.Введение В каждой стране есть свои национальные герои. В России помнят Александра Невского и Михаила Кутузова, в США - Джорджа Вашингтона, на Кубе - Че Гевара. А кто же в Беларуси? Многие говорят, что национальный герой - Константин (Кастусь) Калиновский. Не согласна.
г
Конечно, история белорусских земель в разное время рождала много личностей. XII век - Ефросинья Полоцкая и Кирилл Туровский; XVI век - Франциск Скорина; XVII век - Симеон Полоцкий. Это великие просветители, которым благодарны не только белорусы, но и другие славянские народы. К славе они пришли постепенно, через образование.
Земля наша многострадальна. Рождались герои в условиях большой политики и войны. Таковы, по-моему, Витовт и Давид Горо- денский. Во время Великой Отечественной войны белорусский народ показал стойкость и мужество в борьбе с фашизмом. Счет героев идет на многие тысячи.
Занимательна, на мой взгляд, история XIX века. Листая страницы школьного учебника, нам, почему-то, больше в глаза бросается фигура Калиновского. Безусловно, он - личность. Но национальный герой ли? В термин национальный герой мы вкладываем патриотизм, любовь к Родине и своему народу, готовность пожертвовать собой на благо народа и процветания государства.
Школьные учебники характеризуют его как революционера- демократа. «Газета [Мужыцкая прауда] была наполнена революционно-демократическими идеями»
1 Но что мы вкладываем в этот термин? Он состоит из двух понятий: революционер и демократ. Попробую дать определение каждому из них. Революционер - человек, который добивается изменений в обществе радикальными методами, призывает к террору. Демократ - сторонник парламентаризма и демократического устройства общества, выступает за равенство, гуманное отношение человека к человеку. Получается, что в одном термине, которым называют Калиновского, заложено два противоположных понятия. Так кто же он был: революционер, демократ или ещё кто-то?
Вернемся к понятию* национальный герой. Ранее я уже дала определение этому термину, из него следует, что национальный герой - патриот.
Многие из нас считают его белорусским патриотом, но его современник Я. Гейштор говорил, что Калиновский настоящий патриот Польши. Излагаемая информация и терминология национального движения XIX века в учебной литературе оказалась очень занимательной. И каким вообще образом личность Калиновского появилась в истории XIX века?
Восстание К. Калиновского датируется 1863-1864 годами. Главной силой восстания должны были стать крестьяне, или как их называют в истории - «косинцы». На что рассчитывал образованный Калиновский, с дипломом юриста, полученного в тогдашней столице - С.- Петербурге, отправляя против регулярной, вооруженной огнестрельным оружием армии крестьян с косами? Этот же период времени в истории называют «шляхетским восстанием».
Ни для кого не секрет, что изучать какую-либо личность лучше всего по его собственным произведениям. Одним из ярких произведений Калиновского является 7 номеров «Мужыцкай прауды». «Она печаталась на белорусском языке латинским шрифтом и адресовалась крестьянам».
2 Текст был очень простой. Но почему вместо белорусских букв он выбрал латинку? Какое отношение имел Калиновский к польской газете «Choragiew swobody»?
В то время особое место в жизни людей занимала религия. Основное население Беларуси - православные верующие. Но почему крещеный католик Калиновский предлагает в качестве государственной религии униатство? Вопросы. Вопросы...
В советской историографии восстание и личность Калиновского практически не освещены.
Популярность Калиновского возросла только с деятельностью Белорусского Народного Фронта в конце 80-х - начале 90-х годов XX века.
Многие события в истории повторяются. Наверное, мы изучаем ее не только для того, чтобы знать, что было в прошлом, но и для того, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем. «История - учительница жизни».
3 Я прекрасно понимаю, что не смогу повлиять на чужие решения и выводы, но очень надеюсь, что моя работа поможет разобраться в клубке вопросов национально-освободительного движения XIX века на территории Беларуси.
