Дипломная работа




Скачать 22.85 Kb.
НазваниеДипломная работа
страница1/6
Дата03.02.2016
Размер22.85 Kb.
ТипДиплом
  1   2   3   4   5   6


Федеральное агентство по образованию

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Боровичский филиал.


Педагогический факультет.

Утверждаю:

Декан факультета

Л.А.Петрова 2009.


Развитие интереса к чтению и книге в семье.

Дипломная работа.


Специальность 050708 – Педагогика и методика начального образования.

Руководитель:

Орлова Г.А.

2009 г.

Исполнитель:

Студентка группы 6253 ду.

Бокова Т.В. 2009 г.


Оглавление.

Введение 3

Глава I. Теоретическое обоснование семейного чтения. 7

    1. Воспитание младших школьников в современной семье.

    2. Понятие литературного чтения в начальной школе; его место в семейном чтении. 15

    3. Некоторые модели семейного чтения в современном начальном образовании. Развитие интереса к чтению. 24

Выводы по главе I. 33

Глава II. Опыт организации семейного чтения в 4 «В» классе МОУСОШ №9 г. Боровичи. 35

2.1. Общая характеристика экспериментальной работы.

2.2. Содержание и методика семейного чтения. 40

2.3. Повышение интереса к чтению у младших школьников. 45

Выводы по главе II. 48

Заключение. 50

Список литературы. 52

Приложение. 56


Введение.

Чтение – это основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развитие интеллектуального потенциала ребенка. ( Н.Н.Светловская 2003:11)

Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий; от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. (Н.А.Рябушкин 1999:23)

В.А.Сухомлинский отмечал: « уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, его тончайшим оттенком. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет, и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

В современной начальной школе существует проблема «детского нечтения». Она является актуальной для науки и образовательной практике.

История методики обучения чтению отмечает, что во все времена читательская деятельность социально регулировалась, так как развивающееся общество всякий раз ставило при подготовке читателя те цели, которые оказывались в тот или иной период особо значимыми.

В свое время Д.Дидро утверждал, что люди перестают думать, когда перестают читать.

В.А.Сухомлинский видел «… воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало самой сильной, неодолимой, духовной страстью ребенка, чтобы в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний».

С.В.Михалков говорил: «люди теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или утратили способность эстетического наслаждения искусством, способность испытывать удовольствие от трудной интеллектуальной деятельности – от чтения высоких произведений искусства».

Таким образом, обучение умению читать и качественное его формирование следует рассматривать не только в узкопрагматическом смысле как овладение ребенком данным учебным навыком, но и в более широким – в качестве базы для личностного развития детей в будущем.

Кроме того, в настоящее время человек ощущает дефицит общения. Поэтому создались условия, которые благоприятны для приобщения ребенка к чтению, так как чтение ведущий вид речевой деятельности, а ведущая функция речи – общение.

Успех развития читательского интереса у детей зависит от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую, духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана прежде всего в семье. Однако, ученые и практики констатируют, что родители не берут на себя роль организаторов домашнего чтения. Причины этого явления, в частности, в неумении родителей грамотно организовать домашнее чтение и в несформированном отношении к чтению и книге как источников знаний, имеющих огромное воспитательное значение.

Изучению вопросов семейного чтения в советский период уделяли внимание многие ученые, но нет исследований о современном состоянии домашнего чтения. В настоящий момент имеются лишь фрагментарные исследования домашнего чтения Н.Н.Светловской, А.Г.Горецкого, С.В.Михалкова. Рекомендации для родителей по организации домашнего чтения устарели, а новые имеются лишь в качестве призывов, без серьезного анализа.

Таким образом, проблема организации домашнего чтения является актуальной и нуждается в серьезном рассмотрении.

Исходя из вышесказанного, проблему научного поиска составляет противоречие между определяющей ролью семьи в воспитании и развитии ребенка и неумением родителей использовать чтение и книгу в воспитательном процессе, а также отсутствием современных рекомендаций по организации домашнего чтения.

Объектом исследования является семейное воспитание.

Предмет дипломной работы определен как формирование интереса к чтению в совместной работе родителей и педагога.

Гипотеза состоит в следующем: « Если спланировать и провести работу с педагогами и родителями на основе положений о самостоятельном домашнем чтении Н.Н.Светловской, то у младших школьников повысится интерес к чтению и книге».

Цель исследования: выявить факторы, влияющие на повышение интереса к чтению и книге у учащихся в семейном воспитании.

В ходе практического и теоретического изучения вопросов повышения интереса к чтению и книге решались следующие задачи:

1.Изучить теоретический материал, раскрывающий понятие «литературное чтение» и особенности семейного воспитания на современном этапе развития общества.

2.Выяснить роль и место чтения и книги в современной семье.

3.Спроектировать и провести работу с педагогами и родителями с целью повышения у младших школьников интереса к чтению и книге.

В работе используется широкий спектр методов:

1.Теоретические: обобщение опыта ученых в области изучения вопросов семейного чтения, анализ научной литературы в области литературного и семейного чтения, особенностей воспитания младших школьников в условиях современной семьи; сравнение и описание моделей семейного воспитания, анализ результатов, полученных в практической части исследования, систематизация этих данных.

2.Эмпирические: анкетирование учащихся и их родителей, позволяющее получить обоснованное отражение интересующей информации, наблюдение с целью получения сведений о динамике развития интереса к чтению и книге у младших школьников, интервью с учителем позволяющее оценить читательские предпочтения учащихся и заинтересованность родителей в повышении интереса к чтению у их детей.

Практическая значимость дипломной работы состоит в том, что разработанные рекомендации для организации семейного чтения могут быть использованы педагогами начальных классов, студентами педагогических учебных заведений, а также родителями, что позволит повысить интерес к чтению и книги у младших школьников.

База исследования: МОУСОШ №9 г. Боровичи, 4 «В» класс.

Структура работы состоит из: введения, одной теоретической главы – «Теоретическое обоснование семейного чтения» и одной практической главы – «Опыт организации семейного чтения в 4 «В» классе МОУСОШ №9 г.Боровичи», заключения, списка литературы из 53 источников и 12 приложений.


Глава I. Теоретическое обоснование семейного чтения.

    1. Воспитание младших школьников в современной семье.

Семья – важнейший институт социализации и воспитания.(Т.Шибутани 1969:45)

Семья - ячейка общества и фактор социализации и воспитания человека, удивительным образом сумевшая, пожалуй, единственной из общественных структур, сохраниться до наших дней, хотя и претерпев весьма важные изменения. (П.И.Пидкасистый 1998:352)

С.И.Ожегов дает следующее определение семье: это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

В браке и семье отношения, обусловленные различием пола и половой потребностью, проявляются в форме нравственно – психологических отношений. Как социальное явление семья изменяется вслед за развитием экономического базиса общества, в то же время прогресс форм семей обладает относительной самостоятельностью.

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной государственной роли семьи, как одной из древних форм человеческой общности, посвящено немало работ еще со времен Платона и Аристотеля.

В настоящее время семья изучается демографами, психологами, социологами, учеными.

Семья является персональной средой жизни и развития человека от рождения до смерти, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. (С.А.Смирнов 2003:121)

Наиболее принятым определением семьи является характеристика ее как общности, основанной на общесемейной деятельности, связанной узами супружества – родительства – родства, осуществляющей воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи. (П.Ф.Лесгафт 1991:65)

Семья на протяжении длительной истории человечества остается основной формой организации воспроизводства обществ. Именно семья остается главной, исторически сложившейся формой личностного удовлетворения социальной потребности в воспроизводстве населения. Однако в последнее время достаточно четко намечается тенденция потребности семьи в детях, что сказывается на демографической ситуации, сложившейся в ряде стран. (В.Н.Мясинцев 1993:83)

Основными мотивирующими факторами образования семьи выступают: стремление избежать одиночества, желание иметь детей, реализация потребности в эмоциональном контакте, в понимании,создание психологической «ниши», поиск способов и механизмов психологической защиты.(Ю.П.Азаров 1993:25)

Диапазон индивидуальных моделей семьи достаточно велик. Также разнообразны феномены, в которых реализуются типы семейных отношений: любовь, дружба, аттракция и др.

Современные социально – экономические условия в обществе привели к изменению социальной структуры семьи, к высокой степени ее социальной неоднородности, что выражается в разном социальном статусе членов семьи. При недостаточно высоком культурном потенциале родителей не всегда обеспечивается передача его младшему поколению.

Со сменой поколений часто утрачиваются духовные и культурные ценности семьи.

