Биобиблиографический указатель Москва




Скачать 12.06 Kb.
НазваниеБиобиблиографический указатель Москва
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер12.06 Kb.
ТипБиблиографический указатель
  1   2   3   4


ГУК « ЦБС №2 “Измайлово”»

Центральная библиотека № 120


им. Б.А. Лавренева

информационный интеллект-центр

_____________________________________________________________________

информационно-библиографический отдел








(1891-1959)




Биобиблиографический указатель


Москва

2009







«Чтобы говорить о настоящем, нужно вспомнить прошлое.

Без прошлого настоящего не бывает.

Вернее – без прошлого его нельзя понять во всей широте.

Только в сопоставлении настоящее приобретает звучание, наполненность, одевается живыми тканями»

(Б. А. Лавренев «Реминисценции»)


От составителя




С 1961 года наша библиотека носит имя Бориса Андреевича Лавренева. Предлагаем Вам перечитать заново или открыть для себя впервые удивительный мир его книг.


В биобиблиографическом указателе прослежен творческий и биографический путь писателя. Раскрыт его тонкий самобытный талант. Всю многогранную палитру творчества Б.А. Лавренева помогут оценить прочитанные вами пьесы, романы, стихи.

Надеемся, что встреча с книгой доставит истинное

удовольствие от соприкосновения с изящным русским языком,

увлекательными сюжетами и станет достойным знаком памяти в год 50-летия со дня смерти замечательного русского писателя Бориса Андреевича Лавренева.





Оглавление



  1. Вступление. Литературный процесс

первой половины XX века 4


  • Творческое наследие Б.А. Лавренева в собрании

фонда ГУК «ЦБС №2 “Измайлово”» Центральной

библиотеки №120 им. Б. Лавренева 7


II. Неизвестный Лавренев: биография писателя 8


III. Тайна тайн Бориса Лавренева: Литературный

портрет писателя 15


IV. Занавес не опущен: Театральные постановки и

экранизация произведений Б.А. Лавренева 25


V. Заключение: Литературный вклад

Б.А. Лавренева в русскую литературу 29


  • Ретроспективная библиография о творчестве

Б.А.Лавренева 31











I. Вступление.

Литературный процесс первой половины ХХ века


«Литература должна быть короткой, четкой и неправдоподобной до такой степени, чтобы ей можно было поверить. Для правды есть дневник происшествий и хроника. Литература должна взвинчивать и захватывать. Читаться запоем», - таково литературное воззвание Б.А.Лавренева.

Он не вошел в литературу, - ворвался, поразив всех, вызывая горячую приверженность одних, негодование других, никого не оставляя равнодушным. Именно Борис Лавренев, сразу же принес своими произведениями подлинную культуру русского языка. «Я люблю живой народный язык, берегу его чистоту и борюсь за нее. Мне физически больно слышать изуродованные русские слова: «учеба» вместо «ученье»; «захоронение» вместо «похороны»; «глажка» вместо «глаженье»; «зачитать» вместо «прочитать» или «прочесть». Люди, которые так говорят, - это убийцы великого, могучего, правдивого и свободного русского языка" (Б.Лавренев «Автобиография»). Он не прощал серости, надуманности, незнания родной русской речи, знатоком и ценителем которой был.

Начало мировоззренческого роста писателя совпало с империалистической войной, с самой наглядной и откровенной катастрофой. Война бессмысленно обрекавшая людей на смерть, стала рождением многих художников. Героически штурмовали советские бойцы неприступный Даир в «Падении Даира» Малышкина. Глухими тропами пробирались к красноармейским частям удалые партизаны из рассказов Всеволода Иванова. Мужественно подавляли белый террор большевики на страницах «Недели» Лебединского. Упрямо формировал боевые отряды из шумной, анархической вольницы «железный» Кожух Серафимовича. Над затрепанной старенькой картой легендарных походов склонялись Клычков и Чапаев, герои романа Фурманова. Боролись за новую жизнь и за новое в себе, словно вросшие в землю, трудные люди леоновских «Барсуков».

И какими бы разными ни были писательские индивидуальности, на произведениях этих лет лежит печать общего, в них чувствуется поразительное стилистическое единство, определенное самой жизнью, особым цветом и запахом современности. Это общее настолько властно заявляет о себе во многих рассказах и романах, что иногда даже и отодвигает на второй план, затмевает неповторимые различия художников. Это была пора по преимуществу романтического видения действительности, когда захлестывали страсти, когда кипел «возмущенный разум», когда необычное, исключительное зачастую возводилось до степени эстетической категории.

Истинной страстью к стилистическому украшательству характеризуется литература начала века. Это цветистая, разорванная эмоционально-субъективными знаками препинания реплика Лавренева, эмоционально перенасыщенная авторская речь Малышкина, трудное, шероховатое письмо Всеволода Иванова, интеллигентски-психологические построения фразы Федина, искусственный, холодноватый аскетизм Лебединского, витиевато-сказочный язык раннего Леонова.

Разными путями пошли дальше эти писатели, начинавшие когда-то вместе с Лавреневым. Исполненная тревожного романтического пафоса, словно полыхающая страшными зарницами сражений, повесть «Падение Даира» сменится более поздним произведением Малышкина «Люди из захолустья», где детально и подробно раскроются характеры в четком и чуть даже медлительно-подробном реалистическом повествовании.

Но навсегда сохранит Лавренев эту патетическую стилистику произведений, напряженный вихревой ритм, обжигающее сердце пламя страстей, тревожащую душу в самые мирные дни боевую энергию революционных схваток. То, что было когда-то общим для многих писателей, стало индивидуальным почерком писателя Лавренева, в творчестве которого мы так ни разу и не встретимся со спокойным бытовым письмом, с добротной очерковой деловитостью. Захваченный активными художническими поисками типической для времени поэтики, Лавренев по-особому ощущал тогдашнюю действительность. Интеллигент, воспитанный на лучших образцах старой реалистической литературы, он должен был заново постигать новый, ни на что не похожий жизненный материал. Революционный романтизм, вызванный к жизни самой революционной эпохой, оказался наиболее близок именно творческой индивидуальности Лавренева, потрясенного и навсегда изумленного великой Октябрьской бурей: «Октябрь на некоторое время выбил меня из колеи. Собственно, не сам Октябрь, а то, что за ним последовало. Демобилизация армии при незаконченной войне, резкие эксцессы, порожденные накипевшей свинцовой ненавистью солдатской массы к любому носителю офицерских погон, немецкое наступление на Украину, Брестский мир, трагическая гибель Черноморского флота – все это показалось мне непоправимой катастрофой, окончательной гибелью России».

Современности посвящены острейшие комедии Маяковского «Клоп» и «Баня», бичующие все отжившее, косное, пьесы Ромашова «Воздушный пирог» и «Конец Криворыльска», обличающие стяжательство комедии Олеши «Три толстяка», «Шалые повести» Лавренева. Легко читаются живые ассоциации с современностью в «Темпе» Погодина, «Чудаке» Афиногенова, «Цементе» Гладкова. В это время Лавренев пишет сатирический, фантастический роман «Крушение республики Итль», где свободно угадываются реальные события, но сама условная форма произведения дает полный простор вымыслу, фантастике, гиперболическим обобщениям. В этой манере написаны произведения Шагинян М. «Месс-Менд», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита» А.Толстого, «Остов Эрендорф» В.Катаева, «Канцлер и Слесарь» А.Луначарского, «Озеро Люль» А.Файко.

Шутливая ироническая атмосфера, сменяется суровым дыханием драматических произведений Тренева «Любовь Яровая», Билль-Белоцерковского «Шторм», Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69», «Зб. 213.437» Лавренева.

Небывалые по размаху и историческому значению события – Гражданская война, Революция 1917 года, требовали художественного запечатления. На литературном небосклоне стремительно вспыхивали писательские дебюты. Но и на таком фоне, когда никого не удивишь необычностью, выделялось, все громче звуча имя Бориса Лавренева. Тридцатитрехлетний Лавренев, с ходу покоривший читателей и настороживший критику, не был новичком в литературе и не относился к тем, кто расчетливо копит впечатления и рукописи, ожидая подходящего часа. Его отличали нетерпение, жажда деятельности. Это относилось и к литературным опытам, и к жизненным поступкам, приводя к столкновению одного с другим. Он любил противоречия, пересечение начал, тянущихся с разных сторон.


Творческое наследие Б.А. Лавренева в собрании фонда

Центральной библиотеки № 120 им. Б.А. Лавренева

информационного интеллект - центра





«Повести, пьесы, рассказы Лавренева давно стали классикой, прекрасным, радующим всех чтением, чтением, которое будит новые мысли, открывает в душе новые ее стороны…»

( В. Пименов)



    1. Лавренев Б.А. Собрание сочинеий [Текст] : в 8 тт. / Б.А.

Лавренев.- М.: Шихино, 1995.


    1. Лавренев Б.А. Избранные произведения в 2-х тт. [Текст] / Б.А.

Лавренев. - М.: Худож. лит., 1972.


    1. Лавренев Б.А. Повести и рассказы [Текст] / Б.А. Лавренев .- Л.:

Лениздат, 1987.- 526с.- (Мастера русской прозы ХХ века)


    1. Лавренев Б.А. Разлом. Сорок первый [Текст] / Б.А. Лавренев .-

Л.: Лениздат,1983.- 128с.- (Школьная библиотека)


    1. Лавренев Б.А. Седьмой спутник [Текст] / Б.А. Лавренев .- М.:

Просвещение,1991.- 397с., I л. портр.- (Школьная библиотека)


    1. Лавренев Б.А. Синее и белое [Текст] / Б.А. Лавренев : роман.-

М.: Воениздат, 1970.- 494с.


    1. Лавренев Б.А. Сорок первый [Текст] : повести и рассказы / Б.А.

Лавренев.- М.: Худож. лит., 1986.-368с.- (Классики и

современники русской литературы)


    1. Лавренев Б.А. Гибель субмарины «L-55» [Текст] : рассказ / Б.А.

Лавренев // Юность.-1987.-№11.-С.73-74
  1   2   3   4

Похожие:

Биобиблиографический указатель Москва iconАлексей мусихин исследователь вятской истории биобиблиографический указатель
М 91 Алексей Мусихин – исследователь вятской истории : биобиблиогр указатель / сост. Н. П. Гурьянова; коунб им. А. И. Герцена. –...
Биобиблиографический указатель Москва iconБиобиблиографический указатель трудов к 70 летию со дня рождения Белгород 2010 удк 016: 631. 3
Белгородской государственной сельскохозяйственной академии, доктора технических наук, профессора, Почетного работника высшего профессионального...
Биобиблиографический указатель Москва icon«Национальный исследовательский ядерный университет «мифи» обнинский институт атомной энергетики
Трофимов Адольф Иванович : биобиблиографический указатель / Сост.: Н. В. Саморядова, В. И. Комарова. – Обнинск : иатэ нияу мифи,...
Биобиблиографический указатель Москва iconУказатель может быть полезен школьникам, интересующимся искусством кино и культурой Самарского края
Не обделённым оказался и кинематограф. Биобиблиографический справочник «Самара – российскому кинематографу» познакомит вас с земляками,...
Биобиблиографический указатель Москва iconКафедра прикладной и вычислительной математики библиотека
Сумского государственного университета Леонид Аншелович Фильштинский: к 80-летию со дня рождения: биобиблиографический указатель...
Биобиблиографический указатель Москва iconМировая энергетика библиографический
Библиографический указатель снабжен справочным аппаратом, включающим: указатель авторов и указатель географических названий
Биобиблиографический указатель Москва iconБиблиографический указатель в библиографический указатель вошли изданные в 2000-2011 года
Указатель предназначен для учащихся и преподавателей бизнес-курсов английского языка
Биобиблиографический указатель Москва iconI. Инфекционные болезни и краевая патология: Общие вопросы
Указатель предназначен для студентов, ординаторов, аспирантов, преподавателей, врачей-инфекционистов. Информационно-библиографический...
Биобиблиографический указатель Москва iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку
Теория вероятностей и математическая статистика : учебное пособие для бакалавров / В. Е. Гмурман. – 12-е изд. – Москва : Юрайт, 2013....
Биобиблиографический указатель Москва iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку
Международные стандарты финансовой отчетности : учебник для вузов / О. А. Агеева, А. Л. Ребизова; Гос ун-т управления. – Москва :...
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница