Сценарий фольклорного праздника




Скачать 22.81 Kb.
НазваниеСценарий фольклорного праздника
Дата03.02.2016
Размер22.81 Kb.
ТипСценарий
СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА




Ой, там на Кубани

(внеклассное мероприятие)


Выполнила учитель начальных классов

Лазарева Ирина Ивановна


г. Сочи, 2011

Цели:
* познакомить с традициями и обычаями кубанского народа; дать представление об устройстве дома, об истории кубанского костюма, о правилах поведения за столом, о правилах гигиены;
* развивать творческие способности учащихся, умение объяснять ход выполнения работы, умение анализировать услышанное;
* воспитывать интерес к истории и кубанскому творчеству, бережное отношение к традициям кубанского народа.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Встреча гостей с хлебом солью. Ведущий зазывает гостей:

(Входят родители учащихся и казаки - наставники)

Казачата:

Ой, вы гости дорогие,
Вы пожалуйте сюда.
Приходите поскорее
Занимайте здесь места.

Проходите, не стесняйтесь
Место выбрано для вас,
Чтобы видно и удобно
Вы смотрели все на нас.

Интерес в вас разжигаем,
Караваем завлекаем.

II. Вступление

Звучит музыка

Учитель: Мы рады видеть вас. Мы живём в интересное и удивительное время. Нас окружает большой мир, наполненный событиями, происходящими в разных местах нашей планеты. Но мы живём на Кубани. Каждый день приносит что-то новое. Мы постоянно думаем о будущем, мечтаем о счастье и благополучии. А ведь всё начиналось в древности. Клубок поколений продолжает своё движение. И сегодня, мы попытаемся разобраться, откуда тянется эта нить поколений.

Ведущий: Где, как не в семье мы можем соприкоснуться с историей, с традициями. От поколения к поколению передают наши деды и отцы, всё то, что было накоплено нашими предками. И нить поколений не прерывается.

(ученики исполняют песню: « У нас на Кубани»).



                    Песня «У нас на Кубани».


Все в цвету: хутора и станицы

До чего же ты, край мой, красив

Все вокруг затопляет пшеницы

Золотой ненаглядный мотив.

                  От предгорий до плавней Тамани

                  Все хлеба и хлеба без конца

                  И гудят напряженно комбайны

                  И стучат напряженно сердца.

В хлебе солнце с землею роднится,

В хлебе сила и слава страны

И нечто с ним не сможет сравниться

Нет ни меры ему, ни цены.

                      Степь в хлебах, да над степью соколы,

                      Да сады – отрада глаз

                      Быть кубанцем – честь высокая

                      Край особенный у нас.


III. Основная часть

Ведущий.

Это наш край! Это наша Кубань! Краснодарский край – жемчужина нашей любимой Родины – России. Наш край – хлеборобный край. Жители нашего края могут и любят трудиться. А ещё они бережно хранят традиции наших предков. Помнят и поют прекрасные казачьи песни, частушки. И мы с вами сегодня поговорим о славных традициях родной земли, о задушевных казачьих песнях.

Девочки – казачки исполняют частушки.

                                  

Частушки:

Веселей играй, гармошка,

Мы станцуем и споем,

Мы кубанские девчата

Любим песни с огоньком.

               Заиграй, гармошка, громче,

               Пусть девчата подпоют,

               Пусть услышат во всем мире,

               Как кубаночки поют.

На кубанской на земле

Поля все обширные,

Приезжайте в гости к нам

Мы все люди мирные.

               Вот мы вырастем большими

               И в Кубанский хор пойдем

               Мы с такими казаками

               Ни за что не пропадем.

Мы частушки вам пропели,

Дорогие зрители,

Нынче сами мы поэты,

Сами исполнители.

 

Казачок 1.

- Кубанские девочки хороши,

Поют они от всей души!


Казачок 2: - Девочки, девчоночки,

                                      Примите на вечорочки,

                                      Может быть последний раз

                                      На вечорочках у вас.

 

Казачка: - Ой, вы, парни – паренечки!

                    Вы садитесь на пенечки.

                    Не забыли мы про вас,

                    Поиграем мы сейчас.

Игра «Колокольчик»  Девочка звонит в колокольчик, мальчики с завязанными глазами ловят девочек.

После игры – танец « Кубанская пляска»



Казачата читают стихи

1-й уч-ся:

Кубань – России уголок,
Здесь каждый кустик дорог!
Ты обойди хоть сто дорог,
Пройди село и город,
Но не найдешь прекрасней мест
И красоты прекрасней здесь!

2-й уч-ся:

Велика и необъятна
Вся кубанская земля
Урожаями богаты
Наши нивы и поля.
Широки её озера,
Бесконечна даль степей,
И стоят, как стражи, горы
Над просторами полей.

3-й уч-ся:

Трудом и дружбой край богат,
Богат казачьей славой.
Здесь песни вольные звучат
Над полем, над дубравой.

Исполнение песни:

На Кубани мы живем.

На Кубани мы живём,
На родной Кубани,
Песни звонкие поём,
Славимся делами.

      Не найти в России милой
      Благодатней края,
      Эх, Кубань-кормилица
      Сердцу дорогая.

Дух казачий боевой,
В праздники и будни
Мы ведём за счастье бой
И его добудем.

Припев:


Казачок1.

Эй, девчушки – хохотушки,
Заведите-ка частушки,
запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!


(Девочки по очереди исполняют куплеты частушек).


Караул! Караул!

Казак Миша утонул!

Не в болоте, не в реке –

Просто в кислом молоке!

Я сидела на окошке,

Ехал казачок на кошке!

Стал к окошку подъезжать,

Не смог кошку удержать!


Казаченьки-казаки,

Удалы головушки!

Долго будете стоять

Вы от нас в сторонушке?


Инсценировка «Путешествие в 19 век»

На сцену выходят 2 ученицы
Сцена первая.

1.ученица:
- Да, интересно, почему тебя назвали Екатерина?

2 ученица:
- Мне рассказали мама и папа, что назвали они меня в честь моей прапрабабушки. Она жила в конце 19 века .

2 ученица:
- Очень интересно было бы узнать, как жили люди в стародавние времена.
Было бы здорово произнести волшебные слова и оказаться в том времени. Например, вот так:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по - моему вели!
Вели, чтобы мы оказались в давних временах!

Девочка отрывает лепесток у ромашки и подбрасывает его.

Звучит музыка. (Девочки попали в 19 век)

Инсценировка:

Убранство казачьей хаты.
На сцене стоит деревянный стол. На столе глиняный кувшин, глиняные миски, деревянные ложки, каравай серого хлеба. Возле стола 2 лавки, покрытые самоткаными накидками. На полу самотканые же половики.
У стены на скамейке стоит глиняный кувшин с водой, на стене висит вышитый рушник.
У стола девочка в костюме казачки накрывает стол.
На одной из лавок сидят две девушки и вышивают.
На скамейке сидит дедушка и плетёт корзину. Возле него сидит внук и внимательно смотрит на то, как дед работает.

Сцена вторая «В казачьей хате»



Слышен стук. Мальчик подбегает к двери и открывает её.

Мальчик:
- Мамо! Тут якись дивчата прийшлы!

Казачка:
- Сыночку, прыглашай их в хату.

1 ученица:
- Здравствуйте, люди добрые! Оказались мы в ваших краях случайно. Разрешите нам отдохнуть у вас.

Казачка:
- Милости просим гости дорогие! Проходите, присаживайтесь. Доню, Дарья, слей на руки дивчатам. Присаживайтесь к столу. Как вас звать-величать?

- Екатерина.
- Алена.

Казачка:
- Ну, а мы Игнатенки. Не слыхали? Мой свёкор Павел Григорьевич. Сын его, мой муж и отец моих детей Григорий Павлович на ратной службе на кордоне. Я – Надежда. Это мои дочери – старшая Екатерина, младшая Мария, сынок Иванко, и ещё один сынок Николай в люльке, он мал ещё.

2 ученица( шепотом своей подруге):
- Это же фамилия моей прапрабабушки! Мы в гостях у моих предков! Вот это да! Помог нам цветик-семицветик!

2 ученица:
- Какой красивый рушник! Он самотканый, обшит с двух концов кружевами и вышит крестом и гладью. Вышивка проходит по краю полотенца. Здесь можно увидеть растительный орнамент, цветы, геометрические фигуры, парное изображение птиц. Кто же такая рукодельница?

1 девушка:
- Что же здесь особенного? Каждая молодая девушка должна уметь прясть, ткать, кроить, шить, вышивать, плести кружева. Иначе её не возьмут замуж. Ведь вся одежда изготавливается нами самостоятельно. Сначала надо изготовить домотканый конопляный холст. Материалом для его изготовления служит конопля, реже – шерсть. Потом полотно отбеливается в специальных долблёных бочках-буках подсолнечной или древесной золой. И постельное бельё, и полотенца, и одежда: рубахи, подзоры, юбки, - всё выполняется из домотканого полотна.

2 ученица:
- Как интересно вы нам рассказали! А почему ваша одежда выглядит по-разному?

2 девушка:

- Видать дивчата, вы не нашенские, раз не знаете этого!
Ну так, слушайте.
По нашей одежде, по её деталям можно определить к какому войску, станице или казачьему роду принадлежит казачка. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у женщины детей – это определяется по одежде.
Обычно наша одежда это «парочка» - приталенная блузка или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывается нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.
Юбки шили из ситца, шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ на вздёрнутом шнуре – учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками. Нижние юбки – холщовые.
Наша мама носит на голове кружевной платок, или наколки, токи, файшонки. Она никогда не выйдет на улицу без наколки или файшонки. А мы, молодые девушки, всегда покрываем голову и заплетаем косу с лентой. Мама носит более тёмную одежду, как и все женщины после 35 лет.
Показ презентации (см. приложение)
1 ученица:

- Очень красивый наряд. А удобно ли вам работать в такой одежде?

Казачка:
- Конечно, девоньки. И телу приятно, и движения не стесняет. Как у нас говорят: «Казака и под рогожкой видать», «На казаке и рогожа пригожа».

Сцена третья «Прощание»



Все в сборе.
Екатерина:
- Спасибо за то, что дали нам возможность отдохнуть.
Алена:
- Вы нам рассказали много интересного. Пора и честь знать. Спасибо за приют.
Старик:
- Храни вас господь, девчата. С богом!

Все: Прощайте! Счастливо!
Хозяева дают в дорогу угощение: пироги.
Сцена четвертая «Возвращение в 21 век»


Занавес закрывается. Девочки отрывают лепесток и говорят:

- Лети, лети, лепесток,
Через запад, на восток.
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!

Вели, чтобы мы оказались в своём времени!

Звучит музыка, девочки в настоящем времени.

2 девочка:
- Вот я и увидела как жили мои предки. Было очень интересно!

1 девочка:
- Ты обратила внимание, как нас встретили, хотя мы им были совсем незнакомы. Это, недаром. Ведь на Кубани безмерно уважали гостя потому, что он считался посланцем Бога. Самым дорогим и желанным гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе, опеке. Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение трёх суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его.

2 девочка:
- Как много ёще можно узнать о своей Родине!
(звучит мелодия)
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она –
Вишня у окна.
Прямо у дверей
Золото полей,
Дума вековая стройных тополей….

Видно, так и быть,
Здесь мне век прожить,
До конца дружить,
До конца любить,
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья,
Большего не скажешь –
Здесь земля моя.


Звучит песня: « Кубанские синие ночи»



Кубанские синие ночи


Кубанские синие ночи
Черешен густой аромат
Шумит за посёлком рабочим
Зелёными ветками сад

Он весь как хорошая сказка
В нём полный разгул соловьям
Эх, сад мой бескрайний кубанский
Счастливая юность моя

Его мы с любимою вместе
Сажали весенней порой
Но где ж ты, подружка – невеста,
Девчонка с тяжёлой косой?

Приди под заветные кроны
Улыбку свою подари…
Пусть месяца рог золочёный
Нам светит с тобой до зари.

Поют за посёлком гармошки,
И хлопцы девчат веселят,
Ты помнишь ту стёжку-дорожку
И наш удивительный сад.   

Учитель: Дорогие ребята! Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудится на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

В заключении казачата читают стихи:


1. Цвети, Кубань,

От края и до края

С далёких лет ты в сердце у меня

Казачья песня, слава трудовая

Кубань, Кубань

Бескрайние поля.



  1. Кубань, Кубань-

Степная дочь России

Краса полей

В цвету хлебов густых.

В мою судьбу

Светло и негасимо

Идёшь в венке

Колосьев золотых.


3. Люблю тебя, мой край пшеничный,

Люблю тебя казачья стать.

Ты жаворонок над станицей,

Ты мой кумир и моя мать.



  1. Гостеприимней и красивей

На свете нет земли.

Не зря жемчужиной России

Мой край в народе нарекли.



  1. Кубань - жемчужиной назвали,

Но это низкая цена.

В пшеничной золотой оправе,

Как бриллиант блестит она .


  1. Наш край Краснодарский,

Родная Кубань.

Простор необъятных красот и чудес,

Сегодня мы славим тебя!








Приложение

Женский костюм.
Традиционный женский костюм сформировался к середине 19 века. Он состоял из юбки и кофточки (блузки), назывался «парочка». Блузка могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами, гарусом, бисером.

Юбки шили из ситца и шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздёрнутом шнуре – учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски – «подол», по-украински – «спидница». Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.
Праздничную одежду шили из шёлка или бархата.

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дёшево: каждая женщина умела прясть, ткать, кроить, вышивать, плести кружева.
Женский костюм – это целый мир. Не только каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд, который отличался от иных если не совершенно, то деталями. Замужняя женщина или девушка, вдова или невеста, какого она рода и даже сколько у женщины детей – это определялось по одежде.

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Женщинам не положено ходить в храм с непокрытой головой. Казачки носили кружевные платки, а в 19 веке – колпаки, файшонки (от немецкого слова «файн» - прекрасный), наколки и токи. Носились они в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показывалась без файшонки или наколки. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала косу с лентой. Все носили кружевные платочки. Без него появление женщины на людях так же немыслимо, как появление строевого казака без фуражки или папахи.

Мужской костюм.
Старинная казачья одежда очень древняя. Костюм казаков складывался веками, задолго до того, как степняки стал именоваться казаками. В первую очередь это относится к изобретению скифов – штанам, без которых невозможна жизнь кочевника-конника. За столетия покрой их не изменился: это широкие шаровары – в узких штанах на коня не сядешь, да и ноги будут стирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних курганах, были такими же, какие носили казаки и в 18, и в 19 веках. Рубахи были двух видов – русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили навыпуск. Шили их из холста или из шёлка. Степняки вообще предпочитали шёлк другим тканям – на шёлке вошь не живёт. Сверху – сукно, а на теле – шёлк! Зимой носили нагольные полушубки, которые надевались шерстью на голое тело – так народы Севера носят кухлянку.

От трения шерсти о тело возникает электрическое поле – так теплее, а если человек вспотеет – шерсть пот оботрёт, он не впитается в одежду и не превратится в лёд. Из верхней одежды казаки издавна предпочитали архалук – «спиногрей» - нечто среднее между стёганным татарским халатом и кафтаном. Кроме того, поверх тулупа зимой и в непогоду надевался балахон – валенный из овечьей шерсти плащ с капюшоном. По нему скатывалась вода, в сильные морозы он не лопался, как кожаные вещи. На Кавказе балахон заменила бурка, а капюшон издавна существовал как самостоятельный головной убор – башлык.

Сапог было великое множество – без сапог верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдёшь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичиги и чирики – туфли-галоши, которые надевали либо поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков, в которые заправлялись шаровары. Носили и башмаки – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск. башмак – телёнок).

Особое значение имели казачьи лампасы. Считалось, что они введены Платовым, но лампасы обнаруживаются и на старинной казачьей одежде, и даже на одежде половцев, и ещё раньше – скифов. Так что при Платове ношение лампасов было только узаконено, а существовали они и прежде, знаменуя принадлежность их хозяина к вольному воинству.

Но казак более всего ценил одежду не за её стоимость и даже не за её удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма.

Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошёл сложный путь развития, и на нём больше всего оказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась в середине 19 века: черкеска из чёрного сукна, тёмные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.
Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т. е. Снаряжения за свой счёт. Казака «справляли» задолго до того, как он шёл служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом – я боле перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала 20 века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, нос ними мирились, пока казак нёс сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе Первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастёрку пехотного образца, бурку – на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционна казачья форма была оставлена, как парадная.

Похожие:

Сценарий фольклорного праздника iconСценарий праздника для первоклассников
Обучающая: познакомить учащихся с традициями школы, показать значимость праздника
Сценарий фольклорного праздника iconОбразовательная программа работы «Фольклорного»
ДК, музей «Куликово поле», сельская библиотека, в организации выставок и музейных экспозиций, в организации проведения фестивалей...
Сценарий фольклорного праздника iconДарвиновский вечер
Сценарий познавательно-развлекательного праздника по биологии для учащихся 10-11 классов
Сценарий фольклорного праздника iconСценарий праздника «День матери»
Развивать творческие и актёрские способности детей, желание устраивать праздники для близких людей
Сценарий фольклорного праздника iconСценарий праздника «День матери» (1-2 кл.)
Развивать творческие и актёрские способности детей, желание устраивать праздники для близких людей
Сценарий фольклорного праздника iconСценарий праздника «День матери» в 1 классе
Развивать творческие и актёрские способности детей, а также желание устраивать праздники для близких людей
Сценарий фольклорного праздника iconСценарий математического праздника под названием «Математическое ассорти», который был проведён с учащимися 8-9 классов в Шугуровской средне-образовательной школе им. В. П. Чкалова

Сценарий фольклорного праздника iconСценарий праздника «День Матери»
Мать это понятие общечеловеческое, это живая душа мира, ее начало и ее бесконечность
Сценарий фольклорного праздника iconСценарий праздника для учащихся 1 класса
...
Сценарий фольклорного праздника iconСценарий праздника внеклассного мероприятия, посвящённого Дню матери. (для учащихся начальной школы)
Место работы: мбоу устанская сош, Нижегородской обл., Уренского рай-на., ул. Октябрьская, д. 22 «а»
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница