Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк»




Скачать 12.21 Kb.
НазваниеТезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк»
страница1/5
Дата03.02.2016
Размер12.21 Kb.
ТипТезисы
  1   2   3   4   5


Башкирский

экономико-юридический

техникум




ТЕЗИСЫ

научно-методической конференции

«Активизация познавательной деятельности студентов БЭК»


У


фа 2006


Даутова Т. А.,

начальник научно-методической части, отличник народного образования РБ


Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя


Современный преподаватель – профессионал должен отчетливо осознавать:

  • во имя чего и для кого он должен осуществлять свою деятельность, на каких идеях и принципах строить, т.е. иметь свою педагогическую философию, концепцию, ясные цели и смысл своей деятельности;

  • с помощью каких средств и в каких условиях организовывать данную деятельность; как оценивать ее эффективность;

  • какими профессиональными качествами он должен обладать для обеспечения успешности педагогической деятельности, что необходимо усовершенствовать в себе и в своей деятельности.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и создателя. Существует философский принцип – подобное создается подобным: нравственность ученика формируется нравственностью учителя, знание – знанием, мастерство – мастерством. Никакие современные технологии обучения и технические средства не помогут преподавателю выстроить педагогическую деятельность, если он сам личностно и профессионально не готов к ней. Готовность педагога к профессиональной деятельности обеспечивает, прежде всего, профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности или близкое к нему понятие «профессиональная компетентность».




Более высокой ступенью профессионализма является педагогическое мастерство. Оно слагается из таких компонентов как личностный, информационно – теоретический, деятельностный. Ведущее место принадлежит личностному компоненту как единству профессионально – педагогиче-
ской направленности и общих и профессионально - педагогических способностей.

Основой профессионально-педагогической направленности личности преподавателя выступает система ее ценностных отношений к педагогической деятельности, которая проявляется в отношении:

  • к педагогическому труду (осознание цели и личностного смысла данной деятельности, ее общественной значимости, глубокая заинтересованность в ее результатах, увлеченность преподаваемой дисциплиной);

  • к личности студента (ее безусловное принятие и направленность на профессионально-личностное развитие);

  • к личности преподавателя и к самому себе как педагогу (наличие профессионального идеала и позитивной Я-концепции, стремление к самосовершенствованию).

Успешность деятельности преподавателя обуславливается общими и педагогическими способностями. Педагогические способности отличаются рядом особенностей.

Например, мыслительные способности преподавателя характеризуются гибкостью (способностью быстро реагировать на ситуацию и изменять способы действий в зависимости от складывающихся условий), открытостью (способностью видеть различные возможные пути решения проблемы, понимать и воспринимать другие точки зрения), позитивной направленностью – мысль педагога должна быть согрета теплом сердца, освящена пониманием и состраданием.

Как результат позитивной направленности и открытости мышления воспринимается такое качество личности педагога, как толерантность — терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, поведению студентов и коллег, не соответствующих его собственным.

Коммуникативные способности представляют собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и деловое общение в процессе воспитания и обучения. Они включают в себя целый комплекс способностей и личностных свойств педагога:

    • общительность – способность быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения и адекватно реагировать на действия партнеров по общению;

    • распределенность внимания – способность преподавателя видеть все, что происходит вокруг него, заниматься сразу несколькими видами деятельности (сообщать материал, получать обратную связь — информацию о том, как воспринимают его студенты, держать в поле зрения каждого из них и т.д.);

    • эмпатия – способность к сопереживанию, способность педагога ощущать чувства и переживания другого, как свои собственные, поставить себя на место другого человека. Вот почему преподавателю полезно чаще вспоминать те свои состояния и проблемы, которые он испытывал в возрасте своих студентов;

    • перцептивность – способность воспринимать и определять эмоциональное состояние студента по его внешнему виду, жестам, мимике, движениям;

Организаторские способности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеаудиторной деятельности студентов, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Они проявляются в способность вести за собой, создавать мотивацию к деятельности, увлекать ее перспективами; способность «заражать» и заряжать других своей энергией.

Специфика педагогической деятельности требует от преподавателя владения системой общекультурных, специальных, психолого-педа-
гогических знаний
. Преподаватель должен быть хорошим профессионалом, иметь глубокие знания, необходимые для подготовки высококвалифицированных специалистов. Кроме того, преподавателю необходима система психолого-педагогических знаний. Это, прежде всего, знание особенностей педагогической деятельности, ее структуры, требований, которые она предъявляет к личности педагога; психолого – педагогических основ обучения:

  • сущность процесса обучения, его закономерности и принципы;

  • особенности и структуру учебной деятельности студентов, способы его организации;

  • способы проектирования учебного процесса, отбор содержания, форм, методов и средств обучения, современных технологий;

  • виды и способы организации самостоятельной работы студентов;

  • контроля и учета результатов обучения и т. д.

Следующим компонентом педагогического мастерства является владение педагогической технологией. Понятие «педагогическая технология» включает в себя систему умений, обеспечивающих проектирование и осуществление педагогического процесса в определенной последовательности действий, процедур. Педагог строит учебно-воспитательную деятельность технологично в том случае, если понимает логику и структуру данной деятельности, отчетливо видит и настраивает все ее этапы, владеет умениями, необходимыми для организации каждого этапа.

Для любых видов деятельности преподавателя (обучающей, воспитательной и коммуникативной) технологическая цепочка действий едина и выглядит следующим образом:

  1. диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодействия);

  2. целеполагание — постановка целей и их конкретизация в системе задач;

  3. выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;

  4. организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего, развивающего);

  5. обратная связь, оценка текущих результатов деятельности и их коррекция;

  6. итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогического взаимодействия;

  7. постановка новых целей и задач

Умение строить педагогический процесс предполагает и владение педагогической техникой – способами управления собой и воздействия на других, направленными на организацию педагогического воздействия со студентами.

Средствами педагогической техники являются вербальные и невербальные средства, позволяющие эффективно воздействовать на окружающих. Это и техника речи (ее эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ритм и темп, точность и языковая грамотность, четкость, дикция) и невербальные средства – владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств.

Каждый преподаватель должен определить особенности своей личности, знать сильные и слабые стороны как преподавателя и воспитателя, потому что, осуществляя свою профессиональную деятельность, каждый педагог стремится максимально адаптировать её к своим возможностям, особенностям, опираясь, прежде всего на те способности, которые более всего развиты у него.

Важнейшим условием становления профессионального мастерства преподавателя является определение индивидуального стиля своей педагогической деятельности.

Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой, добиваются успехов за счет быстроты, оригинальности и экспромтности решений. Они артистичны, экспрессивны, им присущ высокий уровень готовности к импровизации, непосредственность и выразительность эмоциональных реакций.

Преподаватели, наделенные сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой, тщательно готовят и взвешивают свои решения, действуют неторопливо, основательно, обладают большой выдержкой, сдержанны в эмоциональных проявлениях, последовательны и настойчивы.

Педагогическое мастерство педагогов, наделенных от природы слабым типом перепой системы, проявляется прежде всего в особой чуткости, вдумчивости в возникающих педагогических ситуациях, в способности понять внутренний мир обучающихся.

Выделяют четыре стиля индивидуальной деятельности: эмоционально-импровизационный (ЭИС), эмоционально-методический (ЭМС), рассуждающе-импровизационный (РИС) и рассуждающе-методический (РМС). Первый и четвертый стили полярны, противоположны друг другу, как чувства и холодный расчет.

Эмоционально-импровизационный (ЭИС). Преподавателя с ЭИС отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Он не стремится к четкому планированию занятия, допускает импровизацию, отбирает для отработки наиболее интересный материал, оставляя менее интересный для самостоятельного изучения студентами. Не любит заниматься «рутинными» делами – повторением и закреплением, контролем знаний. Для него характерны высокая оперативность, использование большого арсенала разнообразных методов обучения, стимулирование активной творческой, спонтанной деятельности обучаемых. Для педагога с ЭИС свойственно сочетание интуитивности с недостаточными рефлексивностью и анализом результатов своей деятельности.

Рассуждающе-импровизационный (РИС). Ориентируясь преимущественно на результаты обучения, преподаватель с РМС четко планирует занятия, жестко управляет педагогическим процессом, уделяет много времени повторению и закреплению, контролю знаний, умений и навыков. Высокая методичность сочетается с узким, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной (воспроизводящей) деятельности студентов. Работает в невысоком темпе и со всеми студентами, отличается рефлексивностью, хорошо развитыми аналитическими способностями.

Два других стиля – эмоционально-методический и рассуждающе-импровизационный – являются промежуточными, в разной степени объединяющими особенности стилей эмоционально-импровизационного и рассуждающе-методического.

Очевидно, что знание педагогом своего индивидуального стиля и опора на него в профессиональной деятельности необходимы. Благодаря личностному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию каждому преподавателю, независимо от присущего стиля деятельности, доступно достижение высокого уровня педагогического мастерства. Это возможно в только в процессе постоянной работы над собой.


  1   2   3   4   5

Похожие:

Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк» iconТезисы докладов
Современный социум глазами студентов: Тезисы докладов студенческой научно-практической конференции 18 апреля 2007 года. Азов: ООО...
Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк» iconАктивизация познавательной деятельности учащихся
Перед образованием стоят задачи внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной...
Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк» iconПрограмма межвузовской научно-методической конференции «Реализация инноваций и актуальные проблемы профессионального образования в современном обществе»
Открытие научно-методической конференции, утверждение регламента работы. Приветственное слово проректора по умр, к ф н., доцента...
Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк» iconАктивизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза средствами игрового моделирования
Работа выполнена в гоу впо «нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова»
Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк» iconТезисы докладов 1 научно-технической конференции «Повышение эффективности использования мелиорируемых земель в Сибири»
Томи. // Тезисы докладов IV сибирской региональной, конференции “Микроэлементы в биосфере и применение их в сельском хозяйстве и...
Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк» icon«Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательской деятельности»

Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк» iconМуниципальное образование Кореновский район
«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно познавательной деятельности младших школьников»
Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк» iconТема занятия: «Виды театральных кукол»
Цель: активизация познавательной и творческой деятельности школьников за счёт компьютерной визуализации
Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк» iconОпыта связана с основными направлениями деятельности общеобразовательного учреждения. Позволяет последовательно решать задачи биологического образования и воспитания школьников,
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через синтез педагогических технологий»
Тезисы научно-методической конференции «Активизация познавательной деятельности студентов бэк» iconПлан методической работы учителя 11 Критерии результативности деятельности (методиста) зам директора по научно-методической работе 13 Выявление, изучение и представление педагогического опыта 15
Критерии результативности деятельности (методиста) зам директора по научно-методической работе 13
Разместите кнопку на своём сайте:
Библиотека


База данных защищена авторским правом ©lib2.znate.ru 2012
обратиться к администрации
Библиотека
Главная страница