Кто он, Калиноеский? Передо мной лежит ряд копий личных и семейных документов Викентия Константина Калиновского. Первый документ, конечно же, выписка из метрической книги Яловского парафиального костёла о крещении Калиновского. Из него следует, что 21 января 1838 года в семье Семена и Вероники из Рыбинских Калиновских родился мальчик. «Лета господня 1838, месяца февраля, шестого дня в Яловском римско-католическом парафиальном костёле окрещён викарием этого же костёла Франтишком Кожевенским младенец именем Викентий... Лета господня 1838 года, месяца апреля, 4 дня в Яловсом римско- католическом парафиальном костеле викарием этого же костёла Франтишком Кожевенским был дополнен обряд святого крещения ребёнка именами Викентий Константин»
4. Да, именно Константин, а не Кастусь, как мы привыкли его называть. Про попытку придать Ластов- ским Калиновскому белорусских черт, читайте в статье кандидата исторических наук, доцента Александра Гронского «Кастусь Калиновский: конструирование героя», напечатанной в журнале «Беларуская думка» №2 2008 года.
Существует довольно-таки интересная копия документа «Обывательская книга Гродненского Уезда», а занимательна она тем, что даже на копии явно видны исправления. В первой графе вопрос звучал так «Звание округа и квартала. Чин, имя и фамилия помещика и сколько от роду лет».
5 Но ответ следует только на вторую часть вопроса. Ответом на вопрос «Имеет ли доказательства на дворянство от Геральдии или от Дворянского собрания»
6 служит «Доказательство на дворянство имеет от Белостокского Дворянского собрания в 1882 году, ноября 4 состоявшегося».
7 Но самое интересное, что в слове «Белостокского» четко видно, что от первоначальной надписи осталось только «ского», Белостокским же было исправлено какое-то другое слово. Если внимательно присмотреться к надписи «Ноября 4», то можно увидеть, что цифрой 4 исправлено две другие цифры. Это обосновывается версией историка Г ронского о белорусизации фигуры Калиновского. Все это дает повод сомневаться в факте, изложенном в документе. Возможно город, где проходило это дворянское собрание был польским, а когда его исправили на Белосток, то выяснилось, что там дворянское собрание в указанный день не проходило, и для особо любопытных историков исправили на дату Белостокского дворянского собрания.
Передо мной находятся четыре документа:
Справка о доходах фабрики отца Калиновского, где видна стабильная прибыль его предприятия;
Прошение на имя исполняющего обязанности ректора С.- Петербургского университета Э.Х.Ленца о допуске к вступительным экзаменам. В этом документе есть примечание, что приложена справка о бедности.
Справка о зачислении в число студентов С.-Петербургского университета. В нем есть пометка, что Калиновскому разрешается слушать лекции бесплатно.
Прошение на имя ректора С.-Петербургского университета А.П. Плетнева об оказании разовой финансовой помощи. Здесь возникают вопросы: почему сын хозяина преуспевающей фабрики признают бедным? Возможно, документы поддельны и написаны через несколько лет после смерти Калиновского? Может он не общался с отцом? Если да, то почему? Какова причина раздора: революционная деятельность или другие семейные обстоятельства. Я не имею доступа ко многим документам, поэтому к выводам торопиться не буду. Но надеюсь, профессиональные историки откроют нам эту загадку. Еще один интересный документ - диплом об окончании университета. Закончил он с тремя тройками, но учился достаточно хорошо, «...выслушал при отлично-хорошем поведении полный курс наук по Камеральному разряду Юридического факультета».8 Только смущает, что революционер, которого так. славит группа ученых, революционного опыта в С.- Петербургском университете не приобрел. По-моему мнению, царская охранка не оставила бы без внимания революционную деятельность Калиновского. Этот факт был бы известен администрации университета. Но Калиновский получал материальную помощь, стипендию и в конце обучения примерную характеристику.
Поэтому попытку удлинить революционную деятельность Калиновского можно оспорить.
Ход восстания 50-60 годы XIX века для Российской империи были сложными и напряженными. Это обуславливалось тем, что по всей европейской территории России шли восстания. Одной из ярких представителей на территории России была организация «Земля и воля». На территории Беларуси, Польши и Литвы особенностью этих восстаний был национальный вопрос.
В марте 1862 года в Варшаве был создан Центральный комитет. Для координации действий в Беларуси был создан Литовский провинциальный национальный комитет в июне 1862 года. Именно в него входил Калиновский. Между центральным и провинциальным комитетами постоянно шла борьба за степень подчинения ЛПК Центральному национальному комитету. В ряде вопросов они так же не были согласны друг с другом.
Но и в самом литовском провинциальном комитете согласия между членами не было. Участники разделились на «белых» и «красных». «Часть крупных помещиков надеялось достигнуть цели мирным путём (коллективными заявлениями на имя царя, мирными шествиями) без участия крестьянства. Сторонников такой тактики действий относили к консервативной части шляхты и называли «белыми»».
9 «Наиболее радикальная (решительно настроенная) часть шляхты надеялась добиться этой цели при поддержки крестьян. Сторонников такой тактики действий называли «красными»».
10 Хотя Калиновский по социальному происхождению больше подходил к «белым», но он делал ставку на крестьянство, как на движущую силу. Шляхту он предлагал полностью уничтожить. «Восстание должно быть чисто народным - шляхта, поскольку она с нами не пойдёт, пускай гибнет - тогда крестьянский топор не должен остановиться даже над коляской шляхетского младенца».
11 Восстания охватывало в основном западную часть Беларуси. В центральных и восточных районах в начале восстания создавались отряды, но они не получили поддержки у местного населения. Особенностью восстания на Беларуси было противоборство двух ветвей христианства: православия и католицизма. В статье у Юрия Гронского подробно описана данная проблема.
В июне 1863 года Калиновский вернулся в Вильно. Восстание в это время пошло на спад. Многие руководители восстания пытались спастись: отказывались от своих идей. Они передают руководство Калиновскому.
Кастусь сосредотачивать возле себя людей. Он пытается возобновить восстание, одержать победу. Этот поступок можно оценивать двояко. С одной стороны - человек, который не испугался трудностей, рискуя своей жизнью и свободой, шел напролом, - можно считать героем. Но с другой стороны - он вел на смерть людей, которые вступали в бой с вооруженной регулярной армией, имея в своем распоряжении только косы. Неужели он не понимал, что эти люди обречены? Оценивая эту ситуацию, я задаюсь вопросом: кто он герой или авантюрист?
В период восстания У Г. Киселева есть замечательная книга: «Кастусь Калиновский. За нашу вольность». В ней приведены документы и произведения Кастуся Калиновского. Из данной книги я проанализировала три документа:
1863. Ноябрь 1 - Манифест временного правительства Литвы и Беларуси.
Около 27 ноября - Протест против «белого» переворота.
11 июня Приказ к народу земли литовской и белорусской.
Беларусь наша многострадальна. Со времен Люблянской унии (1569г.) до Беловежского договора (8 декабря 1991г.) она входила в состав более крупных держав и, разумеется, от них зависела. Сравнивать, где было хуже, а где лучше, тема не моей работы. В данных трех документах показана попытка поляков возродить Речь Посполитую. Группа людей, называющая себя новым польским правительством, обратилась к жителям Литвы и Белоруссии с манифестом. В нем они обещают свободу всем слоям населения (несмотря на отмену крепостного права в 1861 году), землю крестьянам и лицам, восстающим против России. «Польское Национальное правительство отдает оседлым крестьянам, панским и казенным, навсегда в полное владение без чинша и выкупов ту землю, какую они имели до этого времени, а все распоряжения московского правительства отменяет, потому что эта земля польская, а не московская».
12 Все свободы передаются в первых пяти параграфах, но шестой, возможно, оттолкнул многих: в нем звучит угроза тем, кто не согласен с Манифестом. « Если кто-то не будет послушен этому Манифесту, то ли он пан, крестьянин, чиновник или кто другой, будет наказанный согласно польских военных законов».
13 Людей должна была насторожить такая суровость нового правительства. Второй документ показывает, что провинциальный комитет не был согласен с «белым» переворотом, но в силу обстоятельств ему пришлось отступить. «Однако члены комитета считают своим долгом объявить, что они считают гибелью и предательством революции передачу управления в руки контрреволюционеров».
14 Следующий документ, к которому имеет отношение Калиновский уже не Манифест, а Приказ. В Нем он обещает свободу, землю. Но сама форма обращения не очень приятна. Называет литовский и белорусский народ «дурными овечками» «вы сегодня дурные, как овечки»
15, предателями «За вашу волю кровь проливали справедливые люди, а вы - как те Каины и Юды Скариёты - хороших братьев продавали врагам вашим».
16 Со времен войны 1812 года прошло не очень много времени, а в приказе в качестве лучшей жизни приводится жизнь французов. «Правительство польское даёт вам вольность, как у французов, где никто не может обидеть простого человека».
17 Но самое главное, что в первом и в третьем документе ощущается не предложение лучшей жизни, а суровый приказ. Возможно, подобного рода документы и стали одной из причин, почему люди не хотели поддерживать восстание.
«Мужыцкая пpay да» - газета или листовка? «Мужыцкая прауда» - яркий пример агитационного издания того времени. Многие её также называют первой белорусской газетой. Я считаю: слово газета здесь не уместна. «Газета - периодическое издание в виде больших листов, посвящённое событиям текущей политической и экономической жизни».
18 Но жизнь в ней освещалась односторонне и через призывы. Да впрочем, и сам Калиновский неоднократно называл «Мужыцкую прауду» письмом. «Москали, чиновники и много панов будут останавливать письмо наше вам».
19 Кто назвал её газетой не известно. Но данная ошибка допускается практически во всех изданиях, в том числе и в учебной литературе: «...газеты в Беларуси «Мужыцкая прауда».
20 Семь номеров «Мужыцкой прауды» вышли в промежуток с ноября 1862 года по июль 1863 года. Калиновский печатал «Мужыцкую прауду» вместе со своими помощниками, развозил по деревням преимущественно в Гродненской области. Очень редко её можно было встретить в восточных районах Беларуси. Издание было нелегальным, поэтому распространять её было трудно. Письма крестьяне находили под забором, в телеге, в хлеву. «Мужыцкую прауду» передавали из деревни в деревню.
Главным вопросом, который интересовал крестьянство, была земля. Попробую выяснить, какие варианты предлагали крестьянству Калиновский и власть.
Мероприятия, проведенные царской властью:
1. Реформа Киселёва (среди госкрестьян):
проведение подробного описания всех государственных усадеб и строгое определение повинностей государственных крестьян в зависимости от их хозяйственного положения;
прекращение сдачи государственных земель в аренду;
ликвидация фольварков и постепенный перевод государственных крестьян с барщины на чинш.
Итоги:
увеличение наделов госкрестьян;
уменьшение повинностей госкрестьян;
2.19 февраля 1861 года - отмена крепостного права. Особенности отмены крепостного права на Беларуси:
1863 год - останавливалось положение временнообязанных крестьян и
они переходили на выкуп.
Выкупные платежи уменьшались на 20%.
Крестьяне имели право на дореформенные наделы.
Безземельные и малоземельные наделялись землёй.
Сервитутное право
Выше изложенный ряд реформ значительно улучшил жизнь крестьянства.
А теперь посмотрим, что по данному вопросу предлагал Калиновский.
Про Манифест Калиновский пишет так «Такой дурной, что черт знает: на что он похож».
21 Несмотря на то, что «Мужыцкая прауда» выдаётся с 1862 года, а крепостное право отменили в 1861 году, Калиновский пишет: «Правда, обещали, то когда-то дать нам вольность, но как нам кажется на наш мужицкий ум, что хотят обмануть, так как
когда через 6 лет ничего ни сделали, то через рок, наверно, не сдела-
22
ЮТ».
Так он говорил, потому что, несмотря на отмену крепостного права, крестьяне стали временообязанными и должны были выплачивать выкупные платежи. «Объявил [царь] вместо вольности манифест, а в манифесте приказывает служить до время панщину по-старому, а по-новому заплатить больше денег в казну...»
22 В этом же письме он предлагает альтернативу: «Нам не манифест, а вольность надо,- и то вольность не такой, какую нам Царь хочет дать, но такую, какую мы сами, мужики, между собой сделаем»
23 Чёткого последовательного решения аграрного вопроса Калиновский здесь не предлагает.
Часто в «Мужыцкай праудзе» следует сравнение польского и русского правительства, где предпочтение сам автор отдаёт польскому.
«Так за то, что человек шёл на войну, защищал свою батьковщи- ну, то правительство польское давало землю, давало вольность, давало титул шляхты,- а Москаль так делает?»
24 Значение данной фразы можно объяснить не однозначно:
намек на то, что при Речи Посполитой было лучше и земельный вопрос был там решён;
предлагал давать волю только тем, кто отслужил рекрутские повинности.
«Крестьянство Беларуси с приходом французских войск связывало надежду освобождения из-под крепостной зависимости».
25 Поступок предательства по отношению к своей Родине Калиновский нисколько не осуждал, а наоборот сожалел, что так поступили не все крестьяне и задуманные планы не осуществились. «Когда Француз под Свистополем совсем побил Москаля, то для того, что бы москаль не имел сил и денег, приказал народу дать вольность, не брать рекрута и больших налогов».
26 В своем письме Калиновский описывает тяжелую долю крестьян, указывает на унижение со стороны власти, несмотря на то, что положение белорусских крестьян выгодно отличалось от положения крестьян в других уголках России. В "Мужыцкай праудзе" Кастусь в большей степени описывает то, что было, а не то, что стало. «Сказал он нам ещё 2 года служить панщину - и панщину служили».
27 Еще одной важной проблемой была рекрутская повинность. Выходцев с крестьян забирали в армию сроком службы 25 лет. Вот, что по этому поводу пишет Калиновский: «Работает отец тяжело на ребёнка своего, растит мать сына, ночами не спит, а Царь, собачья его вера, как этот волк, подкравшись, велит ловить, скрутить и гнать от родни далеко»
28 Проблема на то время была действительно очень актуальна, так как, во-первых, семья лишалась рабочих рук, во- вторых, человек возвращался через двадцать пять лет, не имея ни хозяйства, ни семьи. Калиновский предлагал решить эту проблему через возрождение Речи Посполитой: «Помнят ещё наши деды, показывают они, что в их время мужики рекрута не знали и не знали».
29 Ни о каком белорусском государстве речи не идёт.
Третьим главным вопросом того времени была, конечно, религия. Простое население Беларуси, в том числе и крестьянство, всегда было православным. Что касается привилегированных сословий, то тут ситуация сложнее: при вхождении в Речь Посполитую - католицизм, при вхождении в Российскую империю - православие. Калиновский предлагает третью ветвь христианства - униатство: «Отец его [крестьянина] был справедливой униатской веры».
30 Данный факт не соответствует действительности. Отсюда можно сделать вывод, или Калиновский пытался обмануть малограмотное и безграмотное крестьянство, или сам не знал истории.
Так как основная часть крестьянства в то время была безграмотной, текст Калиновский писал очень простой, доступный для всеобщего восприятия. Только написан он был латинкой. Калиновский объяснял это тем, что латинский алфавит схож с польским. Но, наверное, белорусские буквы лучше подходят к белорусским словам и для восприятия белорусов легче.
Читая письмо, вряд ли крестьяне догадывались, что его писал дворянин, так как Кастусь в нём приравнивал себя к крестьянам: «Такого самого мужика, как вы, послушайте хорошо».
31 Но в тоже время в «Мужыцкай прауде» он сравнивал себя с Богом и писал: «а писать буду, как Бог и совесть говорит».
32 В письме ощущается непонимание ситуации не только у нас, но и за границей. «А когда за границей, то ли у Француза, то ли у Англичанина принимает участие в управлении, то для того, чтобы правительство слушало народ и делало так, чтобы народ был богатым и счастливым».
33 В 5 номере Калиновский продемонстрировал свое незнание истории «войско польское всё было с шляхты».
34 Ярко ощущается навязывание своего мнения «вы одного меня слушайте»
35 и давление «кто имеет правду в сердце и добра хочет, тот меня будет слушать».
36 Кастусь, как и многие другие дворяне бывшей Речи Посполитой, не любил русских. Это выражалось в призыве к национализму в "Мужыцкай праудзе". Но самое интересное, что все номера "Мужыцкай прауды" выражали одни и те же призывы. Таким образом «Мужыцкую прауду» нельзя оценивать однозначно.
Калиновский как автор «Письма из-под виселицы» - условное название предсмертного завещания Калиновского, дано ему при первой публикации польским исследователем А.Гилером. «Письмо» состоит из трех частей. Написано в тюрьме. «Есть мнение, что первая часть предназначена для редакции газеты «Glas z Litwy», могла быть написана незадолго до ареста»
37 Калиновского, будучи в тюрьме не сдавался, боролся. Это показывает его как волевого человека. После тщательного анализа видно, что в эти три письма положена и укомплектована вся информация с "Мужыцкай прауды". Как и там он против панщины и рекрутства, выступает за придание униатской веры государственного статуса в Беларуси. Сравнивает жизнь белорусского крестьянства при польской власти и при русской. «Если с правительством польским не всегда было хорошо, то, как москаль стал нами править, сделал он для мужика чистый ад на свете».
38 Калиновского многие историки считают философом-поэтом. Но известно только одно его стихотворение «Марыська чарнаброва, галубка мая». Оно посвящено девушке и в нем ничего философского нет. С ним связана интересная история. Дело в том, что один из деятелей беларусизации В. Ю. Ластовский заменил отдельные фразы, сделав таким образом данное стихотворение более белорусским. Об этом можно прочитать у историка Г ронского.
Калиновский - желанный гость полиции Сохранились отчёты властей о восстании. Временной промежуток 1862-1866гг. Они написаны в виде сухих рапортов, но из них можно ярко представить картину происходящего. Калиновский: «Сам был росту среднего, брюнет, усы чёрные, возраст около 36»
39 Начинается восстание, полиция проводила обыски, изымала "Мужыцкаю прауду”. На пост генерал-губернатора Северо-Западного края. Он решает бороться с восстаниями либеральными путем и проводит ряд реформ для улучшения жизни крестьян.
Полиция выходит на след Калиновского. Но здесь есть одна интересная деталь: сначала он фигурирует под фамилией Хомович, но затем они выясняют, что его фамилия Кайновский (не Калиновский) “что фамилия не Хомович, а Кайнович”
40 : что это описка генерала- майора Скворцова, один из псевдонимов Калиновского или ему приписали часть биографии другого человека?
За домом отца Калиновского установлена слежка, но Калиновского там не нашли. “Хоть на месте родителей его над хутором Якушевского имеется секретное постоянное наблюдение за появлением там Калиновского, а также производится по уезду строгий розыск по его отысканию, но Калиновский до сих пор в уезде не найден, а между тем доходят ко мне слухи, что он уже пойман»
41 В последствии Калиновский был арестован и повешен. Через два года Муравьева отстранили от должности, но он пишет “письмо-завещание” его последователю, какие еще изменения должен сделать новый генерал-губернатор. В них нет упоминания о Беларуси как этносе. “ Содержит своего рода программу действий, направленных на ликвидацию этнической особенности белорусско-литовских губерний и полное их сливание с центральными районами империи”
42 Заключение Переработав огромное количество материала, я пришла к выводу: Калиновского можно назвать национальным героем, но только польским.
Свою деятельность он развернул на территории Беларуси, но его больше интересовали судьба Польши. Ни в одном его письменном издании нет и слова о белорусах, как о нации. Огромное количество людей погибло из-за него в неравном бою. В моей работе уже есть доказательства тому, что продолжать восстание в середине 1863 года было нецелесообразно. С моей точки зрения, Калиновский является авантюристом. История - оружие политиков, Калиновский стал жертвой этого. Во время русской революции большевики искали героев для пропаганды - на Беларуси им стал Калиновский. Но их не устраивало, что он выходец из богатой семьи, поэтому была придумана легенда, что его отец бедный. Во времена беларусизации В.Ю. Ластов- ским был создан миф о любви к Беларуси. Также он сфальсифицировал ряд документов. На какое-то время про Калиновского забыли, но наступил период перестройки, развал СССР и БНФ поставил Калиновского в один ряд с такими революционерами как Ленин, Сталин. Миф накладывался на миф и сейчас трудно определить, где правда, а где ложь. Из-за созданных мифов его фигуру используют многие деятели. Городские улицы носят его имя. В феврале 2008 года в библиотеке украинской литературы в Москве прошло мероприятие, посвященное 140-й годовщины восстания. На нем опять говорили о Калиновском как о национальном герое. Но самое страшное, когда его имя используют для того чтобы привлечь население на митинги, бунты и новые восстания.
В своей работе я не хотела очернить Калиновского. Возможно, Калиновскому не были бы приятны все мифы, которые придуманы о нем. Да он внес свой вклад в становление белоруской нации, но он не был таким значимым, каким его хотят показать историки. Я считаю, что история должна показывать правду о событиях, какая она не была бы. Мне бы очень хотелось, чтобы мифы стали сугубо художественным жанром, а никак не жанром изложения истории. Наверняка Калиновский не единственная личность в истории, про которую потомки придумывали мифы. Но это не правильно. Так не должно быть. Моя работа является одной из попыток докопаться до истины. Я надеюсь, что найдутся люди, которым не безразлична история, и которые глубже раскроют мою тему.
Используемая литература
Ведомость полотняной фабрики в имении Мостовляны Семена Калиновского.
Выписка из метрической книги о крещении
Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССС.Т.З - Москва, 1948 год
Из обывательской книги Гродненского уезда
5.История Беларуси конец XVIII в. - 1999г. - Минск 2000 г.
Киселев Г. «Калиновский К. За нашу вольность» - Минск 1999г.
Копия диплома С.-Петербургского университета.
Материалы по истории Беларуси - Минск 2008 год.
Э.Ожегов С. Словарь русского языка» - Москва 1988 год
Предписание Гродненского губернатора министру внутренних дел о найденной в местечке Дятлово Слонимского уезда газете «Мужыцкая прауда»
Предписание Гродненского губернатора военным начальникам про поиск Калиновского
Предписание Гродненского губернатора кобринскому военному начальнику об аресте Калиновского с описанием его примет
Предписание гродненского губернатора Первой гродненской следственной комиссии о держание под арестом отца Кастуся - Семена Калиновского.
Прошение на имя ректора С.-Петербургского университета о допуске к вступительным экзаменам.
Прошение на имя ректора С.-Петербургского университета об оказании финансовой помощи
Рапорт пристава 2-го ранга Слонимского уезда гродненскому губернатору о распространение Калиновским «Мужыцкай прауды»
Рапорт заседателя по особым приказаниям гродненского земского суда гродненскому исправнику о найденной у жителя деревни Гранди- чи гродненского уезда «Мужыцкай прауды»
Рапорт волковыского земского исправника гродненскому губернатору о секретном наблюдении за хутором отца Калиновского
Рапорт старшины особой следственной комиссии по политическим делам гродненскому губернатору о необходимости уточнения слухов о смерти Виктора Калиновского
Сини Д. «Немного о Калиновском»
Справка о зачислении в число студентов С.-Петербургского университета.
Хурсик В. «Трагедия белой гвардии» - Минск 2001 год
«Беларуская думка» №2 2008 год
«Мужыцкая прауда» №1
«Мужыцкая прауда» №2
«Мужыцкая прауда» 3
27 «Мужыцкая прауда» №