А. Олянич

ББК 81.0001.2 0 12 Научный редактор: доктор филологических наук, профессор В.И. Карасик
Олянич А.В. О-56 Презентационная теория дискурса: монография. -М: Гнозис, 2007. - 407 с. ISBN 5-7333-0184-8 Дается описание презентационного подхода к дис-курсу как лингвосемиотическому и информационному пространству, в которое говорящий транспортирует концепты и образы в целях коммуникативного воздействия. Рекомендуется студентам, магистрантам, аспирантам и специалистам в области лингвосемиотики, лингвокультурологии, когнитивной и аксиологической лингвистики. ББК 81.2 ISBN 5-7333-0184-8 © А.В. Олянич, 2007
Оглавление Оглавление 3 Предисловие 5 Введение 7 Главa I 14 Типология дискурса и иерархия потребностей 14 §1. Концепции потребностей в философии, психологии и социологии 14 1.1. Потребности как объект изучения философии 14 1.2. Концепции потребностей в психологии 20 1.3. Концепции потребностей в социологии 21 1.4. Классификации потребностей 27 §2. Потребности - дискурс – коммунифция 35 2.1. Трансформации потребностей и их связъ с типами дискурса 35 Выводы 39 Глава II. 41 Прагматические характеристики массовой коммуникации 41 §1. Прагматические параметры демонстрационной коммуникации в массово-информационном дискурсе 41 §2. Понятия массовой коммуникации и массовой информации 46 §3. Концепт как представление 49 §4. Система коцептов СМИ, подвергаемая смысловой рекомбинации 54 § 5. Информационная структура коммуникативного пространства текстов масс-медиа 71 §6. Образ и имидж 77 6.1. Презентационная функция образа в дискурсе 77 6.2. Презентационная функция имиджа в дискурсе 86 Выводы 89 Глава III. 92 Семиотика театральности и презентационная функция 92 дискурса 92 §1. Категории информативной насыщенности и точности/приблизительности как семиотическое основание презентаццонности дискурса 93 §2. Лингвосемиотическая категория театральности как прагматическое основание презетационности дискурса 102 §3. Роль, амплуа и маска кака эмоциогенные презентационные компоненты дискурса 111 §4. Семиотика одобрения как презентационная функция дискурса. 117 §5. Презентационная функция языка и речи 124 §6. Презентационная функция языковой личности в дискурсе 137 Выводы 141 Глава IV 143 Презентема как дискурсивная единица воздействия 143 §1. Понятие презентемы. Лингвосемиотический принцип типологизации презентем 143 § 2. Лингвосемиотическая типология презентем 145 2.1.1. Визуальные презентемы 146 2.1.2. Сценталнш преэентемы 159 2.1.3. Густальные презентемы 160 2.1.4. Тактильные презентемы 161 2,2.Невербально-вербальные (лингвосемиотические) презентемы 161 2.2.1. Яреэентемы-демонстратилы 162 2.2.2. Презентемы - uнmpoдуктивы 162 2.2.3. Презентемы-эмотивы 163 2.2.4. Ритуальные или рекурсивные преэентемы 166 2.3. Вербальные лингвосемиотические презентемы 175 2.3.1. Просодико-фонационные презентемы 175 2.3.2. Лексико-семантические презентемы 178 2.3.4. Синтагматически презентемы 192 2.3.5. Интертекстуальные презентемы 194 2.4. Системно-концептуальные презентемы 200 Выводы 210 Глава V 211 Презентационные коммуникативные стратегии в дискурсе 211 §1. Игровое в массово-информационном дискурсе: 213 манипулятивно-презентационные стратегии массовой 213 коммуникации 213 §2. Стратегии презентации «своих» и «чужих»; драматургия политического и военно-политического конфликта в массово- имформационном дискурсе 222 §3. Презентационные стратегии аргументации в массово-информационном дискурсе 233 4. Презентационные стратегии в религиозном дискурсе 244 5. Презентационные стратегии а рекламном дискурсе 252 Выводы 259 1.Драматургия гедонистического дискурса 261 §2. Когнитивная система глюттонии 263 §3. Лингвосемиотическая система глюттонии 266 4. Презентационная функция глюттонии 279 Выводы 283 Заключение 283 Список литературы 287 Источники фактического материала 314 Приложение 1 315 Приложение 2 ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАПЕРСТОЧНИКИ ПРОТИВ РОССИИ 318 Приложение 3 320
|