Скачать 25.03 Kb.
|
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания первой квалификационной категории МБОУ Тогучинского района Сурковской СОШ Залевской Натальи Ивановны по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности». 2009 год Я, Залевская Наталья Ивановна, учитель истории и обществознания, после окончания Новосибирского государственного педагогического университета, работаю в МБОУ Тогучинского района Сурковской СОШ. Мой педагогический стаж составляет 13 лет. Любые потрясения в обществе не обходят стороной школу, вторгаясь в устойчивую систему традиционного школьного образования. И сегодня школа выделяет важное место в комплексе педагогических задач проблеме развития познавательной деятельности учащихся. Любая деятельность, в том числе и познавательная, протекает более эффективно и даёт качественные результаты, если у личности имеются яркие глубокие мотивы, побуждающие действовать активнее, с полной отдачей сил, продвигаться к намеченной цели. История – такой предмет, который не может оставить никого равнодушным. А неравнодушный школьник думает, анализирует, советуется с учителем. Учитель может просто ответить на вопросы ученика, а может направить на поиск ответа. Современный урок имеет свои особенности, одной из которых является такая организация урока, которая обеспечивает не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и развитие самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому моя педагогическая деятельность основана на практикоориентированном, деятельностном подходах к преподаванию предметов «История» и «Обществознание». Я преподаю эти предметы на второй ступени образования в 8 и 9 классах и на третьей ступени в 10-11 классах, где предметы являются базовыми. И здесь возникает необходимость организовать образовательный процесс таким образом, чтобы выпускник школы был компетентен не столько в области знания основ предмета, сколько был вооружен комплексом умений и навыков, которые помогут ему в его дальнейшей жизни, т.е. за часы учебного времени, определенного учебным планом на изучение предметов «История» и «Обществознание», необходимо решить триединую задачу - дать ученику знания, вооружить его умениями и научить действовать в разнообразных жизненных ситуациях. Педагогический опыт подсказывает, что решить обозначенную проблему невозможно, изучая лишь теоретический материал, и не подкрепляя его практической деятельностью. Поэтому в течение двух лет я работаю над темой самообразования: «Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности». Реализуя данную тему, решается задача повышения активности учеников как репродуктивной, так и продуктивной, творческой. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является метод проектов (Приложение 1). Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Проектная деятельность требует минимальных ресурсов, дает возможность проявить самостоятельность и организаторские способности обучающимся с разным уровнем подготовки, является одним из средств образовательно-воспитательной деятельности школы. Цель моей педагогической деятельности – это развитие познавательной деятельности учащихся посредством организации проектной деятельности на уроке и во внеурочное время через: ¤ формирование умений навыков работы с различными источниками исторической информации; ¤ формирование умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; ¤ формирование специальных и исследовательских умений и навыков; ¤ приобретение опыта проектной деятельности. Задачи работы заключаются в следующем: 1. Разработать механизм развития у обучающихся навыков проектной деятельности. 2. Усилить практикоориентированную содержательную линию курсов истории и обществознания для 8 – 11 классов приемами и методами, развивающими умение разрабатывать, продвигать и публично представлять учебный проект. 3. Внедрить в процесс обучения и воспитания различные приемы работы, способствующие развитию познавательного интереса к предмету. Для достижения поставленных задач мною используются разные учебные пособия (Приложение 2), разрабатываются учебно-исследовательские проекты для обучающихся (Приложение 3), где я выполняю функции консультанта, тьютора, направляющего деятельность учащихся на создание проектов. Показателями познавательной деятельности является: осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Работу над решением задач я начала с оценки ресурсных возможностей учебного кабинета. В кабинете истории собраны разнообразные информационные источники: специальная литература, справочники, энциклопедии, словари, хрестоматии, печатные издания. Мною собрана довольно значительная по объему и содержанию медиатека, а также информационные и мультимедийные презентации, проекты, оформленные обучающимися (Приложение 4). В своей педагогической практике я использую разные типы уроков: урок – викторина, урок – деловая игра, урок – конференция, урок - лекция, урок – путешествие, урок – устный журнал, урок – экскурсия, урок-презентация. Данные уроки предполагают разные методы, приемы, виды учебной деятельности, способствующие развитию познавательной деятельности. На уроках, во внеклассной работе я использую и проектную деятельность. Проектная деятельность позволяет организовать работу с различными группами учащихся, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения — от репродуктивного к творческому. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удается что-то открыть самому. Моя задача, как учителя, вызвать интерес к процессу исследовательской деятельности, увлечь содержанием и способом выполнения работы. Проектная деятельность позволяет формировать личностные качества учащихся, в первую очередь — умение работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор, решение вопросов, анализировать результаты деятельности. В процессе выполнения проектной деятельности проявляется и формируется самостоятельная мыслительная деятельность: ребятам приходится сравнивать, анализировать, делать выводы, в этот период происходит подъем воображения и глубокое его преображение. Чаще всего я использую такие виды проектов, как игровые, исследовательские, творческие, социальные. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По содержанию чаще использую межпредметные проекты, т.к. они интегрируют знания по истории, литературе, искусству, праву. Работа над проектами начинается уже с 8 класса. Старшеклассники нашей школы подготовили немало интересных и оригинальных работ. Перечислю темы лишь некоторых из них: «Моя малая родина», «В истории страны – история семьи», «Милая мама моя», «Знаменитые люди Тогучинского района», «Государственный гимн России» и т.д. Считаю, что проекты, связанные с историей своей «малой родины», играют огромную роль в развитии познавательного интереса к предмету. В старших классах использую и персональный проект, т.к. это творческая работа с применением исследовательского метода, основы которого в современной дидактической системе соотносятся с деятельностным подходом. Проекты, которые предлагаются детям, — это исследовательские работы, продолжительные по времени, которые требуют знаний из разных областей науки, почерпнутых из периодических изданий, Интернета, требующие развития коммуникативных навыков, т.к. происходят встречи с людьми, проводятся опросы, интервью. Учащиеся свою работу над проектами строят согласно разработанному плану (Приложение 5). На первом этапе отбираю таких учеников, которые умеют работать с текстом книги, подбирать и обобщать и выделяю не только активных, уверенных в себе детей, с удовольствием демонстрирующих свои интеллектуальные умения, но не забываю и таких учеников, которых называют интеллектуально пассивными. На втором этапе, после того как определились желающие работать над проектом, начинается поиск темы и определение целей работы. Тема проекта должна предполагать его будущую значимость для практики и представляла бы интерес для самих ребят. Учащимся предлагаются несколько тем по тем или иным проблемам, которые могут лечь в основу долговременного проекта. Но сначала они самостоятельно пытаются определить тему. При этом нужно координировать деятельность учащихся, так как не всегда подростки могут ставить перед собой цели, и делать это логически обоснованно, с высокой степенью результативности. Самостоятельный выбор темы и определение задач, при минимальной помощи со стороны учителя, вызывает в детях самоуважение и придает им уверенность. После определения тем и целей проектов важно установить последовательность выполнения работы. Чтобы она была проделана успешно, опять необходим контроль со стороны учителя, потому что ученики часто не понимают, как выстроить план действий, как поставить задачи. На этом этапе работы ученики так же определяют и источники информации, с которыми им предстоит работать. После определения темы, целей, рабочих гипотез, задач и источников информации, распределения задач и обязанностей внутри группы приступают к выбору формы отчета на будущей презентации и представлении. Здесь же оговариваются и критерии оценки проекта, включающие в себя соответствие содержания заявленным целям, задачам и темам, структуру работы и ее оформление, качество и эмоциональность подачи материала и т.д. Оговорив всё это, можно приступать непосредственно к исследованию (Приложение 6). На следующем этапе предстоит работа в группах. Работа в группе возможна благодаря самостоятельным инициативным усилиям отдельных учеников при полном подчинении личных интересов интересам групповым. При работе в группе ученики не только дополняют друг друга, но и создают здоровую конкуренцию, повышая качество самого проекта. Объединенные в группы учащиеся демонстрируют единство, целостность, сплоченность — качества, формирующие личность. По моему мнению, для достижения максимального результата группа должна состоять не более чем из трех-пяти человек, так как основных направлений в работе обычно не более трех. В ходе работы над проектом я стараюсь подсказывать лишь общие направления и указывать на главные ориентиры «маршрута» поисков. После обсуждения различных вопросов и вариантов ответов на них, придя к определенному заключению, начинается завершающая фаза работы. Проект только тогда можно считать оконченным, когда результаты проделанной работы будут внятно и логично изложены в письменном виде. Но до окончательного его завершения еще далеко, требуются иногда неоднократные доработки. Полностью готовый проект подводится к защите. Заключительный этап — защита проекта. Ученики представляют свою работу, участвуют в ее обсуждении. Презентации, фотоотчеты и другие результаты проектов, показанные во время выступления, подтверждают, что участие в проектной работе стало увлекательным и интересным для многих учащихся. Кроме того, повысился интерес к самому предмету. Учащиеся 9, 11 классов стали выбирать итоговую аттестацию по «Истории» и «Обществознанию» как в традиционной форме, так и форме ЕГЭ. (Приложение 7). Поэтому очень важно организовывать проектную деятельность в современной школе как можно раньше. Использование проектной деятельности позволяет достичь ряда задач: 1) Повысить интерес к истории как науке и предмету. 2) Воспитать любовь и уважение к малой родине, к Отечеству, к своим предкам. 3) Привить учащимся навыки исследовательской работы. 4) Помочь обучающимся успешно осваивать большие объемы учебного материала. 5) Создать комфортную доверительную обстановку на уроке. Таким образом, работа над проектами приводит к тому, что возрастает мотивация к изучению истории и обществознания, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание между учащимися и учителем. Результатом применения проектной деятельности является стабильная динамика образовательных достижений обучающихся по предметам «История» и «Обществознание», что иллюстрируют приведенные ниже диаграммы и таблицы (Приложение 8). Опыт работы рассматривался на педагогических советах, заседаниях районного методического объединения учителей истории. В 2004 г. принимала участие в районном конкурсе «Учитель года», а также Областном конкурсе «Лучший учебный проект». Результатами работы является участие в предметных олимпиадах (Приложение 9). Добиться высоких результатов в работе можно только через непрерывное учение и работу над совершенствованием профессионализма. Поэтому мною пройдены следующие курсы повышения квалификации: 2004 г. – курсы «Intel» - «Обучение для будущего» 2008 г. – дистанционные курсы по теме «Как преподавать историю в современной школе: теория и методика» 2009 г. – курсы НИПКиПРО по теме: «Программы «История» и «Обществознание» Участвую в областных научно-практических семинарах, конференциях: 2004 г. – конференция «Школьный учебник в условиях модернизации общего образования. Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ» (на базе ОблЦИТ) 2007 г. - конференция «Школьный учебник в условиях модернизации общего образования. УМК А.А. Данилова, Л.М. Косулиной. Издательство «Просвещение» (на базе ОблЦИТ) 2008 г. – семинар «Актуальные проблемы преподавания общественных дисциплин и подготовки учащихся к ЕГЭ» (г. Новосибирск, школа № 184). Учащиеся школы принимают участие в конкурсах разного уровня: 2004 г. – 2 место в Областном конкурсе учебных проектов. 2007 г. – участие в Областном конкурсе «Страницы истории Новосибирской области». 2009 г. – участие в Областном этапе Всероссийского конкурса «Государственный Герб, Гимн, Флаг России». 2009 г. – участие в Межрегиональном конкурсе «Служение Отечеству: события и имена». Выпускники 9, 11 классов поступают в ссузы и ВУЗы по результатам экзаменов. В 2009 г. выпускник 11 класса поступил в Новосибирский Государственный Медицинский Университет на факультет «Социальная педагогика и психология» по результатам экзамена по «обществознанию» в форме ЕГЭ. С 2009 г. начато сотрудничество с газетой «История. 1 сентября». Приложение 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ Проект (от лат. «брошенный вперед») – система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижений поставленных целей и задач. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. "Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум… Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления". Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Типы проектов: Существует несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла. По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:
Существует и другая классификация, связанная с доминирующим видом деятельности учащихся: 1) исследовательские проекты (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования); 2) творческие проекты (нацелены на результат в жанрах художественного творчества); 3) приключенческие проекты (игровые, которые имитируют социальные или деловые отношения); 4) информационные проекты (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации); 5) практико-ориентированные проекты (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.). В соответствии с принадлежностью к предметно-содержательной области выделяют моно - и межпредметные проекты. По характеру контактов проекты подразделяются на внутришкольные, локальные, региональные, национальные и международные. По количеству участников можно выделить индивидуальные, парные и групповые. По продолжительности проведения проекты подразделяются на краткосрочные (несколько уроков), средней продолжительности (от недели до месяца) и долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев). Приложение 2. Программа по истории (История России. 6-9 классы. Авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина\\ Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. М.: Просвещение, 2007), которую я использую в своей деятельности, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта первого поколения базового уровня, соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям, обеспечивает преемственность содержания, раскрывает межпредметные связи. В качестве учебно – методического комплекса, поддерживающего обучение на 2 ступени образования, мною выбран комплект под редакцией А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной (базовый курс). Указанный УМК отвечает моим требованиям, как учителя и соответствует: *стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения; * современному уровню базовой науки; * возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям. Выбранный мною учебно – методический комплект: * обеспечивает преемственность содержания образования; * раскрывает межпредметные связи; * позволяет использовать метод проектов, научить школьников проектированию; *активизирует познавательную деятельность обучающихся в сфере гуманитарного образования; *готовит школьников к участию в олимпиадах разных уровней. Кроме того, учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе. Для укрепления учебно-методической базы при изучении разделов, содержание которых значительно расширено в новых стандартах, использую следующие учебные пособия, которые регулярно переиздаются: Учебно - методический комплекс, литература для учителя и обучающихся
Приложение 3. |