Скачать 32.18 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЛОМОНОСОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Примерная внеурочная программа военно-патриотической направленности «МУЗЕЙНАЯ АЗБУКА» для внеурочных занятий учащихся начальной школы срок реализации 1 год Авторы: Шишлова Г.В. – директор ЦДТ Ильина М.Н. – зам.директора по УВР Толмачева В.А. – методист ЦДТ Горбунки 2010 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа «Музейная азбука» предназначена для учащихся 1-го – 2-го классов общеобразовательной школы. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с педагогом и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно за счет межпредметной интеграции, обеспечивающей целостное восприятие мира и деятельностный подход к процессу обучения. Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Стандарты второго поколения) устанавливаются достаточно высокие требования не только к результатам освоения обучающихся предметов базового учебного курса, но и к их индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции и сформированности основ гражданской идентичности. Образовательная музейная среда, являясь столь же активным средством воспитания, как и школьная, к тому же обладает особой эстетической аурой и историческим содержанием, а значит – могучим духовным потенциалом, гармонично воздействующим на формирующуюся личность. Структура музейно-педагогического процесса обусловлена внутренней взаимосвязью элементов, обеспечивающих превращение исторического опыта в личные качества формируемого человека. Программа «Музейная азбука» основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Программа включает в себя 5 понятийных модулей курса музейной педагогики, каждый из которых направлен на решение своих педагогических задач и предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности: познавательной, проблемно-ценностного общения, туристско-краеведческой, игровой, и художественного творчества. Обучение по программе предполагает проведение занятий в краеведческом школьном музее или на временных экспозициях по комплексной историко-краеведческой тематике в течение 1-го года в объеме 68 часов в год при нормативе 2 часа в неделю Опорой методологического аппарата «Музейной азбуки» является одна из главных идей современного образования - идея развития рефлексивной культуры личности, а также методика личностно-ориентированного обучения Андрея Викторовича Хуторского. Новизной и отличительной особенностью программы «Музейная азбука» следует считать: 1.Тематическую направленность на изучение историко-краеведческих и героико-патриотических страниц жизни именно той земли, той малой Родины, где сегодня живут и учатся воспитанники объединения. Добывая эти знания сами в сотворчестве с педагогом, они развивают свою визуальную грамотность (мышление), формируя при этом представление о музее, как о части окружающей среды и памяти музея, как о своей личностной памяти. 2.Использование методологического аппарата с опорой на формирование рефлексивных умений личности. 3.Системную диагностику результатов освоения программы, позволяющую сформировать эмоционально-ценностное отношение к родному краю, уважение к его наследию. 4.Ориентацию на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности. 5.Интеграцию учебных общеобразовательных программ по предметам: литературное чтение, окружающий мир, искусство, технология, физическая культура и учебно-тематического содержания программы. Актуальность программы подтверждается постановлениями правительства Российской Федерации по Государственной Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы и основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения). Приказ Минобрнауки России №373 от 6 октября 2009 года. Цель программы: Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю, уважение к его наследию, включающее готовность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, используя опыт рефлексивных умений, знаний и навыков в краеведческой, музееведческой и экскурсоводческой деятельности. Она может быть достигнута при успешном совместном решении задач: Обучающих:
Развивающих:
Воспитывающих:
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВОСПИТАННИКАМИ ПРОГРАММЫ К концу 1-го года обучения воспитанники должны знать: - азы экскурсоводческого дела; - основные страницы истории своего края; - этнографические особенности своей малой Родины; - русские национальные особенности и традиции. - необходимость и важность музейной работы. иметь представление: - о школьном музее, как объекте творчества и познания; - об уникальности и неповторимости своей малой Родины; - о собирательской и поисково-исследовательской музейной работе; - об экологии , краеведении и топонимике; - о себе, как о гражданине своего Отечества. уметь: - провести виртуальную экскурсию по своей деревне; - замечать интересное в обыденном и повседневном; - провести обзорную экскурсию по школьному музею; - составить родословную своей семьи, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ образовательной программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗДЕЛ 1. Познавательная деятельность Мир " живого" музея (12 часов) «Чтоб нам душой не разменяться На суету и хлам вещей, Чтоб человеком быть, а не казаться, Как хлеб в блокаду нужен нам музей»! (из музейной песни) Задачи раздела:
1.1.Твой музей - твоя гордость! Как создаются музеи и зачем они нужны'? Какие бывают музеи? Поведение в музее, музейная этика. Экскурсия в краеведческий музей. 1.2. Вот музейный экспонат, рассказать тебе он рад... Что отличает экспонат музея от обычного предмета? Знакомство с музейной картотекой. Домашнее задание: составить легенду экспоната. 1.3. В музее должен быть порядок! Собирательская и поисковая работа. Учет экспонатов - это важно. Как его проводить? Инвентарная книга - главная книга музея. Этикетка экспоната, составление и оформление музейного этикетажа. Практические занятия. Игра - конкурс: «Найди ошибку в этикетке».
