Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы




Скачать 19.97 Kb.
НазваниеИсследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы
Дата03.02.2016
Размер19.97 Kb.
ТипИсследование

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» г. Брянска




Международная научно - практическая конференция

«Первые шаги в науку»


«Исследование экологического состояния парка Центра внешкольной работы»

Предметная область: Экология

(Дополнительное образование)


Выполнила:

Сёмачкина Юлия, 9 класс


Руководитель:

педагог дополнительного образования Зайцева Светлана Михайловна


Брянск 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Характеристика исследуемой территории…………………………………..3

  2. Влияние антропогенных факторов на экологию парка……………………..5

Заключение………………………………………………………………………...9

Литература………………………………………………………………………..10

Приложение………………………………………………………………………11

Введение

Формировать экологическую культуру, воспитывать чувство единства с природой, ответственность за ее судьбу, любовь ко всему живому можно лишь при непосредственном контакте с природой, причем этот контакт должен быть регулярным. Такой регулярный контакт с природой для большинства современных подростков, проживающих в городах, обеспечивает парк.

Зелень парков не только украшает город, но и улучшают экологическое состояние городской среды.

Многие парки и парковые ансамбли обладают богатейшей историей, являются носителями разнообразных традиций парковой культуры, глубоко экологичной по своей сути.

Парк Центра внешкольной работы (ЦВР) - это исторически значимое место Бежицкого района. Являясь одним из самых старых парков, в настоящее время он испытывает экологические проблемы старения и интенсивного загрязнения под влиянием антропогенных факторов. Состояние парка усугубляется ближайшим соседством с промышленным предприятием АО БМЗ и железнодорожной линией Брянск - Жуковка.

Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году.

Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы.

Задачи:

1. Составить историческую справку и дать характеристику исследуемой территории.

  1. Установить характер и степень влияния антропогенных факторов (промышленное загрязнение, социально-бытовое, автотранспортное, железнодорожное и др.)

  2. Выработать рекомендации по сохранению природного комплекса парка.

Методы: исследование, наблюдение, сравнение, анализ.

Объект исследования: парк центра внешкольной работы.

Предмет исследования: изучение экологического состояния парка.

Ежегодно с 18 по 22 апреля я, совместно с другими детьми, занимающимися в экологическом объединении, участвуем в Международной акции "Марш парков". Участие проявляется в виде десантов по уборке территории парка. На протяжении многих лет мы, проводим весенние и осенние уборки территории парка, развешиваем кормушки (зимой) и искусственные гнездовья (весной) для привлечения птиц, а для поддержания эстетического вида разбиваем клумбы.

1. Характеристика исследуемой территории

Географическое положение

Парк Центра внешкольной работы расположен на северо-западе города Брянска, а в пределах Бежицкого района на северо-востоке.

Вдоль южного ограждения парка проходит железнодорожная магистраль Брянск - Жуковка. К югу от парка расположена территория АО БМЗ, являющаяся интенсивным загрязнителем, и протекает река Десна - одна из крупнейших рек Брянской области.

На севере в плотную к территории парка примыкает территория детского сада №56 "Медвежонок" и улица Почтовая, на которой находятся пятиэтажные жилые дома, корпуса Брянского индустриально-педагогического колледжа и филиала Московского нового юридического института. Далее на север протянулся микрорайон частного сектора Бежицкого района. В 150 метрах от парка расположен пришкольный участок и здание средней школы №12.

К западу в 200 метрах от парка находится железнодорожный переезд, где постоянно наблюдается скопление автомобилей, выбрасывающих в атмосферу микрорайона выхлопные газы. В 500 метрах расположен железнодорожный узел Орджоникидзеград - сильный загрязнитель окружающей среды.

На востоке в 800 метрах от территории парка протекает река Болва с прилегающими к ней пойменными озерами.

Историческая справка

Первое упоминание о парке относится к 1830 году, когда инженер-химик Владимир Федорович Крахт к северу от железнодорожной станции Бежица построил химический завод для выработки ультрамарина (синьки) и свинцового сахара, необходимых для отбеливания бумаги, хлопчатобумажных тканей, изготовления красок. Немного поодаль В.Ф. Крахт построил огромный каменный дом, архитектурный облик которого был весьма смешанным: в интерьерах тяготел к стилю неоренессанса, в остальном соответствовал стилю модерн. В окружающем дом природном леске В.Ф. Крахт разбил роскошный парк, в котором развел экзотических птиц - павлинов, цесарок, индюков, привлекавших внимание детворы со всей округи. После его отъезда из Бежицы огромный дом оказался пустующим. (Кизимова С.П., 1996).

В 1892 году в Бежицу приехала Мария Клавдиевна Тенишева - вторая жена одного из акционеров Общества Брянский завод князя Вячеслава Николаевича Тенишева. Бежица своей неустроенностью поразила ее с первой минуты. Бежица оказалась сырым и скучным поселком. Земля здесь была перемешана с ноздреватым шлаком из заводских печей. В палисадниках росли кривые березы. Дымил завод. И день, и ночь оттуда доносился грохот молотков заклепщиков котлов. Правда, унылую обстановку скрадывал парк при доме. Когда на лето приезжал столичный художник Н.А. Гоголинский, они уединялись в тенистых уголках и, не мешая друг другу, писали этюды. М.К. Тенишева выхлопотала у правления акционеров крахтовский дом для устройства общественного собрания, как тогда именовали клубы. Впоследствии к дому сделали пристройки - театральный и читальный зал, комнаты для кружков художественной самодеятельности. 23 мая 1894 года состоялось открытие. Праздник удался на славу. В самом разгаре веселья счастливая и оживленная молодежь стала просить у Марии Клавдиевны свой портрет для украшения клуба. Позднее он был прислан из Петербурга и висел в зале собрания вплоть до 1917 года.

Для служащих Брянского завода возможности отдыха на свежем воздухе предоставлял парк при клубе Общественного собрания. В нем были устроены две цементные, огражденные площадки для тенниса, эстрада для музыкальных концертов.

Были разбиты дорожки, установлены фонари, резная древесная ограда, с восточной стороны которой позднее протянулся ботанический сад с редкими породами деревьев, кустарников и цветов.

Во времена Советской власти бывший дом В.Ф. Крахта с Общественным собранием был назван Домом Пионеров. Такое название просуществовало вплоть до 1996 года, когда его переименовали в Центр внешкольной работы (ЦВР), каким знаем мы его сейчас.


2. Влияние антропогенных факторов на экологию парка

Наиболее сильное антропогенное загрязнение возникает на урбанизированных и промышленных территориях или вокруг них, где в небольших объемах воздуха, воды и почвы создается высокая концентрация загрязняющих веществ. На степень загрязнения таких территорий влияют многочисленные факторы: количество промышленных предприятий, наличие разветвленной сети дорог, число транспортных средств, а так же степень озеленения территории. Территория парка ЦВР подвержена интенсивному загрязнению различных источников: промышленное загрязнение, загрязнение ж/д транспортом, загрязнение автомобильным транспортом, социально-коммунальное загрязнение, прочие виды.

Промышленные предприятия выбрасывают в окружающую среду значительное количество газообразных, жидких и твердых веществ. Мощность предприятия можно приблизительно определить по количеству вентиляционных труб. Надо учитывать диаметр труб. Взяв за основу трубу диаметром 0,4-0,6 м, можно привести к этому общему знаменателю все остальные трубы.

Загрязнение окружающей среды промышленными предприятиями.

Степень загрязнения

Количество труб (диаметр 0,4-0,6 м.)

Балл

Очень малая

Менее 3

1

Малая

3

2

Средняя

4 - 6

3

Сильная

7 - 10

4

Очень сильная

более 10

5


(Пугал Н.А., Зверев И.Д., Лаврова В.Н., 1997г.)

Расположенный вблизи парка АО БМЗ оказывает негативное влияние на экологическое состояние парка ЦВР. Получен результат: 7-10 труб, что соответствует сильной степени загрязнения. Выброс вредных веществ ведет к ухудшению состояния растительности парка: много суховершинных деревьев, гнили на древесной растительности, наблюдается образование дупел на деревьях.

Загрязнение автомобильным транспортом.

Один бензиновый двигатель на 1000л. сожженного топлива выбрасывает 200 кг. окиси углерода, 25 кг. углеводородов, 20 кг. окислов азота, 1кг. сажи, 1кг. сернистых соединений.

Вдоль северной границы парка проходит автомобильная дорога ул. Почтовая. Была определена интенсивность воздействия автотранспорта по методике (Пугал Н.А., Зверев И.Д., Лаврова В.Н., 1997г.).

Количество автомобилей

Количество шт. за 1 час

Балл

Очень мало

1 - 2

1

Мало

5-10

2

Среднее

10-30

3

Много

30-60

4

Очень много

более 60

5

Определено количество проходимых автомобилей за 1 час, в различное время суток, в течение нескольких дней недели. Результат: средний показатель составил 10 - 30 автомобилей за 1 час - среднее количество. Автомобиль больше всего выбрасывает вредных веществ в момент завода двигателя, поэтому наибольшая концентрация выхлопных газов происходит в непосредственной близости ЦВР на железнодорожном переезде у станции Орджоникидзеград.

Загрязнение железнодорожным транспортом.

Железнодорожный транспорт экологически чище других видов транспорта. Он выбрасывает в воздух в 20 раз меньше вредных веществ, нежели автомобили и в 640 раз меньше авиационного транспорта.

На территории парка Центра внешкольной работы наблюдается небольшая запыленность листовых пластинок у деревьев, растущих вдоль железнодорожного полотна.

Состояние рекреационных насаждений характеризуется посещаемостью, т.е. количеством посетителей и временем их пребывания на территории парка. Так как на территории парка находится Центр внешкольной работы, ежедневно принимающий сотни детей, детский сад «Медвежонок», по территории парка проходит кратчайшая дорога к БИПКу и проходным АО БМЗ, то наблюдается интенсивная дигрессия парка. В природе отходов не бывает, количество же антропогенных отходов часто больше того, что природа способна переработать. Состояние парка усложняется наличием бродячих собак и колониями птиц, гнездящихся на деревьях.

Степень благоустройства территории парка и ближайшего микрорайона можно определить по методике (Пугал Н.А., Зверев И.Д., Лаврова В.Н., 1997г.)

Степень благоустройства

Чистота улиц, балл

Наличие контейнеров, шт.

Наличие свалок, балл

Очень высокая

5

5

1

Высокая

4

4

2

Средняя

3

3

3

Низкая

2

2

4

Очень низкая

1

1

5


Вывод: степень благоустройства - средняя.

Большинство загрязняющих веществ - это побочные продукты и отходы промышленности, а также бытовой мусор.

Определение степени загрязнения.

Используя методику комплексного исследования парка (Пугал Н.А., Зверев И.Д., 1997) степень загрязнения определяется по следующим критериям:

  1. очень слабая: 1 - 5% от общего количества объектов (1 балл);

  2. слабая: 6-20% (2 балла);

  3. средняя: 21-30%) (3 балла);

  4. сильная: 31-50% (4 балла);

  5. очень сильная: более 50% (5 баллов).

Мною были выявлены признаки загрязнения и определена степень загрязнения. Вывод о состоянии исследуемой территории делается на основании подсчета общего количества баллов.

  • Очень сильная загрязненность - 27 - 36 баллов

  • Сильная - 18 ~27 баллов

  • Средняя -9-17 баллов

  • Слабая - менее 9 баллов.






Признаки загрязнения и разрушения

Степень

%

Загрязнение

баллы

1

Поломанные деревья

8,8

2

2

Поломанные кустарники

32

4

3

Сухие деревья

8

2

4

Сухие кустарники

25

3

5

Суховершинные деревья

4,4

1

6

Трутовики на стволах

1,2

1

7

Гниль на древесной растительности (а также дупла, расщепление ствола)

23,6

3

8

Виды, несвойственные данному сообществу

1

1

9

Отсутствие растительности на почве, вытаптывание

1

1

Получен результат: 18 баллов.

Вывод: сильная загрязненность.

Заключение

На основе проведенных исследований можно сказать, что экологическое состояние парка катастрофическое, т.е. наш парк постепенно гибнет. Страшно представить, что через несколько лет на месте парка может оказаться пустырь.

На основании выводов проделанной работы была определена задача "сохранения и восстановления территории парка" и разработана программа действий, включающая:

  • рейды по уборке территории парка;

  • развешивание кормушек (зимой) и искусственных гнездовий (весной) для привлечения птиц;

  • разбивку клумб у здания Центра;

  • восстановление древесной растительности и естественного травяного покрова;

  • восстановление пешеходных дорожек, оград, лавочек;

  • проведение разъяснительной работы среди воспитанников ЦВР о необходимости сохранения природного комплекса парка.

Но самым важным в работе по реконструкции парка Центра внешкольной работы считаем, что необходим проект, который учитывал бы все условия (климатические, географические, биологические), продуманную систему посадки растений с учетом их биологии, удобрение почв, грамотное орошение и учитывал бы эстетическое и здоровье сберегающее значение парка для жителей города.

Необходимо помнить, что парки являются не только местами отдыха населения, но и представляют историческую ценность, которую необходимо сохранить для будущих поколений.

В настоящее время мною, под руководством педагога, проводятся исследования на тему: «Влияние антропогенных загрязнений близлежащего микрорайона на здоровье детей».


Литература

  1. Булохов А.Д. Экологическая оценка среды методами фитоиндикации. -Брянск, 1996.

  2. Воскресенский И.Н., Куренной Г.М. Знакомьтесь - парк! - М: Московский рабочий, 1986.

  3. Горохов В.А. Инженерное благоустройство городских территорий. - М., 1985.

  4. Ерохина В.И., Жеребцова Т.И. Озеленение населенных мест. - М., 1987.

  5. Журавлева Л.С. Княгиня Мария Тенишева. - Смоленск, 1992.

9. Журавлева Л.С. Придите и владейте мудрые. - Смоленск, 1995.
10. Ю. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. М.: Просвещение, 1986.

11. Кизимова СП. Бежица: Историко-экономический очерк. - Брянск: БГПУ, 1996.

12. Пугал Н.А., Зверев И.Д., Лаврова В.Н. Экологический мониторинг. -

Брянск, 1997.


Приложение







Здание Общественного собрания


Похожие:

Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы iconПоложение о Педагогическом совете Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы «Ровесник» Общие положения
Педагогический совет (далее педсовет) – главный коллегиальный орган управления учебно-воспитательным процессом Центра внешкольной...
Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы iconОтчет о работе Координационного центра
Положением об организации деятельности Координационного центра, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 11. 06. 09 №404 «О внесении...
Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы iconКонкурс является открытым по составу участников и способу подачи заявок
Центрального парка культуры и отдыха им. П. П. Белоусова (далее – цпкиО им. П. П. Белоусова) и Комсомольского парка культуры и отдыха...
Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы iconПлан работы городского информационно методического центра на январь 2012 года. Дата
Итоги аттестации педагогических работников в 2011 году (Сергеева Т. Н., директор гимц)
Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы iconСостояние и продуктивность учебно- методической работы в 2011-2012 учебном году Цель анализа
Цель анализа: определить уровень и продуктивность учебно-методической работы, ее роль в процессе включения педагогического коллектива...
Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы iconВиктор Фёдорович Голубев меценат Бежицы, основатель Брянского завода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр внешкольной работы» г. Брянска
Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы iconПлан работы окружного ресурсного центра округа варавино – фактория территориального округа системы образования города Архангельска на 2013 год Цель работы орц

Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы iconАнализ основных направлений деятельности Информационно-методического Центра за 2011-2012 учебный год
Основными направлениями деятельности Информационно-методического Центра в 2011-2012 учебном году были
Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы iconСахалинской области государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «областной центр внешкольной воспитательной работы»
Основные положения, взятые за основу при разработке экспериментальной программы. 8
Исследование по оценке экологического состояния парка Центра внешкольной работы проводилось в 2011 году. Цель: исследовать экологическое состояние парка Центра внешкольной работы iconБеседа «Город будущего»
Составила: педагог дополнительного образования Муниципального Бюджетного Учреждения Дополнительного Образования Детей Центр Внешкольной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница