучать логические основы информатики в курсе информатики, и это побудило меня остановиться на данном разделе математики. Всем очень понравился освоенный тогда табличный способ решения логических задач. Ну и не забыт, мне кажется, вечер логики, где гвоздём программы был сценарий известной логической задачи «Принцесса или тигр?» с красочными костюмами, темными комнатами и удачно подобранными исполнителями ролей. С приходом компьютеров в школу стало возможным проводить игры типа «О, счастливчик!» («Как стать миллионером?»), где вопросы и возможные ответы читаются на экране монитора или выведены на экране с помощью проектора. Ребята бывают очень увлечены этой игрой, равнодушных к ней не остаётся. Конечно, подготовка презентации с нужными компьютерными эффектами требует времени. Но результат этого стоит. Использовать компьютер можно и в других вариантах, применяя различные электронные средства обучения. Очень нравится детям виртуальная лаборатория «Танграм» в интерактивном курсе обучения математике ДРОФА-ДОС- МУЛЬТИМЕДИА по учебникам Дорофеева (Математика 5-9), и все другие лаборатории. Разнообразие в игру или конкурс можно внести, используя графический редактор PAINT и программу Калькулятор, как мы это сделали в игре «Смекай и побеждай» Ещё ребятам очень нравится искать клад. Путь к сокровищу может быть насыщен заданиями в записках, которые можно спрятать в укромных уголках и зашифровать каким-либо образом место их нахождения. Форму игры учитель может придумать сам или позаимствовать с телеэкрана, взять из опыта работы коллег, было бы содержание. Перед проведением какого-либо конкурса можно нацелить ребят на прочтение нужной литературы. Мы с моими десятиклассниками приготовили к нынешней неделе листовки «Знаете ли вы?» и расклеили их на стенах в коридорах школы (на окрашенные панели они прикрепляются скотчем легко, убрать их тоже будет несложно). Мы практикуем так же десятиминутки – краткие, но ёмкие сообщения по математике. Сейчас материал для них подобрать нетрудно, на помощь пришёл Интернет. В 2007 году неделя была посвящена Дню защиты информации, который отмечался 30 ноября. Огкомитетом была выпущена стенгазета к этой дате. Во время недели прошёл конкурс плакатов под девизом «Защитим компьютер от вирусов!». Дети проявили большую фантазию при подготовке плакатов, придумали разнообразные призывы, нашли много подходящей информации. Этой же теме я посвятила новую игру «Найти и обезвредить!», которая очень понравилась детям. Суть игры в следующем. Компьютерную систему заполонили вредоносные программы, которые требуется найти и обезвредить. Я создала 30 текстовых документов, в 10 из них содержатся вопросы. Эти 10 и есть вирусы. Обезвредить- это значит решить задачу, содержащуюся в данном файле. Ответ задачи- натуральное число от 1 до 30. После того, как найден ответ задачи, следует открыть табличный документ «Ключ», в строке с номером, соответствующим ответу задачи, прочитать имя следующего вредоносного файла. Теперь его следует найти по названию в указанном круге папок. Ученики, владеющие пользовательскими навыками работы на компьютере, сделают это довольно быстро. Если был получен ошибочный ответ, то откроется файл с ничего не значащими, но смешными словами или репликами. Это вносит определённую разрядку в процесс игры, делает её более эмоциональной. Учитель держит ситуацию под контролем, и, на случай совпадения неправильного ответа с правильным из другой задачи, может дать запрет на проверку, побудив искать правильный ответ дальше. Побеждает та команда, или та пара (играть могут несколько команд или пар, или человек), которая раньше нашла и обезвредила все вредоносные файлы, или большее их количество. Немаловажным для детей в конкурсах является правильное судейство. Жюри мы выбираем только для проведения таких мероприятий, где сложно судить одному человеку, требуется коллегиальное решение. А вообще таблицу результатов на доске заполняет ведущий или его помощник, так нагляднее и меньше разногласий. Конечно же, непременной частью недели математики и информатики являются олимпиады. К сожалению, нет возможности выписывать все так нужные для работы методические газеты и журналы, но часть их я всё-таки выписываю и беру оттуда задачи. Пользуюсь также разными книгами и брошюрами. Олимпиады провожу с 5 по 11 классы. Жаль, что не имеем времени для решения серьёзных олимпиадных задач, но некоторые попытки делаем. В основном же берём такие задачи, которые можно решить в течение 1 часа, 4-5 задач. Иногда провожу олимпиады по одинаковым текстам в двух-трёх классах (7-8, 9-11), иногда немного меняю их. Полное решение одной задачи оцениваю 5 баллами, только ответ – 3 баллами. Можно получить и 1, и 2, и 4 балла за задачу. По желанию детей выставляю оценки в журнал. Все задачи потом разбираем. Особенно активны ребята 5-7 классов. Пробовала проводить и домашние олимпиады, но тогда оценка не совсем объективная. Правда, всё равно польза несомненная, так как решает иногда вся семья. Надо подумать над идеей семейных олимпиад. Мне кажется, она хороша! Будем пробовать. В 2006 году впервые я проводила олимпиаду по информатике. Так как опыта ещё не было, решила сделать задание из двух частей: в первой части – тест по пройденному материалу, во второй – логические задачи. К сожалению, не успела тест сделать в компьютерном варианте, но это несложно, требуется только время. Соответственные программные оболочки имеются. Над содержанием же ещё придётся поработать. В неделе математики участвуют и ученики начальной школы. Для них старшие ребята готовят мероприятия. После проведения недели всегда подводятся итоги. Дети награждаются за все, за что можно наградить. Используемая для составления и подбора вопросов литература:
8. Ф.А. Пчелинцев, П.В. Чулков, Математика. 5-6 класс. Уроки математического мышления. – М.: 1998 9. А.В. Фарков. Готовимся к олимпиадам по математике . 10. Информатика в школе, № 2-2002. Приложение к журналу «Информатика и образование» 11.О.И.Южаков. Математические олимпиады. Курган, 2003 Приложение Вопросы для брэйн-ринга ( 8-11 классы) Вариант 1.
Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе. Предлагали взять за основу размеры, связанные с пчелиными сотами, или путь, проходимый за первую секунду свободно падающим телом, а знаменитый учёный Гюйгенс предложил взять третью часть длины маятника, делающего одно качание в секунду. Но Национальное собрание Франции приняло предложение астронома Мутона и за единицу длины, которую назвали метр, приняли … что же? (Одну сорокамиллионную часть земного меридиана)
( Египет, «измерение земли» )
Во тьме ночной они, как воры, Ведут свои переговоры, Измену ценят меж собой, Слагают цифр универсалов.. . О чём идёт речь? ( О шифровке текста с помощью цифр ) 9. Какое отношение к математике имеет поговорка « не допустить на пушечный выстрел»? ( Единица длины ) 10. Кирпич весит 1 кг и ещё полкирпича. Сколько кг весит кирпич? 11. В Японии существовала старинная единица «лошадиный башмак». Для измерения какой величины служила эта единица? Что она означала? (Для измерения длины; путь, проходимый лошадью, пока износится привязываемая к ногам лошади соломенная подошва, заменявшая в этой стране подкову.) 12. Поезд длиной в 1 км идёт со скоростью 60 км в час. Сколько ему понадобится времени, чтобы пройти тоннель длиной в 1 км? ( 2 мин ) 13. Как называется прибор для построения параллельных линий, применяемый в столярном деле? ( Рейсмус )
Вопросы для брэйн-ринга ( 8-11 кл) Вариант 2.
12. И в настоящее время подсчёт цен на товары называется калькуляцией, а человека, который это выполняет, называют калькулятором, как и маленький прибор, который был сделан около 30 лет назад. А как назывался прибор, которым пользовались люди – греки и римляне, например, – в старину для этих же целей? ( Абак – счётная доска, разделённая на полоски, на которые ставили столько камешков или бобов, сколько единиц соответствующего разряда числа. Камешек у римлян назывался «калькулюс» – похоже на русское слово «галька»).
Вопросы для брэйн-ринга ( 5 класс)
Вопросы для брэйн-ринга, 9-11 класс Вариант 3.
3*2 *3* ![]() ![]() 1*8*3* (415*382 = 158530) Скольки различными способами можно расставить в ряд 3 различных предмета? (6) 18. Пётр 1 многократно беседовал с автором первого напечатанного русского учебника математики о математических науках и был так восхищён его глубокими познаниями, что называл его магнитом и приказал писаться… Назовите фамилию автора знаменитого учебника «Арифметика». ( Магницкий Леонтий Филиппович – 1669-1739) 19.Более простые, чем «Арифметика» Магницкого, учебники писались для полковых школ, где учились солдатские дети. Один из таких учебников написал в 1765 году командир Суздальского полка, полковник, ставший впоследствии одним из величайших русских полководцев, не знавшим поражения в многочисленных битвах. Он был удостоен величайшего воинского звания в России и стал генераллисимусом. Назовите его фамилию. ( Суворов )
|
![]() | Любите ребенка просто так, ни за что, а потому, что он есть, что он ваш ребенок. Все дети нуждаются в любви Нет ничего мудрее и сложнее человеческой любви. Это самый нежный и в то же время самый скромный, и самый красивый, и самый незаменимый... | ![]() | Учебные вопросы: Эволюция информационных технологий Человечество в своём развитии прошло путь длиной в несколько десятков тысячелетий. Всё это время человек учился преобразовывать энергию... |
![]() | Этот день стал Днем знаний, началом «новой жизни» для многих детей. И это символично и в то же время закономерно. Праздник первого звонка. Это самый Праздник первого звонка. Это самый долгожданный день для тех, кто впервые переступит школьный порог. Это — праздник для первоклашек... | ![]() | Станицы Северской муниципального образования Северский район Краснодарском крае и не устаю удивляться, открывать для себя все новое и новое. Мне захотелось узнать, а в чем же Краснодарский край... |
![]() | Имамиты Имамиты — те, кто признает имамат Али после Пророка как ясное указание и достоверное назначение. Это назначение было сделано не путем... | ![]() | Воспитательная программа Воспитывать гражданина-патриота, человека, личность. Воспитательную работу проводить исходя из того, что доброта путь к человеку,... |
![]() | Для избравшего путь воина борьба это жизнь, а жизнь это борьба и руководство для поиска гармонии внутри себя. Ибо сама гармония это суть жизни, а поиск её Для избравшего путь воина борьба — это жизнь, а жизнь — это борьба и руководство для поиска гармонии внутри себя. Ибо сама гармония... | ![]() | Оптимизационный подход в процессе освоения ресурсов нефти и газа на континентальном шельфе Ний углеводородов. По сути, это знаменует начало создания грандиозной, сложнейшей промышленной отрасли национальной экономики. Несмотря... |
![]() | Внеклассное мероприятие по географии Самый умный Два основных достояния человеческой природы это ум и рассуждения. (Плутарх, ок. 45-ок. 127Др. Греция) | ![]() | Исследовательская работа по английскому языку «Особенности литературного перевода» «Мир един. Мы живём вместе. И между нами очень много общего. Это география, история, литература и другие языки. Язык – это, прежде... |