Экспозиция музея, место экспоната в экспозиции. Музейный язык. Понятие: подиум, муляж, макет. Наши традиции: герб, гимн, газета. Игра: «Новая экспозиция из старых экспонатов». РАЗДЕЛ 2. Проблемно-ценностное общение «Так на Руси повелось» (14 часов) «... Тут Илья Муромец седлал добра коня, зауздывал Брал у батюшки, у матушки Прощеньице-благословеньице И поехал в раздольице чисто поле» Задачи раздела:
2.1. Образ русского человека. Костюм, внешний облик, национальные особенности характера. Кто мы и откуда. Арийцы. Как появились первые славяне. Практические занятия. Рассматривание репродукций художников И. Аргунова, А.Венецианова, В.Сурикова и др. Вольные рисунки: «русская красавица», «русский богатырь». 2.2. Гармония жилья и природы. Первые поселения края: чудь, водь, ижора. Типы поселений: город, село, деревня, слобода, починок. Жилища древних славян: землянка, изба, терем, палаты. Гармония жилья и природы Мебель в доме, ее красота и эстетика. Утварь. Орудия труда и женских ремесел. Практические занятия. Плетение лаптей, корзин, ковриков. Поход и зарисовка самого старого дома поселка. Составление кроссворда по древнерусским терминам. Крестьянский двор и постройки (бани, сараи, колодцы и др.) Как появились улицы и что такое порядок? Письменность. Для чего нужна грамотность? История нашей школы. Первые учителя. Школьные традиции. Практические занятия. Встреча со старейшими учителями школы. Игра-конкурс " Приходите в гости" (кто подробнее расскажет о дороге домой из школы, музея, нарисует план дороги). 2.3. Семь Я. Отношения в семье вчера, сегодня и ... завтра. Почему мама – «берегиня», а отец – «большак». Традиционные семейные обряды в прошлом, и теперь: как родился, где крестился, свадебный обряд, похороны. Традиционные блюда. 2.4. Моя родословная – моя гордость. Родословная. Семейные реликвии. Корни семьи. Практические занятия. Герб моей семьи, как я его представляю? Домашнее задание. Составить родословную своей семьи «Моя родословная - моя гордость». РАЗДЕЛ 3. Туристско-краеведческая деятельность Музей без стен. Что я знаю о своей деревне? (14 часов) Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою!» Задачи раздела:
2.1. Краеведение - путь познания родного края. Когда возникла эта наука, и кто ее изучал. Патриот - кто он. Краезнатцы. Топонимика нашего края. Практические занятия: Разгадывание кроссвордов на тему: «Знаешь ли ты свой край». 2.2. Вот моя деревня. Моя милая деревенька, как тебя зовут и почему? Как ты жила до сих пор? Как ты сейчас? Что тебя ждет? Практические занятия, анкетирование: «За что я люблю свою деревню, что бы я в тебе изменил». Игра-конкурс. Герб моей деревни; как я его представляю. Экскурсия по своей деревне: «Знакомая незнакомка». 1941 год, как это было. Время немецкой оккупации. Героические дни блокадного Ленинграда. Наши сверстники в осадном городе. Дорога жизни. Ораниенбаумский плацдарм, день за днем. Экскурсия в музей «900 дней и ночей». Мы должны знать своих героев. Наши ветераны Великой Отечественной. Зеленый пояс славы. Экскурсия по местам сражений нашего края. Беседа со старожилами и ветеранами ВОВ нашего края. 2.3. Наши реки и озера. Речка, милая моя, ты откуда и куда? «Река, какой ты была раньше, чем кормила и как трудилась? Чем ты занята сегодня и что бы ты хотела завтра от живущих по твоим берегам? Чем мы тебе можем помочь? Экологическое здоровье нашей реки, пруда, озера. Водные растения и обитатели - вчера, сегодня, завтра. Влияние промышленных и сельскохозяйственных объектов на экологическое состояние водоемов. 2.4. Понятие об экологии. Кто такие «зеленые» и «голубые». Откуда берутся и куда текут наши реки? Река - труженица, кормилица, красавица. Топонимы наших рек, о чем они рассказывают? Понятие об экологической культуре и экологическом образовании. Игра по топонимике рек нашего края: «Почему так называется?». Практические занятия. Рассказ - эстафета «Вниз по реке». Экскурсия по реке. 2.5. Наш парк и лес - «легкие» деревни. Парк «Беззаботное» - памятник садово-паркового искусства. Зеленые насаждения, они нас берегут, а мы их? Знакомство с экологическими картами нашего края. Красная книга. Экологическое равновесие, экологическая катастрофа. Устный журнал - конкурс знатоков народных примет. Практические занятия. Игра-мим «Я захожу в лес и вижу…» Игра в слова - ассоциации на краеведческую тематику. РАЗДЕЛ 4. Игровая деятельность Я – экскурсовод (16 час.) «Штурман по морю корабль безошибочно ведет. Штурман есть у нас в музее - школьный наш экскурсовод" (из музейной песни) Задачи раздела:
4.1. Зачем в музее проводятся экскурсии? «Для чего и кому они нужны? Кто покажет и расскажет? Кто обычным удивит? Интересное найдет? Школьный наш экскурсовод!» Практическое занятие. Прослушивание профессионального экскурсовода с последующим обсуждением. 4.2. Помощники экскурсовода. «Экспонаты моей экскурсии, как они связаны между собой, легенды экспонатов моей экскурсии». Я - главный знаток экспонатов. Мои помощники: музыка, стихи, песни - как их найти и применить? Практическое занятие. Работа с литературой музея и музыкальным фондом. Игра: «Заполни пропуск». Легенды экспонатов с пропущенными словами и фразами. От зрительного образа к пояснению; показ, рассказ-беседа. Игра «Пойми меня», на музейную тематику. 4.3.Чтобы меня слушали и слышали. «Представься, не волнуйся. Все очень хотят тебя услышать. Не забудь про «ключ» экскурсии! А если задали вопрос, как на него ответить? Не забудь спросить и ты, как запомнили «тобой рассказанное». Практическое занятие: Запись экскурсии на магнитофон с последующим прослушиванием и обсуждением. Игра. К нам в музей пришли иностранцы, которые плохо понимают по-русски, но им очень интересно услышать твою экскурсию. 4.4. Презентация экскурсии в музее классе. Представление экскурсий перед одноклассниками, родителями, сверстниками. Посвящение в члены Клуба «Музейные знатоки». Взаимопрослушивание и коллективное обсуждение итогов экскурсий. |
![]() | Санкт-петербурга и ленинградской области организации профсоюза работников государственных учреждений Между комитетом по социальной защите населения ленинградской области и комитетом межрегиональной | ![]() | Мо «Выборгский район» Ленинградской области Дата проведения: 29. 06. 2011 в 16. 00 Место проведения Создание филиала регионального объединения работодателей Союза промышленников и предпринимателей Ленинградской области на базе Совета... |
![]() | Ленинградской области приказ проект Российской Федерации от 15 ноября 2012 года №921н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «неонатология» и... | ![]() | Долгосрочной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории мо «Выборгский район» Ленинградской области на 2012-2016 годы» Цель программы Повышение конкурентоспособности туристского рынка мо «Выборгский район» Ленинградской области удовлетворяющего потребности... |
![]() | Концепция социально-экономического развития муниципального образования Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области (далее – мо «Выборгский район») расположено на побережье Финского... | ![]() | Пояснительная записка Курс «История и культура Ленинградской земли» Курс «История и культура Ленинградской земли» для учащихся 9 классов (34 часа – 1 час в неделю) является важной составной частью... |
![]() | «Здоровый ребенок» Спортивно-оздоровительное направление Содержание Фгос. Обязательным компонентом фгос является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность... | ![]() | Внеурочная деятельность младших школьников в рамках введения фгос начального общего образования Направление «Внеурочная деятельность» Которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Преимущества:... |
![]() | Методические основы управления туристским потенциалом региона (на примере санкт-петербурга и ленинградской области) | ![]() | Списо к кандидатов в присяжные заседатели от Ломоносовского муниципального района Ленинградской области для Ленинградского областного суда (общий) |