Скачать 36.77 Kb.
|
Основная образовательная программа начального общего образования МОУ Носковской основной общеобразовательной школы имени Д.Г. Сергиенкова Монастырщинского района д. Носково Структура основной образовательной программы начального общего образования МОУ Носковской основной общеобразовательной школы имени Д.Г. Сергиенкова Раздел 1. Пояснительная записка....................................................................стр. 3-10 Раздел 2. Планируемые результаты начального общего образования и система их оценивания……………………………………..стр. 10-18 Раздел 3. Учебный (образовательный) план………………………………стр. 19-21 Раздел 4. Программа формировании универсальных учебных действий……………………………………………………………………….стр. 21-38 Раздел 5. Программа отдельных учебных предметов, включенных в УМК «Школа России»……………………………………..стр. 39-69 Раздел 6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования…………….стр. 70-81 Раздел 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………стр. 81-98 Раздел 8. Программа коррекционной работы…………………………….стр. 99-103 Раздел 9. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования............................................................................................стр.104-109 Раздел 1. Пояснительная записка Основная образовательная программа начального общего образования (далее - Образовательная программа) МОУ Носковской основной общеобразовательной школы разработана коллективом педагогов начальной школы на основе ст.14,15 Закона РФ «Об образовании» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарта), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373. Образовательная программа разработана с учетом предложений «Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения, Начальная школа» (М.: Просвещение, 2010) Тип школы. Государственное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа Юридический адрес: Монастырщинский район; Телефон: 84814829053 E-mail: Документы, регламентирующие осуществление образовательного процесса: - Закон РФ «Об образовании» - Устав ОУ - Конвенция прав ребёнка - Типовое положение об образовательном учреждении от 19.03.2001г. №196 - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности – серия А №250812 регистрационный номер № 4319 от 25 декабря 2008г. выдана сроком на пять лет Департаментом Смоленской области по образованию и науке на реализацию образовательных программ начального общего, основного общего, дополнительного образования. Предельная численность контингента 27 человек (в одну смену). - Свидетельство о государственной аккредитации серии ОП № 013368 , регистрационный № 1423 от 30 декабря 2009 года. Учредитель: муниципальное образование «Монастырщинский район» Директор МОУ Носковской основной общеобразовательной школы: Елена Владимировна Бибикова Количество обучающихся в начальной школе –5 человек; Разработчики программы: Педагогический коллектив школы. Исполнители Программы: Педагогический и ученический коллективы школы, администрация, родительская общественность, социальные партнеры школы. Школа первой ступени общего образования работает по традиционной системе и реализует программу «Школа России». Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Образовательная программа «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:
Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания УМК. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации «Об образовании». Это: – гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; – воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; – единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; – общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников; – обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития; – формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира; – формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; – содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности. Целью реализации образовательной программы является: – сохранение и укрепление физического и психологического здоровья и безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия; – овладение основами грамотности в различных ее проявлениях (учебном, языковом, математическом, естественнонаучном, гражданском, технологическом); – формирование ключевых компетенций учащегося: в решении задач и проблем, информационно – коммуникационной, эстетико-технологической, учебной (образовательной) и компетентности взаимодействия; – развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и с собой, предполагающее успешность и самореализацию учащихся в образовательных видах деятельности, а также сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Задачи реализации образовательной программы :
Обозначенные выше цель, задачи и теоретические основы построения УМК « Школа России» нашли свое отражение в структурировании и содержании учебных курсов: Азбука. Авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др. Русский язык. Авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Математика. Авторы: Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Окружающий мир. Автор: Плешаков А.А. Технология. Автор: Конышева Н.М.. Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Изобразительное искусство. Автор: Шпикалова Т.Я. Физическая культура. Автор: Лях В.И. Программа адресована: Учащимся и родителям: - для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности ОУ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов; - для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможностей для взаимодействия; Учителям: -для углубления понимания смыслов образования и в качестве ориентира в практической образовательной деятельности; Администрации: - для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися основной образовательной программы; - для регулирования взаимоотношений субъектов образовательного процесса (педагогов, учеников, родителей, администрации); Учредителю и органам управления: - для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения в целом; - для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса качества условий и результатов образовательной деятельности. Ведущие целевые установки УМК «Школа России» УМК «Школа России» построена таким образом, что все его важнейшие компоненты: предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, учитывают требования к ее структуре и содержанию, отраженные в ФГОС и способствуют:
3. Организации учебной деятельности учащихся на основе системно- деятельностного подхода. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в УМК «Школа России» В содержание УМК «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами. Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников «Школа России» в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Дети, обучающиеся по системе учебников «Школа России» знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны. Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира. В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. . Характеристика кадрового состава. Специфика кадров МОУ Носковской школы определяется высоким уровнем профессионализма, высоким инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов. По образовательному уровню – высшее образование имеют 75% учителей, среднее специальное образование – 25% учителей. По стажу работы: 10-20 лет –1 чел. свыше 20 лет – 3чел. По квалификационным категориям: имеют высшую квалификационную категорию - 3 человека имеют первую квалификационную категорию - 1 человек Отраслевые награды имеет Буракова Т.А 2011 год – награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ. Требования к комплектованию классов. В первый класс принимаются все дети, проживающие в микрорайоне школы, достигшие возраста 6,6 лет (на 1 сентября) и не имеющие медицинских противопоказаний для обучения в 1 классе общеобразовательной школы по заявлению родителей (законных представителей). Уровень готовности ребёнка к освоению программы устанавливается на основании заключения (экспертизы) медицинского учреждения. Образовательная программа индивидуального обучения предоставляется детям по медицинским показаниям на основании справки КЭК и заявления родителя (законного представителя) и оформляется приказом районного отдела образования. Обучение на дому организуется администрацией школы, которая осуществляет контроль за регулярным проведением занятий учителем и проявляет заботу об учащихся, занимающихся индивидуально. Расписание занятий составляется с учётом данных о состоянии здоровья ребёнка и на основании примерного учебного плана для детей, обучающихся на дому. Программы по общеобразовательным предметам для данной категории детей разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учётом интересов, индивидуальных особенностей и психофизических возможностей больных детей и примерного учебного плана для обучения больных детей, утверждённого письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88№17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому». Характеристика образовательных потребностей родителей. Родители выбирают обучение в школе из соображений лучшего образования и воспитания ребенка, по мотивам территориальной близости. Причем родители особо выделяют успехи начального образования и, соответственно, уровень учителей. Кроме того, родители отмечают психологический климат, царящий в школе, дисциплину, стабильность педагогических кадров, порядок. Материально-техническая база ОУ. Классы оснащены наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями. В школе функционирует: - спортивный зал, - тренажерный зал, - спортивная площадка, - библиотека, - столовая. Особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Образовательная программа учитывает специфику начальной школы – особый этап в жизни ребенка, связанный: с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребенка – с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; принятием и освоением ребенком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; изменением при этом самооценки ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности. Стратегические характеристики основной образовательной программы учитывают существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы формируются через личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты формируются за счёт реализации программ отдельных учебных предметов, программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных предметов и программ всех без исключения учебных предметов. Социокультурные особенности Школа начала свою работу в 1977 году, находится в 15 минутах ходьбы от автобусной остановки. Рядом со школой расположен сельский совет, СДК, управление СПК.. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями стандарта организуется по направлениям развития личности: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, общеинтеллектуальное, социальное общекультурное В образовательной деятельности используются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, проблемное обучение, мастерские и т.д. Раздел 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Младший школьный возраст – это возраст, когда ребёнок проходит первый этап школьного образования. Главной чертой этого возрастного периода является смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному учению. Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития. На начальном этапе школьного образования формируется система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели. В процессе их реализации ребёнок учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат. В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений. С подобным опытом во многом связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими значимыми людьми являются прежде всего взрослые. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика. Виды деятельности младшего школьника:
Конкретные виды деятельности младших школьников, которые реализуются в образовательном учреждении, определяются самим образовательным учреждением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса. Задачи достижения запланированных образовательных результатов Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования
действовали САМОСТОЯТЕЛЬНО и в случаях ошибки находили способы корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах). В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Личностные планируемые результаты в условиях современного общества предполагают адаптацию (в широком смысле этого слова) к изменениям окружающей среды. Для учащихся начальных классов – это: формирование положительной «Я»-концепции, опыта самопознания и личностной самооценки; формирование основ гражданской идентичности; начальная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, красоты, истины; адекватная реакция в проявлениях эмоционально-оценочного отношения к миру (интересы, склонности, предпочтения); выражение собственного мнения, позиции; овладение культурой общения и поведения, своим поступкам и поведению других людей. Регулятивные учебные действия предполагают: самоопределение, самопознание, самореализация обеспечивают способность обучающегося к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. Овладение новым для первоклассника видом деятельности – учебной деятельностью – включает в себя осмысленное целеполагание (понять, принять, самому ставить цель); планирование (действий, объема работы, темпа ее выполнения), осуществление задуманного плана, самоконтроль (коррекцию), самооценку. Поскольку возраст 7–12 лет является сензитивным для развития мышления детей, то познавательные – логические – универсальные учебные действия в большей степени, чем ранее или в последующие годы, должны стать предметом овладения младшим школьником. Целостное восприятие образов, свойственное младшему школьнику выделяются свойства, существенные признаки, осуществляется сравнение, классификация (по выбранному признаку, свойству), на основе синтеза, обобщения предпринимаются попытки дать определения. В начальной школе закладываются умения в самостоятельном поиске необходимой информации – это - проявление умственной самостоятельности (постарайся додуматься сам)познавательной активности в общении (спроси у учителя или …). -обращение к книгам (словарям, энциклопедиям, справочникам, научно-популярной литературе -формирование информационных умений, позволяющих ученику ориентироваться в учебном или художественном тексте. Коммуникативные умения дополняются в школе опытом делового (учебного) сотрудничества. Смысл этого умения заключается в пробуждении мотивации к передаче информации в знаковой форме (схемы, таблицы, рисунки, нотная запись, иностранный язык с его алфавитом). Способом оценки достигаемых личностных и метапредметных результатов становится уровень притязаний ученика в выполнении предметных заданий различных уровней сложности и успешность выполнения заданий повышенного уровня сложности. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:
|