Со структурой семьи связаны порядок и уклад ее жизни, обычаи, традиции, взаимоотношения с другими семьями и со всем обществом. Нарушение структуры семьи приводит к нарушении ее функций.

Функции семьи – это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. (Е.О.Смирнова 1997:112)

В.А,Лубко выделяет следующие функции семьи: репродуктивная функция – биологическое воспроизводство жизни, поддержание непрерывности рода благодаря рождению детей. Значимость данной функции состоит в том, что общество глубоко заинтересовано, чтобы последующее поколение было количественно больше предыдущего.

Функции первичной социализации детей – это постепенное введение ребенка семьей в общество, ознакомление его со всеми присущими этому обществу законами.

Досуговая функция- это время, проведенное детьми вместе с родителями, необходимое для повышения культурного, нравственно-эстетического уровня детей, развития их духовности.

От воспитательной функции семьи зависят нравственные устои, поддержание культурной непрерывности общества.

Воспитание любви к родной природе, знакомство с героическим прошлым нашей страны, с ее традициями, праздниками и знаменательными датами, трудовыми свершениями в первую очередь происходит в семье.

В семье закладываются основы нравственности. Постепенно в процессе общения с близкими, ребенок начинает понимать, какой поступок можно считать хорошим, а какой – плохим, что такое деятельное добро, уважение к людям, ответственность за свои поступки и дела и за общее дело коллектива.

В семье ребенок начинает понимать, что все создается трудом. В семье с самого раннего возраста он начинает привыкать к труду, определяя свое место в совместном труде родителей и других членов семьи. Правильно поставленное воспитание в семье закладывает в человеке основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе, таких как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива, доброжелательность и отзывчивость. Совместный с родителями или руководимый ими труд в быту способствует формированию трудовых навыков и умений, ловкости, сноровки в выполнении отдельных операций. Пример добросовестного выполнения родителями трудовых, производственных обязанностей постепенно воспитывает у детей убежденность в необходимости трудиться на благо общества.

Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширение их кругозора.

Исходя из перечисленных функций семьи, можно сделать вывод о том, что зачатки воспитания закладываются в семье, а школа лишь продолжает формирование гармонично развитой личности.

Поэтому достичь успеха в воспитании и обучении школьников должны помогать родители, которых педагогу необходимо сделать своими союзниками в работе. Педагог, совместно с родителями может сделать жизнь детей интересной и содержательной.

Формы участия родителей в жизни школа и класса разнообразны: родительские собрания, посещение уроков, участие в подготовке и проведении праздников, в постановке спектаклей, организации экскурсий, выставок.

Перед каждым собранием необходимо оформить доску (указать тему родительского собрания, привести слова-высказывания великих педагогов. Писателей, соответствующие теме собрания, оформить выставку ученических тетрадей, дневников и т.д.).

Главным звеном воспитания и обучения школьников является работа в тесном контакте с родителями. Родители должны быть инициаторами многих интересных дел. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания.

Также семья решает ряд задач. В.И.Гарбузов выделяет следующие задачи семейного воспитания: обеспечение физического воспитания; привитие санитарно – гигиенических навыков; формирование основ мировоззрения, гражданственности; умственное развитие ребенка; раскрытие у ребенка определенных индивидуальных задатков, склонностей, способностей; эстетическое воспитание детей.

Сила влияния семьи в том, что она осуществляется постоянно длительное время и в самых различных условиях и ситуациях. Человек живет в семье. Здесь он проводит большую часть своего времени. Дома он отдыхает и трудится, учится, занимается любимым делом, заботится о своих близких и пользуется их заботой и вниманием. Все это происходит постоянно, многие годы и постепенно создает правила, которые становясь традициями, составляют основу жизни человека.

Процесс формирования личности ребенка зависит от типа родительского отношения к нему. Большое значение имеет стиль семейного воспитания

(Приложение 1).

А.И.Захаров указывает на то, что современная семья испытывает множество проблем, связанных с воспитанием ребенка (Приложение 2).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что семья играет определяющую роль в воспитании и развитии ребенка, вместе с тем, она имеет много проблем на современном этапе развития общества.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, учат прежде всего своим примером, а уж потом наставлениями.

Домашнее чтение - одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности, чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений:

- совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует пополнению не только « жизненной копилки » знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую генетическую память кровных родственников;

- совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в суть ответа, что почти всегда способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и др.

- семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное;

- после чтения слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;

- чтение сказок позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они, как правило, не слышат ни в школе, ни в обыденном семейном общении, например, что такое целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстие, самопожертвование.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании произведения. У старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.

Если учитель намерен возродить утерявшие в последние десятилетия традиции семейного чтения, он может познакомить родителей своих воспитанников с основными рекомендациями:

  1. При выборе взрослыми произведения для семейного чтения следует ориентироваться на собственный интерес, на проблему семьи и своего ребенка.

  2. Произведение следует читать в специально отведенное для этого время; читать необходимо регулярно, тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей.

  3. Читать книгу может и сам ребенок, и кто–то из взрослых; кто именно это будет – определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться за советом ребенок в случае появления затруднений.

  4. Если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснений он от вас ждал.

  5. Если у ребенка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию: возможно, вы услышите рассуждения ребенка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии.

  6. Порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем–то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять.

  7. Если в ритуале семейного чтения принимают старшие члены семьи (дедушка или бабушка), окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребенком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим мнением.

  8. если ребенок попросил вас на завтра повторить ту же сказку или главу из книги – это неслучайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребенка еще и еще раз переживать события сказки, что его так глубоко затронуло?

Чтение сказки может произвести не ребенка большое впечатление, и в этом случае потребуется игра – драматизация. Ребенок начинает разыгрывать сценки из сказки, одевать кукол в одежду героев.

Игра – драматизация позволяет семье и поиграть, и помастерить, и пообщаться с детьми.

Творчество – это способность, которая обычно развивается у детей под воздействием образца творческих находок и выдумок другого человека. Роли ребенок может распределить по своему усмотрению, приняв в свой спектакль всех членов семьи.

Роль педагога в организации работы в семье может заключаться в следующем:

  1. Фиксирование того, что рассказывают родители о своих детях, и их высказывания по существу содержания произведения.

  2. Запись впечатлений детей о произведении, разыгрывание сценок.

  3. Фиксирование ситуаций связанных с содержанием произведения, в которых ребенку необходимо проявить нравственные качества, описанные в сказке.

  4. Проведение с учениками занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить интересные моменты произведения.

Приемы работы могут быть разнообразными:

-обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом или образами героев произведения;

- создание рисунков по мотивам произведения или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

- активная работа с текстом по выявлению причинно – следственных связей: почему герой поступил так; как можно было бы поступить и т.д.

- проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их.

- проигрывание вариантов решения ситуаций, т.е. использование сказки как притчи – нравоучения.

Таким образом, семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. И семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а следовательно, средство духовно нравственного воспитания.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Дипломная работа iconДипломная работа выполнена в цехе цифровой фотограмметрии фгуп урпцг «Уралгеоинформ»
Дипломная работа посвящена исследованию возможностей цифровой фотограмметрической системы photomod, предназначенной для решения полного...
Дипломная работа iconДипломная работа по теме: “ Интерактивная база данных по дендроклиматологии” Работу
Моя дипломная работа очень актуальна, потому что дендроклиматология – малоизученная и малоизвестная область биологии. Дендроклиматология...
Дипломная работа iconАннотация дипломная работа на тему Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с не
Дипломная работа на тему «Государственная политика Российской Федерации в сфере борьбы с незаконным оборот наркотических средств...
Дипломная работа iconДипломная работа методическая работа с классными руководителями общеобразовательной школы слушатель: Подкорытова Ольга Петровна, директор, мкоу «Плотниковская общеобразовательная школа»
Понятие о методической работе в общеобразовательном учреждении, ее цели, задачи, функции 8
Дипломная работа iconДипломная работа
Педагогические условия формирования истинного авторитета педагога
Дипломная работа iconДипломная работа
Особенности знаний об окружающем мире у младших школьников с интеллектуальным недоразвитием
Дипломная работа iconДипломная работа
Исследование проблемы алкогольной аддикции в отечественной и зарубежной психологии и социальных науках
Дипломная работа iconДипломная работа
Распад единого лагеря мыслителей диалектической теологии и наследственные течения в протестантской мысли. 97
Дипломная работа iconДипломная работа
Индо-английская культура второй половины XVIII века в Калькутте и ее влияние на культуру доминиона
Дипломная работа iconДипломная работа по специальности 050301 «Русский язык и литература»
Теоретические основы формирования познавательного интереса у подростков средствами активных методов обучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница