Ленинградской области примерная внеурочная




Скачать 32.18 Kb.
НазваниеЛенинградской области примерная внеурочная
страница1/4
Дата03.02.2016
Размер32.18 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

ЛОМОНОСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



Примерная внеурочная программа военно-патриотической направленности

«МУЗЕЙНАЯ АЗБУКА»

для внеурочных занятий учащихся начальной школы

срок реализации 1 год


Авторы: Шишлова Г.В. – директор ЦДТ

Ильина М.Н. – зам.директора по УВР

Толмачева В.А. – методист ЦДТ


Горбунки

2010


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Дополнительная образовательная программа «Музейная азбука» предназначена для учащихся 1-го – 2-го классов общеобразовательной школы.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с педагогом и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет межпредметной интеграции, обеспечивающей целостное восприятие мира и деятельностный подход к процессу обучения.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Стандарты второго поколения) устанавливаются достаточно высокие требования не только к результатам освоения обучающихся предметов базового учебного курса, но и к их индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции и сформированности основ гражданской идентичности.

Образовательная музейная среда, являясь столь же активным средством воспитания, как и школьная, к тому же обладает особой эстетической аурой и историческим содержанием, а значит – могучим духовным потенциалом, гармонично воздействующим на формирующуюся личность. Структура музейно-педагогического процесса обусловлена внутренней взаимосвязью элементов, обеспечивающих превращение исторического опыта в личные качества формируемого человека.

Программа «Музейная азбука» основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.

Программа включает в себя 5 понятийных модулей курса музейной педагогики, каждый из которых направлен на решение своих педагогических задач и предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности: познавательной, проблемно-ценностного общения, туристско-краеведческой, игровой, и художественного творчества.

Обучение по программе предполагает проведение занятий в краеведческом школьном музее или на временных экспозициях по комплексной историко-краеведческой тематике в течение 1-го года в объеме 68 часов в год при нормативе 2 часа в неделю

Опорой методологического аппарата «Музейной азбуки» является одна из главных идей современного образования - идея развития рефлексивной культуры личности, а также методика личностно-ориентированного обучения Андрея Викторовича Хуторского.

Новизной и отличительной особенностью программы «Музейная азбука» следует считать:

1.Тематическую направленность на изучение историко-краеведческих и героико-патриотических страниц жизни именно той земли, той малой Родины, где сегодня живут и учатся воспитанники объединения. Добывая эти знания сами в сотворчестве с педагогом, они развивают свою визуальную грамотность (мышление), формируя при этом представление о музее, как о части окружающей среды и памяти музея, как о своей личностной памяти.

2.Использование методологического аппарата с опорой на формирование рефлексивных умений личности.

3.Системную диагностику результатов освоения программы, позволяющую сформировать эмоционально-ценностное отношение к родному краю, уважение к его наследию.

4.Ориентацию на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности.

5.Интеграцию учебных общеобразовательных программ по предметам: литературное чтение, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура и учебно-тематического содержания программы.

Актуальность программы подтверждается постановлениями правительства Российской Федерации по Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы и основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения). Приказ Минобрнауки России №373 от 6 октября 2009 года.

Цель программы:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю, уважение к его наследию, включающее готовность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, используя опыт рефлексивных умений, знаний и навыков в краеведческой, музееведческой и экскурсоводческой деятельности.

Она может быть достигнута при успешном совместном решении задач:

Обучающих:

  • азам краеведческих знаний о своей малой Родине;

  • творческому исследованию.

  • поведению в лесу, парке, на улице.

Развивающих:

  • навыки диалоговых форм общения;

  • интерес к творческому поиску и решению творческих задач;

  • наблюдательность;

  • речевые умения и словарный запас;

  • заботливое отношение к природе и животным.

Воспитывающих:

  • эмоционально-ценностное отношение к родному краю;

  • уважение к историко-культурному наследию своего народа;

  • личностную самостоятельность и ответственность

  • доброжелательность;

  • этническую терпимость.



ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ВОСПИТАННИКАМИ ПРОГРАММЫ

К концу 1-го года обучения воспитанники должны

знать:

- азы экскурсоводческого дела;

- основные страницы истории своего края;

- этнографические особенности своей малой Родины;

- русские национальные особенности и традиции.

- необходимость и важность музейной работы.


иметь представление:

- о школьном музее, как объекте творчества и познания;

- об уникальности и неповторимости своей малой Родины;

- о собирательской и поисково-исследовательской музейной работе;

- об экологии , краеведении и топонимике;

- о себе, как о гражданине своего Отечества.


уметь:

- провести виртуальную экскурсию по своей деревне;

- замечать интересное в обыденном и повседневном;

- провести обзорную экскурсию по школьному музею;

- составить родословную своей семьи,





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательной программы




Тема или

раздел

программы

Формы

занятий

Приемы и методы

организации

образовательного

процесса

Дидактический

материал,

техническое

оснащение занятий

Формы

подведения

итогов

1

2

3

4

5

6

1.

Мир «живого» музея

- экскурсии

- творческие домашние

задания

- краеведческие игры,

конкурсы

- рассказ-объяснение

- проведение бесед

- самостоятельная работа

- игра: «Найди ошибку

в этикетке»

магнитофон,

аудиокассеты, музейный

этикетаж и экспозиции

Школьного музея,

документация музея

- по результатам

творческих

заданий

- по итогам игровых

конкурсов, игр

2.

«Так на Руси повелось»

- экскурсии

- исследование

- беседы

- самостоятельные

творческие задания

- игра

- работа с картами

- Устный журнал,

самостоятельные

творческие задания

- игры: «Посиделки»,

«О Фоме родства не

помнящем»

видеокассеты,

видеомагнитофон,

бумага, карандаш, клей,

репродукции картин русских художников

русских художников,

этнографическая

экспозиция музея

- самостоятельные

творческие задания

- результаты игр

- решение

кроссвордов

- итоги Устного

журнала

3.

Музей без стен

- экскурсии

- составление

кроссвордов

- встречи со

старожилами

- творческие задания

- выездные занятия

- беседа-объяснение

- тематическая экскурсия

- зарисовки по памяти

- Устный журнал

- туристско-

краеведческий поход

бумага, фломастеры,

Фотоаппарат,

дидактические тексты,

экспозиции музея,

библиотечный фонд,

магнитофон,

аудиокассеты

- итоги зарисовок

- решение кроссвордов

- творческие задания

- итоги Устного

журнала




№ п/п

Тема или раздел программы

Формы занятий

Приемы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал, оснащение занятий

Формы

подведения

итогов

4.

Я – экскурсовод

- экскурсии

- беседы

- игра

- индивидуальная

работа

- взаимопрослу-

шивание

- беседа-рассказ

- игры: «Я –

экскурсовод»,

«Пойми меня»



магнитофон, дидактические карточки, этикетаж и экспозиции музея, библиотечный фонд

- итоги

самостоятельных

творческих

заданий по

«Карточкам

экскурсовода»

- листки

активности

5.

«В портфеле архивариуса»

- творческие

- домашние

задания

- анкетирование

- собеседования

- урок рисования

- игры: «Рассказ-

эстафета», «игра-

мим»

- беседа-рассказ

- тематическая

экскурсия

магнитофон, аудио-кассеты, дидактические карточки,

этикетаж и экспозиции музея, библиотечный фонд

- анкетирование

- итоги

самостоятельных

творческих работ

- результаты игр,

конкурсов,

- листки

активности



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





п/п

Тематические разделы

Количество часов

Всего

Теория

Прак-

тика

Познавательная деятельность

1.

Мир «живого» музея

12

7

5

1.1.

Твой музей – твоя гордость. Музейный экспонат.

2

2




1.2.

Экспозиция в музее. Учет экспонатов

4

2

2

1.3.

Собирательская и поисковая работа

4

2

2

1.4.

Музейные традиции.

2

1

1

Проблемно-ценностное общение

2.

«Так на Руси повелось»

14

6

8

2.1.

Образ русского человека

3

1

2

2.2.

Гармония жилья и природы

3

2

1

2.3.

Отношения в семье. Корни семьи.

4

2

2

2.4.

Моя родословная – моя гордость!

4

1

3

Туристско-краеведческая деятельность

3.

Музей без стен. Что я знаю о своей деревне?

14

4

10

3.1

Понятие о краеведении. Почему так назвали?

3

1

2

3.2

Страницы летописи моего края.

4

1

3

3.3

Наши реки и озера. Понятие об экологии.

4

1

3

3.4.

Наш парк и лес – «легкие деревни»

3

1

2

Игровая деятельность

4.

Я – экскурсовод

16

4

12

4.1

Для чего и кому нужны экскурсии?

4

1

3

4.2

Помощники экскурсовода.

4

1

3

4.3

Чтобы тебя поняли и услышали.

4

1

3

4.4

Презентация моей экскурсии в музее и классе.

4

1

3

Художественное творчество

5.

Создание музейной газеты «В портфеле архивариуса»

12

4

8

5.1

Как делается газета? Оформление и содержание.

2

1

1

5.2

Интервьюирование. Репортаж. Опрос.

4

1

3

5.3.

Распределение обязанностей.

2

1

1

5.4

Выпуск номера ко дню Победы. Презентация.

4

1

3




ИТОГО:

68

25

43


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


РАЗДЕЛ 1. Познавательная деятельность

Мир " живого" музея (12 часов)

«Чтоб нам душой не разменяться

На суету и хлам вещей,

Чтоб человеком быть, а не казаться,

Как хлеб в блокаду нужен нам музей»!

(из музейной песни)


Задачи раздела:

  • познакомить с музеем, как с объектом творчества и познания;

  • научить гордиться музеем;

  • освоение азов музейного дела;

  • ознакомление с музейной документацией;

  • научить видеть в предметах знаковые символы эпохи;

  • создавать на занятии атмосферу радости от общения с прошлым.


1.1.Твой музей - твоя гордость!

Как создаются музеи и зачем они нужны'?

Какие бывают музеи?

Поведение в музее, музейная этика.

Экскурсия в краеведческий музей.

1.2. Вот музейный экспонат, рассказать тебе он рад...

Что отличает экспонат музея от обычного предмета?

Знакомство с музейной картотекой.

Домашнее задание: составить легенду экспоната.

1.3. В музее должен быть порядок! Собирательская и поисковая работа.

Учет экспонатов - это важно.

Как его прово­дить?

Инвентарная книга - главная книга музея.

Этикетка экспоната, составление и оформление музейного этикетажа.

Практические занятия.

Игра - конкурс: «Найди ошибку в этикетке».

    1. Экспонат «у себя дома» и экспонат «в гостях». Музейные традиции.

Экспозиция музея, место экспоната в экс­позиции.

Музейный язык.

Понятие: подиум, муляж, макет.

Наши традиции: герб, гимн, газета.

Игра: «Новая экспозиция из старых экспона­тов».


РАЗДЕЛ 2. Проблемно-ценностное общение

«Так на Руси повелось» (14 часов)

«... Тут Илья Муромец седлал добра коня, зауздывал

Брал у батюшки, у матушки

Прощеньице-благословеньице

И поехал в раздольице чисто поле»


Задачи раздела:

  • повышение культурного уровня и знаний этнографических особенностей своей малой родины;

  • помощь учащимся в реализации их возможностей, способствующих процветанию края;

  • формирование уважения к институту семьи, активной жизненной позиции;

  • дать представление о русских обрядах;

  • показать гармонию жилья и природы;

  • научить составлению своей родословной.


2.1. Образ русского человека.

Костюм, внешний облик, национальные особенности характера.

Кто мы и откуда.

Арийцы. Как появились первые славяне.

Практические занятия. Рассматривание репродукций художников И. Аргунова,

А.Вене­цианова, В.Сурикова и др.

Вольные рисунки: «русская красавица», «русский богатырь».

2.2. Гармония жилья и природы.

Первые поселения края: чудь, водь, ижора.

Типы поселений: город, село, деревня, слобода, починок.

Жилища древних славян: землянка, изба, терем, палаты.

Гармония жилья и природы

Мебель в доме, ее красота и эстетика.

Утварь. Орудия труда и женских ремесел.

Практические занятия. Плетение лаптей, корзин, ковриков.

Поход и зарисовка самого старого дома поселка.

Составление крос­сворда по древнерусским терминам.

Кре­стьянский двор и постройки (бани, сараи, колодцы и др.)

Как появились улицы и что такое порядок?

Письменность. Для чего нужна грамотность?

История нашей школы. Первые учителя. Школьные традиции.

Практические занятия. Встреча со старейшими учителями школы.

Игра-конкурс " Приходите в гости" (кто подробнее расскажет о дороге домой из

школы, музея, нарисует план дороги).


2.3. Семь Я. Отношения в семье вчера, сегодня и ... завтра.

Почему мама – «бере­гиня», а отец – «большак».

Традиционные семейные обряды в прошлом, и теперь: как родился, где крестился, свадебный обряд, похороны.

Традиционные блюда.

2.4. Моя родословная – моя гордость.

Родословная. Семейные реликвии. Корни семьи.

Практические занятия. Герб моей семьи, как я его представляю?

Домашнее задание. Составить родословную своей семьи «Моя родословная - моя гордость».



РАЗДЕЛ 3. Туристско-краеведческая деятельность

Музей без стен. Что я знаю о своей деревне? (14 часов)


Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Задачи раздела:

  • знакомство с понятием «краеведение»;

  • истоки и составные краеведения;

  • показать уникальность нашей малой родины;

  • научить замечать прекрасное в обыденном и повседневном;

  • привитие гордости за свой край. Изучение и пропаганда страниц истории края;

  • понятие об экологии, знакомство с нашими реками и озерами;

  • формирование норм поведения на природе.


2.1. Краеведение - путь познания родного края.

Когда возникла эта наука, и кто ее изучал.

Патриот - кто он.

Краезнатцы. Топонимика нашего края.

Практические занятия: Разгадывание кроссвордов на тему: «Знаешь ли ты свой край».

2.2. Вот моя деревня.

Моя милая деревенька, как тебя зовут и почему? Как ты жила до сих пор? Как ты сейчас? Что тебя ждет?

Практические занятия, анкетирование: «За что я люблю свою деревню, что бы я в тебе изменил».

Игра-конкурс. Герб моей деревни; как я его представляю.

Экскурсия по своей деревне: «Знакомая незнакомка».

1941 год, как это было. Время немецкой оккупации.

Героические дни блокадного Ленинграда. Наши сверстники в осадном городе. Дорога жизни.

Ораниенбаумский плацдарм, день за днем.

Экскурсия в музей «900 дней и ночей». Мы должны знать своих героев.

Наши ветераны Великой Отечественной.

Зеленый пояс славы.

Экскурсия по местам сражений нашего края.

Беседа со старожилами и ветеранами ВОВ нашего края.

2.3. Наши реки и озера.

Речка, милая моя, ты откуда и куда?

«Река, какой ты была раньше, чем кормила и как трудилась? Чем ты занята сегодня и что бы ты хотела завтра от живущих по твоим берегам? Чем мы тебе можем помочь?

Экологическое здоровье нашей реки, пруда, озера.

Водные растения и обитатели - вче­ра, сегодня, завтра.

Влияние промышленных и сельскохозяй­ственных объектов на экологическое состояние водоемов.

2.4. Понятие об экологии.

Кто такие «зеленые» и «голубые». Откуда берутся и куда текут наши реки?

Река - труженица, кормилица, красавица.

Топонимы наших рек, о чем они рассказывают?

Понятие об экологической культуре и экологическом образова­нии.

Игра по топонимике рек нашего края: «Почему так называется?».

Практические занятия.

Рассказ - эстафета «Вниз по реке».

Экскурсия по реке.

2.5. Наш парк и лес - «легкие» деревни.

Парк «Беззаботное» - памятник садово-паркового искусства.

Зеленые насаждения, они нас берегут, а мы их?

Знакомство с экологическими картами нашего края.

Красная книга. Экологическое равновесие, экологическая катастрофа.

Устный журнал - конкурс знатоков народных примет.

Практические занятия.

Игра-мим «Я захожу в лес и вижу…»

Игра в слова - ассоциации на краеведчес­кую тематику.


РАЗДЕЛ 4. Игровая деятельность

Я – экскурсовод (16 час.)

«Штурман по морю корабль безошибочно ведет. Штурман есть у нас в музее - школьный наш экскурсовод"

(из музейной песни)

Задачи раздела:

  • расширение краеведческого кругозора;

  • развитие аналитического мышления;

  • освоение навыков общения с аудиторией;

  • привитие умения самостоятельно работать с литературой.


4.1. Зачем в музее проводятся экскурсии?

«Для чего и кому они нужны? Кто покажет и расскажет? Кто обычным удивит?

Интересное найдет? Школьный наш экскурсовод!»

Практическое занятие. Прослушивание профессионального экскурсовода с после­дующим обсуждением.

4.2. Помощники экскурсовода.

«Экспонаты моей экскурсии, как они связаны между собой, легенды экспо­натов моей экскурсии».

Я - главный знаток экспонатов.

Мои помощники: музыка, стихи, песни - как их найти и применить?

Практическое занятие. Работа с литературой музея и музыкальным фондом.

Игра: «Заполни пропуск».

Легенды экспонатов с пропущенными словами и фразами.

От зрительного образа к пояснению; показ, рассказ-беседа.

Игра «Пойми меня», на музейную тематику.

4.3.Чтобы меня слушали и слышали.

«Представься, не волнуйся. Все очень хотят тебя услышать. Не забудь про «ключ» экскурсии! А если зада­ли вопрос, как на него ответить? Не забудь спросить и ты, как запомнили «тобой рассказанное».

Практическое занятие: Запись экскурсии на магнитофон с последующим прослушиванием и обсуждением.

Игра. К нам в музей пришли иностранцы, которые плохо понимают по-русски, но им очень интересно услышать твою экскурсию.

4.4. Презентация экскурсии в музее классе.

Представление экскурсий перед одноклассниками, родителями, сверстниками. Посвящение в члены Клуба «Музейные знатоки».

Взаимопрослушивание и коллективное обсуждение итогов экскурсий.


  1   2   3   4

Похожие:

Ленинградской области примерная внеурочная iconСанкт-петербурга и ленинградской области организации профсоюза работников государственных учреждений
Между комитетом по социальной защите населения ленинградской области и комитетом межрегиональной
Ленинградской области примерная внеурочная iconМо «Выборгский район» Ленинградской области Дата проведения: 29. 06. 2011 в 16. 00 Место проведения
Создание филиала регионального объединения работодателей Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области на базе Совета...
Ленинградской области примерная внеурочная iconЛенинградской области приказ проект
Российской Федерации от 15 ноября 2012 года №921н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «неонатология» и...
Ленинградской области примерная внеурочная iconДолгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории мо «Выборгский район» Ленинградской области на 2012-2016 годы»
Цель программы Повышение конкурентоспособности туристского рынка мо «Выборгский район» Ленинградской области удовлетворяющего потребности...
Ленинградской области примерная внеурочная iconКонцепция социально-экономического развития муниципального образования
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области (далее – мо «Выборгский район») расположено на побережье Финского...
Ленинградской области примерная внеурочная iconПояснительная записка Курс «История и культура Ленинградской земли»
Курс «История и культура Ленинградской земли» для учащихся 9 классов (34 часа – 1 час в неделю) является важной составной частью...
Ленинградской области примерная внеурочная icon«Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание
Фгос. Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность...
Ленинградской области примерная внеурочная iconВнеурочная деятельность младших школьников в рамках введения фгос начального общего образования Направление «Внеурочная деятельность»
Которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Преимущества:...
Ленинградской области примерная внеурочная iconМетодические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области)

Ленинградской области примерная внеурочная iconСписо к кандидатов в присяжные заседатели от Ломоносовского муниципального района Ленинградской области для Ленинградского областного суда (общий)

Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница