Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта»




Скачать 16.23 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта»
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер16.23 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5






Автор - составитель:


Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»




(Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)



Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по всем специальностям.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является обязательной для изучения.


Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» включает в себя:

  • Рабочую учебную программу дисциплины.

  • Методические указания для студентов.

  • Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

  • Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Преподавание дисциплины "История железнодорожного транспорта" направлено на расширение знаний студентов об истории развития мирового и российского железнодорожного транспорта, его технических средств, изучение отечественного опыта, патриотических, трудовых, научно-технических традиций поколений российских железнодорожников, воспитание профессиональной гордости специалиста железнодорожного транспорта.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

    • историю создания и развития железных дорог за рубежом и в России, изменение их роли в различные исторические периоды;

    • реформирование железнодорожного транспорта в современной России и за рубежом;

    • развитие технических средств железнодорожного транспорта, основные тенденции технического прогресса в XIX -XX в.;

    • вклад выдающихся отечественных ученых и инженеров, руководителей МПС, поколений железнодорожников в техническое, экономическое, социальное развитие железнодорожной отрасли России;

    • историю местных железных дорог.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Основной учебный материал содержится в цикле лекций. Курс рассчитан на самостоятельное изучение учебного материала студентами, для этого дан список необходимой литературы.


При изучении всего курса студентам рекомендуется исходить из следующих общих методических принципов:

  • взаимосвязь железнодорожного транспорта с уровнем социально-экономического развития стран и регионов в разные исторические периоды; взаимодействие железных дорог с другими видами транспорта и конкуренция между ними;

  • системность железнодорожного транспорта как его родовой признак и взаимозависимость всех его подсистем;

  • противоречия между подсистемами железнодорожного транспорта как движущая сила технического и социально-экономического развития отрасли;

  • специфичность экономических отношений и обособление социальной сферы на железнодорожном транспорте.

Кроме указанной в программе литературы, рекомендуется обращаться к литературе по инженерным дисциплинам, социально-гуманитарного и экономического циклов, а также к электронному учебнику «История железнодорожного транспорта».

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Заочное отделение (20 ч.)


Вид и тема занятия


ТС, ЭТ

ПП


Лекции

12

12

  1. История зарождения железнодорожного транспорта.

  2. Развитие железных дорог мира во второй половине XIX - XX вв.

  3. Развитие технических средств железнодорожного транспорта в ХIХ-ХХ вв.

  4. История развития железнодорожного транспорта России и Советского Союза.




  1. Современные проблемы развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации.

  2. История уставов железных дорог России.









Семинары

4

8

1.Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта.

2.Роль Российского государства в развитии железнодорожного транспорта во второй половине XIX века.

3.Отечественный железнодорожный транспорт в советский период.







Зачет промежуточный







Итоговый зачет по курсу с оценкой








Дневное отделение (90 ч.)

Лекции (56 ч.)

1. Исторические и технические предпосылки создания железнодорожного транспорта – 2ч.

2. Строительство первых железных дорог мира, выход железнодорожного транспорта на все континенты мира (1825 – 1860 гг.). – 2ч.

3. Развитие железнодорожного транспорта во II половине XIX-XX вв. – 4 ч.

4. Мировой железнодорожный транспорт в современный период (1980 – нач. 2000-х. гг.). – 4 ч.

5. Железные дороги Европы, Америки, Азии. Прошлое и настоящее. – 2 ч.

6. История создания и развития локомотивов (паровозы, электровозы, тепловозы). – 4 ч.

7. Создание и совершенствование пассажирских и грузовых вагонов. – 2ч.

8. Железнодорожный путь в XIX-XX веках. – 2 ч.

9. Возникновение и основные этапы развития железнодорожных станций. – 2 ч.

10. Управление движением поездов, развитие сигнализации и связи. – 2ч.

11. Начальный период строительства и эксплуатации железных дорог в России. Магистраль С.Петербург – Москва. – 2ч.

12. Железнодорожный транспорт России во II половине XIX века. – 2ч.

13. Железные дороги России на рубеже XIX – XX вв.. Строительство Транссибирской магистрали. – 4ч.

14. Отечественный железнодорожный транспорт в 1920-е – 1930-е гг., роль железных дорог в социально-экономическом развитии страны. – 4ч.

15. Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). – 2ч.

16. Послевоенная реконструкция, развитие железнодорожного транспорта в СССР в 1950-е – 1980-е гг. – 2ч.

17. Российские железные дороги в 1990-е годы. – 2ч.

18. Структурные реформы железнодорожного транспорта России (конец 1990-х – начало 2000-х гг.). ОАО «Российские железные дороги». – 2ч.

19. История уставов железных дорог России. – 4ч.

20. История подготовки инженеров путей сообщения в вузах России. – 2ч.

21. Подготовка специалистов среднего звена и массовых профессий для железнодорожного транспорта. – 2ч.

22. РГОТУПС: история и современное развитие. – 2ч.


Семинары (20 ч.)

1.Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта. – 4ч.

2.Роль Российского государства в развитии железнодорожного транспорта во II половине XIX века. – 4ч.

3.Отечественный железнодорожный транспорт в советский период. – 4ч.

4.История развития технических средств железнодорожного транспорта. – 4ч.

5.Современные проблемы развития железнодорожного транспорта России. – 4ч.


Практические занятия (14 ч.)


1.Просмотр и обсуждение видеофильмов по истории железнодорожного транспорта. – 6ч.

2.Посещение подразделений местных железных дорог – филиалов ОАО «РЖД» (депо, сортировочные станции и т.п.). – 4ч.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Программа разработана в соответствии с целевыми установками и государственными требованиями квалификационной подготовки инженера для студентов по специальностям, указанным на титуле.


Составители: канд.пед.наук, доцент Л.П.Гордеева,

ст.преподаватель В.Д. Гордеев


Под редакцией - канд.ист.наук, доцент Ю.А.Топчий


Тема I. История зарождения железнодорожного

транспорта


Исторические и экономические предпосылки возникновения железных дорог. Развитие промышленности в конце ХУШ -начале XIX вв. Технические предпосылки создания железнодорожного транспорта: колесо с ребордой (Джессоп), металлические рельсы (Р.Рейнольдс), паровой двигатель (Дж.Уатт). Создание первого паровоза (Р.Тревитик, 1803 г.). Вклад Дж.Стефенсона в создание железнодорожного транспорта. Строительство первой железнодорожной линии Стоктон-Дарлингтон (1825 г.).

Этап начального развития железных дорог (1825-1860 гг.). История строительства первых железных дорог в мире, их распространения на все континенты. Создание технических средств железнодорожного транспорта.


Тема 2. Развитие железных дорог мира во второй половине ХIХ-ХХ вв.


Основные тенденции железнодорожного строительства. Изменение роли железных дорог в различные исторические периоды. Основные этапы развития мирового железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт в военное время. Международные железнодорожные организации (Международная ассоциация железнодорожных конгрессов (МАЖК), Международный союз железных дорог (МСЖД), Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД) и др.) Транспортные органы Организации Объединенных Наций.

Новое направление в развитии современного железнодорожного транспорта - высокоскоростные железные дороги. Строительство трансконтинентальных и межконтинентальных магистралей. Реформирование железных дорог мира в конце XX в.


Тема 3. Развитие технических средств

железнодорожного транспорта в Х1Х-ХХ вв.


Локомотивы. Эволюция паровозов, увеличение энергетической мощности паровозов. Основные типы грузовых паровозов (трехосные, 0-3-0, "Микадо", серий "ФД", "С", сочлененные типа "Маллет" и др.). Создание двигателя внутреннего сгорания (дизель), развитие тепловозов, газотурбовозы. Электрификация железных дорог, электровозы, электропоезда. Локомотивное хозяйство.

Вагоны. Развитие пассажирских вагонов. Грузовое вагоностроение: повышение грузоподъемности, приспособление конструкций вагонов к перевозкам различных видов грузов.

Развитие железнодорожных тормозов: ручное торможение, механические, автоматические тормоза. Сцепные приборы: от ручной винтовой стяжки - к автосцепке.

Железнодорожный путь в ХIХ-ХХ вв. Выбор ширины железнодорожной рельсовой колеи в разных странах. Рельсы и шпалы. Стрелочный перевод. Искусственные сооружения: железнодорожные мосты, тоннели, переправы. Станции железных дорог. Этапы развития сортировочных и грузовых станций. Вокзалы, вокзальные комплексы.

Управление движением. Развитие сигнализации, централизации, блокировки. Средства железнодорожной связи: радиотелефонная, спутниковая связь. Обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Основные направления и организация научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательские центры железных дорог мира. Испытательные центры.

Перспективная стратегия развития железнодорожного транспорта.


Тема 4. История развития железнодорожного транспорта

России и Советского Союза


Борьба в 30-40-х годах XIX века по проблемам железнодорожного строительства в России.

Начальный период строительства и эксплуатации железных дорог в России. Проектирование и сооружение первой в стране железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва (1842-1851 гг.). Заслуги в строительстве этой дороги русских инженеров и ученых (П. П. Мельников, Н. О. Крафт, Д.И. Журавский и др.).

Расширение строительства железных дорог после реформы 1861 г. в центре страны, на подходах к Уралу, Сибири, Средней Азии, строительство Закаспийской железной дороги. Эксплуатационная работа, развитие паровозостроения, русская школа паровозостроения (Н. П. Петров, А. П. Бородин, Н.Л.Щукин и др.).

Железные дороги на рубеже Х1Х-ХХ вв. Изыскания, строительство, значение Великого Сибирского пути — Транссибирской магистрали. Деятельность по развитию железнодорожной сети С. Ю. Витте. Вклад в развитие железных дорог российских ученых и инженеров Н. А. Белелюбского, С. В. Кербедза, П. Ф. Николаи, Л. Д. Проскурякова и др., руководителей ведомства путей сообщения России. Участие железнодорожников в рабочем, демократическом движениях, революционной борьбе. Железнодорожный транспорт в годы первой мировой войны.

Восстановление железнодорожного транспорта России после разрухи первой мировой и гражданской войн. Индустриальный рывок страны в 1930-е годы, строительство железных дорог, развитие и техническое переоснащение железнодорожного транспорта. Роль железных дорог в решении транспортного обеспечения народного хозяйства и укреплении обороноспособности страны. Вклад в развитие железнодорожных технических средств ученых М. В. Ломоносова, В. Н. Образцова, Е. О. Патона, Г. П. Передерия и др. Новаторы первых пятилеток.

Железные дороги в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.). Осуществление перевозок воинских соединений, техники, боеприпасов, других военных грузов, эвакуации населения и крупных предприятий в восточные районы страны. Транспортное обеспечение крупнейших военных операций Красной Армии. Участие железнодорожников в военных действиях (бронепоезда, военно-санитарные поезда). Восстановление разрушенных железных дорог, железнодорожные войска, спецформирование НКПС. Подвиги железнодорожников на полях сражений и в тылу.

Железнодорожный транспорт в послевоенный период.

Развитие железнодорожной сети, строительство Байкало-Амурской магистрали. Техническое перевооружение транспорта, управление движением на основе автоматизированных сис­тем и внедрения вычислительной техники в 60-80-е годы.

Производственная и социальная жизнь железнодорожников.

Актуальное значение уроков истории железнодорожного транспорта России и Советского Союза.


Тема 5. Современные проблемы развития

железнодорожного транспорта

в Российской Федерации


Развитие железнодорожного транспорта в условиях современных реформ. Роль и место железнодорожного транспорта в народнохозяйственном комплексе России. Развитие экономических реформ на железнодорожном транспорте, обеспечение стабильности отрасли. Железные дороги РФ как естественная монополия: проблемы и пути разрешения проблем. Социальные проблемы на железнодорожном транспорте.

Взаимодействие железных дорог с субъектами РФ, проблемы сотрудничества российских железных дорог и железных дорог стран-членов СНГ, интеграция железных дорог России в общеевропейскую сеть. Внешнеэкономическая деятельность МПС РФ.

Структурные реформы федерального железнодорожного транспорта (конец 1990-х – нач. 2000-х г.г.). Цели и задачи деятельности ОАО «Российские железные дороги». Практика осуществления реформы на современном этапе.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «исследование операций»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Математическое программирование» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Новейшая история Запада,Ч. 1»
Направление 050401. 65 «история» с дополнительной специальностью «социальная педагогика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «экономическая география и региональная экономика»
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Схемотехника ЭВМ
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминалистика»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Криминалистика» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Криминология»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Криминология» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «логистика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логистика» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные системы в экономике»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировые информационные ресурсы» разработан в соответствии с требованиями Государственного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница